Финансовый контроль осуществляется как государством (государственный финансовый контроль), так и негосударственными структурами (общественными организациями, предприятиями, домашними хозяйствами).
Государственный финансовый контроль обеспечивается органами государственной власти и созданными ими специализированными контролирующими органами. Он направлен на отслеживание денежных потоков в экономике страны, проверку полноты и своевременности взимания налогов и сборов, таможенных платежей, законности, результативности и эффективности функционирования банковской системы и бюджетной системы, валютных операций, исполнения расходных обязательств и использования государственного имущества.
Информация, поступающая государственным органам, осуществляющим властные полномочия, от органов государственного контроля, позволяет своевременно и точно корректировать их управляющее воздействие на подконтрольные объекты, что повышает эффективность управления социально-экономическими процессами.
Управление государственными финансами (и государственное управление в целом) – процесс сложный и требует оперирования такими взаимосвязанными и взаимозависимыми понятиями, как «финансовая система», «финансовые отношения», «финансовый механизм», «финансовая политика». Государственный финансовый кон-
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»
троль – один из элементов системы управления финансами – является составной частью финансового механизма, который обеспечивает осуществление финансовой политики государства.
Общепринятого определения государственного финансового контроля не существует. В зависимости от того, какая сторона этого явления (экономическая, финансовая, юридическая, управленческая) рассматривается как основная, формулируются различные определения. Например, государственный финансовый контроль – это:
|
разновидность финансовой деятельности государства, осуществляемой всей системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами, и состоящей в проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства, а также субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и воздействия;
основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому, эффективному и экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения установленной государством финансовой дисциплины;
регулируемая правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов, а также законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности, имеющая своей целью не только обнаружить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объектов;
|
установленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц), а также подразделений внутреннего контроля государственных организаций по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов;
одна из функций государственных органов, представляющая собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности форми-10
Лекция 1. Теоретические основы государственного финансового контроля
рования, обоснованности распределения и эффективности использования общественных финансовых ресурсов, а также государственного имущества, закрепленного за государственными организациями и учреждениями;
система институтов, инструментов и объектов по проверке законности и целесообразности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления;
форма реализации контрольной функции финансов на всех стадиях процесса общественного воспроизводства, обусловливающая эффективное выполнение функции государственного управления по прямому и косвенному регулированию социально-экономических процессов, в которых участвуют субъекты финансовых правоотношений.
Негосударственный финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторскими компаниями либо аудиторами, общественными организациями, объединениями, а также должностными лицами, специализированными подразделениями организаций и отдельными специалистами, индивидуальными предпринимателями и домо-хозяйствами в целях проверки и отслеживания целесообразности, законности, достоверности и эффективности финансовых потоков.
|
Аудиторский контроль представляет собой контрольную деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями или отдельными аудиторами путем проведения независимых проверок отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составления финансовой отчетности организациями. Целью аудита является составление независимого квалифицированного мнения о правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации и ее конечные результаты, о достоверности ее финансовой и бухгалтерской отчетности, а также разработка рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и показатели отчетности.
Аудиторский контроль, в отличие от государственного финансового контроля, осуществляется на договорных началах, объект аудита имеет право выбора аудитора или аудиторской организации, выявление финансовых нарушений в ходе проверки не влечет за собой применения финансовых санкций.
В зависимости от пользователя результатами аудита он может быть внешним и внутренним. Внешний аудит осуществляется аудиторскими организациями или специалистами-аудиторами на основе дого-
А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»
вора с собственником предприятия. В результате такого аудита собственник получает информацию о том, насколько эффективно управляет его собственностью наемный менеджер. Внутренний аудит может производиться сотрудниками предприятия или аудиторской организацией (аудитором) по договору, заключаемому руководством предприятия. В этом случае пользователем результатов аудита является руководство предприятия. Аудитор оценивает финансово-хозяйственную деятельность, правильность ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности, дает рекомендации по оптимизации расходов и повышению эффективности деятельности предприятия.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией и специализированными структурными подразделениями организаций, а также домашними хозяйствами в целях контроля результативности и эффективности использования финансовых ресурсов, предотвращения и выявления финансовых нарушений и злоупотреблений в собственном хозяйстве.
В демократическом государстве возрастает роль общественного контроля, который осуществляется представителями организаций – общественными союзами и объединениями. Целью общественного финансового контроля является защита финансовых интересов граждан, отдельных социальных и профессиональных групп в случаях их нарушения или ущемления со стороны органов государственной (муниципальной) власти и работодателей. Эффективности общественного контроля способствует максимальная гласность и открытость финансовых потоков в государстве.
Негосударственный финансовый контроль не является предметом данного курса лекций, поэтому в дальнейшем речь будет идти только о государственном финансовом контроле (сокращенно – ГФК).