Я — бог Тему в своем восходе; Я — Единственный; Я обрел бытие в Ну. Я — Ра, который взошел вначале.
Затем ставится вопрос: «Но кто это?» Ответ таков:
Это Ра, когда вначале он восходит в городе Сутен-хепев
(Гераклеополь Великий. — У.Б.), коронованный, как царь, в
восхождении. Столбы бога Шу еще не были созданы, когда он
был на вершине лестницы его, что пребывает в ХсменнУ
(Гермополе Великом. — У.Б.). j
См.: Chapters of Coming Forth by Day. — P. 49.
Глава III. «Боги» египтян
Из этого утверждения мы узнаем, что Тему и Ра — один и тот же бог, первый сын Ну, бога изначальных вод, из которых произошли все боги. Далее читаем:
Я — великий бог Ну, породивший самого себя и сотворивший свои имена, чтобы появиться и создать сонмы богов. Но кто это? Это Ра, создатель имен своих членов, которые обрели бытие в виде богов, находящихся в свите Ра.
И затем: Я тот из богов, который непобедим. Но кто это? Это Тему, пребывающий в своем диске или, как говорят другие, это Ра в своем восхождении на востоке небес.
Итак, мы узнаем, что Ну сотворил сам себя и что боги являются просто именами частей его тела; что Ра есть Ну, и боги, находящиеся в его свите (следующие за ним) — просто персонификации названий его членов. Тот из богов, кто не может быть побежден, — это Тему, или Ра. Таким образом, получается, что Ну, Тему и Ра являются одним и тем же богом. Жрецы Гелиополя, поставив Тему во главе Эннеады, тем самым воздавали особые почести Ра и Ну. Показав незаурядную смекалку, они поставили своего местного бога во главе Эннеады и в то же время обеспечили старым богам высокое положение. Вследствие этого почитатели Ра, считавшие его старейшим из богов, не имели повода к недовольству в связи с введением Тему в Эннеаду, и местное тщеславие Гелиополя было удовлетворено.
|
Кроме богов, составлявших «великую Эннеаду» Гелиополя, была и вторая группа из девяти богов, называвшаяся «малой Эннеадой», и третья, еще ниже по иерархии. Можно предположить, что в паут, или сообщества девяти богов, сегда входило именно девять богов, но это не так, и число Девять, употреблявшееся в таких случаях, иногда вводит в
луждение. В сохранившихся фрагментах текстов, где речисляются боги паут, их иногда десять, иногда один-еги Этот факт легко объяснить, если вспомнить, что го и ЯНС ожествляли различные образы (ипостаси) одно-°го же бога или разные периоды его существования. 69
Египетская религия
Так, заходящее Солнце, называемое Тему или Атму, восходящее Солнце, называемое Хепера, и полуденное Солнце, называемое Ра, были тремя образами одного бога. И если какой-либо из них включался в паут, сообщество девяти богов, то остальные два присоединялись к нему автоматически, и тогда паут содержал одиннадцать богов вместо девяти. Аналогично этому предполагалось, что различные образы каждого бога или богини, принадлежавших паут, также входят в него, хотя общее число богов из-за этого становилось больше. Поэтому не следует думать, что в трех Эннеадах было двадцать семь богов (9x3=27), даже если символ бога встречался в текстах двадцать семь раз.
Мы уже упоминали об огромном количестве богов, известных египтянам, но вполне понятно, что особо почитались те боги, которые, как полагали жители Египта, имели отношение к человеческой судьбе в этом мире и в мире ином. Их число было ограниченно, и фактически это были члены великой Эннеады богов Гелиополя, то есть те, кто принадлежал к циклу Осириса. Вкратце их можно описать следующим образом:
|
1. ТЕМУ, или АТМУ, то есть «тот, кто завершает» день, аналогично тому как Птах был «тем, кто открывает» день. В рассказе о сотворении мира он провозглашает, что «развивался в образе бога Хепера». В гимнах его именуют «создателем богов», «творцом людей» и т. д. Среди богов Египта он занял место Ра. По всей видимости, его культ был очень древним, ибо еще во времена фараонов V династии Тему традиционно представляли в образе человека.
2. ШУ — первородный сын Тему. Согласно одной из легенд, он происходил непосредственно от этого бога, согласно другой его матерью была богиня Хатхор, тогда как третья легенда называет его сыном Тему и богини Иусасет • Именно Шу проложил путь между богом Себом и богиней Нут и поднял ее, чтобы образовалось небо. Об этом напомИ' нают изображения Шу, где он представлен поднимающим03 из земли с солнечным диском на плечах. Из сил природы ой олицетворял свет и, стоя на вершине лестницы в Гермопол
Глава III. «Боги» египтян
Великом1, каждое утро поднимал небо и в течение дня удерживал его. Для облегчения этой работы он воздвиг, столбы в каждой из сторон света, и поэтому «столбы Шу» являются как бы подпорками неба.
3. ТЕФНУТ — сестра-близнец Шу. Из сил природы она олицетворяла влагу или солнечное тепло; как богиня умерших она, видимо, была каким-то образом связана с утолени
ем их жажды. Шу служил правым глазом Тему, а она —
левым, то есть Шу представлял аспект Солнца, а Тефнут —
Луны. Таким образом, боги Тему, Шу и Тефнут образуют триаду. В легенде о сотворении бог Тему после рассказа о том, как Шу и Тефнут произошли из него, говорит: «Так из одного бога я стал тремя».
|
4. СЕВ — сын бога Шу. Его называют «Эрпа», т. е.
«наследным правителем» богов и «отцом богов» — имея в
виду, конечно, Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Первона
чально он считался богом земли, но впоследствии стал
богом мертвых, символизируя землю, где погребались умер
шие. Одна из легенд отождествляет его с гусем, птицей,
которая в более поздние времена была посвящена ему. Себа
часто называли «Великим Гоготуном» в соответствии с
представлениями о том, что он сотворил изначальное яйцо,
из которого произошел Мир.
5. НУТ — жена Себа и мать Осириса, Исиды, Сета и
Нефтиды. Первоначально она была персонификацией неба и олицетворяла женский принцип, активно участвовавший в сотворении вселенной. Согласно древним воззрениям, Себ и Нут существовали в изначальной пучине вод вместе с Шу и Тефнут; впоследствиии Себ стал землей, а Нут — небом, •эти божества соединялись каждый вечер и оставались вместе до утра, когда Шу разделял их и возносил богиню
'См. |
а на четыре своих столба. Нут почитали как мать богов сего живого. Считалось, что она и Себ давали пищу не Ысо живым, но и умершим. Несмотря на то, что в Египте °вало множество мнений о точном местонахождении
выше, с. 55 и 68.
Египетская религия
рая праведников, во все времена все жреческие школы соотносили его с определенной областью неба. Многочисленные упоминания в текстах небесных тел — Солнца, Луны и звезд, пребывающих вместе с умершими, доказывают, что конечное пристанище душ праведников находилось не на земле. Богиню Нут иногда изображали в виде женщины, вдоль тела которой путешествует солнце, а иногда — коровы. Деревом, посвященным ей, был сикомор.
6. ОСИРИС — сын Себа и Нут, муж Исиды, отец Хора. В предыдущей главе история этого бога изложена достаточно полно, так что сейчас мы лишь кратко ее напомним. Осирис считался человеком, хотя и имевшим божественное происхождение; он жил и правил как царь на земле. Он был предательски убит своим братом Сетом, который расчленил его тело на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. После смерти Осириса Исида с помощью магического заклинания, открытого ей Тотом, воскресила его, и он породил сына, названного Хором. Когда Хор вырос, он вступил в сражение с Сетом, победил его и таким образом «отомстил за своего отца». Посредством магического заклинания, сообщенного ему Тотом, Осирис восстановил и оживил свое тело, став символом воскресения и бессмертия. Возможно еще в додинастический период он был надеждой, судьей и богом умерших. В одной из своих ипостасей Осирис был солнечным божеством и изначально, по-видимому, представлял солнце после заката, но, помимо этого, отождествлялся и с луной. Как бы то ни было, во времена правления XVIII династии он уже равен Ра, а еще позже ему стали приписывать атрибуты Бога и всех «богов».
7. ИСИДА — жена Осириса и мать Хора. Как богиня природы при сотворении она находилась в солнечной ладье Ра и, вероятно, олицетворяла рассвет. После того как ей удалось воскресить тело мужа при помощи магического заклинания, ее стали называть «владычицей волшебствам Странствия Исиды в поисках тела мужа, муки рождения Хора и тяготы его воспитания в тростниковых топях Дельты. а также те преследования, которые она претерпела от врагов
Глава III. «Боги» египтян
Осириса, часто упоминаются в древнеегипетских текстах всех периодов. У нее было много различных ипостасей, но более всего египтян привлекал образ Исиды как «божественной матери». Эта ипостась воплотилась в тысячах статуй, представляющих Исиду кормящей грудью младенца Хора, которого она держит на коленях.
8. СЕТ — сын Себа и Нут и муж Нефтиды. В древнейшие времена он считался братом и другом Хора Старшего, греческого Ароуэриса. Сет олицетворял ночь, а Хор — день. Оба бога оказывали умершим дружескую помощь; в том числе — устанавливали и держали лестницу, по которой умершие восходят с земли к небесам, и помогали подниматься по ней. Но в более поздний период взгляды египтян относительно Сета изменились. Вскоре после правления фараонов «Сети», чьи имена происходили от его имени, он стал воплощением всего злого, страшного и ужасного в природе: безлюдной пустыни, грозы, бури и т. д. Сет как сила природы всегда вел борьбу с Хором Старшим, то есть ночь сражалась с днем за господство. Но тем не менее оба произошли из единого источника, и на одном из рисунков их головы принадлежат одному телу. Когда Хор, сын Исиды, вырос, он вступил в схватку с Сетом, убийцей его отца Осириса, и победил. Во многих текстах эти два изначально различных сражения смешиваются, как и два бога Хора. Победа Хора над Сетом в первой битве олицетворяет только победу дня над ночью. Но поражение Сета во втором сражении, по-видимому, должно рассматриваться как победа жизни над смертью и добра над злом*. Символом Сета было животное с головой, похожей на верблюжью, до сих пор не идентифицированное окончательно. Изображения этого бога встречаются довольно редко, так как боль-
нство из них египтяне уничтожили, когда отношение к нему изменилось.
"ЕФТИДА — сестра Исиды и ее спутница во всех
л аниях и бедах. Как и Исида, она находилась в солнечной
само ^И С0ТВ0Рении> вероятно, олицетворяя сумерки или
ачало ночи. Согласно одной из легенд, она родила
72 73
Египетская религия
Анубиса от Осириса. Но в текстах его отцом называется Ра. В погребальных папирусах, на стелах и т. д. Нефтида всегда сопровождает сестру, когда та помогает умершим, и поскольку она вместе с Осирисом и Исидой побеждает зло, исходящее от ее мужа (Сета), то помогает умершим превозмочь силы смерти и тления.
Итак, мы рассказали о девяти богах Гелиополя, но среди них нет ни Тота, ни Хора, сына Исиды, игравшего столь важную роль в истории своего отца, Осириса. Оба эти бога, однако, включаются в Эннеаду в различных фрагментах текста, и отсутствие упоминаний о них, вероятно, является следствием ошибки переписчиков. Мы уже осветили основные моменты истории Хора и Тота, и теперь можно кратко перечислить главных богов других эннеад.
НУ — «отец богов» и прародитель «великой Эннеады». Он был изначальной массой вод, из которой все произошло. ПТАХ — наиболее активный из трех великих богов, выполнявших повеления Тота, который выражал волю изначальной созидательной Силы. Он был самосотворенным и являлся аспектом бога Солнца Ра как «тот, кто начинает день». В Книге мертвых он упоминается как «отверзавший уста»1 богов, и именно в этом качестве стал богом цикла Осириса. Его женским подобием была богиня СЕХЕТ*. Последним членом триады, возглавлявшейся Пта-хом, являлся НЕФЕР-ТЕМУ*.
ПТАХ-СЕКЕР — это двойной бог, образовавшийся при слиянии Секера (египетское название воплощения быка Аписа* из Мемфиса) с Птахом.
ПТАХ-СЕКЕР-АУСАР* был триединым богом, который символизировал жизнь, смерть и воскресение.
ХНЕМУ — один из старейших космических богов, помогавших Птаху выполнять повеления Тота, который выражал словами волю изначальной созидательной Силы-
1 «Пусть бог Птах откроет мои уста»; «пусть бог Шу откроет мои уста тем железным орудием, с помощью которого он открывал уста богов» (глава XXIII).
Глава III. «Боги» египтян
Он описывается как «творец того, что есть, создатель того, что будет, источник того, что создано, отец отцов и мать матерей». Именно он, согласно одной из легенд, вылепил человека на гончарном круге.
ХЕПЕРА — древний изначальный бог, символ материи, содержащей внутри себя зародыш жизни и готовой породить новое существование; он представляет мертвое тело, из которого готово родиться новое, духовное. Он изображается человеком с жуком-скарабеем вместо головы, и это насекомое стало его эмблемой, потому что считалось саморожденным и самосотворенным. До наших дней некоторые из жителей Судана толкут в порошок сушеных скарабеев или жуков и пьют его с водой, считая, что это обеспечит им многочисленное потомство. Имя «Хепера» означает «тот, который катит». Если принять во внимание обыкновение этого насекомого катить впереди себя шар, наполненный яйцами, то станет понятно, почему бог был так назван. И как шар с яйцами,катится до тех пор, пока зародыши не созреют и не родятся для новой жизни, так и солнце следует по небу, излучая свет и тепло, а с ними и жизнь; все на земле создается и существует благодаря его милости.
РА был, вероятно, старейший из богов, которым поклонялись в Египте, и имя его восходит ко временам столь древним, что его значение неизвестно. Он всегда считался зримым образом Бога и богом этой земли, которому ежедневно приносились подношения и жертвы. Время начало существовать, когда при сотворении мира Ра появился над горизонтом в виде Солнца, и в древности жизнь человека сравнивалась с его ежедневным путем. Считалось, что Ра путешествовал по небесам в двух ладьях: с восхода солнца до полудня — в ладье АТЕТ или МАТЕТ, а с полудня до заката — в ладье СЕКТЕТ. Во время восхода на него ападал АПЕП, могучий «дракон» или змей — олицетворе-е зла и тьмы. С этим чудищем Ра сражался до тех пор, пока ненные дротики, которые он метал в тело Апепа, не лляли и не сжигали змея. Демоны, сопровождавшие страш-вРага, тоже уничтожались огнем, а их тела изрубались
Египетская религия
в куски. Эта история повторяется в легенде о битве Хора и Сета, и первоначально в обоих вариантах она представляла борьбу между светом и тьмой, происходившую ежедневно. Однако позднее, когда Осирис занял место Ра и Хор, олицетворявший божественную мощь, собирался отомстить за жестокое убийство своего отца и зло, причиненное ему, понятия справедливости и несправедливости, добра и зла, правды и неправды, относящиеся к области морали, были перенесены также на свет и тьму, то есть на Хора и Сета.
Поскольку Ра был «отцом богов», то очевидно, что каждый бог должен представлять один из его аспектов, а сам Ра — каждого бога. Этот факт хорошо иллюстрирует гимн Ра, начертанный на стенах наклонного коридора в гробнице Сети I (около 1370 г. до н.э.)*. Мы приведем из него следующие отрывки:
11 Слава тебе, о Ра, ты — возвышенная Сила, тот, кто входит
в обители Амента; смотри: тело [твое] — это Тему.
12Слава тебе, о Ра, ты — возвышенная Сила, тот, кто входит
в тайное обиталище Анубиса; смотри: тело [твое] — это
Хепера.
13Слава тебе, о Ра, ты — возвышенная Сила, тот, чья жизнь
длиннее, чем жизнь скрытых образов; смотри: тело [твое] —
это Шу.
14Слава тебе, о Ра, ты — возвышенная Сила... смотри: тело
[твое] — это Тефнут.
15. Слава тебе, о Ра, ты — возвышенная Сила, заставляющая
природу зеленеть в свое время; смотри: тело [твое] — это Ссб.
16. Слава тебе, о Ра, ты — возвышенная Сила, ты — могуще
ственное существо, которое судит... смотри: тело [твое] — это
Нут.
17. Слава тебе, о Ра, ты — возвышенная Сила, владыка.-
смотри: тело [твое] — это Исида.
18. Слава тебе, о Ра, ты — возвышенная Сила, чья голова дает
свет тем, кто перед тобой; смотри: тело [твое] — это НефтиДа-
Paris, 1886. - PI. V. 76 |
hi Musee Guimet: Le Tombeau de Seti I / Ed. Lefebure.
Глава III. «Боги» египтян
19. Слава тебе, о Ра, ты — возвышенная Сила, ты — источник
божественных членов, ты — Единый, порождающий то, что
зачато; смотри: тело [твое] — это Хор.
20Слава тебе, о Ра, ты — возвышенная Сила, пребывающая
и освещающая небесную глубь; смотри: тело [твое] — это Ну.1
В последующих строках Ра отождествляется со многими богами и божественными существами, имена которых появляются в текстах реже, чем приведенные выше, и ему приписываются атрибуты всех этих богов. Очевидно, что во времена, когда этот гимн был написан, господствовал именно политеизм, а не пантеизм, как предполагают некоторые, и, несмотря на то что фиванский бог Амен постепенно набирал силу как глава всех египетских Эннеад, мы повсюду видим явное стремление подчеркнуть, что каждый бог, иноземный или местный, представляет собой одну из ипостасей Ра.
Амен, о котором мы только что упомянули, первоначально был местным богом Фив. Его святилище основано или восстановлено еще во времена XII династии (около 2500 г. до н.э.). Этот «скрытый» бог (таково значение слова «Амен») являлся преимущественно богом Южного Египта, но, когда фиванские правители победили своих врагов на севере, объединив страну, Амен стал верховным божеством и фараоны XVIII, XIX и XX династий наделили его храмы наивысшей властью. Жрецы называли Амена «царем богов» и старались заставить весь Египет признать его таковым. Однако, несмотря на свое могущество, они видели, что не смогут добиться этого, если не отождествят его со старейшими богами страны. Они объявили, что Амен олицетворяет скрытую и таинственную силу, создавшую и поддерживающую существование Вселенной, и что символом этой силы вляется Солнце. В связи с этим они прибавили его имя к мени Ра, и в таком виде он постепенно присвоил атрибуты силу Ну, Хнему, Птаха, Хапи и других великих богов. В е^дине правления XVIII династии Амен-хетеп (или Аме-фис) IV (около 1500 г. до н.э.)* возглавил переворот тив главенства Амена, однако он потерпел неудачу. Этот ненавидел бога и само его имя так сильно, что
Египетская религия
изменил свое имя на Ху-эн-Атен, т. е. «Слава солнечного Диска». Он приказал стереть имя Амена со стен храмов и других крупных сооружений, а также отовсюду, где только возможно, и во многих местах это действительно было сделано. Сейчас невозможно точно определить религиозные взгляды фараона, но он, вне всяких сомнений, хотел заменить культ Амена культом Атена, который представлял одну из форм бога Солнца, почитавшуюся в Анну (Он, или Гелиополь. — У.Б.) в очень древние времена. Дословно Атен означает «Диск Солнца», однако за давностью лет трудно понять, в чем заключалась разница культов Ра и Ра в его Диске. Тем не менее, мы можем быть уверены, что между ними существовало какое-то тонкое теологическое различие. Но каким бы ни было это различие, оно оказалось достаточным для того, чтобы Аменофис перенес столицу из Фив в другое место1, к северу от этого города, и там поклонялся своему любимому богу — Атену. В дошедших до нас картинах поклонения Атену бог изображается в виде диска, из которого исходит множество рук, дарующих жизнь его почитателям. После смерти Аменофиса культ Атена пришел в упадок и Амен вновь занял главенствующее положение в сознании египтян.
Недостаток места не позволяет привести здесь полный перечень титулов Амена, и кратких выдержек из папируса принцессы Неси-Хенсу2 будет достаточно, чтобы дать представление о том уважении, каким пользовался этот бог примерно в 1000 году до нашей эры. Здесь к Амену обращаются как к
священному богу, повелителю всех богов, Амену-Ра, владыке престолов мира, правителю Апта (т. е. Карнака. — У.Б), священной душе, рожденной в начале всего; великому богу, живущему по правде и справедливости; первой Эннеаде; давшей жизнь двум остальным3; бытию, в котором пребыва-
1 Место, отмеченное руинами Телль-эль-Амарны.
2 Иероглифическую транскрипцию иератического текста см.: Maspera I
Memoires. - Т. I. - P. 594 ff. |3To есть Великой, Малой и наименьшей Эннеадам; каждая группа
{паут) состоит из девяти богов.,
Глава III. «Боги» египтян
ют все боги; Единому Единого; создателю всего, что появилось, когда вначале возникла земля; тому, чьи источники скрыты, чьи образы многочисленны и чье развитие не может быть познано. Священный образ, возлюбленный, ужасный и могущественный... повелитель пространства; могущественный Единый образ Хепера, родившийся через Хепера, повелитель образа Хепера; когда он появился, ничего не существовало, кроме него. Он сиял над землей с незапамятных времен; он — Диск, владыка света и сияния... Когда этот священный бог создал себя, небеса и земля были сотворены его сердцем (или: разумом. — У.Б.)... Он — Диск Луны; красота, наполняющая землю и небо; неутомимый и благодетельный царь, воля которого проявляется от рассвета до заката, из чьих божественных глаз появляются мужчины и женщины, из чьих уст поистине происходят боги; [тот, кто] сотворяет и дает пищу, и мясо, и питье, и [тот, кто] создал все сущее. Он — властелин времени, и он проходит сквозь вечность. Он — старец, возрождающий свою молодость... Он — Сущность, которая не может быть познана, и он скрыт более, чем все другие боги... Он дает долгую жизнь и умножает годы тех, кто пользуется его расположением; он — милостивый заступник того, кого он поместил в своем сердце, и он — создатель вечности и постоянства. Он — царь Севера и Юга; Амен-Ра, царь богов; владыка неба и земли, вод и гор, с чьим появлением земля начала существовать; могущественный, более царственный, чем все боги первой Эннеады.
Следует отметить, что в приведенном отрывке Амен именуется Единый Единого, или Единый; такой титул в современном понимании не имеет отношения к единству Бога. Но если эти слова не выражают идею единства, то каков же тогда их смысл? Ведь говорится также, что он «без второго», и нет сомнения в том, что египтяне, объявляя своего бога Единым и без второго, имели в виду то же,
о евреи и арабы, провозглашавшие, что их Бог Един1.
кои Бог был Существом, совершенно отличавшимся от
1 См.: Втор. 6 и Коран, сура 112.
78 79
Египетская религия
олицетворенных сил природы и от существ, которых, за
неимением лучшего имени, назвали «богами».
Кроме Ра в древнейшую эпоху существовал бог, носивший имя ХОР, чьим символом служил сокол — видимо, первое из живых существ, которому поклонялись египтяне. Хор был богом Солнца, как и Ра; в более поздние времена его начали путать с Хором, сыном Исиды. Основными образами Хора, как следует из текстов, были Херу-ур (Ароуэрис), Херу-мерти, Херу-нуб, Херу-хент-хат, Херу-хент-ан-маа, Херу-хути, Херу-сам-тауи, Херу-хекенну, Херу-Бехутет. Изначально с одним из образов Хора были связаны четыре бога стран света, или «четыре духа Хора», поддерживающие небо по четырем его углам. Их имена — ХАПИ, ТУАМУТЕФ, АМСЕТ и КЕБСЕННУФ*; они олицетворяли соответственно север, восток, юг и запад. Внутренности умерших бальзамировались и помещались в четыре сосуда, так что каждый из них находился под защитой одного из этих богов. Другими важными богами умерших были:
1) АНУБИС, сын Ра или Осириса, правитель обители
умерших, разделявший власть с АП-УАТ* на «погребаль
ной горе»; символом обоих является шакал.
2) ХУ* и СА*, дети Тему или Ра, появляющиеся в
солнечной ладье при сотворении и позднее, в сцене Суда.
3) Богиня МААТ, участвовавшая в сотворении мира
вместе с Тотом, Птахом и Хнему; ее имя означает «прямая»,
следовательно — справедливая, истинная, правдивая, насто
ящая, подлинная, честная, праведная, стойкая, неизменная
(в правде) и т. п.
4) Богиня ХЕТ-ХЕРТ, ХАТХОР*, т. е. «дом Хора», та
часть неба, где восходило и заходило солнце. Хатхор было
посвящено дерево сикомор, и умершие молились о том,
чтобы она кормила их небесной пищей из его плодов.
5) Богиня МЕХ-УРТ*, представлявшая ту часть неба,
где солнце совершает свой ежедневный путь и где, как
считалось когда-то, проходил Суд над умершими.
6) НЕЙТ*, мать Себека, также богиня восточной части
неба.
Глава III. «Боги» египтян
7) СЕХЕТ и БАСТ*, божества с головами льва и кошки,
символизирующие соответственно разрушительную и опа
ляющую силу солнца и его нежное тепло.
8) СЕРК*, один из образов Исиды.
9) ТА-УРТ (Туэрис) — родоначальница богов.
10) УАЧЕТ, один из образов богини Хатхор; она вла
ствовала над северной частью неба, в то время как НЕХЕ-
БЕТ* была властительницей южной его части.
11) НЕХЕБ-КА* — богиня, обладающая магическими
силами и имеющая в своих атрибутах некоторое сходство с
Исидой.
12) СЕБАК, один из образов бога Солнца; в более
поздние времена его смешивали с Себеком — другом Сета.
13) АМСУ (иначе МИН, или ХЕМ) — олицетворение
созидающей и воспроизводящей силы природы.
14) БЕБ (или БАБА) — «первородный сын» Осириса.
15) ХАПИ, бог Нила, с которым отождествлялось боль
шинство великих богов.
Имена существ, в ту или иную эпоху называвшихся в Египте «богами», столь многочисленны, что простое перечисление их заняло бы много страниц и в книге, подобной нашей, просто не уместилось бы. Поэтому мы отсылаем читателя к книге Lanzone «Mitologia Egizia», где перечислено и описано большое количество этих существ.
Глава IV
СУД НАД МЕРТВЫМИ
Depa в то, что все совершенное человеком при жизни будет рассматриваться и оцениваться божественными силами после его смерти, возникла в самый ранний период развития египетской цивилизации и оставалась в основном неизменной у многих поколений египтян. Хотя мы не располагаем сведениями о том, где проходил последний Суд, и не знаем, переходила ли душа египтянина в чертог суда сразу после смерти или только после того, как тело его мумифицировалось и помещалось в гробницу, достоверно известно, что вера в посмертный суд коренилась в сердцах египтян так же глубоко, как и вера в бессмертие. Они, по-видимому, не представляли себе какого-то всеобщего суда, во время которого все жившие должны получить воздаяние за совершенное при жизни. Напротив, имеющиеся в нашем распоряжении факты свидетельствуют о том, что вопрос о деяниях и посмертной судьбе каждой души рассматривался отдельно, после чего она либо получала разрешение войти в царство Осириса, где пребывают блаженные, либо немедленно уничтожалась. Некоторые фрагменты египетских текстов упоминают о существовании некоего вместилища умерших духов* где, возможно, пребывали души, не оправданные на суДе> Однако надо помнить, что обитавшие там были врагами "а' бога Солнца, и божественные силы, вершившие суд, вряд л
Глава IV. Суд над мертвыми
могли бы допустить, чтобы эти души жили после осуждения и стали врагами чистых и блаженных. С другой стороны, если в поисках ответа на этот вопрос мы обратимся к коптам, считая, что их воззрения несут в себе отголосок древних верований, унаследованных от египетской традиции, нам придется допустить, что в подземном мире египтян существовали такие места, где души злых людей подвергались наказанию, испытывая вечные муки. Коптские жития святых и мучеников изобилуют упоминаниями о страданиях проклятых; но возникли ли эти описания в воображении египетских христиан или они являются изложением взглядов писцов, сказать теперь невозможно. Принимая во внимание, что название коптского ада — не более чем модификация древнеегипетского Аменти (Аментет), трудно поверить, что позаимствовано только имя египетского подземного мира, в то время как верования и убеждения древних египтян, связанные с ним, не были переняты хотя бы частично. Некоторые христианские авторы приводили в своих трудах подробное описание жизни грешников в аду, как видно из следующих отрывков из жития Писентия1, епископа Кефтского (VII в. н.э.). Святой нашел прибежище в гробнице, где было свалено в кучу множество мумий. Прочитав список людей, похороненных там, он отдал его своему ученику, чтобы тот вновь разложил их по местам. Причем обратился к нему, убеждая сделать эту работу Бога прилежно, и предостерег, что каждый человек станет когда-нибудь тем же, чем стали мумии, лежащие перед ними. «И некоторые из них, — сказал он, — чьи грехи были многочисленны, пребывают сейчас в Аменти, одни — в кромешной тьме, другие — в ямах и рвах огненных; третьи — в реке огненной, где никто не может даровать им покой. Но другие, ОДооные им, находятся в месте успокоения, поскольку °рили добро». Когда ученик ушел, святой начал разгова-ать с одной из мумий, бывшей когда-то уроженцем Р Да Эрмента (или Арманта), родителей которого звали