Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Участники бюджетного процесса в Российской Федерации:
Президент РФ;
высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
исполнительные органы государственной власти и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований;
Центральный банк РФ;
Лекция 6. Государственный и муниципальный финансовый контроль…
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фон-дами;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
На стадии разработки проектов бюджетов Счетная палата РФ, КСО субъектов РФ и муниципальных образований:
проводят экспертизу нормативных правовых актов, устанавливающих налоги и льготы по этим налогам;
проводят экспертизу проектов долгосрочных целевых программ;
анализируют недостатки и нарушения, выявленные в ходе проверок;
анализируют содержание документов, составление которых дол-жно предшествовать составлению проектов соответствующих бюджетов (бюджетное послание Президента РФ, прогноз социально-экономи-ческого развития, реестр расходных обязательств и др.);
|
анализируют состояние нормативно-правовой базы, изменений бюджетного законодательства, произошедших до момента составления бюджетов, при необходимости инициируют внесение изменений в нормативные правовые акты.
На стадии рассмотрения и принятия проектов бюджетов [(после внесения проектов в законодательные (представительные) органы] КСО:
в установленные сроки проводят экспертизу проектов нормативных правовых актов о соответствующих бюджетах и дают заключения о возможности их принятия в первом чтении, а также о недостатках, которые могут и должны быть исправлены в ходе работы над проектами этих документов;
участвуют в работе комитетов, рабочих групп, согласительных комиссий по доработке проектов бюджетов, при необходимости проводят экспертизу поправок к проектам бюджетов.
На стадии исполнения бюджетов КСО:
осуществляют мониторинг исполнения бюджетов, информируя законодательные (представительные) органы об отклонениях от заданных бюджетных показателей;
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»
анализируют представленные исполнительными органами государственной власти и местными администрациями отчеты об исполнении бюджетов за I квартал, I полугодие и 9 мес. и представляют об этом информацию законодательным (представительным) органам;
в случае необходимости проводят экспертизу проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в соответствующие бюджеты;
|
проводят проверки согласно плану своей деятельности в порядке последующего контроля за исполнением отдельных доходов и расходов бюджетов прошедшего и текущего годов.
На заключительной стадии бюджетного процесса:
Счетная палата РФ проводит внешнюю проверку годового отчета об исполнении федерального бюджета и проверку годовых отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов;
контрольно-счетные органы субъектов РФ проводят внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ и проверку годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования;
контрольно-счетные органы муниципальных образований проводят внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета;
контрольно-счетные органы всех уровней проводят экспертизу проектов нормативных правовых актов (законов на федеральном и региональном уровнях и решений на муниципальном) об исполнении соответствующих бюджетов, внесенных исполнительными органами в законодательные (представительные) органы одновременно с отчетами об исполнении соответствующих бюджетов, и дают заключения о возможности их принятия.
В ходе внешних проверок отчетов об исполнении соответствующих бюджетов и бюджетов государственных и территориальных государственных внебюджетных фондов КСО изучают представленную главными администраторами бюджетных средств (главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджетов и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджетов), органами управления внебюджетными фондами отчетность и дают заключение о полноте и достоверности этой отчетности.
|
Таким образом, КСО в ходе бюджетного процесса осуществляют весь комплекс процедур предварительного, текущего и последующего
Лекция 6. Государственный и муниципальный финансовый контроль…
контроля, что позволяет им с большой степенью достоверности и объективности предоставлять необходимую информацию законодательным (представительным) органам и общественности о качестве управления общественными ресурсами.
Поскольку бюджетный процесс не укладывается в рамки одного года, КСО приходится осуществлять контрольные действия одновременно по отношению к бюджетам прошедшего, текущего и предстоящего финансовых лет. Рассмотрим участие Счетной палаты в бюджетном процессе в Свердловской области. Схематично это выглядит следующим образом (рис. 6):
Год I квартал II квартал III квартал IV квартал
Прошедший | Последующий контроль, подготовка к внешней проверке | Последующий контроль. С 15 апреля до 1 июня – проведение внешней проверки отчета об исполнении бюджета | Последующий контроль | Последующий контроль |
Текущий | Мониторинг исполнения бюджета текущего года | Мониторинг. К 20 мая – информация об исполнении бюджета за I квартал. Экспертиза проектов законов о внесении изменений в бюджет | Мониторинг. К 20 августа – информация об исполнении бюджета за I полугодие. Экспертиза проектов законов о внесении изменений в бюджет. Последующий контроль | Мониторинг. К 20 ноября – информация об исполнении бюджета за 9 мес. Экспертиза проектов законов о внесении изменений в бюджет. Последующий контроль |
Предстоящий | Экспертиза проектов ДЦП, налоговых законов, иных актов бюджетного законодательства | Экспертиза проектов ДЦП – до 15 августа, налоговых законов, иных актов бюджетного законодательства – до 15 сентября | С 15 по 30 октября экспертиза проекта бюджета |
Рис. 6. Схема участия Счетной палаты в бюджетном процессе в Свердловской области
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»