Российские правила применения конвенций МОТ




 

Правовая доктрина России разрешает (санкционирует) непосредственное применение международных правовых норм во внутригосударственной сфере отношений. Можно говорить об общем и специальном санкционировании. В качестве универсальной санкции, адресованной всем субъектам российского права на применении в их деятельности международных норм, можно рассматривать норму ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Как специальные санкции действуют отсылочные нормы, изданные во исполнение договоров. Отсюда следует, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ характерными особенностями реализации норм конвенций МОТ на территории России являются как применение положений конвенции путем прямого обращения к ее содержанию, так и путем заимствования из них правил и внесение их в текст иных нормативных правовых актов. При этом применение метода рецепции отдельных или всех норм конвенций МОТ способом внесения их в текст национальных нормативных правовых актов фактически "растворяет" в них конвенцию, и таким образом, исключает приоритет конвенционных правил, превращая их в национальные нормы.

В свою очередь, процедура имплементации конвенций позволяет использовать ее содержание в соответствии с правилами ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: во-первых, как международного договора, являющегося составной частью российской правовой системы; во-вторых, как конвенции, правила которой в случае расхождения их с правилами, содержащимися в законе, имеют приоритет над положениями законов, регулирующих аналогичные правоотношения.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон о международных договорах, в ред. от 01.12.2007)*(45) международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституции РФ, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации. Международный договор подлежит выполнению Россией с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

Статья 14 Закона о международных договорах, ссылаясь на ст. 106 Конституции РФ, определяет, что ратификация Россией международных договоров осуществляется в форме федерального закона. В свою очередь, ст. 15 этого Закона устанавливает, что ратификации, в частности, подлежат международные договоры Российской Федерации:

- исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также договора, устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

- предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

- при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

Как следует из преамбулы постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации"*(46), международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.

Далее, Пленум Верховного Суда РФ разъясняет, что согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для их применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров в Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. Причем согласие на обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем предусмотренные действующим федеральным законом.

Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в отношении законов Российской Федерации при их применении. Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор.

К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств. Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в Российской Федерации, применимы судами, в том числе, при разрешении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.

При рассмотрении судом, в частности, гражданских дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации, при этом его положения не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права. Исходя из смысла ч.ч. 3 и 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона о международных договорах, судами непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации или в Бюллетене международных договоров в порядке, установленном ст. 30 Закона о международных договорах.

Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации как государства - продолжателя Союза ССР, опубликованы в официальных изданиях Верховного Совета СССР, Совета Министров (Кабинета Министров) СССР. Тексты указанных договоров публиковались также в сборниках международных договоров СССР, но эта публикация не являлась официальной. Официальные сообщения Министерства иностранных дел Российской Федерации о вступлении в силу международных договоров, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации, подлежат опубликованию в том же порядке, что и международные договоры (ст. 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").

Решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (статья 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).

Как мы видим из разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003, в нем судьям растолкован общий подход к применению международных договоров, не учитывающий особенности реализации специфических правил Устава и конвенций МОТ. В связи с этим приведем ряд примеров для пояснения трех видов применения в России норм конвенций МОТ и заодно рассмотрим их терминологические особенности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: