Политика правительства в этой сфере носила противоречивый и во многом непоследовательный характер, сочетая в себе как прогрессивные, так и консервативные черты. В начале 1880-х гг. по инициативе нового министра финансов Н.Х. Бунге вышло несколько законодательных актов, ставших логическим продолжением аграрных и финансовых преобразований 1860-х гг.
28 декабря 1881 г. Александр III подписал серию нормативных актов по аграрному вопросу:
Указ №575 «О выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам в губерниях состоящих на Великоросийском и Малоросийском местных положениях от 19 февраля 1861 года.
Указ №576 «О понижении выкупных платяжей»
Высочайше утвержденное мнение государственного совета№ 577 «О выкупе наделов крестьянами остающимися еще вв обязательных отношениях к помещикам и о понижении выкупных платежей»
Реализовывать означенные выше три нормативных акта Император решил через Крестьянский Поземельный Банк
18.05.1882 Высочайше Утвержденное Положение № 894 «О Крестьянском Поземельном Банке»
Крестьянский поземельный банк, который был призван снять остроту аграрного вопроса путем выдачи крестьянам или сельским общинам льготных кредитов на приобретение земли. По данным отечественных историков, в результате деятельности Крестьянского поземельного банка только в 1883;1900 гг. крестьянам и их общинам было продано свыше 5 млн десятин земли, в результате чего резко возросло количество крестьянских хозяйств капиталистического типа.
28.05.1885 высочайше утвержденное мнение государственного совета №2988» об отмене подушной и преобразовании оброчной податей»
Данный нормативный акт отменял архаичную подушную подать и вводил с 1 января 1887 г. более прогрессивный налог с имущества.
|
Наряду с прогрессивными мерами правительства, в 1880;1890-е гг. была издана целая серия законодательных актов, направленная на консервацию патриархальных устоев крестьянской семьи и крестьянской общины.
В частности, чтобы предотвратить участившиеся земельные разделы в крестьянской семье, в марте 1886 г. правительство издало закон, по которому семейный раздел земли мог быть осуществлен только с согласия «большака», т. е. главы семейства, и с разрешения квалифицированного большинства членов сельского схода.
Важное место в аграрно-крестьянской политике самодержавия занимала проблема крестьянской поземельной общины. Еще во время подготовки и проведения аграрной реформы 1861;1863 гг. среди государственных чиновников определились как противники, так и сторонники сохранения общины.
Первые (Н.А. Милютин) полагали, что подворное крестьянское землевладение создаст мощный слой собственников, который станет надежной опорой самодержавия и основой социальной стабильности в стране.
Другие (В.Н. Панин, П.П. Гагарин), напротив, рассматривали общину как основной фискально-полицейский институт в деревне и важнейший фактор, предотвращающий пролетаризацию крестьянства.
Исходя из этих соображений, в конце 1880-х — начале 1890-х гг. был издан целый пакет законодательных актов, направленных на укрепление крестьянской общины.
Высочайше утвержденное мнение государственного совета о порядке разрешения семейных разделах в сельских обществах в которых существует мирское пользование мирской полевой землей.
|
2) 13 июня 1889 г. правительство специальным законодательным актом 13.07.1889 закон «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке перечисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время».
существенно ограничило свободное переселение крестьян и обязало местную администрацию насильно высылать переселенцев на прежние места их проживания.
3) 8 июня 1893 г. был издан, нормативный акт 08.06.1893 высочайше утвержденное мнение государственного совета об утверждении правил о переделах Мирской земли. (номер в собрании законов 9754).
который серьезно ограничил земельные переделы в крестьянской общине. В соответствии с его основными положениями разрешалось проводить очередной передел земли не чаще одного раза в 12 лет, причем только с согласия квалифицированного большинства домохозяев, проживающих в данной общине.
4). 14 декабря 1893 высочайше утвержденное мнение государственного совета о некоторых мерах к предупреждению отчуждения крестьянских надельных земель. (номер в собрании законов 10151).
в соответствии с которым запрещалось закладывать в банки крестьянские надельные земли, а арендная сдача наделов земли ограничивалась пределами крестьянской общины.
По тому же закону отменялись некоторые «Положения о выкупе земли» 1861 г., по которому крестьяне могли досрочно выкупить свои наделы земли и выделиться из общины.