Международный порядок применения конвенций МОТ




 

Из ст. 2 Венской Конвенции следует, что "ратификация", "принятие", "утверждение" и "присоединение" означают, в зависимости от того, как государство выражает в международном плане свое согласие на обязательность для него договора или любой, имеющий такое наименование международный акт. В данной Конвенции понятие "международная организация" означает межправительственную организацию. Учитывая, что положения этой Конвенции непосредственно относятся именно к межправительственным договорам, то ее общие для них правила распространяются на конвенции МОТ.

Из всего вышесказанного, а также иных положений Венской конвенции и различных разъяснений специалистов ООН*(41) можно сделать вывод, что процедура применения и внутригосударственной реализации норм конвенций МОТ может быть осуществлена следующими методами и способами, это:

- прямое применение норм конвенции во внутреннем праве путем ее ратификации или присоединения к ней, либо признания в целом ее норм другим образом (имплементация);

- адаптация норм конвенции путем изменения норм внутреннего права под правила, изложенные в конвенции, запланированной к ратификации или без таковой (трансформация);

- применение без изменения норм конвенции путем включения полностью или части ее текста в национальные нормативно-правовые акты или санкционирующие ссылки в них на ее положения (рецепция или отсылочная рецепция).

Таким образом, каждое государство само определяет методы и средства сближения национальной и международной правовой систем, принимая в этих целях нормы внутреннего права, которые способствуют исполнению предписаний международных договоров. Как мы видим, внутреннее право может текстуально повторять (заимствовать) правила международного договора (рецепция) или конкретизировать и адаптировать их к особенностям правовой системы государства (трансформация). Но в большинстве стран отдают предпочтение имплементации, т.е. исполнению международных правовых норм методом примата (верховенства) международного права над внутренним правом государства*(42). При этом, если в международном договоре нет указаний о внесении тех или иных изменений (дополнений) или исключения (удаления) из внутреннего права отдельных видов правоотношений, то договор применяется в целом как так называемый "надзаконный" акт.

Такая же зависимость ратифицированного международного договора действует и в случае, когда путем внесения норм договора в измененном виде (трансформации с адаптацией) происходит частичное несовпадение содержаний конвенций и норм внутреннего права. Но в этом случае нужно учесть, что применение смешанного способа реализации договора (имплементация с трансформацией) будет противоречить следующему правилу ст. 26 Венской конвенции: каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (лат. "pacta sunt servanda"). Кроме того, следует иметь в виду, что та часть договора, которая внесена во внутреннее право в трансформированном виде не может применяться в межгосударственных отношениях. Это правило вытекает из ст. 27 Венской конвенции, где сказано, что участник международного договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.

Эта концепция примата международного права над внутригосударственным правом выработана международными организациями ООН на основе признания принципа преимущественного значения международных норм. Такое предпочтение международных договоров является выражением верховенства общечеловеческих интересов и ценностей над национальными. Содержание договоров, как правило, для многих стран являются более прогрессивным, чем их внутреннее право. К тому же, они выработаны разумом представителей различных институциональных структур и слоев международного сообщества. Иными словами, международные договоры объединяют и отражают разнообразные социальные взгляды и являются соглашением, принятым на основе консенсуса или компромисса*(43).

Причем признания приоритета так называемых внешних норм над внутренними правилами может происходить в различной форме. Как указывают российские специалисты по международному праву*(44), в России вышерассмотренные способы и методы применения норм международного права могут быть реализованы в двух формах. Во-первых, путем издания внутригосударственного акта, регулирующего те же вопросы, что и международно-правовые нормы. Это осуществляется следующими способами:

- определения порядка применения в нашей стране норм конкретного международного договора;

- издания нормативных актов для исполнения принятого международного договора;

- включения в действующее законодательство отсылок к международному договору.

Во-вторых, путем непосредственного применения международных норм в РФ. Они могут применяться вместе с нормами российского права или вместо них без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы национального права. В этом случае нормы международного права действуют практически как специальные по отношению к нормам российского законодательства, действующим как общие нормы. В таком случае они либо дополняют внутреннее право особыми нормативными положениями или исключают отдельные отношения из сферы применения отечественного права.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: