Зарубежный опыт организации внешнего государственного финансового контроля




В зарубежных странах для обозначения внешнего государствен­ного финансового контроля обычно используется термин «государст­венный аудит». В развитых странах имеется многолетний опыт органи­зации государственного аудита, поэтому его следует изучать и исполь­зовать. Как правило, в государстве существует высший орган аудита (ВОА), функции и структура которого зависят от формы правления, при­нятой в государстве, и национальных традиций организации финансо­вой системы. В русском языке для обозначения данного понятия упот­ребляется термин «Высший орган финансового контроля» (ВОФК) или высший контрольный орган (ВКО).

Высшие органы аудита в разных странах имеют различные на­именования: например, в Японии это Контрольно-ревизионное управ­ление, в Китае – Высшее учреждение ревизии счетов, в Албании, Бель­гии, Испании, Португалии, Швеции, Норвегии – Счетные палаты.

Законодательство о государственном аудите в разных странах имеет свои особенности: полномочия ВОА определяются конституци-


Лекция 11. Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля…

ей, специальным законом о ВОА, другими законами. В зависимости от полномочий и результатов деятельности можно выделить четыре типа высших органов аудита:

ВОА – судья (Франция, Греция, Италия, Малайзия);

ВОА – бухгалтер (Великобритания);

ВОА – научный работник (Голландия);

ВОА – консультант (Швеция).

Различна степень независимости ВОА в разных странах. В наи­более развитых государствах ВОА имеют статус высших государствен­ных органов. В большинстве государств руководитель ВОА назначается парламентом и ему подотчетен. Однако бывает и по-другому. Напри­мер, в Китае и Вьетнаме ВОА входят в систему исполнительной власти.

Среди ВОА есть иерархически организованные учреждения с еди­ноличным руководством: Великобритания, Венгрия, Дания, Швеция, Малайзия, Таиланд, Вьетнам, а есть те, где действует коллегиальная структура: ФРГ, Франция, Корея, Словакия, Нидерланды, Россия, Чехия.

Не все высшие органы аудита уполномочены осуществлять пред­варительный контроль. Экспертизы не проводят, например, ВОА Китая, Франции, Великобритании, Таиланда, Вьетнама.

Контрольные полномочия большинства ВОА включают осущест­вление как финансового аудита, так и аудита деятельности государст­венных органов.

В США высший орган аудита – Государственное контрольное управление (ГКУ), оно фактически является субъектом контрольной ветви власти в государстве и осуществляет как финансовый аудит, так и аудит деятельности государственных органов. Возглавляет ГКУ Гене­ральный контролер. Он назначается Президентом США на срок 15 лет без ограничения по возрасту. Генеральный контролер подотчетен Кон­грессу США, им же может быть отстранен от должности только в случае неспособности исполнять свои обязанности.

В Великобритании Национальное контрольно-ревизионное управление – НКРУ (так обычно переводится на русский язык термин The National Audit Office) возглавляет Контролер и Генеральный ауди­тор Великобритании. По статусу он является должностным лицом Палаты общин и отчитывается о работе перед ней и ее комитетом по бюджету. Срок его полномочий законодательного не ограничен. Назначается на должность Ее Величеством королевой после голосования в Палате об­щин, куда вносит кандидатуру Премьер-министр страны. Проверку бюджета НКРУ проводит Комиссия Палаты общин по финансовому кон­тролю.


А. К. Измоденов «Государственный и муниципальный финансовый контроль»

Управление Генерального аудитора Канады (УГА) является ВОА этого государства. Генеральный аудитор, назначаемый на срок 10 лет, имеет значительную степень независимости, подотчетен только Пар­ламенту. Генеральный аудитор проводит аудит отчетности, аудит соот­ветствия и аудит эффективности использования государственных средств и работы государственного механизма. В составе УГА учрежде­на должность Специального уполномоченного по охране окружающей среды и устойчивому развитию.

Государственный аудит в ФРГ осуществляется Федеральной Счет­ной палатой и счетными палатами федеральных земель, которые яв­ляются независимыми органами финансового контроля. Федеративная Счетная палата имеет статус верховного федерального органа, облада­ет независимостью, отвечает только перед законом. Президент палаты (назначаемый на срок 12 лет), вице-президент, заведующие отделами и секторами Федеральной Счетной палаты имеют статус судей и не мо­гут быть сняты со своих постов.

Счетная палата Австрии подчинена Национальному совету – палате парламента Австрийской Республики. Президент Счетной пала­ты избирается Национальным советом на 12 лет без права повторного избрания. Аудиторы Счетной палаты назначаются Федеральным пре­зидентом по представлению Президента Счетной палаты. Счетная па­лата уполномочена проверять финансовую деятельность Федерации, земель, общин, при этом оценивая и правильность ведения счетов, и эффективность управления финансами.

Законодательство Французской республики определяет, что Счетная палата Франции независима и от Парламента, и от правитель­ства. Она состоит из Президента, председателей палат, советников и ревизоров, которые имеют статус судей, их нельзя сместить с поста. Счетная палата уполномочена исполнять некоторые судебные функ­ции: определять степень виновности лиц, выносить приговоры о воз­мещении похищенных средств, налагать штрафные санкции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: