Из ст. 2 Венской Конвенции следует, что "ратификация", "принятие", "утверждение" и "присоединение" означают, в зависимости от того, как государство выражает в международном плане свое согласие на обязательность для него договора или любой, имеющий такое наименование международный акт. В данной Конвенции понятие "международная организация" означает межправительственную организацию. Учитывая, что положения этой Конвенции непосредственно относятся именно к межправительственным договорам, то ее общие для них правила распространяются на конвенции МОТ.
Из всего вышесказанного, а также иных положений Венской конвенции и различных разъяснений специалистов ООН*(41) можно сделать вывод, что процедура применения и внутригосударственной реализации норм конвенций МОТ может быть осуществлена следующими методами и способами, это:
- прямое применение норм конвенции во внутреннем праве путем ее ратификации или присоединения к ней, либо признания в целом ее норм другим образом (имплементация);
- адаптация норм конвенции путем изменения норм внутреннего права под правила, изложенные в конвенции, запланированной к ратификации или без таковой (трансформация);
- применение без изменения норм конвенции путем включения полностью или части ее текста в национальные нормативно-правовые акты или санкционирующие ссылки в них на ее положения (рецепция или отсылочная рецепция).
Таким образом, каждое государство само определяет методы и средства сближения национальной и международной правовой систем, принимая в этих целях нормы внутреннего права, которые способствуют исполнению предписаний международных договоров. Как мы видим, внутреннее право может текстуально повторять (заимствовать) правила международного договора (рецепция) или конкретизировать и адаптировать их к особенностям правовой системы государства (трансформация). Но в большинстве стран отдают предпочтение имплементации, т.е. исполнению международных правовых норм методом примата (верховенства) международного права над внутренним правом государства*(42). При этом, если в международном договоре нет указаний о внесении тех или иных изменений (дополнений) или исключения (удаления) из внутреннего права отдельных видов правоотношений, то договор применяется в целом как так называемый "надзаконный" акт.
|
Такая же зависимость ратифицированного международного договора действует и в случае, когда путем внесения норм договора в измененном виде (трансформации с адаптацией) происходит частичное несовпадение содержаний конвенций и норм внутреннего права. Но в этом случае нужно учесть, что применение смешанного способа реализации договора (имплементация с трансформацией) будет противоречить следующему правилу ст. 26 Венской конвенции: каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (лат. "pacta sunt servanda"). Кроме того, следует иметь в виду, что та часть договора, которая внесена во внутреннее право в трансформированном виде не может применяться в межгосударственных отношениях. Это правило вытекает из ст. 27 Венской конвенции, где сказано, что участник международного договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.
|
Эта концепция примата международного права над внутригосударственным правом выработана международными организациями ООН на основе признания принципа преимущественного значения международных норм. Такое предпочтение международных договоров является выражением верховенства общечеловеческих интересов и ценностей над национальными. Содержание договоров, как правило, для многих стран являются более прогрессивным, чем их внутреннее право. К тому же, они выработаны разумом представителей различных институциональных структур и слоев международного сообщества. Иными словами, международные договоры объединяют и отражают разнообразные социальные взгляды и являются соглашением, принятым на основе консенсуса или компромисса*(43).
Причем признания приоритета так называемых внешних норм над внутренними правилами может происходить в различной форме. Как указывают российские специалисты по международному праву*(44), в России вышерассмотренные способы и методы применения норм международного права могут быть реализованы в двух формах. Во-первых, путем издания внутригосударственного акта, регулирующего те же вопросы, что и международно-правовые нормы. Это осуществляется следующими способами:
- определения порядка применения в нашей стране норм конкретного международного договора;
- издания нормативных актов для исполнения принятого международного договора;
- включения в действующее законодательство отсылок к международному договору.
Во-вторых, путем непосредственного применения международных норм в РФ. Они могут применяться вместе с нормами российского права или вместо них без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы национального права. В этом случае нормы международного права действуют практически как специальные по отношению к нормам российского законодательства, действующим как общие нормы. В таком случае они либо дополняют внутреннее право особыми нормативными положениями или исключают отдельные отношения из сферы применения отечественного права.