Имплементация норм конвенций МОТ




 

К числу конвенций МОТ, которые ратифицированы без последующей рецепции и трансформации их правил в национальные нормативные правовые акты, можно отнести следующие. Так, ратифицировав в 1956 году Конвенцию от 1921 года N 11 "О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве", компетентные органы СССР применили ее положения в целом, не внося каких-либо изменений в национальное законодательство. Дело в том, что в это время данные вопросы регулировались решениями ВЦСПС, который осуществлял организацию и контроль за деятельностью профкомов в колхозном и совхозном производстве по единым правилам для всех отраслей национальной экономики. В этих целях был создан ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок. Поэтому предписание в этой Конвенции компетентным властям страны обеспечить всем работающим в сельском хозяйстве те же права на организацию и объединение, какие имеют трудящиеся в промышленности, и отменить все законодательные или какие-либо другие постановления, направленные на ограничение этих прав по отношению к трудящимся, занятым в сельском хозяйстве соответствовало реалиям профсоюзной деятельности того периода.

Таким же образом до настоящего времени применяются (а некоторые применялись до их автоматической денонсации в связи с ратификацией СССР и Россией пересмотренных конвенций, регламентирующих эти же виды правоотношений) все нижеперечисленные конвенции МОТ, ратифицированные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.07.1956*(47), а именно:

1. N 10 от 1921 г. "О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве".

2. N 15 от 1921 г. "О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте".

3. N 16 от 1921 г. "Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов".

4. N 58 от 1936 г. "О минимальном возрасте допуска детей на работу в море".

5. N 59 от 1937 г. "О минимальный возраст приема детей на работу в промышленности".

6. N 60 от 1937 г. "О возрасте приема детей на непромышленные работы".

7. N 77 от 1946 г. "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности".

8. N 78 от 1946 г. "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах".

9. N 79 от 1946 г. "Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах".

10. N 90 от 1948 г. "О ночном труде подростков в промышленности".

Нормы этих и некоторых других ратифицированных СССР (Россией) конвенций МОТ в целом или отдельных частей так и остались не отраженными в нормативных правовых актах страны, став составной приоритетной частью нашей правовой системы. Ярким примером такого отношения к содержанию конвенций МОТ компетентного органа нашей страны является применение Конвенции МОТ от 1921 года N 13 "Об использовании свинцовых белил в малярном деле", ратифицированной в 1991 году*(48). Результатом реализации предписаний данной Конвенции стало только следующие указание в п. 429 раздела "Работы, выполняемые в различных отраслях экономики" Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 162*(49). В этом пункте сказано, что женщины не допускаются к малярным работам с использованием свинцовых белил, сернокислого свинца или других содержащих эти красители составов.

Что же касается иных указаний, содержащихся в Конвенции от 1921 года N 13 "Об использовании свинцовых белил в малярном деле", необходимо отметить, что именно в актах, касающихся работы маляров в различных отраслях экономики страны, их не обнаружено. Следовательно, вопреки предписаниям этой Конвенции компетентным органом власти до сведения подавляющего большинства россиян-работодателей и работников не были доведены ее важные для охраны здоровья и жизни маляров положения, а именно:

- осуществить запрет использования свинцовых белил и сернокислого свинца, а также всяких содержащих эти красители составов для внутренней окраски зданий, исключая случаи, когда компетентный орган власти после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся считает необходимым использование свинцовых белил и сернокислого свинца или содержащих эти красители составов для окраски железнодорожных станций или промышленных предприятий;

- разрешить использования белых красителей, содержащих не более 2 процентов свинца в пересчете на чистый металл, для внутренней окраски зданий;

- разрешить использования свинцовых белил и сернокислого свинца, а также всяких содержащих эти красители составов для художественной росписи и ее контуровке. При этом Правительство страны, ратифицировавшей эту Конвенцию, должно было определить пределы этих видов окраски;

- запретить мужчинам моложе восемнадцати лет выполнять малярные работы промышленного характера с использованием свинцовых белил, сернокислого свинца или других содержащих эти красители составов. Однако после консультаций с соответствующими организациями предпринимателей и трудящихся компетентные органы власти имеют право допускать к этой работе учеников маляров с целью их производственного обучения;

- издать регламент после консультации с соответствующими организациями предпринимателей и трудящихся и принять необходимые меры для обеспечения соблюдения его правил использования свинцовых белил, сернокислого свинца и всяких других содержащих эти красители составов для работ, где они не запрещены, с учетом следующих требований:

а) свинцовые белила, сернокислый свинец или содержащие эти красители составы могут применяться для малярных работ лишь в виде пасты или готовой краски;

б) обязать предпринимателя принимать меры для предотвращения опасности в связи с покраской способом пульверизации и образованием пыли при соскребании или соскабливании сухой краски;

в) обязать предпринимателя предоставлять малярам надлежащие устройства для мытья тела во время работы и по ее окончании;

г) обязать маляров в течение всего времени работы носить спецодежду;

д) обязать предпринимателя принимать надлежащие меры для предотвращения возможности попадания краски на личную одежду маляров, снятую на время работы;

е) обеспечить уведомление надлежащих лиц о случаях свинцового отравления или о подозреваемых случаях такого отравления и последующее освидетельствование соответствующих лиц врачом, назначаемым компетентным органом власти;

ж) отразить в надлежащем документе, что в случае необходимости компетентный орган власти может потребовать медицинского осмотра работников-маляров;

з) обязать предпринимателя инструктировать маляров с указанием особых мер предосторожности для охраны здоровья в малярном деле;

и) ввести статистический учет случаев свинцового отравления маляров;

к) ввести уведомление надлежащих органов обо всех случаях профессионального заболевания и свинцового отравления с целью проведения их проверки;

л) ввести учет смертности маляров, работающих со свинцовыми белилами, способами, утвержденными официальным статистическим органом страны.

Правда часть вышеизложенных предписаний Конвенции МОТ от 1921 года N 13 "Об использовании свинцовых белил в малярном деле" нашла свое отражение в общих нормах национального законодательства об охране труда. Например, в актах Минтруда РФ и Минздравсоцразвития РФ содержатся указания об обязательном ношении малярами во время работы выданной спецодежды, получения спецпитания, дополнительных дней отпуска и т.п. *(50). Но эти льготы связаны в целом с присущим малярным работам контактам с вредным содержанием красок, грунтовок и иными веществами рабочего процесса, применяемыми в малярном деле.

Такая же участь постигла и ратифицированные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.07.1956 Конвенции N 87 от 1948 г. "О свободе ассоциации и защите права на организацию" и N 98 от 1949 г. "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров". В этих двух Конвенциях государству их ратифицировавшему предписывалось, как минимум, следующее:

- работники и работодатели, без какого бы то ни было различия, имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения властей, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних;

- организации работников и работодателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий;

- государственные власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить конвенционные права и свободы профсоюза или воспрепятствовать их законному осуществлению;

- организации работников и работодателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке;

- не допускаются, в частности, действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций работников под господством работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации работников путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей. Осуществление таких действий должно рассматриваться как вмешательство в деятельность профсоюзных организаций и управления ими;

- там, где это необходимо, принимаются меры, соответствующие условиям страны, в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров;

- организации работников и работодателей имеют право создавать федерации и конфедерации, а также присоединяться к ним, и каждая такая организация, федерация или конфедерация имеет право вступать в международные организации работников и работодателей.

Как известно юристам, специализирующимся в области трудового права, в связи с образованием РСФСР (с 1922 по 1991 год СССР) многочисленные, ранее действовавшие, отраслевые профсоюзы Российской Империи вошли (кроме Союза промышленных и торговых предприятий Российской Империи) в общесоюзную структуру профсоюзов (ВЦСПС*(51)) и находились там с 1918 по 1990 год. В компетенцию ВЦСПС входили следующие функции:

- участие в разработке народно-хозяйственных планов;

- руководство социалистическим соревнованием и движением за коммунистический труд;

- заслушивание отчёты комитетов и советов профсоюзов, а также доклады министерств, ведомств и государственных комитетов по вопросам производства, труда и культурно-бытового обслуживания рабочих и служащих;

- внесение в законодательные органы проекты законов и указов;

- участие в подготовке и рассмотрении в Совете Министров проектов постановлений по вопросам заработной платы, социального страхования, охраны труда, культурного и бытового обслуживания трудящихся и контролировал соблюдение законов и постановлений по этим вопросам;

- издание инструкций, правил и разъяснений по применению действующего законодательства о труде;

- руководство делом государственного социального страхования и санаторно-курортного обслуживания трудящихся;

- руководство Всесоюзным обществом изобретателей и рационализаторов, научно-техническими обществами, добровольными спортивными обществами профсоюзов, развитием туризма;

- созданием профсоюзных школ и курсов;

- утверждение профсоюзного бюджета и бюджета государственного социального страхования;

- представление советских профсоюзов в международном профсоюзном движении и от их имени входил в международные профсоюзные объединения.

Несложно заметить, что в тот период ВЦСПС являлся одним из государственных органов власти, непосредственно участвовавшим в управлении РСФСР и СССР, в отведенном ему КПСС и под контролем ЦК КПСС, социальном секторе. Без получения согласия ВЦСПС органы центрального управления, в частности РСФСР, не имели право самостоятельно решать любые социальные вопросы, что было отражено в их руководящих документах, утвержденных съездами ВКП (б), а затем КПСС, а также ВЦИК и СНК РСФСР и СССР*(52).

Профсоюзные комитеты на предприятиях осуществляли контроль за выполнением законов о труде, распределяли путевки в санатории и дома отдыха и т.п. Однако ВЦСПС практически был подконтролен только политической власти страны, поскольку ещё В.И. Ленин назвал профсоюзы советской России "приводными ремнями" от коммунистической партии к массам. Организационно эта зависимость выражалось в том, что именно на заседаниях ВКП (б), а с 1952 года - ЦК КПСС фактически назначался очередной председатель ВЦСПС*(53).

В период с 1918 по 1990 гг. действовали последовательно периодически корректируемые основополагающие акты, регулировавшие деятельность профсоюзов СССР и закреплявших вышеизложенные их полномочия. В частности, к таким актам в хронологическом порядке можно отнести: постановление СНК СССР, ВЦСПС от 10.09.1933 N 1952 "О порядке слияния Народного комиссариата труда СССР с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов"*(54), Уставы профессиональных союзов СССР от 1963 и 1987 годов*(55).

Только в 1990 году был издан и введен в действие с 01.01.1991 Закон СССР от 10.12.1990 N 1818-1 "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"*(56), который сменил ныне действующий Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"*(57).

Первая попытка создать независимый профсоюз (СМОТ) состоялась в 1978 году и привела к репрессиям против тех, кто ее предпринял*(58). Тем не менее, отдельные положения этих конвенций, касающиеся заключения коллективных договоров, нашли свое отражение в таких актах как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.07.1958 "Об утверждении Положения "О правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза" и затем в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 27.09.1971 "Об утверждении Положения о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации".

Правда, коллективные договоры в то время заключались от имени трудового коллектива между профсоюзным комитетом организации и администрацией организации в виду того, что Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)*(59) был создан только в 1990 году, а до этого года роль, единого для всех работодателя, исполняло государство. В 1994 году был создан Координационный совет объединений работодателей (КСОР). В марте 2000 года Координационный совет преобразован в некоммерческую организацию Союз "Координационный совет объединений работодателей России" (КСОРР). В июне 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (в ред. от 01.12.2007)*(60) был преобразован в общероссийское объединение работодателей "Координационный совет объединений работодателей России" (КСОРР).

Тем не менее, напомним, что нормы ратифицированных Россией (СССР) конвенций МОТ являются специальными по отношению к аналогичным нормам иного законодательства о труде. Как следует из основ права, значение понятия "общая норма" - это правило, регулирующее группы отношений, а "специальная норма" - правило регулирующее отдельное отношение, входящее в эту группу. При этом в узком познание этого явления действует коллизионный принцип о доминировании специальной нормы над общей. Как известно из учебников "Римское право", такая общая коллизионная (сверхимперативная) норма как "Lex specialis derogat generali" (лат. "специальный закон отменяет, вытесняет общий закон") распространяется не только на нормы, но в своем широком изначальном и прямом смысле, прежде всего, на законы.

Согласно принципу "Lex specialis derogat generali" специальный закон имеет приоритет над общим, что изначально возникло и применялось еще в Древнем Риме (период от 754 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Принцип "Lex specialis derogat generali" в современной доктрине права рассматривается как приоритетный по отношению даже к принципу преимущества последующего закона перед предыдущим ("Lex posterior derogat legi priori"). Данный принцип презюмирует, что последующий общий закон не отменяет более раннего специального закона аналогичной юридической силы (lex posterior generalis non derogat priori speciali), если это особо не оговорено в более позднем как в общем, так и в специальном законе.

Поэтому в случае несоответствия содержанию конвенции МОТ (по смыслу, духу, букве), например, иных норм национальных нормативных актов об охране труда маляров, работающих со свинцовыми белилами, или норм о правах профсоюзов, конвенционные правила имеют юридическое верховенство при разрешении трудовых споров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: