Методы прогнозного анализа «191




vi корреляционного анализа встречается очень редко, однако оба эти метода весьма рас­пространены в экономических исследованиях.

Зависимости в экономике могут быть не только прямыми, но и обратными и нели­нейными. Регрессионная модель может быть построена при наличии любой зависимо­сти, однако в многофакторном анализе чаще всего используют линейные модели1 вида:

у = д() + а\Х\ + «2*2 +... пх„. (7.14)

Построение уравнения регрессии осуществляется, как правило, методом наимень­ших квадратов, суть которого состоит в минимизации суммы квадратов отклонений фактических значений результатного признака от его расчетных значений.

В западных методиках внутрифирменного анализа, в частности, для построения прогнозной отчетности (pro forma financial statements) весьма широко применяется так называемый метод прогнозирования на основе пропорциональных зависимостей. Его логика определяется известным обстоятельством, суть которого заключается в том, что любая социально-экономическая система формально описывается с помощью системы показателей, причем этим показателям свойственна согласованность (взаимосвязь) и инерционность.

Одной из очевидных особенностей действующей фирмы как системы является есте­ственным образом согласованное взаимодействие ее отдельных элементов. Поскольку многие стороны деятельности компании могут быть описаны с помощью количествен­ных оценок, подобная согласованность распространяется и на эти оценки. Это означает, что многие показатели, даже не будучи связанными между собой формализованными алгоритмами, тем не менее изменяются в динамике согласованно. Очевидно, что если некая система находится в состоянии равновесия, то отдельные ее элементы не могут действовать хаотично, но крайней мере вариабельность действий имеет определенные ограничения.

Вторая характеристика - инерционность - в приложении к деятельности компании также достаточно очевидна. Смысл ее состоит в том, что в стабильно работающей ком­пании с устоявшимися технологическими процессами и коммерческими связями не может быть резких «всплесков» в отношении ключевых количественных характери­стик. Так, если доля себестоимости продукции в общей выручке составила в отчетном периоде около 70%, как правило, нет основания полагать, что в следующем периоде зна­чение этого показателя существенно изменится.

Эти достаточно очевидные заключения в отношении хозяйствующих субъектов по­служили основой для разработки и широкого использования обсуждаемого метода прогнозирования. Его основу составляет тезис о том, что можно идентифицировать не­кий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельно­сти компании, который благодаря такому свойству мог бы быть использован как базо­вый для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они «привязываются» к базовому показателю с помощью простейших пропорциональных зависимостей. В качестве базового показателя чаще всего используется либо выручка от реализации, либо себестоимость реализованной (произведенной) продукции. Обос­нованность этого выбора достаточно легко объясняется с позиции логики и, кроме того, находит подтверждение при изучении динамики и взаимосвязей других показателей, описывающих отдельные стороны деятельности компании.

Последовательность процедур данного метода такова:

1. Идентифицируется базовый показатель S (например, выручка от реализации).

1 Распространенность линейных моделей объясняется относительной легкостью их интерпре­тации.


"1


192 • Глава 7. Методы анализа отчетных данных

2. Определяются производные показатели, прогнозирование которых представля­
ет интерес для менеджера (в частности, к ним могут относиться показатели бухгалтер­
ской отчетности в той или иной номенклатуре статей, поскольку, напомним, именно
отчетность представляет собой формализованную модель, дающую достаточно объек­
тивное представление об экономическом потенциале компании). Как правило, необхо­
димость и целесообразность выделения того или иного производного показателя опре­
деляются его значимостью в отчетности.

3. Для каждого производного показателя Р устанавливается вид его зависимости от
базового показателя: Р =f(S). Чаще всего зависимость может устанавливаться одним из
двух способов: а) значение Р устанавливается в процентах к S (например, па основе экс­
пертных оценок); б) путем изучения динамики данных выявляется простейшая регрес­
сионная зависимость (линейная) Р от S. Выявление зависимостей в отдельных случаях
может быть достаточно несложной процедурой; например, изменение дебиторской
и кредиторской задолженности чаще всего происходит спонтанно, т. е. с тем же темпом,
что и изменение объема реализации. Для других показателей, например отдельных ста­
тей производственных затрат, выявление зависимостей может быть весьма трудоемкой
процедурой. Отметим, что в состав производных показателей, значения которых необ­
ходимо спрогнозировать, могут входить и такие, которые не обязательно связаны фор­
мализованными зависимостями с базовым показателем, а определяются некоторыми
другими условиями. Например, проценты за пользование банковскими ссудами зави­
сят от объема реализации лишь в той степени, в какой эти ссуды связаны с текущей дея­
тельностью. Если банковский кредит был получен ранее, например, в связи с капиталь­
ным строительством, и проценты по нему определены договором, соответствующая
статья (или часть статьи) определяется без применения какого-либо формализованно­
го подхода.

4. При разработке прогнозной отчетности прежде всего составляется прогнозный
вариант отчета о прибылях и убытках, поскольку в этом случае рассчитывается при­
быль, являющаяся одним из исходных показателей для разрабатываемого баланса.

5. При прогнозировании баланса рассчитывают прежде всего ожидаемые значения
его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается с по­
мощью метода балансовой увязки показателей, а именно: чаще всего выявляется по­
требность во внешних источниках финансирования.

6. Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделиро­
вания, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и незави­
симых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов про­
гнозной отчетности. Выбор наилучшего из них и использование в дальнейшем в качест­
ве ориентира делается уже с помощью неформализованных критериев.

Описанный метод основан на предположении, что, во-первых, значения большинст­ва статей баланса и отчета о прибылях и убытках изменяются прямо пропорционально объему реализации и, во-вторых, сложившиеся в компании уровни пропорционально меняющихся балансовых статей и соотношения между ними оптимальны (имеется в виду, что, например, уровень производственных запасов па момент анализа и прогно­зирования оптимален). Пример использования метода прогнозирования на основе про­порциональных зависимостей можно найти в [Ковалев, 2001, с. 517-520].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: