Конституция РФ устанавливает принципы государственного устройства, основным из которых является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, определяет компетенцию государственных органов и уровней государственной власти, основы местного самоуправления.
В ст. 101 Конституции РФ определено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом. В ст. 102 и 103 Конституции РФ установлено, что к ведению Совета Федерации относятся назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
В развитие норм, содержащихся в ст. 101 Конституции РФ, принят Федеральный закон от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Данным законом устанавливается состав и структура Счетной палаты, определяется порядок ее деятельности, меры, принимаемые по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) (принят 31.07.1998 г., вступил в силу с 01.01.2000 г.). Принято около 100 законов
Лекция 3. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля
о внесении изменений (наибольшее количество принципиальных изменений внесено Федеральным законом от 24.04.2007 г. № 63-ФЗ).
При рассмотрении положений БК РФ, регулирующих осуществление ГМФК, следует выделить следующие группы норм:
|
1) ГМФК, осуществляемый законодательными (представительными) органами (ст. 265 и 153);
2) ГМФК, осуществляемый контрольно-счетными органами (ст. 157; 264.2; 264.4; 145; 149);
3) ГФК, осуществляемый исполнительными и созданными ими контрольно-счетными органами (ст. 157; 256; 257; 268; 269; 270);
4) ГФК, осуществляемый контрольно-счетными органами субъектов РФ по отношению к местным бюджетам (ст. 136; 157);
5) нарушения бюджетного законодательства (ст. 281; 282; 283; 284.1; 289–306).
Правовое регулирование деятельности контрольно-счетных органов (КСО), созданных законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления осуществлено в Федеральном законе от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В данном Федеральном законе устанавливаются основы статуса КСО, принципы их деятельности и основные полномочия, права, обязанности и ответственность должностных лиц. Определено, каким образом формируются региональные и муниципальные КСО, как планируют свою деятельность, какими стандартами пользуются, как обеспечивают результативность контрольных мероприятий, как взаимодействуют между собой.
Закон дал ответы на многие вопросы, долгое время обсуждавшиеся в контрольном сообществе:
введено понятие «внешний финансовый контроль»;
четко определено, что КСО субъектов РФ обладают правами юридического лица;
основными формами деятельности КСО являются контрольные и экспертно-аналитические мероприятия;
|
они самостоятельно планируют свою деятельность, принимают меры по результатам контрольных мероприятий;
осуществляют контроль не только за законностью, но и за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств.
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»
Однако часть проблем, особенно касающихся муниципального финансового контроля, осталась неурегулированной.
Правовые основы деятельности муниципальных контрольных органов изложены в ст. 34 и 38 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Устанавливается, что если контрольный орган муниципального образования создается, то он должен быть образован как орган местного самоуправления. Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В развитие норм, содержащихся в ст. 267 БК РФ, принято постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» (последние изменения от 28.01.2011 г. № 39).
Согласно этому документу Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
|
В развитие норм, содержащихся в ст. 268 БК РФ, принято постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (последние изменения от 17.01.2011 г. № 5).
Согласно этому документу Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
Лекция 3. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля