Министру финансов, по соглашению с министром внутренних дел, предоставлено допускать в течение известного срока к фабричным работам и детей от 10 до 12 лет32.
Таким образом, закон 24 апреля предоставлял административному усмотрению все то, что при Бунге решалось самим законом.
Московские фабриканты могли вновь ввести ночную работу для женщин и детей, не делая перерывов даже по праздникам; все зависело от усмотрения фабричной инспекции и высшей местной администрации.
Мы не можем судить о практических последствиях закона 1890 г., так же как и предшествовавших законов 1885 и 1886 гг., так как последние печатные отчеты фабричных инспекторов относятся к 1885 г.
Мы не знаем, как пользовались губернаторы и фабричные присутствия своим правом дозволять воскресную и праздничную работу малолетним, ночную работу женщинам и подросткам.
При существующем порядке все определяется усмотрением администрации. От нее зависит ослабить или усилить действие закона, свести на практике эти законы к нулю или сделать из них действительное средство охраны рабочего.
Общее направление деятельности министерства финансов после Бунге и изменение личного состава фабричной инспекции вызывает опасение, что первое гораздо чаще имело место, чем второе.
Одним из очень немногих печатных источников, касающихся практического применения новых фабричных законов, является интересная книга помощника владимирского фабричного инспектора г. Микулина28*. "Очерки из истории применения закона 3 июля 1886 г." (Владимир 1893 г.).
До какой степени право свободного договора фабричного рабочего с хозяином до введения новых законов являлось фикцией, можно видеть из того, что до 1886 г. в условия рабочего договора включались иногда пункты такого рода: рабочий обязуется не оставлять работу до истечения срока договора, под опасением уплаты штрафа вдвойне против наемной платы за все недожитое время, а фабрикант оставляет за собой право уволить рабочего "по непредвиденным обстоятельствам" во всякое время, уплатив ему деньги по день действительного служения.
|
В особенности велик был произвол фабриканта в деле наложения штрафов.
Фабриканты штрафовали рабочих за что им вздумается и в любых размерах.
Поводы к штрафам были крайне разнообразны и иногда довольно курьезные: так, например, рабочие облагались штрафами за перелезание через фабричный забор, за охоту в лесу, за "сборище нескольких человек в одну кучу" и т.п.
Инспекции пришлось вести упорную борьбу с фабрикантами.
По словам г. Микулина, большинство крупных и средних фабрикантов отнеслись к закону "явно враждебно, не желая соглашаться ни с одним из его основных положений и требуя предоставления им полной свободы, существовавшей до сих пор в отношении условий, предлагаемых ими при найме своим рабочим"33.
Особенно отстаивали фабриканты право под видом штрафов произвольно понижать заработную плату.
Убедившись в серьезном намерении инспекции настаивать на исполнении закона, фабриканты стали прибегать к самым разнообразным уловкам, чтобы провести инспектора.
"Во исполнение требований закона относительно регулярной и своевременной выдачи денег таковая записывалась аккуратнейшим образом в надлежащие книги, но фактически не выдавалась; в обход положения закона, воспрещающего производить рабочим расплату товаром и иными предметами, такие если и производились, то записывались выданными чистыми деньгами; обходя требование закона отпускать харчи из лавки лишь по ценам, утвержденным инспекцией, отпускаемые рабочим харчи записывались в расчетные книжки общими суммами без обозначения каждого предмета в отдельности и его цены... не желая лишиться штрафных денег с рабочих, штрафы записывались фабрикантом, как бы выданные чистыми деньгами, или же, например, вместо штрафа за прогул рабочему записывалось неполное количество рабочих дней"34.
|
Г-н Микулин приводит разнообразные уловки фабрикантов для присвоения себе штрафных денег.
Одна уловка такого рода (основанная на неправильной расценке работы) повела к крупным волнениям рабочих, потребовавшим вмешательства вооруженной силы; только после этого неправильные расценки были уничтожены.
Контроль фабричной инспекции чрезвычайно затруднялся тем, что все рабочие, подававшие жалобы инспекторам, как общее правило, увольнялись с фабрики хозяином.
При этом фабриканты ввели обычай оповещать другие соседние фабрики об увольняемых рабочих; уволенный рабочий лишался возможности найти работу и на соседних фабриках.
Таким путем фабриканты держали в страхе своих рабочих и препятствовали им разоблачать злоупотребления хозяев. Со всем этим инспекция упорно боролась, и многие злоупотребления хозяев были устранены.
|
Без сомнения, закон 3 июня 1886 г. улучшил положение рабочего на фабрике, но в какой мере - сказать невозможно по отсутствию данных. В 1893 г. и правила 3 июня 1886 г., возбудившие ожесточенную вражду фабрикантов и реакционной печати, были изменены, правда, в малосущественных пунктах, в интересах фабрикантов; но основания их остались нетронутыми.
Я не буду останавливаться на других второстепенных актах нашего фабричного законодательства и перейду к последнему и самому важному из них.
До 1897 г. наше фабричное законодательство, подобно английскому и многим другим, нормировало рабочее время только детей и женщин; 3 июня этого года вышел чрезвычайно важный по своему принципиальному значению закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня взрослых рабочих.
Сущность нового закона заключается в следующем: для всех фабрик и заводов Европейской России устанавливается максимальный рабочий день в 11 1/2 часов в сутки.
Если работа хотя отчасти захватывает ночное время, она не должна продолжаться более 10 часов. Работа в воскресенье и особо именованные праздничные дни запрещается.
Из действия закона35 изъемлются лишь фабрики и заводы, принадлежащие морскому и военному министерствам.
Подробная юридическая оценка этого законодательного акта, равно как и изданных в развитие его "Правил", не входит в нашу задачу.
Нам интересна в данном случае общественная обстановка, при которой создался этот закон. Я говорил выше, что уже в 1867 г. управляющий Кренгольмской мануфактурой ходатайствовал о законодательном ограничении рабочего дня на фабриках. В 1875 г. съезд машиностроителей выработал проект законодательного ограничения рабочего дня 10 часами.
В 1883 г. некоторые петербургские бумагопрядильные фабриканты опять возбудили ходатайство об ограничении рабочего времени. Однако все эти ходатайства не привели ни к какому практическому результату вследствие сопротивления московских фабрикантов всякому сокращению рабочего дня.
В 1894 г. ходатайства о сокращении рабочего дня опять возобновились, и притом от фабрикантов нашей польской окраины - Лодзи. Известно, каким опасным конкурентом для Москвы являлась и является Лодзь.
На лодзинских фабриках рабочий день всегда был значительно короче, чем на московских, и почти не практиковалась ночная работа. Понятно, насколько выгодно было бы Лодзи повсеместное запрещение в России ночной работы и сведение продолжительности рабочего дня до уровня Лодзи.
И вот мы видим, что в 1894 г. "Лодзинское отделение общества для содействия русской промышленности и торговле" выработало проект законодательной нормировки рабочего времени на фабриках, заводах и ремесленных заведениях России.
Согласно этому проекту, ночная работа должна быть запрещена во всех промышленных заведениях, кроме особо поименованных, на которых по характеру производства работа должна идти непрерывно.
Время действительной работы не должно превышать в рудниках и копях - 10 часов в сутки, на фабриках, обрабатывающих металлы, - 11 часов, на прочих - 12 часов в сутки. При работе в две смены (кроме тех случаев, когда работа может идти круглые сутки) работа каждой смены не должна превышать 9 часов36. По словам фабричного инспектора Петроковского округа, г. Рыковского, большинство фабрикантов Петроковской губернии, сокративших рабочий день с 13 до 12 часов, заявили ему, что выработка товаров уменьшилась от этого лишь на 2,7%, а на одной крупной фабрике благодаря улучшению машин и ускорению их движения выработка даже увеличилась на 2,3-7,3%.
По мнению г. Рыковского, "все русские фабриканты могли бы без особенного труда сократить на 1-2 часа практикующийся 13-14-часовой рабочий день и увеличить производительность своих фабрик, если бы они обратили более внимания на технику своих производств"37. Предложение Лодзи возбудило общее внимание нашего промышленного мира.
В 1895 г. московское "Общество для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности" образовало комиссию, которая попыталась выяснить вопрос о желательности нормирования рабочего времени в прядильно-ткацком производстве путем опроса членов общества и посторонних фабрикантов и фабричных инспекторов.
Полученные ответы крайне любопытны и характерны. Они показывают, насколько мысль о необходимости сокращения рабочего времени назрела даже среди старинных врагов фабричного законодательства - московских фабрикантов. Приведем некоторые из этих отзывов.
Ткацкий фабрикант г. Гусев29* заявил, что законодательное запрещение ночной работы и регулирование времени работы вполне желательно.
"Малосильные фабриканты будут, конечно, говорить, что сокращать невыгодно, надо сокращать дело, но такие фирмы, хотя и необходим в смысле развития отечественной промышленности, в то же время эксплуатацию свою развивают неправильно, и если бы такие фирмы сократились, то от этого едва ли кому было худо; рабочий там вырабатывает минимальное содержание, товар публика получает сомнительный, да и откуда идут фальсификации, как не от таких фирм"38.
По мнению директора бумагопрядильной фабрики г. Федорова, "необходимость сокращения числа рабочих часов на фабриках вызывается прежде всего выгодами фабрикантов.
В настоящее время бумагопрядильное производство достигло такого развития, что от рабочего требуется не сила, а понимание и ловкость - качества, которые будут у рабочего, стоящего на высшей ступени, чем рабочий настоящего времени.
Уровень рабочего должен быть поднят настолько выше, чем теперь, насколько выше, наш рабочий - рабочего времен крепостного труда.
Как уничтожение крепостного состояния выразилось в улучшении мануфактурной промышленности, так улучшение рабочего быта вызовет подъем и улучшение ее в настоящее время" ("Труды", с. 20).
По словам помощника директора прядильно-ткацкой фабрики г. Зотикова, "при таком продолжительном рабочем дне, как 12 часов в сутки, чрезвычайно трудно, а в иных случаях и невозможно поддерживать в рабочих строгое отношение к своей работе; при этом очень трудно достигнуть выработки изделий высокого качества" (с. 23). Поэтому г. Зотиков предложил ограничить максимальный рабочий день для мужчин 11 часами, для женщин 10 1/2 часами.
Один фабричный инспектор в своем отзыве заявил, что нормирование рабочего дня "косвенным образом должно будет содействовать техническому прогрессу производства, ибо многие фабрики роковым образом будут принуждены обратить особое внимание на усовершенствование технической стороны производства" (с. 44).
По его словам, между выработкой рабочих, работающих 12 и 9 часов, большой разницы не замечается.
Крупнейшие бумагопрядильные и льнопрядильные фабрики в районе инспектора уже ввели по собственному почину 18-часовую работу, вместо 24-часовой. По словам г. Голгофского, директора бумагопрядильни, "большинство фабрикантов, если не все, готовы ввести на своих фабриках 18-часовую работу (в 2 смены), но при разбросанности наших фабрик и слабой солидарности между самими фабрикантами соглашение их в этом направлении едва ли легко и скоро состоится, почему повсеместное проведение в жизнь новых положений может быть осуществлено только обязательным для всех правительственным законоположением" ("Труды", с. 67).
Значительное большинство опрошенных фабрикантов (центрального района) высказалось за уничтожение законодательным путем ночной работы, введение 18-часовой в две смены и сокращение дневной до 11 часов, но с тем условием, чтобы переход к новым условиям работы был рассрочен, по крайней мере, на 5 лет.
Председатель комиссии, производившей это обследование, г. Алянчиков, один из директоров Никольской мануфактуры Морозовых, закончил следующими словами свое резюме отзывов опрошенных лиц: "Кто близко стоит к фабричному народу, тот знает, какая разница во всем обиходе иметь рабочего бодрого и развитого хоть немного, или переутомленного тупицу, который буквально не понимает иногда самого простого приказания, ломает машину, портит и мешает материал, суется куда не следует, увечится, пьянствует, прогуливает и составляет предмет неисчислимых хлопот, требует усиленного надзора, всякой переписки и надзора, хотя получает меньше жалованья и работает больше времени за него" ("Труды", с. 8).
Но были, разумеется, и другие голоса, протестующие против вмешательства правительственной власти в фабричные распорядки.
Так, один из представителей фабричной администрации, г. Савельев, представил обширный доклад по данному вопросу, в котором предсказывает всякие ужасы от сокращения рабочего дня. По его расчету сокращение времени работы на один час принесет России убыток в 140 млн. руб. (Как это напоминает знаменитый, осмеянный Марксом расчет английского экономиста Сейлора30* о разорительности для английских фабрикантов перехода к 11-часовой работе: как видно, и фабриканты и их защитники - одни и те же, в какой бы стране они ни находились).
Г-н Савельев протестовал против сокращения времени работы, "ибо от убавки часа и даже трех часов рабочий не получит значительного облегчения (?!), так как он живет в невозможно плохих гигиенических условиях и страдает от автоматизма работы, шума, что все вместе взятое гораздо более значит, чем собственно мускульное утомление работою...
Одним сокращением рабочего дня, этим пресловутым урегулированием рабочих часов, с отменою ночных часов, не поможешь горю".
Вместо этого автор рекомендует улучшить жилища и питание, "дать правильное упражнение мускулатуре, моцион на свежем воздухе в специально устроенных зале и коридорах"39.
Г-н Савельев - большой шутник: на том основании, что одного сокращения рабочего дня недостаточно для существенного улучшения положения рабочего, он высказывается против всякого сокращения времени работы, предлагая взамен этого устроить какие-то залы и коридоры для прогулок (!!!).
Но когда же будут рабочие гулять в этих залах, когда у них не остается времени даже для спанья? Согласно с заключением председателя, прядильно-ткацкий отдел признал нужным ходатайствовать перед правительством об издании закона, запрещающего ночную работу на всех прядильных и ткацких фабриках и устанавливающего для двух смен работу в 18 часов в сутки, а односменную в 10 часов для взрослых и 6 - для малолетних, причем переход от существующего порядка к новому должен совершиться постепенно в течение 5 лет ("Труды", с. 127).
В общем собрании общества резолюция прядильно-ткацкого отдела была изменена, и общество постановило ходатайствовать о законодательном запрещении ночной работы, ограничении максимального рабочего дня для всех вообще производств 12 часами, а для некоторых и 11 часами (механическое прядение, ткачество и др.), но при этом кустарные ткацкие заведения (с числом рабочих менее 50 человек) должны быть изъяты из действия закона о нормировке, а самый срок прекращения ночных работ продолжен до четырех лет40.
Комиссии прядильно-ткацкого отдела были доставлены очень любопытные данные о результатах сокращения времени работ на разных фабриках.
На прядильных сокращение часов работы заметно улучшило качество товара, но количество часовой выработки пряжи увеличилось мало.
Напротив, на ткацких фабриках, по показаниям фабрикантов, сокращение рабочего времени оказало огромное влияние на количество часовой выработки товара. В некоторых случаях сокращение времени работы совсем не уменьшило общей выработки товара, и фабрикант остался в чистом барыше (так как при меньшем времени работы разные вспомогательные расходы уменьшаются).
Целый ряд фабрик центрального района, и притом самых крупных, по собственной инициативе сократил продолжительность своего рабочего дня. По словам г. Алянчикова, "86% всех веретен крутильных, 77,6% приготовительных машин прядильных и 78,4% ткацких станов уже перешли добровольно на более короткое время и нет ни одного примера, когда бы совершился поворот под влиянием убеждения в невыгодности сделанного шага; были отдельные незначительные случаи обратного перехода, но лишь из желания воспользоваться случайным благоприятным положением рынка.
Приведенные цифры так велики, что если переход, ими указываемый, совершился добровольно, то нечего и сомневаться в возможности его для остальной небольшой части, под условием предоставления ей необходимого времени на подготовку. Самая важная, однако, статья - это прядильные веретена, но и тут уже 43% сдвинулись с места, а 12% на пути к перемене; следовательно, опять остается меньшая половина"42.
Вопрос о влиянии сокращения времени работы на производительность труда был исследован в 1896 г. департаментом торговли и мануфактур через фабричных инспекторов.
Отзывы старших фабричных инспекторов оказались в общем весьма благоприятными для такого сокращения. Так, например, владимирский старший фабричный инспектор сообщает: "Резюмируя все вышеизложенные цифровые данные, равно как и те мнения директоров фабрик, с которыми приходилось по этому поводу говорить, можно сделать следующие выводы:
1) переход от суточной работы к денной или сменной 18-часовой несомненно повышает производительность труда рабочего в единицу времени.
2) Таковое же повышение замечается и при сокращении дневной работы, в особенности при переходе с 13 1/2 часов на 12 или 11.
3) Сказанное увеличение производительности далеко не одинаково для разных производств, которые могут быть в этом отношении разделены на 3 группы:
а) в первой будут те фабрики, в которых главное значение имеет совершенство машин, рабочий же стоит на втором плане, - таковы, прежде всего, прядильные фабрики и затем ткацкие,
б) во вторую категорию должны быть отнесены такие, в которых совершенство и быстрота хода машин имеют приблизительно одинаковое с рабочим значение, - таковыми следует признать отдельные красильные ситценабивные и тому подобные заведения,
в) в третью следует поместить такие производства, в которых личный труд рабочего, степень его бодрости, внимания и умение имеют первостепенное значение, - таковы, например, некоторые отделения механических заводов, стеклянные и т.п. 5).
Принимая во внимание только что указанные подразделения, можно считать, что продуктивность труда рабочего в единицу времени, происходящая вследствие отмены ночных работ при переходе на 18-часовую работу или вследствие сокращения дневного труда на 1-2 часа, возрастает приблизительно следующим образом: Для остальных, в которых преобладает ручной труд, - в еще большей степени, не поддающейся, однако учету”43.
По данным других фабричных инспекторов, сокращение времени работы влияет еще сильнее на производительность труда. В Московской губернии рабочий день был сокращен на 15 фабриках.
При этом на ковровой фабрике Русской мануфактуры, шерстоткацкой Бутикова31*, меднолитейном заводе Краснова работа была сокращена с 12 до 11 часов в день, и общая выработка рабочего не понизилась, а на первой фабрике даже повысилась. Прядильно-ткацкие фабрики товарищества Реутовской мануфакторы и Высоковской мануфактуры перешли от 24-часовой к 18-часовой работе.
Часовая выработка возросла на 16-20%. Переход других фабрик с 13 к 12-часовой работе, с 24 к 22 часам, с 11 1/2 и 11-к 10 часам работы не сократил общей выработки рабочего. В Волынской губернии переход двух писчебумажных фабрик Дитятковского товарищества с двух смен, по 11 1/2 часов каждая, к трем сменам, по 8 часов каждая, привел к увеличению производительности труда на 25%.
"Заработная плата рабочего осталась прежняя, так как фабрика платит поденно, и рабочий за 8 часов работы получает столько же, сколько получал прежде за 11 1/2 часов"44. Фабрика джутовых мешков Одерфельда в Ченстохове перешла с 11 1/2 часов к двухсменной работе 18 часов в сутки. Результаты оказались вполне благоприятны как для хозяев, так и для рабочих.
"Обе стороны выиграли: производство выиграло в количественном и качественном отношении, накладные расходы распределяются на большее число единиц товара достигнута экономия в смазке и отоплении; рабочие выиграли в отношении здоровья, причем заработок их увеличился"45.
В Тверской губернии писчебумажная фабрика Кувшинова32* перешла от 24-часовой двухсменной работы к 24-часовой трехсменной (т.е. от 12 часов к 8 часам для каждой смены).
Средняя месячная выработка рабочего почти не изменилась. Подобные же примеры повышения производительности труда при сокращении времени работы, которое нередко оказывается выгодным для самих фабрикантов, приводится фабричными инспекторами и других округов.
Тем не менее большая часть московских хлопчатобумажных фабрикантов все еще продолжает держаться двухсменной работы, от 24-18 часов в сутки, как видно из нижеследующих цифр, приводимых г. Ланговым.46,33* Петроковские фабриканты в огромном большинстве были прямо заинтересованы в запрещении ночной работы.
Я уже говорил о ходатайстве лодзинских фабрикантов; что касается петербургских, то они пошли еще дальше своих польских собратьев.
В 1896 г. владельцы петербургских бумагопрядилен ходатайствовали о немедленном воспрещении всем фабрикантам работать свыше, средним числом, 11 часов с небольшим в сутки47.
Для московских фабрикантов такой быстрый переход к дневной работе, понятно, был бы очень убыточен. Этим и объясняется, почему московское "Общество для содействия развитию мануфактурной промышленности" предлагало растянуть на 4 года срок введения закона о прекращении ночной работы.
Но многие московские фабриканты, как я говорил, были против какого бы то ни было законодательного ограничения рабочего дня.
Судя по прецедентам, можно было опасаться, что выработка закона о нормировке рабочего времени затянется у нас еще на долгий срок. Однако эти опасения не оправдались.
Последовали известные стачки рабочих на петербургских фабриках в мае 1896 г. и январе 1897 г.; 2 июня 1897 г. был издан закон, нормирующий рабочий день.
Закон этот явился компромиссом между требованиями петербургских и московских фабрикантов. Он сократил рабочий день почти до нормы, предлагавшейся петербургскими фабрикантами, но, в интересах московских фабрикантов, не воспретил ночной работы, а лишь ограничил ее 10 часами.
Таким образом, закон 2 июня, опасаясь нарушить интересы более отсталых московских фабрикантов, далеко не удовлетворил даже ходатайства московского "Общества для содействия развитию мануфактурной промышленности", не удовлетворил требований более передовых московских же фабрикантов.
Несмотря на свое огромное принципиальное значение48, закон 2 июня 1897 г. заключает в себе столько существенных недостатков, что практическое значение его подлежит серьезным сомнениям.
Недостатком закона является сохранение ночных работ, хотя не только петербургские, но даже и многие московские фабриканты высказывались в пользу запрещения ночной работы.
В своем настоящем виде закон может повести к тому, что фабрики, работавшие раньше только днем, перейдут к работе круглые сутки с двойной сменой, что отнюдь не может считаться шагом вперед в нашем фабричном деле.
Так как по закону ночным временем признается время от 10 часов вечера до 4 часов утра, то закон особенно благоприятствует 18-часовой двухсменной работе, что также не может быть признано согласным с требованиями гигиены, ибо в действительности ночь продолжается дольше шести часов. Затем бросающимся в глаза недостатком закона является отсутствие указания в нем на карательные меры за его нарушение.
Не подлежит сомнению, что действительное ограничение продолжительности рабочего дня 11 1/2 часами в сутки было бы существенным выигрышем для рабочего класса, ибо обычная продолжительность рабочего дня на наших фабриках значительно больше.
Так, например, по некоторым - весьма, впрочем, ненадежным - расчетам, в Московской губернии у 67,3% всех фабричных рабочих рабочий день был до введения закона 1897 г. более продолжителен, в Петербургский - у 56%.
В других губерниях (кроме Польши и прибалтийских провинций) рабочий день во всяком случае был не короче.
Поэтому практическое значение закона 1897 г. не подлежало бы спору, если бы постановления закона о предельной норме рабочего дня не парализовались отсутствием мер наказания и разрешением сверхурочных работ.
Циркуляр министра финансов от 14 марта 1898 г., разрешивший в неограниченном размере сверхурочные работы, почти лишает закон 1897 г. всякой силы. Подведя итог сказанному выше об условиях развития нашего фабричного законодательства, нельзя не прийти к заключению, что особенностью русского фабричного законодательства явилась выдающаяся роль при выработке фабричных законов соображений политического и полицейского характера.
Все наши важнейшие фабричные законы возникли под непосредственным влиянием соображений этого рода. Нельзя не признать чрезвычайно знаменательным в этом случае тот факт, что инициатива издания весьма важных фабричных законов нередко принадлежала у нас министерству внутренних дел в лице его различных органов.
Другим существенным фактором нашего фабричного законодательства явилась конкуренция московских и петербургских фабрикантов, причем петербургские фабриканты были сторонниками государственного вмешательства, а московские - противниками его. Причины этого различия выяснены выше.
Наконец, могущественный толчок к изданию наших основных фабричных законов был дан промышленным кризисом и застоем первой половины восьмидесятых годов.
1* Штакельберг Адольф Федорович (1803-1864), русский государственный деятель, член совета Министерства внутренних дел.
2* Хлудовы, московский купеческий род, крупные фабриканты в хлопчатобумажной промышленности. Основатель рода Иван Иванович Хлудов (7-1835) - из крестьян. В начале XIX века вместе с семьей занимался кустарным производством кушаков и поясов.
В 1820-х годах Хлудов записался в московские купцы. Сыновья Герасим Иванович (7-1885), Алексей Иванович (1818-1882) открыли в 1845 г. в г. Егорьевске одну из первых в России бумагопрядильную фабрику с паровыми машинами и учредили фирму "Иван Хлудов и сыновья".
В 1874 г. она была преобразована в товарищество на паях с капиталом 3 млн. руб. Пайщиками были только Хлудовы и их родственники. В 1872-1877 гг. построили вторую фабрику в с. Ярцево. Алексей Иванович Хлудов известен как собиратель древнерусских, греческих, южнославянских рукописей (430 рукописей, 624 старопечатные книги).
Его сын Иван Алексеевич Хлудов (1839-1868) изучал в Великобритании, США хлопковый рынок, активно участвовал в освоении среднеазиатского рынка для русской текстильной промышленности.
3* Баранов Эдуард Трофимович (7-1884), граф, русский государственный деятель, генерал-губернатор ряда губерний Западной части Российской империи. С 1881 г. - председатель департамента экономии Государственного совета. Председатель так называемой Барановской комиссии - Комиссии по разработке "Общего устава железных дорог” (1878-1881) (в которую входил А.И. Чупров, С.Ю. Витте и др.) в целях принятия законов для защиты интересов государства и народа от злоупотребления железнодорожных обществ. Результатом работы этой комиссии был "Устав железных дорог Российской Империи".
4* Высочайше утвержденное мнение Государственного совета (Собр. Указ. 1897 г. июня 17, ст. 792) - О распространении на некоторые губернии Правил о надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих, а также об издании нового штата фабричной инспекции (см.: Полн. собр. Законов Российской империи. Собр. 3-е изд. Т. XVII. 1897. Ст. 14232. СПб., 1900).
5* Третьяков Павел Михайлович (1832-1898), московский купец, знаменитый собиратель картин русских художников. В 1892 г. картинная галерея вместе со зданием, в котором она была размещена, была передана им в дар г. Москве.
6* Прохоровы. Видимо, имеется в виду кто-то из династии Прохоровых, ведущих свой род от Ивана Прохорова, сына Прохорова, как было принято именовать тогда лиц из простонародья.
И. Прохоров принадлежал к монастырским крестьянам Троице-Сергиевой лавры, в которой занимал должность штатного служителя. Он часто ездил в Москву по делам прихода и заодно приторговывал кустарными изделиями Троице-Сергиева посада. В 1764 г. у монастырей были отобраны вотчины, поэтому Иван Прохоров освободился от крепостной зависимости.
Он переехал в Москву. Своего сына Василия Ивановича Прохорова пристроил приказчиком к одному старообрядцу, занимавшемуся пивоварением. После 1784 г. В.И. Прохоров открыл собственное пивоваренное дело.
Однако все более серьезной проблемой для него становилось противоречие между собственной глубокой религиозностью и характером промысла.
Вместе с Федором Резановым они открыли ситценабивную фабрику, положив начало текстильной фабрики на Трех Горах. После раздела с Резановым дела у В.И. Прохорова пошли плохо.
Спас положение Тимофей Васильевич Прохоров - сын Василия Ивановича, поведший дела уже в 16-летнем возрасте.
Через несколько лет производство Прохоровых возросло в 10 раз. Тимофей Васильевич Прохоров организовал фабричное обучение. В 1816 г. ремесленная школа стала действовать уже постоянно и давала фабрике образованных и квалифицированных специалистов.
Он пытается создать Технологическое училище, но, не найдя отклика ни в ком, выходит из семейного дела, покупает дом и открывает в нем фабрику-школу - уникальное по тем временам учебное заведение. Т.В. Прохоров все больше становится философом и просветителем и все меньше - коммерсантом и предпринимателем.
"Равнодушие к потере выгод" привело к тому, что его торгово-промышленная деятельность приходила в упадок.
В 1854 г. Т.В. Прохоров умер. Обязанности по управлению производством и торговлей распределились между тремя братьями - Иваном, Константином и Яковом.
Они расширили производство, за качество изделий получили правительственные медали. В 1843 г. они учреждают торговый дом "Братья Иван, Константин и Яков Прохоровы".
Самым деятельным среди них был Яков Васильевич.
После смерти последнего из братьев - Константина хозяином и распорядителем фирмы становится сын Якова - Иван Яковлевич Прохоров, наделенный огромными организаторскими способностями.
В 1874 г. им было учреждено "Товарищество на паях прохоровской Трехгорной мануфактуры".
После пожара 1877 г. Иван Яковлевич проводит очередную модернизацию производства, которая была завершена в 1882 г. Его сыновья Сергей и Николай стали последними дореволюционными хозяевами "Товарищества Трехгорных мануфактур".
При них Трехгорка превратилась в крупнейший в России текстильный комбинат.
В конце XIX века при фабрике была построена электростанция.
7* Мальцев Сергей Иванович (1810-1893), знаменитый русский промышленник. В 1849 г. вышел в отставку с военной службы в чине генерал-майора и целиком посвятил себя управлению своими заводами.
До выхода в отставку в 1839 г. создал рельсопрокатный завод ив 1841 г. выпустил на нем первые русские рельсы. Создал и постоянно расширял стекольное и хрустальное производство, наладил выпуск паровых машин и винтовых двигателей для морского флота.
Владелец многих пароходов на всех водных путях России и заводского округа, названного по его фамилии Мальцовским.
Последний занимал громадную территорию и находился в трех губерниях - Смоленской, Калужской и Орловской. Заслужил уважение и признательность русского общества гуманным отношением к рабочим.
Даже в период крепостного права не допускал телесных наказаний.
Для трудных работ установил 8-часовой рабочий день.
Для рабочих строил небольшие каменные домики с приусадебными участками.
Организовал систему общественного призрения для детей, больных и стариков.
Повсеместно строил школы и церкви. Пользовался громадной популярностью среди рабочих.
8* Ливен Вильгельм Карлович (7-1880), барон, генерал-адъютант. С 1861 г. - лифляндский, эстляндский и курляндский генерал-губернатор, с 1863 г. - член Государственного совета.
9* conseil des prudhommes - Третейский суд (во Франции), имеется в виду Совет независимых экспертов (фр.).
10* Валуев Петр Александрович (1814-1890), граф, статс-секретарь императора Александра И, видный русский государственный деятель и писатель.
Член редакционных комиссий по выработке "Положения 19 февраля 1861 г." В 1861 г. - управляющий делами комитета министров, министр внутренних дел (1861-1868). Под руководством Валуева была разработана земская реформа.
Министр государственных имуществ (1872). С 1877 по 1881 г. - председатель комитета министров. С 1881 г. - в отставке, но сохранил пост члена Государственного совета и статс-секретаря Один из видных деятелей эпохи реформ Александра И. Сторонник либеральных принципов в политике.
11* Андреев Евгений Николаевич (1829-1889), член совета министерства финансов Российской Империи, секретарь "Русского текстильного общества" и при нем - председатель Комиссии по техническому образованию.
Внес важный вклад в развитие русской кустарной промышленности, содействовал созданию школ для подготовки мастеров, принимал активное участие в работе Общества для содействия русской промышленности и торговли.
12* Найденов Николай Александрович (1834-1905), лидер московской буржуазии. С 15 лет участвовал в семейном фабричном и торговом деле (с 1863 г. - торговый дом "А. Найденов и сыновья").
С 1871 г. - председатель Московского торгового банка, одним из учредителей которого являлся. Общественную деятельность начал с 1866 г. в качестве выборного Московского купеческого сословия и гласного Московской городской думы.
Председатель Московского биржевого комитета в 1877-1905 гг. Был также председателем Московского отделения Совета торговли и мануфактур, почетным мировым судьей и др. Возведен в почетное гражданство в 1872 г., коммерции советник с 1874 г. За историко-генеалогические разыскания" в 1883 г. избран почетным членом совета Археологического института.
Автор "Воспоминаний о виденном, слышанном и испытанном" (М., 1903-1905. Ч. 1-2).