Поскольку в системе рынков, функционирующих в современной рыночной экономике, доминирующе существенная, если не основная, роль принадлежит рынку финансовому (вспомним, как Великая депрессия в США в тридцатые годы XX в. повлияла па развитие экономики в целом), становится понятным, почему многие американские ученые делают акцент в определении сферы деятельности финансового аналитика этот рынок и предлагают не делать различия между терминами «финансовый аналитик» и «инвестиционный аналитик».
Финансовый анализ
Объект - рынки капитала, международные финансы, финансы страны, региона. Базовая цель — оптимизация решений на рынке или в данном сегменте системы финансов |
Базовая цель -обоснование решений по оптимизации финансовой модели фирмы и наращиванию ее экономического потенциала |
Финансовый анализ (макроэкономический) f |
Финансовый анализ
(микроэкономический), или
анализ финансово-хозяйственной
деятельности фирмы
Внутрифирменный финансовый анализ (анализ в системе финансового менеджмента) |
Объект - финансовая модель и финансы фирмы
Внешний финансовый анализ
Базовая цель - оценка инвестиционной и
контрагентской
привлекательности
фирмы
■и I
Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности
Обоснование решений инвестиционно-финансового
характера
(проекты инвестирования и финансирования)
Рис. 8.1. Вариант классификации видов финансового анализа
В рамках микроэкономики все теоретические построения концентрируются вокруг ключевого элемента рыночной экономики - фирмы, а потому представляется вполне логичным обособление микроэкономического финансового анализа (синоним - ана-
|
212 • Глава 8. Анализ отчетности в системе финансового анализа
лиз финансово-хозяйственной деятельности фирмы) как совокупности аналитических процедур, основывающихся на сведениях финансового характера и предназначенных для оценки состояния и эффективности использования экономического потенциала фирмы, ее инвестиционной и контрагентской привлекательности, а также обоснования управленческих решений в отношении оптимизации деятельности фирмы или участия в ней. Возможны и другие определения этого понятия, не отклоняющиеся, по существу, от приведенного (см., например, [Ковалев, 2001, с. 27-30]).
Как показано на рис. 8.1, анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы подразделяется на два вида: внешний и внутрифирменный. Логика разделения основана на том очевидном обстоятельстве, что любые аналитические действия могут состояться лишь в том случае, если у аналитика имеются некоторые исходные данные, которые и можно подвергнуть анализу. Поскольку в отношении предприятия потенциально подвергаемый анализу информационный ресурс делится на общедоступный и ограниченного пользования, логично подразделить анализ на два вида. Соответствующие дефиниции будут таковы.
Финансовый анализ внешний (микроэкономический) - есть совокупность аналитических процедур по оценке инвестиционной и контрагентской привлекательности фирмы. Это анализ, рассматриваемый с позиции внешнего пользователя, в качестве которого может выступать потенциальный инвестор, лендер, кредитор, представитель государственных органов, профессиональный аналитик и др. В рамках этого анализа обосновываются решений финансового характера в отношении фирмы как субъекта рыночных отношений, а потому он основывается на общедоступной информации финансового характера и входит в систему аналитических процедур оценки экономического потенциала и результатов деятельности фирмы в терминах стоимостных оценок и эффективности. Именно в таком ключе внешний финансовый анализ трактуется в данной книге, а к его основным особенностям относятся:
|
- ориентация на оценку инвестиционной (т. е. участия в капитале фирмы) и контр
агентской (т. е. надежности как бизнес-партнера) привлекательности фирмы;
- обеспечение общей характеристики имущественного и финансового положения
фирмы;
- приоритетность оценок (а) платежеспособности; (б) финансовой устойчивости
и (в) рентабельности;
- базирование на общедоступной информации;
- информационное обеспечение решений тактического и стратегического характера;
- доступность к результатам анализа любых пользователей;
- возможность унификации состава и содержания счетно-аналитических процедур;
- доминанта денежного измерителя в системе критериев;
- высокий уровень достоверности и верифицируемости итогов анализа (в преде
лах достоверности данных публичной отчетности).
Финансовый анализ внутрифирменный (микроэкономический) - совокупность аналитических процедур в системе управления финансами фирмы. Это анализ, рассматриваемый с позиции внутрифирменного аналитика (менеджера) и имеющий целью оптимизацию финансовой модели фирмы (т. е. ее баланса) через аналитическое обоснование решений инвестиционно-финансового характера (т. е. решений по мобилизации финансовых ресурсов и их инвестированию). В том случае, если в фирме бухгалтерский учет структурно и организационно не подразделяется на финансовый и управленческий, в систему внутрифирменного финансового анализа может входить и аналитическое обоснование решений по управлению затратами в фирме, т. е. один из блоков, традиционно относимых к компетенции управленческого учета. Внутрифир-
|
8.2. Финансовый анализ: виды и логика обособления «213
менный финансовый анализ в приведенной трактовке является крупным подразделом финансового менеджмента, а к его основным особенностям относятся:
- ориентация на решения по оптимизации баланса;
- обоснование решений по привлечению ресурсов и их размещению;
- ориентация на оптимизацию внутрипроизводственной деятельности (точнее,
производственно-технологического процесса);
- базирование на оперативных и учетных данных, имеющих ограниченный доступ
лиц;
- обеспечение в основном принятия решений рутинного оперативного характера;
- принципиальная невозможность безусловной унификации;
- достаточно высокая степень гибкости информационного обеспечения и счетных
процедур в соответствии с текущими запросами линейных и функциональных руково
дителей;
- сочетание критериев в натуральных и стоимостном измерителе;
- высокий уровень субъективизма.
В рамках и внешнего, и внутрифирменного финансового анализов всю совокупность аналитических действий можно условно сгруппировать в два блока: (а) анализ отчетности и (б) аналитическое обоснование решений инвестиционно-финансового характера. Некоторое различие лишь в том, что в системе внешнего анализа доминирует первый блок; в системе внутрифирменного анализа - второй блок. Суть первого блока - в формировании суждения об имущественном и финансовом положении фирмы; суть второго блока - оптимизация решений по финансированию (откуда и на каких условиях привлечь источники долго- и краткосрочного финансирования) и инвестированию (во что вложить свои финансовые ресурсы).
В рамках первого блока внешние инвесторы и кредиторы делают оценку инвестиционной и контрагентской привлекательности фирмы, выступающую основой для принятия решений о целесообразности вложения средств в данную фирму и/или установления с нею контрагентских отношений. Второй блок в большей степени ориентирован на топ-менеджеров фирмы и предназначен для обоснования решений по оптимизации финансовой модели фирмы и наращиванию ее экономического потенциала (создание добавочной ценности для собственников фирмы).
Итак, мы рассмотрели один из возможных вариантов обособления и интерпретации основных видов финансового анализа. Сразу же подчеркнем, что приведенный вариант не является единственно возможным, вместе с тем он достаточно логичен и не протиро-речит, в частности, сложившимся па Западе подходам к обособлению, структурированию и содержательному наполнению финансового анализа. Вместе с тем, по мнению авторов, дело не в строгих дефинициях, а в понимании сущностного предназначения того или иного вида анализа.
Как следует из приведенных рассуждений, анализ финансовой отчетности представляет собой лишь некоторую часть общей совокупности аналитических процедур, относимых к компетенции финансового аналитика. Однако это исключительно важный раздел анализа, поскольку практически любому финансовому аналитику, какой бы ни была его узкая специализация, приходится более или менее часто сталкиваться с необходимостью проанализировать публичную отчетность. В подтверждение этого тезиса приведем о/дин из вариантов обособления потенциально важных управленческих решений в отношении фирмы, несомненно требующих надлежащего финансово-аналитического обоснования; к числу ключевых относятся решения в области:
- инвестиционной деятельности (является ли фирма привлекательной для потен
циальных инвесторов, куда вложить денежные средства, не следует ли изменить струк-
214 • Глава 8. Анализ отчетности в системе финансового анализа
туру активов, каков должен быть страховой запас тех или иных видов оборотных средств, оптимален ли портфель финансовых инвестиций и др.);
- поиска и оптимизации источников финансирования (оптимальна ли структура
источников, может ли предприятие поддерживать сложившуюся структуру пассивов,
нет ли смысла выйти па рынок капитала со своими ценными бумагами, какие финансо
вые инструменты более предпочтительны для мобилизации дополнительных источни
ков и др.);
- текущей деятельности (каково положение с ликвидностью и платежеспособно
стью, обеспечивают ли оборотные средства ритмичность производственного процесса,
оптимальна ли политика предприятия в отношении своих кредиторов и дебиторов
и др.);
- оценки положения фирмы на рынке факторов производства, товаров и услуг (ка
кую нишу стабильно занимает предприятие на рынке данной продукции, каковы тен
денции в отношении этого показателя, какова динамика собственных индикаторов на
рынке капитала и др.);
- целесообразности установления или продолжения бизнес-контактов с данным
предприятием (каково финансовое положение фактического или потенциального
контрагента в динамике, надежен ли этот контрагент в плане исполнения своих обяза
тельств, какие условия можно ожидать от данного потенциального поставщика и др.).
Очевидно, что перечисленные управленческие действия могут рассматриваться с позиции разных лиц, вместе с тем очевидно, что какое-то обоснование всегда может быть сделано па основании публичной отчетности; иными словами, этот информационный источник является достаточно универсальным для решения многообразных задач. Без умения читать и анализировать отчетность ни один аналитик, в том числе и финансовый, не может считать себя аналитиком в полном смысле этого слова.