Кто мы? Где мы? Куда держим путь и в чем для этого нуждаемся?




Проф. О.В.Долженко

Введение

Вам не кажется, что, приступая к новому курсу мы нередко испытваем нечто пропитанное долей сомнения и скепсиса. «Я, мол, и без того все знаю. И если бы не начальство, то ноги меня на этой лекции не было бы».

В том, что Вы что-то знаете. В этом у меня никаких сомнений нет. Все дело в том, а насколько вы понимаете то, что знаете. Ведь понимание – вещь не одноразовая. Понял и дело с концом. Вся жизнь по существу – процесс понимания. Очень часто того, что вроде бы уже и понял. И об этом надо все время помнить. Особенно, когда пытаешься объяснить тобой понятое. Человек существо в первую очередь понимающее и уже только потом знающее.

Сущность христианства (идея спасения и обретения вечной жизни) мы вроде бы поняли давно, однако ясности в этом деле нет и до сих пор. И каждый раз, когда в жизни намечаются какие-то крутые повороты и перемены, мы начинаем все сначала: перепостигаем уже понятое в новых для себя обстоятельствах. Так что можно считать: понимание как непрерывный процесс – важнейшую характеристику человека.

Между знания и пониманием – огромная пропасть. Например, я знаю, как следует забивать гвоздь, но, тем не менее, каждый раз это малопривычное для меня дело протекает по-своему. И наши разговоры и споры – преследуют цель добиться более глубокого понимания уже понятого. За этим – важная характеристика открытого (в отличие от закрытого) мышления (открытое и закрытое общество).

Одно и то же знание – порождает разное понимание, предполагает разный образ мира Разное понимание, потому что оно должно получить свое подвтерждение в других обстоятельства или – в разных контекстах.

И если мы чем-то занимаемся в ходе лекционного занятия то, прежде всего уточнением обстоятельств, за которыми стоит расплывчатое слово «понимание». Хотелось бы, чтобы и в нашем случае дело обстояло так же...

Что нас ждет? И от каких надежд следует сразу же отказаться?

На прошлой лекции я уже охарактеризовал структуру курса. Кратце ее напомню.

А заодно конкретизирую, какие ФОРМЫответности потребуются.

Курсовая работа, экзамен…

Формы работы: лекции, семинары, консультации в он-лайновом режиме.

Курсовая должна быть связана с темой диссертационного исследования.

Источники: лекции, две мои ниги, основные доклады, материалы к курсу…

Не надо ждать и крайне серьезного. Об образовании серьезно писали много и часто. А вот на что стоит обратить внимание: в XIX в. был распространен жанр прогулок. Например, прогулки по Риму – серия зарисовок, встреч, штрихов, которые, очерчивая поле, выявляют образ («Меня преследуют две-три бессвязных фразы» - О.Мандельштам). И этот образ выявляется непроизвольно. Почему бы не попробовать совершить несколько прогулок в страну образования. Прогулки – дело ни к чему не обязывающее. Они – для своего удовольствия.

Прогулки хороши тем, что можно пройти по улице, а потом вернуться и еще раз взглянуть на то, что привлекло внимание. И возвращаться можно столько раз, сколько пожелаешь, насколько хватит терпения, чтобы понять заинтересовавшее или взволновавшее тебя, найти слово, поясняющее тебе самому причину пробудившегося интереса. Собираясь на прогулку, можно обратиться к помощи экскурсовода, порасспрашивать повстречавшихся тебе людей, не выясняя их образовательный ценз и уровень квалификации. Первого встречного можно просто спросить, потом подумать над тем, что от него услышал.

В наших прогулках нас будут сопровождать удивительные люди: В.Цветаев, Л.Карсавин, Ю.Хабермас, Ю.Лотман, М.Мамардашвили и многие другие замечательные люди. Вслушаемся в их слова и попытаемся их проинтерпретировать, с тем чтобы найти слово, с помощью которого можно понять себя. Поймать слово и постараться его не забыть... В противном случае станет то, о чем писал Поэт:

И слово позабыл, что я хотел сказать.

Слепая ласточка в чертог теней вернется,

На крыльях срезанных, с прозрачными играть.

В беспамятстве ночная песнь поется.

.............................................................................

А смертным власть дана любить и узнавать,

Для них и звук в персты прольется,

Но я забыл, что я хочу сказать,-

И мысль бесплотная в чертог теней вернется.

 

(О. Мандельштам)

 

Как нужно вести записи.

Как нужно читать. Контекст личный, социальный, исторический, содержание глазами потомков.

Почему история не всегда наука: история как наука, история как политика, история как успокаивающее средство, история как обман.

 

 

Кто мы? Где мы? Куда держим путь и в чем для этого нуждаемся?

История России последних 500 лет. Роль государства, церкви, общества (А был ли мальчик?). Кто мы? Где мы находимся сегодня и на что в связи с этим можем рассчитывать в будущем??Над этими вопросами нужно и должно задуматься, особенно в наше время…

Есть один аспект проблемы, который звучит в общем хоре дискуссии, но звучит как-то приглушенно и невнятно. Этот аспект связан с попыткой понять: что мы сами собой представляем сегодня и на что в связи с этим можем рассчитывать в будущем? Ответить на эти вопросы в чем-то даже труднее, чем, например, на вопрос о возможностях рыночной экономики в этой стране. И все-таки ответить нужно, более того - необходимо. Иначе мы вновь попадем в плен очередных иллюзий.

Наши мысли, чувства, духовные приоритеты и суждения - все пропитано той средой, в которой мы жили и живем. Человек всегда живет здесь и сейчас. И только из этого сегодня можно сделать шаг в завтра. Что сильнее всего мешает каждому из нас сделать правильный шаг? Мы сами.

Деградация идеологии, экономики, экологии сопровождалась деградацией человека - практически каждого из нас. Для обозначения этого процесса было введено особое понятие - «антропологическая катастрофа».

Какой смысл связывают с этим понятием? В чем она состоит и чем была вызвана? Можно ли выйти из нее и как?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: