Рис. 1.3. Логика обоснования состава отчетных форм
Теоретически отчетность можно составлять с любой периодичностью хоть после каждой хозяйственной операции. Вместе с тем очевидно, что подобное действие вряд ли оправданно, в том числе и с позиции трудозатрат, поэтому частоту составления разумно регулируют, выделяя при этом базовый период - финансовый год1 и некоторые подпе-
I
1 Финансовый год - это базовый период продолжительностью 12 месяцев, на который составляется бюджет и по истечении которого выводится финансовый результат и составляется отчетность. В России финансовый год совпадает с календарным, однако "в других странах такого совпадения может и не быть. Так, в Великобритании финансовый год - это период с 1 апреля по 31 марта. Напомним, что финансовый год служит основой для расчетов с бюджетом но налогам.
18 • Глава 1. Финансовая отчетность как средство коммуникации
риоды (квартал, иногда месяц). Принято по истечении базового периода составлять отчетность в полном объеме, предусмотренном нормативными документами, тогда как по истечении промежуточных подпериодов обычно ограничиваются подготовкой баланса и отчета о прибылях и убытках, причем без проведения этих форм через процедуру внешнего контроля.
Приведенные выше рассуждения показали, что бухгалтерский учет и его основной информационный результат - отчетность - выполняют исключительно важную с позиции стабильности бизнес-отношений коммуникативную функцию. Для того чтобы эта функция реализовывалась надлежащим образом, необходимо, чтобы существовали какие-то общепонятные правила, по которым ведется учет и составляется отчетность. На заре своей юности учет велся лишь в интересах собственника (по сути, он был управленческим учетом, поскольку чаще всего собственник и управлял своим хозяйством), и потому подобные унифицированные правила не были нужны. Однако по мере совершенствования способов ведения бизнеса, расширения класса собственников, умножения вариантов финансирования бизнеса надобность в некоторой унификации стала поначалу весьма желательной, а затем и крайне необходимой. Начали разрабатываться системы регулирования учета и отчетности.
|
С течением лет в регулировании бухгалтерского учета сложились два подхода, называемые соответственно рыночным (market approach) и регулятивным (regulatory approach). Сторонники первого подхода утверждают, что основной продукт бухгалтерского учета, т. е. отчетность, является рыночным товаром, а потому рынок (точнее, покупатели отчетности, т. е. ее потенциальные потребители) и должен определять содержание публикуемых данных, а методология учета должна в максимальной степени способствовать раскрытию информации исходя из потребностей пользователей. Таким образом, основной регулятор учета (через отчетность) - это рынок; какое-либо дополнительное регулирование не обязательно, поскольку оно всегда связано в том числе и с дополнительными затратами, за которые рынок вряд ли будет платить.
Сторонники второго подхода указывают на очевидные недостатки в абсолютизации роли рынка, проявляющиеся прежде всего в том, что потребителей бухгалтерской информации очень много, их информационные потребности и ожидания различны, а иногда и противоположны, а потому необходимы какие-то регулятивы, снижающие неопределенность в публикуемых данных в отношении их репрезентативности, оценки, группировки, регулярности и т. п. и тем самым повышающие степень доверия к бухгалтерии.
|
Квинтэссенция первого подхода - система регулирования учета в США1. Что касается второго подхода, то наиболее выпукло, хотя и не в контексте рынка, он проявился в социалистическом учете. Менее жесткие варианты второго подхода имеют место в организации учета в ряде стран континентальной Европы.
1 Коротко напомним, что в США несколько институтов (то есть профессиональных негосударственных ассоциации бухгалтеров) решают вопросы регулирования учета и представительства бухгалтерской профессии в других сегментах экономики, причем можно выделить три ключевые сферы в области учета и аудита, в каждой из которых доминирует один из институтов: (1) финансовый учет и аудит, (б) управленческий учет, (в) внутренний аудит. Область финансового учета и аудита находится под контролем Американского института сертифицированных публичных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA). Этот институт формально создан в 1916 г., хотя считается, что он ведет свое начало от Американской ассоциации публичных бухгалтеров (American Association of Public Accountants, ААРА), зарегистрированной в 1887 г. В 1959 г. он изменил свое название па AICPA. Именно AICPA, то есть сами бухгалтеры, разрабатывает, внедряет правила учета и следит за их исполнением. Политику в области управленческого учета определяет Институт управленческого учета (The Institute of Management Accountants, IMA), а область внутреннего аудита контролируется Институтом внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors, ПА) Подробнее см. в [Ковалев, 2004].
|
1.1. Финансовая отчетность: концепции построения, регулирование, виды • 19
Оба подхода в принципе объяснимы - если можно так выразиться, регулирование некоторой сферы деятельности человека (и/или организации) осуществляет некоторое лицо, условно называемое «хозяин»; поскольку в директивной и рыночной экономиках «хозяин» различен, различны и принципы регулирования. Если в странах, наиболее последовательно придерживающихся принципов рыночной экономики, «хозяин» многолик, то в директивной экономике он, по сути, существует в единственном числе - в виде государства и его представителей. Единственность «хозяина» или многообразие «хозяев» проявляется не только в банальном их отношении к имуществу, но и в распространении компетенции «хозяина» («хозяев») на организацию бизнеса в целом и его отдельных компонентов и измерений. В частности, последнее относится как к регулированию учета и отчетности, так и к системе подготовки профессиональных кадров.
Что касается первого аспекта, то напомним коротко, что в экономике стран, исповедующих рыночные отношения, с середины XIX в. начинает доминировать принцип «свободы действий» (laissez faire), согласно которому бизнес рассматривался как сугубо частное дело и соответственно какое-либо принуждение относительно организации и техники ведения учета, а также разглашения информации, например в виде финансовой отчетности, считалось посягательством на конфиденциальность, а потому сама идея регулирования учета и отчетности стала прокламироваться как кощунственная. В США в наиболее акцентированном виде придерживаются принципа «свободы действий», т. е. полагают, что государство без нужды не должно вмешиваться в регулирование бизнеса, а его роль - лишь в задании наиболее общих универсальных принципов ведения бизнеса; что касается частностей, то они отрегулируются рынком. Этот принцип распространяется и на бухгалтерский учет - считается, что регулирование учета лучше доверить не чиновнику-бюрократу, а профессиональному сообществу, которое само сообразит, какие регулятивы необходимы, каким образом заставить им следовать, на кого следует их распространять и др. Данная идея нашла воплощение в разработке так называемых общепринятых принципов бухгалтерского учета (generally accepted accounting principles, GAAP), а в международном контексте - в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), которые разрабатываются не чиновниками, а профессионалами. Термин «общепринятость» означает, что профессиональное сообщество данной страны соглашается с бухгалтерскими регулятивами, разрабатываемыми его представителями (в частности, в США - это упоминавшийся выше AICPA)1.
Эта идея англо-американской школы бухгалтерского учета доминирует в мире и в настоящее время в той или иной модификации реализуется, по сути, во всех странах.
В последние годы под давлением различных международных организаций и влиятельных транснациональных корпораций в нашей стране была предпринята попытка модернизировать систему регулирования учета, его организацию и методологию. Как мы только что упоминали, единства в регулировании учета и отчетности в мире нет, однако очевидно, что представители англо-американской бухгалтерской школы фактиче-', ски доминируют в международных институтах, имеющих отношение к учету. Эти институты, кроме того, находятся под сильнейшим влиянием международного бизнеса (рынков капитала, транснациональных корпораций, международных аудиторских компаний и сетей), в котором роль США также исключительно велика. Все это привело к тому, что англо-американская модель регулирования учета была принята за некоторый образец, ориентируясь на который и начали вводить изменения. Как известно, в ос-
1 Понятие «общепринятость» в приложении к бухгалтерским регулятивам в России пока еще не действует, поскольку по закону бухгалтерский учет регулируется государством в лице Министерства финансов РФ. Не исключено, что в будущем возможны некоторые паллиативные решения, связанные с делегированием ряда полномочий Минфина РФ общественным организациям, -.в частности Институту профессиональных бухгалтеров России.
20 • Глава 1. Финансовая отчетность как средство коммуникации
нове этой модели два ключевых момента: (а) разделение финансового и налогового учетов; (б) существенно значимая роль профессиональных институтов в регулировании, организации и методологии учета по сравнению с государственным влиянием.
К настоящему времени в России формально сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности. Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана достаточно стройная четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни (табл. 1.1). Перечень базовых регу-лятивов приведен в приложении 1.
Таблица 1.1 Система регулирования бухгалтерского учета в России
Уровень | Документы | Органы, принимающие документы |
I уровень - правовой | Федеральные законы, указы, постановления | Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ |
II уровень - нормативный | Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету | Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ |
III уровень - методический | Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания | Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы |
IV уровень - организационно-распорядительный (уровень фирмы) | Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т. п.) в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта | Организации, консультационные фирмы |
Подчеркнем, что приведенная система оказывает прямое воздействие на принципы и технику ведения учета; на практике существует еще и система косвенного регулирования бухгалтерского учета, основу которой составляют законы и другие нормативные документы, отражающие налоговый аспект учета. Прежде всего это Налоговый кодекс РФ. Заметим, что исходя из традиционной для отечественной системы бухгалтерского учета его налоговой ориентации1 регулятивы из группы косвенного воздействия нередко являются для бухгалтера приоритетными при определении и выборе учетных процедур.
1 Налоговая ориентация бухгалтерского учета означает, что при исчислении отчетной прибыли должны приниматься во внимание ограничения и нормативы по затратам, определенные в налоговом законодательстве; в этом случае налогооблагаемая прибыль и прибыль, приводимая в отчетности, должны совпадать. В последние годы предпринимаются усилия в определенном смысле разграничить налоговый учет (цель - предоставление отчетности налоговым органам) и собственно бухгалтерский учет (цель - предоставление отчетности владельцам компании), что и имеет место в большинстве экономически развитых стран. В частности, бухгалтеры могут формировать себестоимость продукции в соответствии с учетной политикой, т. е. не обращая внимания на ограничения налоговых регулятивов (естественно, эти ограничения будут учтены при расчете налогооблагаемой прибыли), возможно использование метода начисления для расчета конечных финансовых результатов и кассового метода для определения налогооблагаемой прибыли, в Законе «О бухгалтерском учете» органы налоговой службы не упомянуты в качестве адресов, куда бухгалтерская отчетность должна быть предоставлена в обязательном порядке, и др. Отметим, что здесь нет никакого противоречия; речь идет лишь о том, что отчетность, предоставляемая акционерам, и отчетность, предъявляемая в налоговые органы в соответствии с налоговым законодательством, не обязательно совпадают. Поскольку требования государства в лице налоговых органов практикующими бухгалтерами рассматриваются как приоритетные, рекомендации ПБУ нередко отходят на второй план. Минфином РФ предприняты определенные усилия для согласования требований бухгалтерского и налогового законодательств, в частности, в отношении отражения прибыли в отчетности.
1.1. Финансовая отчетность: концепции построения, регулирование, виды • 21
Система нормативных документов, регулирующих учет в России, весьма обширна и достаточно хорошо структурирована (рис. 1.4). Всю их совокупность можно разбить на три крупных блока документов соответственно: (а) нормативно-правового регулирования; (б) нормативно-методического регулирования и (в) консультативно-методического характера. В первом блоке собраны акты, изданные властными органами различного уровня и имеющие обязательный для исполнения характер. Во второй блок включены документы, касающиеся в основном методологии бухгалтерского учета. Формально они носят рекомендательный характер и в известном смысле подпадают под определение профессиональной общепризнанности (как в случае с американским ГААП). Основа блока - положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в известном смысле являющиеся аналогами стандартов в англо-американской модели учета. В третьем блоке собраны документы, оказывающие косвенное влияние на организацию и ведение учета или разъясняющие содержание документов двух других блоков.
Все приведенные регулятивы в той или иной степени, естественно, сказываются на содержании приводимых в отчетности данных, однако непосредственное к ней отношение имеют прежде всего Федеральный закон «О бухгалтерском учете», в котором определены понятие и состав отчетности, и Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), в котором приведены основные требования к отчетности, ее состав и содержание по разделам и укрупненным статьям. Достаточно подробную характеристику приведенных на рис. 1.4 нормативных документов можно найти в работе [Ковалев, 2004].
В нашей стране бухгалтерская отчетность традиционно понимается практиками как набор предписанных вышестоящими органами форм, а их представление всегда сопровождалось пояснительной запиской, в которой делались некоторые комментарии в отношении имущественного и финансового положения организации. Примерно такая же логика заложена и в ПБУ 4/99. Между тем в международной практике, характерной ирежде всего крупным фирмам, является общепринятой публикация отчетности в составе годового отчета (annual report).
Культура составления отчета является немаловажным фактором успешного ведения бизнеса как с позиции самой компании, подготовившей отчет, так и с позиции ее внешних контрагентов. Во-первых, хорошо структурированный отчет позволяет руководству коммерческой организации и ее владельцам по-новому взглянуть на состояние дел в коммерческой организации, достигнутые результаты финансово-хозяйственной деятельности, определиться с перспективами ее развития. Во-вторых, для контрагентов коммерческой организации бухгалтерский отчет все в большей степени становится основным информационным документом, подтверждающим возможность и экономическую целесообразность взаимодействия с данной коммерческой организацией. В-третьих, отчет является своеобразным способом рекламы деятельности - нередко первым шагом фирмы-коптрагепта при установлении производственных контактов является запрос о возможности ознакомления с годовым бухгалтерским отчетом потенциального партнера — поэтому от того, насколько грамотно и привлекательно составлен отчет, может в значительной степени зависеть результат предстоящих переговоров о сотрудничестве. Кстати, крупные российские банки первыми поняли рекламную значимость (в хорошем смысле этого слова) годового отчета и уже публикуют свои отчеты в весьма достойном по международным меркам виде.
Необходимо, правда, иметь в виду и вполне реальную возможность определенной дезориентации внешнего пользователя отчетности путем приукрашивания реальной действительности, прямого или косвенного сокрытия отдельных негативных моментов. Эта возможность признается повсеместно и не отрицается ни ведущими западными и отечественными учеными, ни практиками.
22 • Глава 1. Финансовая отчетность как средство коммуникации
Нормативная база бухгалтерского учета
Документы нормативно-правового регулирования | Документы нормативно-методологического регулирования | Документы консультативно-методического характера | ||||||||||||||||
Конституция РФ | ||||||||||||||||||
План счетов | Общепрофессиональные методические | |||||||||||||||||
Кодексы РФ | рекомендации и | |||||||||||||||||
Положения по | указания | |||||||||||||||||
бухгалтерскому | ||||||||||||||||||
Федеральные законы | учету | Методически | ||||||||||||||||
Регулятивы министерств и ведомств | рекомендацш и указания косвенного воздействия | |||||||||||||||||
Указы Президента РФ | ||||||||||||||||||
Международные регулятивы профессионального | ||||||||||||||||||
Постановления Правительства РФ | ||||||||||||||||||
назначения | ||||||||||||||||||
Нормативные акты
министерств и иных
федеральных органов
исполнительной власти
Рис. 1.4. Иерархия бухгалтерских регулятивов
Годовой отчет информационно весьма насыщен, причем помимо отчетности в него включаются и другие разделы, не имеющие прямого отношения к финансовой стороне деятельности фирмы, а потому отчет с очевидностью песет не только информационную, по и рекламную нагрузку. Состав и структура отчета, естественно, не регламентируются, вместе с тем, например, в МСФО 1 приводятся некоторые рекомендации в отношении этого документа.
Так, в ст. 8 МСФО 1 указывается, что «компании поощряются к представлению, помимо финансовой отчетности, финансовых обзоров руководств, в которых описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов деятельности компании, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается». Стандартом рекомендуется в такой отчет помимо собственно финансовой отчетности включать «анализ следующего:
1.1. Финансовая отчетность: концепции построения, регулирование, виды • 23
(a) основных факторов и влияний, определяющих финансовые результаты, вклю
чая изменения среды, в которой действует компания, реакции компании на эти изме
нения и их воздействия, инвестиционной политики компании, направленной на под
держание и улучшение финансовых результатов, включая политику в области диви
дендов;
(b) источников финансирования компании, политики в отношении заемных
средств и управления рисками;
(c) достоинств и ресурсов компании, ценность которых не отражена в бухгалтер
ском балансе, составленном согласно Международным стандартам финансовой отчет
ности».
Стандартом поощряется предоставление дополнительных данных по вопросам охраны окружающей среды и добавленной стоимости.
Без особого преувеличения можно говорить о том, что к настоящему времени уже сложилась определенная типовая структура подобного годового отчета, например, в виде следующей последовательности разделов: (1) цели, задачи, философия бизнеса; (2) основные индикаторы; (3) обращение президента; (4) структура фирмы и общеэкономическая ее характеристика; (5) финансовый обзор; (6) бухгалтерская отчетность (по группе, материнской компании и др.); (7) примечания к финансовой отчетности; (8) аудиторское заключение; (9) аналитический раздел; (10) инвестиционная политика; (11) прочая информация. Содержательное наполнение выделенных разделов отчета достаточно очевидно; некоторые пояснения целесообразно дать лишь в отношении основных видов отчетности.
Как уже отмечалось, отчетность составляется юридическим лицом, вместе с тем в современной экономике существуют различные способы организации бизнеса, а одним из наиболее действенных способов консолидации и повышения конкурентоспособности бизнеса является формирование корпоративных групп. Упрощенно группу можно представлять как совокупность связанных отношениями собственности компаний, одна из которых - материнская, а другие - дочерние. В экономически развитых странах существуют национальные регулятивы, разъясняющие понятие группы, варианты и методы объединения, способы представления отчетности и др. В России понятия «дочернее общество» и «зависимое общество» определены в ст. 105 и 106 Гражданского кодекса РФ. Материнская компания определяет деятельность дочерних благодаря, например, владению контрольными пакетами акций. Таким образом, через отношения собственности образуется группа юридически самостоятельных компаний, одна из которых (материнская) контролирует хозяйственную деятельность других. Согласно национальным законодательствам и бухгалтерским регулятивам материнская компания в этом случае должна составлять помимо собственной отчетности также отчетность по группе в целом, т. е. консолидированную отчетность. В крупном бизнесе, в частности, в случае с транснациональными корпорациями именно консолидированная отчетность становится основной. Точнее, в годовом отчете подобной корпорации можно видеть несколько комплектов отчетных форм (в комплект обычно входят отчет о прибылях и убытках, баланс, отчет о движении денежных средств и пояснения к отчетным формам): (а) по группе в целом; (б) по материнской компании и (в) по группе в целом в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Заметим, что последний набор отчетных форм составляется не всегда, поскольку многие страны утверждают, что их национальные стандарты находятся в соответствии с международными. Так, в Великобритании принято включать в годовой отчет лишь консолидированную отчетность. Поскольку в экономически развитых странах корпоративная организация бизнеса является доминирующей, а подавляющее число крупных кор-
24 • Глава 1. Финансовая отчетность как средство коммуникации
пораций с течением лет неизбежно формируют на своей основе корпоративные группы (причин тому много: диверсификация бизнеса, возможность управлять большими объемами финансовых ресурсов, обеспечение стабильности в получении сырья, полуфабрикатов и комплектующих, овладение новыми рынками сбыта и др.), консолидированная отчетность становится основным отчетным документом и средством коммуникации в бизнес-отношениях. Заметим, что подобная отчетность является отчетностью не юридического лица, а некоего экономического субъекта, когда группа условно рассматривается как единая компания, единая «учетная единица», в рамках которой все компании группы можно рассматривать как некие подразделения ее подразделения. Отсюда видно, что консолидирование отчетности должно осуществляться но специальным алгоритмам, элиминирующим влияние двойного счета, возникающего при учете капитала и внутригрупповых операций, а также выделяющим долю меньшинства в обязательствах и доходах группы, если таковая имеется. Достаточно подробно алгоритмы консолидации будут рассмотрены в гл. 5.
Международные стандарты финансовой отчетности
Развитие международных экономических связей на уровне предприятий в условиях рыночных отношений и конкурентной борьбы невозможно без надлежащего информационного их обеспечения. На первый взгляд кажется, что этот процесс не должен сопровождаться какими-либо серьезными проблемами, тем более проблемами принципиального характера, поскольку и внутренние рынки также предполагают взаимную информированность субъектов хозяйствования, что как раз и достигается распространением бухгалтерской отчетности, составляемой в соответствии с национальными ре-гулятивами. Однако между намерением оповестить о себе потенциальных иностранных контрагентов и реализацией этого намерения - дистанция огромного размера, преодоление которой сопровождается многочисленными сложностями и барьерами, причем языковой барьер здесь не самый главный.
Основная проблема заключается в том, что, вероятно, не существует и двух стран с абсолютно одинаковыми правилами учета, а потому взаимное представление отчетных данных фирмами, зарегистрированными и осуществляющими основной объем своих операций в разных странах, вызывает вполне естественную настороженность с позиции оценки адекватности объявленного (т. е. представленного в виде отчетности) фактическому состоянию1. В числе причин подобной настороженности главенствующую роль, безусловно, играют причины, имеющие чисто профессиональную природу и заключающиеся в том, что пользователь информационным продуктом может не достаточно четко понимать логику и базовые алгоритмы формирования предъявленных ему показателей. Профессиональная подоплека возможных противоречий относительно трактовки, правомерности и целесообразности тех или иных правил учета, оценки и составления отчетности естественно являет собой лишь часть базы для сомнения; среди других аргументов, например, национальные, политические, общеэкономические и другие особенности ведения бизнеса и информирования о нем, принятые в данной стране.
Для того чтобы уменьшить страновую вариабельность в правилах ведения учета и подготовки отчетности и сгладить степень взаимного недоверия в отношении «пра-
1 Очевидно, что заявление руководства фирмы о том, что «финансовое положение фирмы вполне благополучно» само по себе вовсе не означает, что ему можно доверять абсолютно - критерии и стандарты «благополучное™» могут варьировать.
1.2. Международные стандарты финансовой отчетности • 25
вильности или неправильности» подобных правил, международное бухгалтерское сообщество как раз и приняло решение провести определенную их унификацию путем разработки и внедрения типовых регулятивов, получивших название международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Эта работу начали вести под лозунгом необходимости гармонизации и стандартизации учета.
Процессы унификации учетных процедур в международном контексте, особенно активизировавшиеся в последней четверти XX в., имеют на самом деле давнюю традицию, а начало им было положено в 1904 г., когда в Сент-Луисе (США) прошел первый Международный конгресс бухгалтеров. Прошедшие в XX в. две мировые войны нарушили периодичность проведения этих форумов, однако начиная с 1952 г. конгрессы организуются каждые пять лет и оказывают весьма значимое влияние на развитие бухгалтерской профессии. Именно на одном из таких конгрессов (Амстердам, 1957) и была впервые озвучена мысль о необходимости разработки международных учетных стандартов.
В развитие этой идеи в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексики, Франции, США и Японии был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee, IASC), предназначение которого было сформулировано как гармонизация международной практики учета и отчетности через систему так называемых международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
С течением лет мировому сообществу было предъявлено несколько десятков стандартов, однако финансовые рынки и регуляторы учета в ведущих странах мира ие спешили с их безоговорочным признанием. Отчасти это было обусловлено тем обстоятельством, что крупнейшие фондовые биржи - американские - предпочитали оперировать с более понятными им правилами, предписанными национальным ГААП, а потому любой иностранной компании, вознамерившейся выйти на американский фондовый рынок, приходилось пользоваться двумя наборами регулятивов - национальными и американским ГААП. Кроме того, играли немаловажную роль и национальные политические и профессиональные амбиции - в каждой стране, относящей себя к разряду ключевых игроков в мировой экономике и, естественно, имеющей достойные традиции в развитии национальной системы учета, было весьма непросто отказаться от действующих правил в пользу регулятивов, рекомендуемых другими странами и/или специалистами. Тем ие менее из нескольких зол нужно было выбирать меньшее, какая-то международно признанная унификация, безусловно, нужна, а потому с течением лет сформировались две альтернативы - в качестве единых регулятивов использовать либо МСФО, либо американский ГААП.
Ситуация стала более определенной в конце XX в. в связи с укреплением позиций Международной федерации бухгалтеров1 (International Federation of Accountants, IFAC), под эгидой которой проводятся международные конгрессы бухгалтеров последних лет. Так, на прошедшем в Гонконге в ноябре 2002 г. XVI конгрессе было сформулировано мнение о необходимости скорейшего создания так называемого «глобального ГААП» (Global GAAP), который устроил бы все страны мира в том смысле, что национальные бухгалтерские регулятивы были бы приведены в соответствие с этими стан-
1 Федерация была создана в 1977 г. и в настоящее время объединяет 156 национальных бухгалтерских организаций из 114 стран мира, представляющих в общей сложности более 2,4 млн бухгалтеров. Это единственная международная организация, объединяющая представителей бухгалтерской профессии из частного и государственного секторов экономики, сферы ауднторско-консультационных услуг, образования.
26 • Глава 1. Финансовая отчетность как средство коммуникации
дартами. Разработка этих унифицированных регулятивов ведется в настоящее время под эгидой IFAC в рамках проекта конвергенции (т. е. сближения) национальных систем бухгалтерского учета. Обоснование идеологии, состава и содержательного наполнения учетных стандартов осуществляется Советом по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standards Board, IASB) под руководством известного специалиста Д. Твиди, созданным в 2000 г. в рамках IASC. Большинство стран (имеются в виду национальные институты бухгалтеров и финансовые институты) уже выразили готовность следовать глобальному ГААП при ведении учета и отчетности, т. е. привести национальные бухгалтерские регулятивы в соответствие этим регулятивам. В основу глобального ГААП положены действующий набор МСФО и американский ГААП; учитываются также и рекомендации национальных институтов других стран.