Деятельность контрольно-счетных органов на разных стадиях бюджетного процесса




Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утвер­ждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осу­ществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рас­смотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Участники бюджетного процесса в Российской Федерации:

Президент РФ;

высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;

законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

исполнительные органы государственной власти и исполни­тельно-распорядительные органы муниципальных образований;

Центральный банк РФ;


Лекция 6. Государственный и муниципальный финансовый контроль…

органы государственного (муниципального) финансового кон­троля;

органы управления государственными внебюджетными фон-дами;

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финан­сирования дефицита бюджета;

получатели бюджетных средств.

На стадии разработки проектов бюджетов Счетная палата РФ, КСО субъектов РФ и муниципальных образований:

проводят экспертизу нормативных правовых актов, устанавли­вающих налоги и льготы по этим налогам;

проводят экспертизу проектов долгосрочных целевых программ;

анализируют недостатки и нарушения, выявленные в ходе про­верок;

анализируют содержание документов, составление которых дол-жно предшествовать составлению проектов соответствующих бюдже­тов (бюджетное послание Президента РФ, прогноз социально-экономи-ческого развития, реестр расходных обязательств и др.);

анализируют состояние нормативно-правовой базы, изменений бюджетного законодательства, произошедших до момента составле­ния бюджетов, при необходимости инициируют внесение изменений в нормативные правовые акты.

На стадии рассмотрения и принятия проектов бюджетов [(по­сле внесения проектов в законодательные (представительные) органы] КСО:

в установленные сроки проводят экспертизу проектов норма­тивных правовых актов о соответствующих бюджетах и дают заключе­ния о возможности их принятия в первом чтении, а также о недостат­ках, которые могут и должны быть исправлены в ходе работы над про­ектами этих документов;

участвуют в работе комитетов, рабочих групп, согласительных комиссий по доработке проектов бюджетов, при необходимости про­водят экспертизу поправок к проектам бюджетов.

На стадии исполнения бюджетов КСО:

осуществляют мониторинг исполнения бюджетов, информируя законодательные (представительные) органы об отклонениях от за­данных бюджетных показателей;


А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»

анализируют представленные исполнительными органами госу­дарственной власти и местными администрациями отчеты об исполне­нии бюджетов за I квартал, I полугодие и 9 мес. и представляют об этом информацию законодательным (представительным) органам;

в случае необходимости проводят экспертизу проектов норма­тивных правовых актов о внесении изменений в соответствующие бюджеты;

проводят проверки согласно плану своей деятельности в поряд­ке последующего контроля за исполнением отдельных доходов и рас­ходов бюджетов прошедшего и текущего годов.

На заключительной стадии бюджетного процесса:

Счетная палата РФ проводит внешнюю проверку годового отчета об исполнении федерального бюджета и проверку годовых отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов;

контрольно-счетные органы субъектов РФ проводят внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ и про­верку годового отчета об исполнении бюджета Территориального фон­да обязательного медицинского страхования;

контрольно-счетные органы муниципальных образований про­водят внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета;

контрольно-счетные органы всех уровней проводят экспертизу проектов нормативных правовых актов (законов на федеральном и ре­гиональном уровнях и решений на муниципальном) об исполнении со­ответствующих бюджетов, внесенных исполнительными органами в за­конодательные (представительные) органы одновременно с отчетами об исполнении соответствующих бюджетов, и дают заключения о воз­можности их принятия.

В ходе внешних проверок отчетов об исполнении соответст­вующих бюджетов и бюджетов государственных и территориальных государственных внебюджетных фондов КСО изучают представленную главными администраторами бюджетных средств (главными распоря­дителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджетов и главными администраторами источников финансирова­ния дефицита бюджетов), органами управления внебюджетными фондами отчетность и дают заключение о полноте и достоверности этой отчетности.

Таким образом, КСО в ходе бюджетного процесса осуществляют весь комплекс процедур предварительного, текущего и последующего


Лекция 6. Государственный и муниципальный финансовый контроль…

контроля, что позволяет им с большой степенью достоверности и объ­ективности предоставлять необходимую информацию законодатель­ным (представительным) органам и общественности о качестве управ­ления общественными ресурсами.

Поскольку бюджетный процесс не укладывается в рамки одного года, КСО приходится осуществлять контрольные действия одновре­менно по отношению к бюджетам прошедшего, текущего и предстоя­щего финансовых лет. Рассмотрим участие Счетной палаты в бюджет­ном процессе в Свердловской области. Схематично это выглядит сле­дующим образом (рис. 6):

Год I квартал II квартал III квартал IV квартал

 

Прошедший Последующий контроль, подго­товка к внешней проверке Последующий контроль. С 15 апреля до 1 июня – проведение внешней провер­ки отчета об ис­полнении бюдже­та Последующий контроль Последующий контроль
Текущий Мониторинг ис­полнения бюдже­та текущего года Мониторинг. К 20 мая – ин­формация об ис­полнении бюдже­та за I квартал. Экспертиза про­ектов законов о внесении изме­нений в бюджет Мониторинг. К 20 августа – ин­формация об ис­полнении бюдже­та за I полугодие. Экспертиза про­ектов законов о внесении изме­нений в бюджет. Последующий контроль Мониторинг. К 20 ноября – ин­формация об ис­полнении бюдже­та за 9 мес. Экспертиза про­ектов законов о внесении изме­нений в бюджет. Последующий контроль
Предстоящий   Экспертиза про­ектов ДЦП, нало­говых законов, иных актов бюд­жетного законо­дательства Экспертиза про­ектов ДЦП – до 15 августа, на­логовых законов, иных актов бюд­жетного законо­дательства – до 15 сентября С 15 по 30 октяб­ря экспертиза проекта бюджета

Рис. 6. Схема участия Счетной палаты в бюджетном процессе в Свердловской области


А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: