ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕГО БОГА 9 глава




Эта глава особенно важна тем, что в ней говорится о Желании умершего иметь свою усадьбу и поле при ней в Татту, неподалеку от столицы Бусирите, IX нома Нижнего Египта, области, расположенной близ города Семеинуд (т. е. Себеннит), который находится немного южнее 31 параллели северной широты. Именно тут происходило воссоединение Расчлененного тела Осириса и ежегодно проводилась торже­ственная церемония воздвижения позвоночника Осириса.


 

 

Египетская религия


 

Изначально Сехет-Аару помещалась, очевидно, здесь, и мы вправе утверждать, что плодородные поля этой части Дель­ты послужили прототипом Елисейских полей египтян. И в то же время они хотели бы собирать урожай на полях вокруг Гелиополя, где находилось величайшее и наиболее древнее святилище бога Солнца. «Белым зерном», из которого египтянин желал печь свой хлеб, является обычная пшени­ца, а «красное зерно» — это красная разновидность того же растения, встречающаяся не так часто, как белая. В качестве стражей дверей своего имения умерший просит дать ему «образы (или личности) своего отца и матери», выражая желание части египтян продолжать семейную жизнь, нача­тую на земле. Естественно, он не просил бы об этом, если бы думал, что нет никакой надежды встретить родителей в мире ином. Интересное подтверждение всего вышесказанного дает изображение Сехет-Аару (Елисейских полей), в папи­русе Анхаи.1 Анхаи — жрица Амена, жившая около 1000 г. до н.э. Здесь мы видим, как умершая входит в самую верхнюю часть области и обращается к двум божественным существам; над одним из них написаны слова «ее мать», а за ними — имя Нефериту. Фигура, стоящая рядом, вероятно, изображает ее отца. Таким образом, рисунок подтверждает наше предположение о том, что египтяне верили в возмож­ность встречи со своими родственниками в мире ином, при которой они смогут узнать их и быть узнанными.

 

Картину Елисейских полей сопровождает длинный текст, составляющий главу СХ Книги мертвых. Мы приведем здесь его перевод, поскольку он содержит множество сведе­ний, касающихся древнейших воззрений египтян на эту область, и может пролить свет на ту полуматериальную жизнь, какую праведные египтяне, по крайней мере, в один из периодов своей истории рассчитывали вести после смер­ти. Текст назван «Главы Сехет-хетепет и главы выхода днем; входа и выхода из подземного мира; прихода в Сехет-Аару;

Британский музей, № 10472.


Елисейские поля. Из папируса Анхаи (XXII династия) Вверху изображение Анхаи, кланяющейся своим отцу и матери

 

 

Египетская религия

бытия в Сехет-хетепет, могущественной земле, владычице ветров; обретения там силы; о том, как стать духом (ХУ); о жатве там; о вкушении там пищи; о питье там; о любви там и о свершении всего, что человек совершал на земле». Умерший говорит:

Сет схватил Хора, глядящего двумя очами1 на строение (?) вокруг Ссхет-хетеп, но я освободил Хора [и отнял его у] Сета, и Сет открыл путь двух очей [которые] в небесах. Сет пролил (?) свою влагу по ветру на душу, что имела свой день и обитала в городе Мерт, и он освободил внутренности тела Хора от богов Акерта.

Узри меня теперь, ибо я сделал эту могучую ладью, чтобы плавать по Озеру Хетепа, и я приложил все силы, чтобы вынести ее из дворца Шу; владение его звезд молодеет и возобновляет силы, которыми владело в древности. Я принес ладыо на озера их так, что я могу входить в города их; и я приплыл в их божественный город Хетеп*. И смотри, это потому, что я, именно я, живу в мире с его временами и с его правлением, и с его областью и с сонмом богов, его первенцев. Он делает так, чтобы Хор и Сет были в мире с теми, кто наблюдает за живущими, которых он создал прекрасными, и он приносит мир: он делает так, чтобы Хор и Сет были в мире с теми, кто наблюдает за ними. Он отрезает волосы Хора и Сета, он отводит грозу от беспомощных и он отводит зло от духов (ХУ). Дозволь мне иметь владение на этом поле, ибо я знаю его и я плавал по его озерам и мог приходить в его города. Мои уста тверды2, и у меня есть все необходимое, чтобы сопротивляться духам (ХУ), поэтому они не будут властны надо мной. Дозволь мне быть награжденным твоими полями, о ты, бог Хетеп; и я исполню то, что ты желаешь, о ты, владыка ветров. Позволь мне стать духом там, позволь мне есть там, позволь мне пить там, позволь мне пахать там, позволь мне жать там, позволь мне сражаться там, позволь мне любить там, позволь моим словам иметь силу там. Да не допустишь ты, чтобы я был рабом, но позволь мне иметь власть там. Ты сделал сильными уста (или дверь. — У. Б.) и горло (?) Хетепа;


Глава V. Воскресение и бессмертие

Кетет-бу имя его. Он воздвигнут на столбы1 Шу и связан с тем, что приятно Ра. Он — делящий года; он — сокрытый устами, его уста молчат; то, что он произносит — тайна, он наполняет вечность и владеет вечным существованием как Хетеп, владыка Хетеп.

Бог Хор делает себя сильным, как Сокол, имеющий длину в тысячу локтей и две тысячи [локтей в ширину]. У пего есть все необходимое, и он путешествует и приходит туда, где желает быть престол его сердца, в Водоемы [Хетепа] и в города его. Он был рожден в родильном покое бога города, и бог города сделал приношения ему, он исполняет то, что подобает делать там, и вызывает объединение, и делает все, что относит­ся к родильному покою божественного города. Когда он начинает жизнь, подобно кристаллу, он совершает все в ней, и то, что он совершает, подобно тому, что происходит в Озере Двойного Огня, где нет радующегося и где находится всевоз­можное зло. Бог Хетеп входит, и выходит, и возвращается [в] Поле, где собрано все для родильного покоя бога города. Когда он начинает жизнь, подобно кристаллу, он свершает в нем все подобное тому, что делается в Озере Двойного Огня, где нет радующегося и где находится всевозможное зло.

Да буду я жить с богом Хетепом, облаченным и не ограб­ленным владыками севера, и да принесет мне пищу владыка божественного. Пусть заставит он меня пойти, и пусть заста­вит он меня выйти, и да принесет он мне мою силу; да получу я ее, и да будет все необходимое мне от бога Хетепа. Да получу я власть над великим и могущественным словом, которое находится в моем теле в том же месте, где нахожусь я, ибо с помощью него я буду помнить и буду забывать. Да пройду я свой путь и да буду я пахать. Я живу в мире с богом города и я знаю воды, и города, и номы, и озера, которые есть в Сехет-хетсп. Я пребываю там, я силен там, я стал духом (ХУ) там, я вкушаю пищу там, я сею семена там, я пожинаю урожай там, я пашу там, я люблю там и я в мире с богом Хетепом там. Смотри, я разбрасываю там зерно, я плаваю среди озер и продвигаюсь к городам, о божественный Хетеп. Смотри, мои уста наделены [зубами, подобными] рогам; поэтому даруй мне


 


1 То есть Оком Ра и Оком Хора.

2 То есть я знаю, как произносить слова силы, которыми я владею.


' То есть четыре опоры, находящиеся в четырех сторонах света и поддерживающие небо.


 


 

 
 

*?■

Египетская религия

обильные запасы пищи, которой живут «Двойники» (КАУ) и Духи (ХУ). Я прошел суд, которым Шу судит знающего его, поэтому дозволь мне идти к городам [Хетепа], и дозволь мне плавать среди его озер, и дозволь мне гулять в Сехет-хстеп. Видишь, Ра в небесах и бог Хетеп там — дважды одаренный. Я пришел к земле [Хетепа], я собрался с силами и пришел, так что дары, приготовленные для меня, могут быть даны мне; и я рад, я заложил основу той силы, которую бог Хетеп приумножил во мне.

О Унен-эм-хетеп1, я вошел в тебя, и моя душа следует за мной, и моя божественная пища у меня в руках. О Владычица двух земель2, которая делает мое слово крепким, позволяющим мне помнить и забывать, дозволь мне жить невредимым и не знать зла, [причиняемого] мне. О, даруй мне, о, подари мне радость сердца; сделай так, чтобы я был в мире, свяжи мои сухожилия и мышцы и дай мне возможность дышать.

О Унеи-эм-хетсп, о Владычица ветров, я вошел в тебя и я показал3 свою голову здесь. Ра спит, но я пробудился, и богиня Хает стоит у ворот неба ночью. Передо мной стояли препят­ствия, но я собрал все то, что испустил Ра. Я в моем городе.

О Нут-урт4, я вошел в тебя и сосчитал свой урожай, и я иду к Уах5. Я — Бык, покрытый бирюзой, владыка Поля Быка, владыка божественной речи богини Септет (Сотис)* в ее часы. О Уах, я вошел в тебя, я вкусил свой хлеб, я получил владычество над выбором частей плоти волов и дичи, и птицы Шу были даны мне. Я следую за богами и божественными «Двойниками» (КАУ).

О Чефет6, я вошел в тебя. Я облачился в одеяние и я охранил себя одеянием Са бога Ра. Видишь теперь — он в небесах, и те, кто обитают там, следуют за ним, и я тоже следую за Ра в небесах. О Унен-эм-хетеп, владыка двух земель, я вошел в тебя и я погрузился в озера Чесерт. Узри меня сейчас, все


Глава V. Воскресение и бессмертие

нечистое удалилось от меня. Великий Бог возрастает в нем и, смотри, я нашел [пищу там]. Я поймал дичь и вкушаю от нее.

О Кенкентет1, я вошел в тебя, и увидел Осириса [моего отца], и я всмотрелся в мою мать, и я полюбил. И я пленил червей и змей [которые там есть], и освободил себя. Я знаю имя бога, который противоположен богине Чесерт*, у которой прямые волосы и которая наделена рогами. Она жнет, но я и пашу, и жну.

О Хает2, я вошел в тебя и я обратил тех, кто пришел бы, в бирюзу [неба]. И я следовал за ветрами сонма богов. Великий Бог дал мне мою голову, и тот, кто водрузил на меня мою голову, есть Могущественный с бирюзовыми глазами, то есть Ари-эм-аб-ф (т. е. Тот, кто волен исполнять свои желания. — У.Б.).

О Усерт3, я пришел к тебе, в дом, где мне дается божественная пища.

О Смам4, я пришел к тебе. Мое сердце бдит, и мне дана Белая Корона. Меня ввели в небесные области, и я заставляю цвести вес на' земле, и это доставляет радость сердцу Быка, и небесным существам, и сонму богов. Я — бог, который есть Бык, владыка богов, каким он выходит из бирюзы [неба].

О божественный ном пшеницы и ячменя, я пришел к тебе, я пришел к тебе и я взял все, что причитается мне, то есть наилучшие напитки сонма богов. Я привязал свою ладью на небесных озерах, я поднял столб, возле которого причаливают. Я прочел надлежащие слова своим голосом и я вознес хвалу богам, обитающим в Сехет-хетеп.

Однако человека, успешно прошедшего суд и проложив­шего свой путь в царство богов, ожидают не только радости, рписапные выше. Ибо в ответ на длинное обращение в папирусе Ани, которое было приведено выше (см. с. 33), бог За обещает умершему следующее:


 


1 Название первой большой области в Ссхет-Аару.

2 Озеро во второй области Сехет-Аару.

3 Дословно: «открыл».

4 Название озера в первой области Сехет-Аару.

5 Название озера во второй области Сехет-Аару.

6 Название района в третьей области Сехет-Аару.


1 Название озера в первой области Сехет-Аару.

2 Название озера в третьей области Сехет-Аару.

3 Название озера в третьей области Сехет-Аару.

4 Название озера в третьей области Сехет-Аару.


 


 

Египетская религия '

Ты войдешь на небеса, ты пройдешь по небу, ты присоеди­нишься к звездным божествам. Тебе будет воздаваться хвала в твоей ладье, ты будешь воспет в гимнах в ладье Атет, ты узришь Ра в его святилище, ты узришь Ра в его святилище, ты день за днем будешь вместе с его Диском, ты увидишь рыбу АНТ в ее рождении в трех бирюзовых водах и ты увидишь рыбу АБТУ1 в час ее. И случится так, что Враг будет низвергнут, когда он будет лежать в засаде, чтобы уничтожить тебя; и суставы его шеи и его спины будут разрублены на куски. Ра [плывет] с попутным ветром, и ладья Ссктет приближается и входит в порт. Гребцы Ра радуются, и сердце Небт-анх (т. с. Исиды. — У. Б.) радуется, ибо враги Ра пали на землю. Ты увидишь Хора, стоящего на месте кормчего ладьи, и Тот и Маат будут стоять по обе стороны от него. Все боги возрадуются, когда они увидят Ра, приходящего в мире, чтобы дать жизнь сердцам сияющих и Осирис Ани, победоносный писец божественных потомков владык Фив, будет всегда с ними.

Однако умерший, не удовлетворенный ежедневным плаванием в ладье Ра среди блаженных, надеется трансфор­мировать каждый из своих членов в божественный и по достижении этого самому стать Ра. Так, в главе XLII Книги мертвых2 умерший говорит:

Мои волосы — это волосы Ну.

Мое лицо — это лицо Диска.

Мои глаза — это глаза Хатхор.

Мои уши — это уши Ап-уат.

Мой нос — это нос Хенти-Хас.

Мои губы — это губы Анпу*.

Мои зубы — это зубы Серкет.

Моя шея — это шея священной богини Исиды.

Мои руки — это руки Ба-неб-Татту*.

Мои предплечья — это предплечья Нейт, Владычицы Саиса.

Мой позвоночник — это позвоночник Сути*.

Мой фаллос — это фаллос Осириса.


Глава V. Воскресение и бессмертие

Моя поясница — это поясница Владык Хер-аба.

Моя грудь — это грудь Могущественного ужасом.

Мои живот и спина — это живот и спина Сехет.

Мои ягодицы — это ягодицы Ока Хора.

Мои бедра и голени — это бедра и голени Нут.

Мои ступни — это ступни Птаха.

Мои пальцы и кости голени — это пальцы и кости голени

Живущих Богов.1

И сразу после этого умерший говорит:

Нет членов моего тела, которые не были бы членами бога. Бог Тот соединяет мое тело, и я есть Ра день за днем.

Итак, теперь мы видим, каким образом, по мнению египтян, смертный человек может восстать из мертвых и достичь вечной жизни. Воскресение было целью каждой произносимой молитвы и каждой совершаемой церемонии. Во все периоды египетской истории любой текст, любой амулет и заклинание были предназначены для того, чтобы дать возможность смертному достичь бессмертия и жить вечно в преображенном прекрасном теле. Если принять во внимание этот факт, многие кажущиеся трудности, возникающие при изучении египетских текстов, просто исчезают и становится очевидным, что религия египтян обладает последовательностью и постоянством принципов, хотя и могла поначалу показаться лишенной их.

1 Идея обожествления частей тела человека имела хождение уже при VI династии. См.: Recueil de Travaux. - Т. 8. - P. 87, 88.


1 Ант и Абту — имена мифических рыб, которые плавают у носа
ладьи Ра.

2 См.: The Chapters of Coming Forth by Day. - P. 93.


ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ

 

Сэру Дж. Норману Локиеру,

кавалеру ордена Бани 2-й степени,

члену королевского общества, и проч., и проч.,

в знак уважения к великому астроному

и с глубокой признательностью другу

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дошедшие до нас фрагменты религиозных текстов Древнего Египта свидетельствуют о том, сколь важное место занимала в египетской религии вера в магию, то есть в то, что с помощью магических имен, заклинаний, чар, формул, фигур, изображений и амулетов, а также церемоний, сопровождае­мых «словами власти», можно достичь сверхъестественных результатов. Несмотря на то, что египетская цивилизация постоянно развивалась и достигла, очевидно, высокого ин­теллектуального уровня, древние египтяне с самого начала своей истории и до ее завершения находились под влиянием этой веры. Именно она определяла их взгляды на преходя­щие и вечные ценности, взгляды трудно объяснимые на нынешнем этапе мировой истории. Из-за своей скрупу­лезности в исполнении многочисленных культовых церемоний, приверженности правилам поклонения божественной Силе или силам, а также из-за преданности религиозной магии египтяне в глазах тех, с кем они сталкивались, приобрели репутацию чрезвычайно религиозных и суеверных людей. Эта небольшая книга должна убедить читателя в том, что такую репутацию египтяне действительно заслужили.

Египетская магия возникла в те времена, когда пер­вобытные жители додинастического и доисторического Егип­та полагали, что земля, преисподняя, воздух, небо населены


Египетская магия

бесчисленными существами, видимыми и невидимыми. Существа эти считались дружественными или враждебны­ми человеку в зависимости от того, были ли природные явления, которыми они якобы повелевали, благоприятными или неблагоприятными для людей. Доисторический египтя­нин полагал, что эти существа по своей природе и характеру очень похожи на пего и обладают всеми человеческими страстями, эмоциями, слабостями и недостатками. Магия должна была заставить их служить человеку. Благо­склонность кротких и дружелюбных существ могла быть достигнута дарами и жертвоприношениями. А проявлений враждебности со стороны суровых и неумолимых можно было избежать либо ублажая их и льстя им, либо призвав на помощь — посредством амулета, тайного имени, магической формулы, рисунка — силы более могущественные, чем та, что угрожала ему. Большинство древних народов использо­вало магию для того, чтобы придать человеку силу сверхъе­стественного существа, позволить ему достичь того, что находится за пределами его возможностей, и стать на время столь же могущественным, как и истинный обладатель этой силы. Но египетская магия заставляла дружественные и враждебные силы (а позже — даже самого Бога) исполнять волю человека независимо от их желания. Вера в магию, в самом лучшем смысле этого слова, была в Египте старше веры в Бога. Многие религиозные церемонии египтян, ставшие позднее неотъемлемой частью высокого духовного культа, очевидно, берут свое начало в суевериях и обычаях тех времен, когда Бог еще не осознавался египтянами под каким-то конкретным именем или в какой-то конкретной форме. Так, изображение секиры, ставшее позже иерогли­фом Единого Бога и «бога» вообще, указывает, по-видимо­му, на то, что это оружие и орудие в доисторические или, во всяком случае, в додинастические времена использовалось в ряде религиозных магических церемоний, где мистическим образом символизировало присутствие высшей Силы. Как бы то ни было, совершенно очевидно, что магия и религия в Египте развивались и процветали бок о бок на протяжении


Предисловие

всей его истории. Поэтому изучение одного из этих явлений неизбежно включает в себя и исследование другого.

Из религиозных книг Древнего Египта мы знаем, что сила жреца или человека, знающего и умело применяющего магию, считалась почти безграничной. Произнося определен­ные слова или имена особым образом и надлежащим тоном, он мог исцелять больных, избавлять от злых духов, причи­нявших боль и страдание, возвращать мертвых к жизни и даровать умершему силу, помогающую ему преобразовать свое бренное тело в нетленное, в котором душа сможет жить вечно. Его слова давали человеку возможность принимать по своей воле различные формы и позволяли душе его вселиться в животное или другое существо. По его слову неодушевлен­ные предметы и изображения оживали и спешили выполнить его приказ. Силы природы признавали его власть: ветры и дожди, бури и штормы, реки и моря, болезни и смерть восставали, чтобы уничтожить его врагов и врагов тех, кому было дано знание слов, добытых им от богов неба, земли и преисподней. Неодушевленные предметы также повинова­лись этим «словам власти». Весь мир был сотворен силой слов Тота, при помощи слов можно было разверзнуть землю и вздыбить воды, вопреки их природе, и даже ход солнца в небесах можно было остановить словом. Ни один из богов, духов, бесов, демонов не мог противостоять «словам власти», и египтяне прибегали к их помощи как в малом, так и в большом. Тому, кто владел знаниями из книг «Двойного Дома Жизни»*, будущее было известно так же хорошо, как и прошлое; ему были подвластны время и расстояние, мистерии жизни и смерти; он мог сорвать покровы, скрыва­ющие от простого смертного тайны рока и судьбы.

Если даже образованные египтяне оценивали столь высоко силу магов, то нет ничего удивительного в том, что подобные верования и суеверия в еще более грубой форме процветали среди крестьян и ремесленников, не понимав­ших символического характера исполнявшихся в храмах Церемоний и слишком невежественных для того, чтобы увидеть лежащее в их основе духовное начало. Идя навстречу


 




 

 

Египетская магия

религиозным потребностям таких людей, маги, а позже жрецы, сочли необходимым организовать пышные зрелища и церемонии, обращенные в основном к чувствам, а вслед за этим беспринципные, но умные люди, воспользовавшись невежеством народа, стали претендовать на знание сверхъе­стественного и обладание властью над богами, духами и демонами. Эти так называемые «маги» пользовались свои­ми мнимыми знаниями и силой ради наживы и готовы были содействовать любым грязным делам или нелепым замыс­лам профанов, если они сулили им выгоду. Магия стала вырождаться в колдовство и сатанизм, а занимавшиеся этим считались пособниками дьявола, слугами сил тьмы и масте­рами «черного искусства». Элементы египетской «черной» и «белой» магии можно проследить в магических системах многих стран мира. Невозможно сказать точно, сколько верований и религиозных систем других народов испытали на себе их влияние, но несомненно одно: религиозные идеи многих языческих культов и христианских сект берут свое начало в Египте. В подтверждение можно было бы привести немало интересных фактов, но небольшой объем книги не позволяет нам сделать этого.

Принимая во внимание истинную духовность большей части египетских религиозных воззрений и их древность, трудно понять, почему египтяне даже в период наивысшего культурного расцвета страны бережно сохраняли в своих текстах и церемониях многие элементы грубых и наивных суеверий, пришедших к ним от их додинастических или доисторических предков. Но факт остается фактом: они свято верили в Единого Бога, Всемогущего, вечного и невидимого, Творца небес, земли и всего сущего. Они верили в воскресение преображенного и восставшего в славе тела к вечной жизни вместе с духами и душами праведников в царстве Того, кто был рожден от бога, но жил на земле, претерпел там ужасную смерть от рук врагов, воскрес из мертвых и стал богом и царем загробного мира. Но, искрен­не веря во все это, египтяне так и не смогли отказаться от амулетов, талисманов, магических имен и «слов власти».


Предисловие

Создается впечатление, что, веря в смерть и воскресение Осириса, они продолжали верить и в возможность спасения души и тела живых и мертвых с помощью амулета. Как ни странно, они не видели ничего страшного в таком смешении магии и религии. Взгляды египтян на этот предмет хорошо иллюстрируются следующим примером. В Фивах суще­ствовало множество Коллегий жрецов — служителей Ра, бога Солнца, чьей обязанностью было изготовление копий религиозных книг и совершение традиционных богослуже­ний в положенное время. Эти жрецы составляли списки Книги мертвых для гробниц царей, цариц, членов царского рода и придворных, провозглашая без тени сомнения силу и могущество Великого Бога (чьим видимым воплощением для людей является Солнце) и его власть над небом и землей, и, по-видимому, верили в то, что говорили, то есть в то, что этот Бог обладает достаточной силой, чтобы защитить свое небесное воплощение. Но в то же время фиванские жрецы делали копии текстов, которые должны были читаться в определенные часы дня и ночи и содержали описания магических церемоний для предотвращения побе­ды мифического чудовища Апепа над богом Солнца. Со всей серьезностью они заявляли, что если сжечь на огне из определенных трав кусок папируса, на котором изображено это чудовище, и его восковую фигурку и произнести при этом определенные слова, то бог Солнца избавится от Апепа, и ни дождь, ни тучи, ни туман не смогут помешать его свету озарить землю. Более того, в соответствующей рубрике1 совершение этой церемонии называется деянием, достойным награды!

Э.А. Уоллес Бадж

28 августа 1899 г. Лондон

1 Рубрика — здесь: род подзаголовка каждой из глав Книги мертвых, в котором кратко излагаются цель написания, предназначение Главы, ее краткое содержание, основная символика, делаются иные указания. — Прим. ред....


 

Глава I



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: