Затем вычеты и штрафы с рабочих, обращаемые фабрикантами в свою пользу, достигают в некоторых случаях огромных размеров, составляя в общей сложности до 40% с выдаваемой заработной платы.
Наконец, возлагаемая на рабочих обязанность приобретать необходимые для них предметы из фабричных лавок и продажа им этих предметов по высоким ценам встречаются как заурядные явления.
Такое положение вещей, естественно, влечет за собою весьма вредные последствия для успехов промышленности и прямо отражается на фабрикантах, ведущих дело добросовестно.
Не имея возможности соперничать с лицами, удешевляющими выделку произведений путем притеснения рабочих, такие фабриканты должны сокращать обороты, уменьшать производство и т.д.
Еще прискорбнее оказывается положение рабочих. Угнетенные до крайности безвыходною задолженностью хозяину, они нередко бывают поставлены в невозможность не только уплачивать повинности и содержать свои семьи, но даже зарабатывать достаточные средства на личное пропитание.
Возникающее отсюда раздражение против фабрикантов, при трудности для темного люда отыскивать законным образом защиту своих прав, постоянно поддерживает в рабочих склонность искать восстановления этих прав путем стачек и беспорядков, сопровождающихся грубыми проявлениями своеволия и насилия"26.
Закон 1886 г. 3 июня имел еще большее значение, чем закон предыдущего года о запрещении ночной работы. Действительно, этот закон коренным образом изменил условия найма рабочих и самое положение рабочего на фабрике, совершенно уничтожил прежнюю неограниченную "свободу труда" и сделал фабричного инспектора весьма влиятельной фигурой на фабрике.
|
Наиболее существенные постановления закона 1886 г. были следующие. Закон строго определил порядок и условия найма рабочих, а также и расторжение рабочего договора. Выдача заработной платы рабочим должна производиться не реже одного или двух раз в месяц (смотря по условиям договора) (п. 12).
Расплата с рабочими вместо денег купонами, хлебом, товаром и иными предметами воспрещается (п. 14).
При производстве рабочим платежей не дозволяется делать вычеты за уплату их долгов (п. 15). Заведующему фабрикой воспрещается взимать с рабочих проценты за деньги, выданные им в ссуду (п. 16).
Запрещается взимать с рабочих плату за врачебную помощь, освещение мастерских и пользование орудиями производства (п. 17).
Договор найма может быть расторгнут заведующим фабрикой в случае "дерзости или дурного поведения рабочего, если оно угрожает имущественным интересам фабрики или личной безопасности кого-либо из лиц, принадлежащих к составу фабричного управления" (п. 20).
Рабочему предоставляется требовать расторжения договора в случае неполучения платы, побоев, тяжких оскорблений, нарушения условий по снабжению рабочих пищей и помещением, а также вследствие работы, разрушительно действующей на его здоровье (п. 13 и 21).
Вместе с тем, закон 1886 г., будучи вызван рабочими волнениями, значительно усиливает уголовную репрессию за таковые. Виновные в стачке приговариваются: подстрекатели - к заключению в тюрьме от 4 до 8 месяцев, а прочие участники - к заключению в тюрьме от 2 до 4 месяцев (III, п. 2). В случае насилия и угроз другим рабочим, не участвовавшим в стачке, а также повреждения фабричного имущества наказание подымается для подстрекателей до тюремного заключения от 8 месяцев до 1 года 4 месяцев, для прочих - от 4 до 8 месяцев (III, п. 4).
|
За самовольный отказ от работы до истечения срока найма виновный подвергается аресту до 1 месяца (IV, п. 1).
За умышленное повреждение орудий производства - аресту от 3 месяцев до 1 года (IV, п. 2). Для надзора за соблюдением на фабриках порядка и благоустройства закон создал в более промышленных местностях особый орган - фабричные присутствия из представителей местной администрации, суда, фабричного инспектора, земства и городских управлений.
Этим присутствиям предоставлено в числе прочего право издавать обязательные постановления "о мерах, которые должны быть соблюдаемы для охранения жизни, здоровья и нравственности рабочих во время работы и при помещении их в фабричных зданиях, а также в отношении врачебной помощи рабочим" (Правила, 5).
Обязанности фабричной инспекции по надзору за фабриками сильно расширены. На инспекцию возложено кроме общего наблюдения за исполнением закона также "рассмотрение и утверждение такс, табелей, расписаний и правил внутреннего распорядка, составляемых фабричными управлениями для руководства рабочих"
(Правила, 7, п. в); принятие мер к предупреждению споров и недоразумений между фабрикантами и рабочими
(7, п. 2); возбуждение преследования судебным порядком виновных в нарушении правил (7, п. д).
В тех губерниях, в которых действуют фабричные присутствия, наем рабочих должен совершаться лишь на основании утвержденных присутствием расчетных книжек (п. 23-25); открытие при фабриках лавок для продажи товаров рабочим дозволяется лишь с разрешения инспекции (п. 28).
|
Штрафы могут налагаться только по указанным в правилах поводам (п. 30-39).
Самые размеры штрафов утверждаются фабричными инспекторами, утверждающими также правила внутреннего распорядка на фабриках (п. 29).
За нарушение фабрикантом всех этих правил он подвергается определенным денежным взысканиям в размере до 300 р.27.
Таким образом, прежняя свобода капиталистической эксплуатации сменилась тщательной регламентацией взаимных отношений фабриканта и рабочего.
Внешние формы рабочего договора в очень существенных пунктах изъемляются из свободного соглашения договаривающихся сторон. Правительственный инспектор определяет внутренний распорядок фабричной жизни, и фабрикант отступает в некоторых отношениях на задний план.
Столь крупное ограничение прав фабрикантов не могло не вызвать неудовольствия последних.
Началась глухая борьба между фабричной инспекцией и фабрикантами. По словам В. Безобразова, "в кругу владельцев промышленных заведений новые законодательные и административные распоряжения по фабричной части вызвали много неудовольствий и даже ропота.
При наших объездах фабричных местностей, - продолжает Безобразов, - мы слышали в этом кругу, за весьма немногими исключениями, только более или менее горькие жалобы на новые порядки.
Эти жалобы нам приходилось слышать даже со стороны самых добросовестных хозяев и распорядителей... недовольны и раздражены новыми порядками даже и те, которые гораздо ранее старались добровольно ввести у себя сущность новейших требований законов и администрации...
Вообще резко отличаются в этом отношении Московская и Владимирская губернии, в которых введены правила 3 июня 1886 г., от губерний, в которых правила эти еще не действуют...
В первых губерниях замечается несравненно больше неудовольствия против новых порядков, чем во вторых.
Положительное раздражение и ропот можно найти только в первом разряде губерний"28. Фабриканты заявляли Безобразову, что "новые фабричные постановления составлены в духе неприязни или антипатии к высшему капиталистическому классу и в духе пристрастного покровительства нанимаемым, низшему рабочему классу".
С этим заявлением до известной степени соглашается сам Безобразов.
По его мнению, сравнение закона 3 июня 1886 г. с законом 12 июня того же года о найме на сельские работы показывает, как различно относится законодатель к фабрикантам и сельским хозяевам.
Последний закон имеет в виду охранить интересы нанимателей, а закон 3 июня - рабочих.
Это в известной мере справедливо. Фабричное законодательство было выгодно только для немногих крупных фабрикантов, фабрики которых вполне стояли на уровне современной техники; для всех прочих фабрикантов фабричные законы были крайне стеснительны.
Тем не менее несправедливость утверждения, будто закон 3 июня ограждает интересы только рабочих, очевидна29.
Достаточно обратить внимание на характер карательных мер за нарушение закона: фабриканту угрожает только легкое денежное взыскание - до 300 руб., а рабочему во многих случаях тюремное заключение.
За самовольный отказ от работы рабочий подвергается аресту до 1 месяца, а фабрикант - только гражданской ответственности за неисполнение договора. Стачка хозяев не наказуема, а наказание за стачку рабочих сильно повышено.
Закон прибегает к строгим взысканиям с фабрикантов лишь в том случае, когда их действия угрожают опасностью общественному порядку. Так, например, если некоторые действия фабриканта вызывают на фабрике волнения рабочих, то фабрикант может быть приговорен к аресту до трех месяцев и лишен права заведывания фабрикой. Запрещение ночной работы женщин и малолетних не вызывало большой оппозиции фабрикантов до тех пор, пока продолжался промышленный застой. Но с оживлением торговли московские и владимирские фабриканты почувствовали всю горечь новых постановлений. Московская консервативная печать, в особенности "Современные известия"24*, видела в законах 1882, 1885 и 1886 гг. чуть ли не социализм.
Началась усиленная агитация против новых законов. Министр Бунге, виновный в издании этих законов, подвергся обвинениям в непонимании условий русской жизни, доктринерстве, увлечении тлетворными западноевропейскими теориями.
Оставление Бунге своего поста оживило надежды фабрикантов.
Московское отделение общества для содействия промышленности и торговли явилось выразителем пожеланий московских фабрикантов и в марте 1887 г. подало одно за другим два ходатайства новому министру Вышнеградскому25* об изменении порядка правительственного надзора за фабриками. "
С самого начала применения нового фабричного закона, - говорится в первом ходатайстве московского отделения, - возникли между фабрикантами и инспекцией разногласия и пререкания, которые, обостряясь все более и более, не могли пройти бесследно во взаимных отношениях хозяев и рабочих...
Полемические статьи в газетах, официальные жалобы на фабричную инспекцию вследствие ее излишней требовательности, совершенно не согласной с законом, не приносящей никакой пользы рабочим, в защиту которых она как будто выступает, но только стесняющей и фабрикантов и рабочих и затрудняющей самое производство, породили вид какой-то борьбы между инспекцией, как бы защитницей рабочих, и хозяевами фабрик, как бы их эксплуататорами в самом крайнем смысле этого слова". "...
Воззрения инспекции на взаимные отношения между фабрикантами и рабочими построены на совершенно ложном представлении противоположности интересов сторон...
Московское отделение, напротив, видит в сотрудничестве хозяев и рабочих на фабриках союз, основанный на сходстве интересов и различии способностей, дополняющих одно другое"30.
Отделение приводит 20 обвинительных пунктов против фабричной инспекции, на которых мы останавливаться не будем.
Когда Вышнеградский в том же году посетил нижегородскую ярмарку, "всероссийское купечество" подало министру обширную докладную записку, содержавшую перечень всех пунктов неудовольствия со стороны купечества финансовой политикой Бунге и вместе - программу требований от нового финансового курса.
В числе этих пунктов было и указание на "неудовлетворительность как нового фабричного закона, так и его исполнителей".
Министр вполне согласился с такой неблагоприятной оценкой фабричных законов Бунге и дал обещание немедленно же приступить к исправлению этих законов31.
И министр сдержал это обещание. 24 апреля 1890 г. вышел новый акт фабричного законодательства, в существенных пунктах изменивший ненавистные московским фабрикантам законы 1882 и 1885 гг.26*.
Ночная работа малолетних 12-15 лет была вновь дозволена в стеклянном производстве; фабричной инспекции предоставлено право разрешать воскресную и праздничную работу малолетним.