И муниципального финансового контроля




Конституция РФ устанавливает принципы государственного устройства, основным из которых является принцип разделения вла­стей на законодательную, исполнительную и судебную, определяет компетенцию государственных органов и уровней государственной власти, основы местного самоуправления.

В ст. 101 Конституции РФ определено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом. В ст. 102 и 103 Конституции РФ установлено, что к ведению Совета Федерации относятся назначение на должность и освобождение от должности за­местителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее ауди­торов, к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной пала­ты и половины состава ее аудиторов.

В развитие норм, содержащихся в ст. 101 Конституции РФ, при­нят Федеральный закон от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Данным законом устанавливается состав и структура Счетной палаты, определяется порядок ее деятельности, меры, принимаемые по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) (принят 31.07.1998 г., вступил в силу с 01.01.2000 г.). Принято около 100 законов


Лекция 3. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля

о внесении изменений (наибольшее количество принципиальных из­менений внесено Федеральным законом от 24.04.2007 г. № 63-ФЗ).

При рассмотрении положений БК РФ, регулирующих осуществ­ление ГМФК, следует выделить следующие группы норм:

1) ГМФК, осуществляемый законодательными (представитель­ными) органами (ст. 265 и 153);

2) ГМФК, осуществляемый контрольно-счетными органами (ст. 157; 264.2; 264.4; 145; 149);

3) ГФК, осуществляемый исполнительными и созданными ими контрольно-счетными органами (ст. 157; 256; 257; 268; 269; 270);

4) ГФК, осуществляемый контрольно-счетными органами субъ­ектов РФ по отношению к местным бюджетам (ст. 136; 157);

5) нарушения бюджетного законодательства (ст. 281; 282; 283; 284.1; 289–306).

Правовое регулирование деятельности контрольно-счетных ор­ганов (КСО), созданных законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами ме­стного самоуправления осуществлено в Федеральном законе от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятель­ности контрольно-счетных органов субъектов Российской Феде­рации и муниципальных образований».

В данном Федеральном законе устанавливаются основы статуса КСО, принципы их деятельности и основные полномочия, права, обя­занности и ответственность должностных лиц. Определено, каким об­разом формируются региональные и муниципальные КСО, как плани­руют свою деятельность, какими стандартами пользуются, как обеспе­чивают результативность контрольных мероприятий, как взаимодей­ствуют между собой.

Закон дал ответы на многие вопросы, долгое время обсуждав­шиеся в контрольном сообществе:

введено понятие «внешний финансовый контроль»;

четко определено, что КСО субъектов РФ обладают правами юридического лица;

основными формами деятельности КСО являются контрольные и экспертно-аналитические мероприятия;

они самостоятельно планируют свою деятельность, принимают меры по результатам контрольных мероприятий;

осуществляют контроль не только за законностью, но и за эффек­тивностью и результативностью использования бюджетных средств.


А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»

Однако часть проблем, особенно касающихся муниципального финансового контроля, осталась неурегулированной.

Правовые основы деятельности муниципальных контрольных органов изложены в ст. 34 и 38 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации».

Устанавливается, что если контрольный орган муниципального образования создается, то он должен быть образован как орган мест­ного самоуправления. Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципаль­ной собственности.

В развитие норм, содержащихся в ст. 267 БК РФ, принято поста­новление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» (последние изменения от 28.01.2011 г. № 39).

Согласно этому документу Федеральное казначейство (Казна­чейство России) является федеральным органом исполнительной вла­сти (федеральной службой), осуществляющим функции по обеспече­нию исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию ис­полнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и те­кущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателя­ми средств федерального бюджета.

В развитие норм, содержащихся в ст. 268 БК РФ, принято поста­новление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзо­ра» (последние изменения от 17.01.2011 г. № 5).

Согласно этому документу Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и над­зору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного кон­троля, а также функции по внешнему контролю качества работы ауди­торских организаций, определенных Федеральным законом «Об ауди­торской деятельности».


Лекция 3. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: