Построение аналитических таблиц является одним из важнейших приемов проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности. Любой годовой отчет, аналитическая записка, аналитическое обоснование конкретного управленческого решения.
7.2. Аналитические таблицы: виды и способы построения «183
как правило, содержат множество подобных таблиц. На первый взгляд нет ничего принципиально сложного в представлении некоторого материала в табличной форме. Действительно, это так; тем не менее недооценивать значимость таблиц не следует, поскольку, во-первых, грамотное построение аналитических таблиц является составной частью общей культуры оформления отчетной документации и, во-вторых, в процессе подготовки и оформления материала в табличной форме нередко в более выпуклой форме проявляются некоторые закономерности и характеристики в отношении описываемого субъекта, процесса или явления.
Аналитические таблицы используются на всех этапах проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности:
- на этапе подготовки исходных данных в таблице систематизируются исходные
данные, осуществляется предварительная их группировка, рассчитываются отдельные
промежуточные итоги и анализируются показатели;
- на этапе аналитической обработки данных с помощью таблиц могут осуществ
ляться конкретные вычисления, включая факторный анализ;
- на этапе представления результатов анализа финансово-хозяйственной деятель
ности в таблице осуществляется свод наиболее важных показателей, полученных в ре
зультате анализа.
Таким образом, основное предназначение аналитических таблиц - систематизация исходных данных, проведение аналитических расчетов и оформление результатов анализа.
|
Использование таблиц при проведении аналитических процедур и представлении результатов анализа обеспечивает: снижение объема исходных данных в отчетных документах (лучше привести их в виде таблицы, чем описывать массу чисел в тексте); систематизацию данных и выявление закономерностей; наглядность; уменьшение объема аналитических записок. Следует отметить также познавательный и психологический моменты - в отличие от нудной повествовательной аналитической записки, которая по мере ее чтения нередко вызывает лишь раздражение, утомляемость и желание побыстрее завершить этот процесс, таблицы повышают читабельность материала, он легче воспринимается и усваивается, а читатель отчета, снабженного хорошо структурированными таблицами с выводами, легче, с меньшими умственными и психологическими затратами, усваивает предложенный материал.
Аналитическая таблица - это форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного изложения исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и полученных результатов. Она представляет собой комбинацию горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Остов таблицы, в котором заполнена текстовая часть, но отсутствуют числовые данные, называется макетом таблицы. Крайняя левая колонка называется подлежащим таблицы; все остальные колонки - ее сказуемым. В подлежащем приводятся наименования основных показателей, критериев, характеристик и т. п., определяющих сущность таблицы; в сказуемом - их количественные значения.
|
Помимо аналитических таблиц в анализе применяются также статистические таблицы, предназначенные прежде всего для представления и свода исходных и промежуточных данных. Безусловно, нет однозначно трактуемых критериев, с помощью которых можно было бы отграничить статистические таблицы от аналитических; один из подобных условных критериев - наличие в аналитических таблицах некоторых расчетных алгоритмов. Аналитические таблицы приводятся в тексте отчета (аналитической записки), статистические - в составе приложений.
Построение макетов таблиц является важным этапом в проведении анализа, поэтому прежде чем приступить к сбору данных, необходимо по возможности разработать
184 • Глава 7. Методы анализа отчетных данных
все макеты аналитических и статистических таблиц, в которые будут заноситься исходные данные и результаты анализа. Основные требования, предъявляемые к таблицам при оформлении результатов аналитических процедур, таковы:
- не рекомендуется строить громоздкие таблицы; целесообразно иметь в сказуе
мом не более 7-8 колонок (граф), а в подлежащем - 10-20 строк;
- таблица всегда должна иметь заголовок, в котором следует кратко и точно отра
зить основное содержание таблицы, а также по возможности указать, к какому объекту
и времени она относится;
- слово «таблица» чаще всего размещается справа над заголовком таблицы, нуме
рация - любая (сквозная, по разделам и др.); если в тексте всего лишь одна таблица, она
не нумеруется;
- таблицу следует размещать в тексте после первого упоминания о ней (на этом же
листе или на следующем);
|
- любая таблица обязательно должна иметь по крайней мере однократное упоми
нание о ней в тексте (т. е. ссылку на нее типа: «... данные приведены в табл. 2.11»);
- наличие единиц измерения в таблице обязательно (если все данные таблицы
имеют одинаковую единицу измерения, она может выноситься, например, в заголовок
таблицы или в отдельную строку после заголовка; если данные разнородные, единица
измерения приводится при описании отдельных строк или граф);
- графы целесообразно нумеровать, поскольку, как отмечалось выше, в заголовках
граф нередко приводится способ расчета показателя;
- если в таблице используется показатель, алгоритм расчета которого неочевиден
или может трактоваться по-разному, необходимо привести этот алгоритм в примеча
нии к таблице или дать ссылку на соответствующий раздел отчета (аналитической
записки);
- в аналитических таблицах нередко закладывается некий алгоритм расчета, со
гласно которому, например, показатель исчисляется как линейная комбинация выше
стоящих показателей (типичный пример - отчет о прибылях и убытках); в этом случае
возможны три варианта представления вычитаемого: (а) указывается со знаком «ми
нус»; (б) указывается со знаком «плюс», но при этом подразумевается, что число будет
вычитаться, и это видно из экономического содержания строк таблицы; (в) указывается
в круглых скобках (этот вариант, являющийся традиционным для англо-американской
учетно-аналитической практики, начинает применяться и в России, в частности имен
но этот вариант рекомендован в приказе Минфина РФ «О формах бухгалтерской от
четности организаций»; заметим, что такой подход весьма оправдан, поскольку вычи
таться может не только положительное, но и отрицательное число, что, в частности,
имеет место при заполнении статей «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные
налоговые обязательства», в форме № 2);
- при нумерации граф можно придерживаться следующей рекомендации: подле
жащее обозначается буквой «А», графы сказуемого нумеруются арабскими цифрами;
- данные, приводимые в таблице, должны иметь понятное происхождение (в част
ности, если речь идет о статистической таблице, содержащей данные, заимствованные
из некоторых источников непосредственно или представляющие собой некую их пере
группировку, то ссылка на источник обязательна; обычно она оформляется записью
под таблицей: «Источник данных:...»);
- любая аналитическая таблица должна сопровождаться текстовыми выводами,
при оформлении которых необходимо руководствоваться правилом «от общего к част
ному», т. е. сначала анализировать (характеризовать) общий итог, а затем переходить
к промежуточным итогам и отдельным показателям.
7.3. Методы и модели факторного анализа «185
7.3. Методы и модели факторного анализа
Факторный анализ представляет собой процесс выявления причинно-следственной связи, идентификации и оценки значимости участвующих в ней факторов. Дело в том, что в экономике многие явления взаимосвязаны; это утверждение в полной мере относится и к финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Результатные показатели, по которым устанавливаются целевые значения, зависят от многих обстоятельств, в том числе и таких, которые на первый взгляд не всегда связаны напрямую с ними. Тем не менее в подавляющем большинстве случаев можно построить цепочку логических заключений, показывающих, каким образом то или иное событие отражается на конечных финансовых результатах. Кроме того, в отдельных случаях удается найти функциональное выражение связи между показателями и дать количественную оценку степени влияния одних показателей на другие.
В формализованном виде причинно-следственная связь между показателями, может быть представлена следующей факторной моделью:
г/=/(х,, хъ -., х„), (7.5)
где у - результативный признак;
x/t - факторный признак, /е = 1, 2,..., п.
При построении факторной модели любого типа нужно особое внимание уделять двум моментам: (а) логике ее обоснования и (б) практической полезности модели. Суть первого момента в том, что модель должна действительно отражать причинно-следственную связь, т. е. признаки хк должны быть первичными по отношению к признаку у. Суть второго момента такова: при включении факторов в модель следует отдавать себе отчет в том, что данные факторы поддаются управлению. Игнорирование этих требований приводит к схоластичности модели.
Процесс построения аналитического выражения искомой зависимости называется процессом моделирования изучаемого явления. Существуют два типа связей, которые подвергаются исследованию в процессе факторного анализа: функциональные и стохастические.
Связь называется функциональной, или жестко детерминированной, если каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. В качестве примера можно привести зависимости, реализованные в рамках известной модели факторного анализа фирмы Дюпон (см. рис. 10.7).
Связь называется стохастической (вероятностной), если каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака, т. е. определенное статистическое распределение. Примером такой зависимости могут служить регрессионные уравнения, применяемые, например, при расчете бета-коэффициентов для анализа портфельных инвестиций.
Факторный анализ с помощью жестко детерминированных моделей достаточно широко распространен-в управленческом учете и анализе финансовой отчетности. Логика анализа такова.
Выбирается результатный показатель, значением которого хотелось бы управлять, воздействуя на факторы, оказывающие на него влияние. Далее строится модель, описывающая взаимосвязь, выявляется влияние факторов, включенных в модель, и определяются меры, которые могли бы способствовать нужной тенденции результатного показателя. Факторный анализ с помощью такой модели заключается в том, чтобы построить следующее разложение:
186 • Глава 7. Методы анализа отчетных данных
\,У = \У + ЬХ1у+...+ Ь1ку, (7.6)
где Д,,1/ - общее изменение результативного показателя, складывающееся под одновременным влиянием всех факторных признаков;
Д^г/ - изменение результативного показателя под влиянием только фактора х^.
Например, несложно построить очевидную мультипликативную модель, связывающую товарооборот (выручку от продаж) (Т), численность работников (Ч) и производительность их труда (В):
Т = ЧВ. (7.7)
Предположим, что анализируется динамика этих показателей, причем аналитик желает обособить влияние каждого из факторов (Ч и В) с тем, чтобы выяснить, какой из них и в какой степени влияет на изменение результативного показателя Т. По определению:
Т, = Т() + ДТ; Ч, = Ч() + ДЧ; В, = В„ + ДВ.
Построить факторное разложение (7.6) для модели (7.7) можно разными способами; одним из наиболее простых является метод цепных подстановок:
Д(,Т = ДВ • Ч, + ДЧ ■ В() = ДВТ + ДЧТ. (7.8)
В разложении (7.8):
влияние качественного показателя (выработки) находится как произведение приращения этого показателя на значение количественного признака (численности), соответствующее отчетному периоду;
влияние количественного показателя (численности) находится как произведение приращения этого показателя на значение качественного признака (выработки), соответствующее базисному периоду.
Подобный метод применяется, например, и в англо-американских методиках анализа с тем лишь отличием, что приращение качественного показателя взвешивается по весам базисного периода, а приращение количественного показателя — по весам отчетного периода. Подобное различие не имеет принципиальной значимости, поскольку количественные различия в уравнении (7.8) будут не существенны, при этом вспомним вновь, что предназначение любого анализа - это поиск закономерностей и тенденций.
В гл. 11 будет показано, что факторный анализ с помощью жестко детерминированных моделей как раз и стал сущностью советского анализа хозяйственной деятельности (АХД). В методиках АХД строились громоздкие многофакторпые модели, обособлялось влияние факторов, но на этом все и заканчивалось, поскольку подавляющее большинство факторов носило совершенно искусственный характер и не поддавалось какому-либо управлению. Подобный «анализ» так и не прижился па практике и остался схоластической игрой в цифири.
Вместе с тем простейшие жестко детерминированные факторные модели достаточно активно применяются в западных методиках вариационного анализа, т. е. они вполне пригодны для формулирования выводов в отношении эффективности затрат.
Приведем небольшой пример. По определению оборачиваемость средств, вложенных в производственные запасы, рассчитывается по формуле:
b=^L, (7.9)
т
где Ь ~ оборачиваемость в днях;
Inv - стоимостная оценка запасов; т - однодневный товарооборот.
Формула (7.9) имеет очевидную экономическую интерпретацию; например, если Inv характеризует величину фактического запаса товаров па конкретную дату, am-
7.3. Методы и модели факторного анализа «187
плановый однодневный товарооборот, то b показывает число дней, на которое хватит имеющегося запаса. Из (7.9) следует, что
Inv = b-m. (7.10)
Формула (7.10) описывает простейшую жестко детерминированную модель, имеющую следующую интерпретацию:
увеличение товарооборота (иг) при прочих равных условиях приводит к росту товарных (или производственных) запасов; подобная тенденция вполне объяснима и имеет место практически в любой фирме;
чем скорее оборачиваются средства в запасах, тем меньше величина запасов; иными словами, ускорение оборачиваемости (Ь) приводит к тому, что фирма обходится относительно меньшими запасами, т. е. высвобождаются омертвленные в запасах денежные средства и их можно использовать для других целей.
Поскольку в модели (7.10) т - количественный показатель, b - качественный, то пользуясь логикой, описанной при формировании факторного разложения (7.8), получим:
/\/ni7 =Д/, ■ vi\ + Д,„ • b0 = Ai,Inv + AnJnv. (7.11)
Модель (7.10) и факторное разложение (7.11) важны не столько цифровыми данными, сколько возможностью формализации логики взаимосвязи показателей. Формула (7.10) говорит о том, что в условиях данной модели величина запасов зависит от двух факторов - товарооборота и оборачиваемости. При прочих равных условиях рост запасов благоприятен далеко не всегда, поскольку в запасах омертвляются денежные средства, запасы подвержены усушке, утруске, кражам и др. Модель (7.10) как раз и позволяет выполнить элементарный анализ:
если рост запасов вызван ростом объемов производства и продаж, такая тенденция не может рассматриваться как откровенно нежелательная;
если рост запасов вызван замедлением оборачиваемости, то эта ситуация уже явно нежелательная, а потому требуется выявление причин, ее обусловивших, и формирование системы мер по предотвращению причин этой нежелательной тенденции.
Из формул (7.9) и (7.10) можно видеть любопытную особенность факторного анализа. В первой модели оборачиваемость рассматривается как результатный показатель, а величины запасов и товарооборота - как факторные признаки, т. е. оборачиваемость определяется запасами и товарооборотом. Во второй модели результатным (в рамках факторного анализа - зависимым) признаком считается величина запасов, а оборачиваемость уже переходит в разряд факторных (иными словами, независимых) признаков, т. е. объем запасов определяется товарооборотом и оборачиваемостью. На первый взгляд получили парадоксальную ситуацию и, строго говоря, одна из моделей как выражение причинно-следственной связи должна быть признана ошибочной. Однако подобное категоричное суждение в данном случае ие столь очевидно. Несложно построить цепочку логических заключений, оправдывающих и объясняющих обе эти модели, а потому вывод напрашивается сам собой и может быть сформулирован следующим образом.
В экономике подавляющее большинство явлений взаимосвязаны и далеко не всегда удается установить между ними отношения первичности и вторичности, причины и следствия. Безусловно, к этому нужно стремиться, дабы не получить модель, абсолютно абсурдную, однако если это ие удается, огорчаться не нужно, поскольку цель подобных моделей - показать взаимосвязь и взаимообусловленность рассматриваемых событий и явлений, попять те механизмы, с помощью которых выявленными взаимосвязями можно управлять хотя бы частично, обозначить те меры, которые нужно предпринять, чтобы эффект от проявления установленной взаимосвязи был наиболее бла-
188 • Глава 7. Методы анализа отчетных данных
гоприятеи в контексте достижения конкретных целей. Иными словами, к построению любой, даже самой простой модели нужно относиться ответственно, а потому модели обязательно должно сопутствовать объяснение ее логики, предназначения, ограничений, возможностей применения. Любое усложнение модели должно быть обоснованным, при этом следует помнить, что необходимая глубина аргументации резко увеличивается по мере включения в модель очередного фактора. Если выгоды от усложнения сомнительны или мало результативны, таким усложнением следует пренебречь. Экономическое начало должно довлеть над началом инструментальным.
Именно простейшие факторные модели, подобные рассмотренным в данном параграфе, как раз и представляют ценность для управленческого учета и внутрифирменного анализа; эти модели широко применяются и в имитационном моделировании, в частности в методиках анализа чувствительности, применяемых в целях прогнозирования и позволяющих понять, как изменится некий результативный показатель при изменении того или иного фактора на заданную величину (см. пример в [Ковалев, 2001, с. 142-143]). Более того, отчет о прибылях и убытках представляет собой табличную реализацию жестко детерминированной аддитивной факторной модели, в которой результативным признаком является чистая прибыль.
По традиции с советским периодом развития прикладного анализа некоторые российские ученые все еще продолжают активно пропагандировать методики ретроспективного анализа с применением миогофакторных моделей, видя в этих методиках сущностное ядро анализа. Практическая значимость многих подобных моделей, зачастую необоснованно и бездумно перегруженных факторами, равна нулю. Более того, большинство факторов, обособляемых в ходе последовательного развертывания модели в более сложную, носят искусственный характер, теоретически никак не обоснованы и/или не поддаются более или менее реальному управлению, т. е. носят абсолютно схоластический характер. В качестве примера предлагаем читателю попытаться дать объяснение следующему пассажу, сформулированному в результате «факторного анализа изменения рентабельности всех активов с помощью семифакторной1 модели»: «Изменение рентабельности всех активов за счет изменения доли амортизации внеоборотных активов в составе выручки от продаж составило минус сто девяносто три процента» (см. [Шеремет, Ыегашев, с. 139]). Это не анализ, а игра в анализ, причем подобные «аналитические манипуляции», основывающиеся на моделях, построенных в духе стахановского движения, не только бесполезны, но попросту вредны.
В качестве небольшого комментария к сказанному заметим, что построение многофакторных жестко детерминированных факторных моделей не представляет труда, а научиться подобному псевдоанализу можно буквально за несколько минут. Для иллюстрации приведем вариант построения псевдоаналитической модели на примере торговой фирмы:
п -ILl — -£ъ А>й. ^il ^iiL 3»<L _Z_ Z2. ^ш.? п \i\
n"- т ЧЧг,Ч,РЧРЧ)б' т 'таЧ,,"*,,, ■*' {/ЛА)
где П,, - чистая прибыль;
Т - товарооборот;
Sa - активная часть основных средств (т. е. машины, оборудование, транспортные средства);
^„б - стоимость основных средств (всего);
ЧИр - численность продавцов (т. е. тех работников, кто непосредственно «делает» товарооборот);
1 Странно, что авторы не дотянули до десятифакторной модели, хотя сделать это несложно, например путем более дробной градации затрат.
7.3. Методы и модели факторного анализа • 189
Чцр - численность оперативных работников (имеются в виду все работники фирмы, за исключением управленческого персонала);
Ч„с - общая численность работников фирмы;
ТЗ - товарные запасы;
Stm - производственные площади (например, площадь торгового зала);
Sa(, - общие площади торговой фирмы.
Итак, путем несложных манипуляций нам удалось построить одинпадцатифактор-ную мультипликативную жестко детерминированную модель, выражающую зависимость чистой прибыли от ряда факторов (заметим, что одиннадцать факторов это, естественно, не предел, а потому предлагаем читателю самостоятельно продолжить расширение данной модели):
П.,= krk2-kyk/i-k5-kR-kTk8-k9-ku)-ku, (7.13)
где к\ - рентабельность продаж;
hi — фондоотдача по активной части основных средств;
/г-j - доля активной части основных средств в общей их сумме;
кл - фондовооруженность продавцов, т. е. наиболее активных участников торгово-технологического процесса;
/«5 - доля продавцов в составе оперативных работников;
/«(; - доля оперативных работников в общей численности работников;
k-i - трудоемкость товарооборота (показатель, обратный производительности труда работников фирмы);
&8 - скорость товарооборота (оборачиваемость в разах);
kg - стоимость запасов, приходящаяся па 1 кв. м торговой площади (одни из показателей эффективности использования площадей);
/е1() - доля торговой площади в общей площади;
k\\ - фактор общей площади.
Каждый из выделенных факторов может быть более или менее разумно обоснован в плане его экономической интерпретации и влияния на результатный показатель. Применив, например, метод цепных подстановок, с помощью данной модели можно выполнить факторный анализ чистой прибыли торговой фирмы. Получим в итоге массу цифр и видимость серьезности и глубины анализа - как же, ведь нам удалось выявить столько много факторов, причем в модели приведены наиболее существенные показатели деятельности торговой фирмы (товарооборот, трудовые ресурсы, фондовооруженность, структура площадей и др.)! Ыа самом деле приведенная модель совершеппо бессмысленна и не представляет интереса ни в теоретическом, ни тем более в практическом аспекте. Повторим, что подобные моделирование и «анализ» абсолютно бесполезны, тем не менее до сих пор мы видим примеры таких аналитических изысков во многих отечественных учебниках и учебных пособиях по «экономическому» анализу. Практики на подобные модели и методики анализа попросту не обращают внимания; что касается студентов, вынужденных знакомиться с такими достижениями отечественной прикладной аналитической науки, то остается только им посочувствовать.
Итак, вывод очевиден: факторные модели могут применяться для оценки и аналитического обоснования управленческих решений, в том числе и по данным отчетности, однако факторный анализ нельзя доводить до абсурда, нельзя сводить его к «стахановским моделям». Выбирая метод и/или модель, нужно всегда иметь в виду соответствующие рекомендации наших известных предшественников Дж. Хаксли (см. разд. 8.3.1) и Ф. Хайека (см. разд. 11.5).
Более подробную информацию о методах и моделях факторного анализа читатель может найти в работах [Ковалев, 2001; Ковалев, 2004].
190 • Глава 7. Методы анализа отчетных данных
7.4. Методы прогнозного анализа
Данные финансовой отчетности, рассматриваемые в динамике, используются прежде всего для выявления тенденций, свойственных тому или иному показателю: выручке, величине активов, чистой прибыли, рентабельности и др.
На практике применяются следующие методы выявления трендовой компоненты ряда динамики:
- метод «па глазок» (возможны различные его варианты: например, построение
приблизительного графика зависимости по статистическим данным, представленным
графически; расчет среднего темпа прироста; определение прогнозируемого значения
уровня ряда главным образом на основе интуиции и с минимальным привлечением ста
тистических данных - аналитики шутливо называют подобный способ «методом трех
«П» (от слов: пол, палец, потолок) и т. п.);
- метод скользящей средней (временной ряд делится па сегменты, содержащие, на
пример, по три элемента ряда; для каждой «тройки» рассчитывается средняя - этим
достигается сглаживание отдельных выбросов от общей тенденции; полученный ряд
средних подвергается визуальному или количественному анализу для выявления тен
денции);
- метод усреднения по левой и правой половинам (один из вариантов таков: ряд
разбивают на две части, находят среднее значение признака для каждой половины,
строят график в виде прямой, проходящей через найденные два значения);
- метод наименьших квадратов (построение уравнения регрессии, чаще всего - ли
нейного, поскольку оно легче поддается интерпретации, хотя возможно построение лю
бой нелинейной формы тренда).
Наиболее распространенным, безусловно, является регрессионный анализ как метод установления аналитического выражения стохастической зависимости между исследуемыми признаками. Уравнение регрессии в общем виде также описывается моделью (7.4) и показывает, как в среднем изменяется результативный (зависимый) показатель у при изменении любого из независимых показателей (факторов) хц.
Если зависимая переменная одна, имеет место простой регрессионный анализ. Если же их несколько, т. е. п > 2, такой анализ называется миогофакторным.
В ходе регрессионного анализа решаются две основных задачи:
- построение уравнения регрессии, т. е. нахождение вида зависимости между ре
зультатным показателем и независимыми факторами х\, х%..., хп;
- оценка значимости полученного уравнения, т. е. определение того, насколько вы
бранные факторные признаки объясняют вариацию признака у.
Применяется регрессионный анализ главным образом для прогнозирования, планирования, а также для разработки нормативной базы.
В отличие от корреляционного анализа, который только отвечает па вопрос, существует ли связь между анализируемыми признаками, регрессионный анализ дает и ее формализованное выражение. Кроме того, если корреляционный анализ изучает любую взаимосвязь факторов, то регрессионный - причинно-следственную зависимость, т. с. одностороннюю, показывающую, каким образом изменение факторных признаков влияет на признак результативный.
Регрессионный анализ - один из наиболее разработанных методов математической статистики. Строго говоря, для реализации регрессионного анализа необходимо выполнение ряда специальных требований (в частности, Х\, х%, •••■ х„, у должны быть независимыми, нормально распределенными случайными величинами с постоянными дисперсиями). В реальной жизни строгое соответствие требованиям регрессионного