ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕГО БОГА 1 глава




ЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ


 


Перевод с английского Третье издание

Москва

АЛЕТЕЙА

 

 

УДК 21 ББК 86.31 Б151

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Бадж Эрнест А. Уоллес

Б151 Египетская религия. Египетская магия / Пер. с англ. — М.: Алетейа, 2003. — 336 с: ил. — (Традиция, религия, культура). ISBN 5-89321407-3

Уоллес Бадж (1857-1934) — звезда первой величины в мировой египтологии. Энергичный археолог, проводивший раскопки в Эфиопии, Месопотамии, Судане, Египте. Выдаю­щийся ученый-ориенталист, удостоенный за свои труды дво­рянского звания. Создатель оригинальной транскрипции египетского языка. Автор множества книг о Древнем Египте, ставших классическими... Впервые познакомив российского читателя с трудами У. Баджа, мы можем с радостью конста­тировать, что они нашли благодарную аудиторию.

УДК 21 ББК 86.31

© Культурная ассоциация «Новый Акрополь», составление, перевод, примечание и указатели, 1996.

ISBN 5-89321-107-3

© Издательство «Алетейа», оформле­ние, 2003.

 

Египет — это греческое название страны Кем, что в переводе означает «загадка, тайна». И тайной окутано все, что связано с этой древней землей. Уже два века продолжается научное изучение древнеегипетской цивилизации, но до сих пор исследователи не пришли к единому мнению даже относительно ее возраста. Одни ученые ориентируются на хронологию, введенную египетским жрецом Манефоном, и говорят о шести тысячах лет. Другие опираются на древние традиции, частично сохранившиеся в мифологии и литера­туре, и называют дату 70 тысяч лет. В нашей стране востоковедение и египтология в частности достигли значи­тельных успехов и дали много известных имен. Но некото­рые страницы мировой науки о Египте до сих пор остаются закрытыми для российского читателя. Это относится и к книгам выдающегося египтолога Э.А. Уоллеса Баджа.

Эрнест Альфред Уоллес Бадж (1857-1934) родился в Корнуолле, на юго-западе Великобритании, изучал асси­рийскую и древнееврейскую историю и культуру. С 1885 года он работал хранителем в отделе ассирийских и египетских Древностей Британского музея, проводил раскопки в Эфи­опии, Месопотамии, Судане, Египте. Его перу принадлежат книги «Боги Египта», «Египетский Судан», «Нил», «Лите­ратура древних египтян», «По Нилу и Тигру», «Египетская


От издательства


религия», «Египетская магия», «Книга мертвых», «Египет­ский язык» и многие другие. Он разработал оригинальную систему транскрипции египетского языка, несколько отли­чающуюся от общепринятой эрмановской, легшей в основу современной научной традиции. Мы старались сохранить авторское написание имен и названий, по возможности приводя в примечаниях современный вариант.

Жизнь У. Баджа полна интереснейших приключений и удивительных находок. Ловкий и удачливый «охотник за черепами», легко обводивший вокруг пальца всю египет­скую Службу древностей; английский служащий, участву­ющий в вывозе исторических и культурных ценностей из Египта; энергичный археолог, пытающийся «спасти то, что можно спасти» из египетских древпостей от разграбления и уничтожения самими египтянами; выдающийся ученый-ориеиталист, удостоившийся за свои труды дворянского звания... Трудно поверить, что все это относится к одному человеку.

Для Баджа Египет — не просто древнейшая цивилиза­ция, оставившая после себя гигантские пирамиды и разва­лины храмов. Много сил он отдал тому, чтобы попытаться проникнуть в суть его религии, мифологии, традиции.

Во все времена обращение к Египту — загадочной и таинственной стране, колыбели культуры и мудрости — означало возвращение к истокам, к тому, что дает новые силы, вдохновение. Надеемся, что эта книга поможет на­шим читателям открыть для себя новый, неизведанный доселе мир.


ЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГИПТЯН О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

 

Сэру Джону Эвансу,

кавалеру ордена Бани 2-й степени,

доктору гражданского права, плену

королевского общества, и проч., и проч.,

с глубокой благодарностью

за дружескую помощь и поддержку


ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель этой книги — кратко рассказать читателю об основных воззрениях и верованиях древних египтян, касающихся воскресения и жизни после смерти и целиком почерпнутых из оригинальных египетских источников. Египетская лите­ратура, затрагивающая эти вопросы, весьма обширна. Как и следовало ожидать, собранные вместе памятники различных периодов охватывают несколько тысячелетий, и временами очень трудно примирить доктрины и верования авторов различных периодов. До сих пор не найдено систематизиро­ванного свода учений о воскресении и загробной жизни, и нет оснований надеяться, что он когда-либо будет обнару­жен, ибо египтянам даже и в голову не приходила мысль написать труд подобного рода. Сложность нашего предмета усугубляется еще и тем, что разные люди, жившие в разных местах в разное время, не могли одинаково представлять себе то, что, в конце концов, всегда относится к области веры. Поэтому маловероятно, чтобы какая-то коллегия жрецов, пусть даже самая могущественная, могла сформулировать систему верований, которую приняли бы по всему Египту и Духовенство, и простые люди и которую переписывали бы писцы как окончательный и наиболее авторитетный труд по египетской эсхатологии. Кроме того, сама структура древне­египетского письма делает невозможным написание на нем

 

Египетская религия

работ собственно философского и метафизического харак­тера. Однако, несмотря на эти трудности, оказалось возмож­ным собрать большое количество важной информации по этому предмету из погребальных и культовых текстов, дошедших до пас. Большая их часть касается бессмертия, той важнейшей, центральной идеи, которая существовала в неизменном виде па протяжении тысячелетий и составляла ось всей религиозной и общественной жизни древних егип­тян. С первого и до последнего дня главной заботой каждого египтянина была жизнь за порогом смерти. Он думал о том, чтобы в скале для него была вырублена гробница, чтобы она была обеспечена всей необходимой погребальной утварью, каждая деталь которой регламентировалась традицией, вби­рала в себя лучшие помыслы человека и большую часть его мирских благ, постоянно напоминала ему о времени, когда его мумифицированное тело понесут к «вечному обитали­щу» в известняковом плато или холме.

Основным источником информации о древнеегипетской доктрине воскресения и посмертной жизни является для пас, конечно же, большое собрание религиозных текстов, известное под общим названием Книги мертвых*1. Различ­ные редакции этих замечательных сочинений охватывают период более чем в пять тысяч лет. В них отражены не только сокровенные верования, возвышенные идеалы и благородные устремления образованных египтян, по также и религиозные суеверия и детское благоговение перед амулетами, магическими обрядами и чарами, которые они, возможно, унаследовали от своих додипастических пред­ков* и считали неотъемлемой частью пути к спасению. Многие отрывки и ссылки в Книге мертвых до сих пор остаются неясными. В некоторых местах переводчик неиз­бежно столкнется с трудностями, пытаясь воспроизвести определенные ключевые слова на каком-либо из современ­ных европейских языков. Однако нельзя утверждать, что


Предисловие

текст Книги мертвых совершенно недостоверен, ибо члены царских родов, жрецы, писцы, не говоря уже о простом народе, не размножали бы длинные и дорогостоящие свитки и искуснейшие художники не иллюстрировали бы их, если бы эти тексты не имели для них значения и не были бы необходимы для подготовки к жизни в загробном мире. Находки последних лет привели к открытию цепных тек­стов, которые прояснили много темных мест. И можно надеяться, что ошибки, сделанные при переводах египет­ских папирусов сегодня, будут исправлены завтра. Несмот­ря на все трудности, как текстуальные, так и грамматиче­ские, из священных текстов древних египтян сейчас извест­но достаточно, чтобы с уверенностью сказать, что уже шесть тысяч лет назад они обладали такой религией и кодексом морали, которые, будучи очищены от искажений и наслое­ний, займут не последнее место в наследии величайших народов мира.

Э.А. Уоллес Бадж

21 августа 1899 г. Лондон


.

 

Глава I

ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕГО БОГА

Мзучая древнеегипетские религиозные тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнаю­щего, всемогущего, непостижимого, творца неба, земли и подземного мира, создателя моря и суши, мужчин и жен­щин, животных и птиц, рыб и пресмыкающихся, деревьев и растений, а также бестелесных существ — вестников, испол­няющих его волю и слово. Именно эту часть их воззрений следует признать основополагающей и поместить в начале первой главы нашего краткого описания основных религи­озных представлений Египта, ибо на ней базировались его религия и теология в целом. Надо также отметить, что, как бы далеко в прошлое мы ни углублялись при изучении египетских текстов, вряд ли мы когда-нибудь дойдем до той эпохи, когда этого замечательного верования не существо­вало. Однако верно и то, что в Египте были распространены и политеистические идеи и верования, которые в определен­ные исторические периоды развивались до такой степени, что соседние народы и даже чужеземцы были введены в заблуждение и считали египтян политеистами и идолопок­лонниками. Но, несмотря на все подобные отступления от обязательных обрядов, высокая идея Единого Бога никогда не терялась из виду. Напротив, она воспроизводится в


Глава I. Вера во всемогущего бога

религиозной литературе всех исторических периодов. Ник­то не может теперь сказать, как возникла эта замечательная черта египетской религии. Нет никаких доказательств того, что ее, как утверждают некоторые, принесли в Египет переселенцы с Востока или что она, как думают другие, зародилась среди коренных жителей, обитавших в долине Нила несколько десятков тысячелетий тому назад. Мы знаем только, что она существовала уже в такие далекие времена, что бесполезно измерять годами эпохи, минувшие с тех пор, когда эта идея возникла и утвердилась в сознании людей. И вряд ли мы когда-нибудь узнаем здесь что-то более определенное.

Но, хотя мы ничего не знаем о том, когда возникла вера во всемогущего Единого Бога, надписи сообщают нам, что это Существо называли словом, которое можно передать как Нетер\ и его изображали в виде секиры (вероятно, камен­ной) с длинной деревянной рукояткой. Цветные иерогли­фические изображения показывают, что секира прикрепля­лась к ручке кожаными ремнями или веревками и, судя по внешнему виду, была грозным оружием в умелых и сильных руках. Недавно2 появилась теория, согласно которой на этих рисунках изображена палка с привязанным к ее верхнему концу цветным лоскутом ткани. Но вряд ли эта теория найдет приверженцев среди археологов. Линии, пересека­ющие обух, изображают веревку или кожаные ремни и указывают на то, что секира была изготовлена из хрупкого камня, который легко мог расколоться. На рисунках эпохи последних династий металлическая секира заменила камен­ную, и, поскольку новый материал был более прочным, его не нужно было дополнительно закреплять. Самым могуще­ственным человеком в доисторические времена был тот, кто имел лучшее оружие и умел им пользоваться с наибольшим эффектом. Когда герой многочисленных битв уходил на

' В египетском языке не было звука «е», н этот гласный добавлен просто для того, чтобы сделать слово произносимым.

2 Первое издание книги было осуществлено в 1899 году. — Прим. ред.

 

Египетская религия

вечный покой, его собственное или подобное оружие хоро­нили вместе с ним, чтобы и в мире ином он мог успешно сражаться. Самый могущественный человек имел самую большую секиру, и она, таким образом, стала символом сильнейшего. По вечерам у костра из уст в уста передава­лись истории о его славных деяниях, и с течением времени такой человек переходил из ранга героя в ранг бога. Одновременно и секира — символ героя — становилась символом бога. В те далекие времена, на заре египетской цивилизации, предмет, который я определил как секиру, мог иметь и некоторые другие значения, но даже если и так, представление об этом было утеряно задолго до появления первых династий в этой стране.

Переходя к рассмотрению значения имени Бога, Нетер, мы видим, что по этому вопросу между египтологами существует большое расхождение во мнениях. Некоторые исследователи обращают внимание на то, что эквивалент этого слова существует в коптском языке в форме Пути, и, поскольку этот язык является диалектом древнеегипетско-, го, они пытаются определить значение слова нетер, отыски­вая в коптском языке корень, от которого оно могло быть образовано. Но все эти попытки оказались безрезультатны­ми, так как слово пути не происходит от коптского корня, а является эквивалентом египетского нетер{ и было заим­ствовано переводчиками Священных писаний для обозначе­ния понятий «Бог», «Господь». Коптский корень номти никоим образом не может быть связан с нути. Попытки доказать.что они родственны, предпринимались исключи­тельно с целью помочь в объяснении основных положений египетской религии, пользуясь параллелями из санскрита и других арийских языков. Вполне вероятно, что слово нетер означает «сила», «мощь» и т. п., но это лишь некоторые из его производных. Чтобы определить наиболее вероятное его значение, нам придется обратиться к иероглифическим

1 Буква «р» исчезла в коптском языке вследствие фонетической редукции.


Глава I. Вера во всемогущего бога

надписям. Известный французский египтолог Э. Руже* свя­зывает имя Бога Нетер с другим словом нетер — «возрож­дение», «возобновление». В соответствии с этим, по-види­мому, можно считать, что основной в концепции Бога была идея о Существе, обладающем способностью постоянно возрождаться, или, другими словами, «Самосущем». Доктор Г. Бругш* лишь отчасти разделяет этот взгляд, ибо он определяет нетер как «активную силу, которая вновь и вновь воспроизводит и творит сущее, которая всему дает новую жизнь и возвращает молодость»1. Безусловно, найти адекватное слово для обозначения понятия нетер невоз­можно, поэтому в английском языке эквивалентом ему могут быть «самосущность» и «обладание силой бесконечно возобновлять жизнь» вместе взятые. Г. Масперо* справед­ливо борется с попытками перевести слово нетер (муж. р.) или нетерит (жен. р.) как «сильный»: «Уверены ли вы, что выражения „город нетерит" и „рука нетери"... переводимые как „сильный город" и „сильная рука", дают нам первичное значение слова нетер? Когда кто-то из нас говорит „боже­ственная музыка", „божественное поэтическое произведе­ние", „божественный вкус персика" или „божественная красота женщины", то [слово] „божественный" является лишь гиперболой, и было бы ошибкой полагать, что перво­начально оно означало „изысканный, совершенный", на том только основании, что перечисленные выражения можно понимать как „совершенная музыка", „совершенное поэти­ческое произведение", „совершенный вкус персика" и „со­вершенная красота женщины". Так же и в египетском языке „город нетерит" обозначает „божественный город", а „рука нетери" — „божественная рука". Слово нетери использует­ся как метафора, как и [слово] „божественный" в нашем языке, и нет нужды приписывать ему исходное значение «сильный", как и [слову] „божественный" — исходное значе­ние „совершенный"».2 Возможно, конечно, что слово нетер

1 Religion und Mytholoqie. - P. 93.

2 La Mythologie Egyptienne. — P. 215.


 

Египетская религия >

имело еще какое-то значение, которое было утеряно. Но, как нам представляется, главное отличие Бога от его посланни­ков и творений состоит в том, что Он — Существо самосу­щее и бессмертное, в то время как они таковыми не

являются.

Это положение будут оспаривать те, кто утверждает, что древние египтяне с их идеей Бога находились на том же уровне, что и племена и народы, относительно недалеко ушедшие от полуживотного состояния. Они скажут, что такие возвышенные понятия, как самосущность и бессмер­тие, являются достоянием народов, достигших высокой ступени развития цивилизации. Подобное заблуждение дей­ствительно может возникнуть при первом знакомстве с Египтом. Ведь мы ничего не знаем о представлениях егип­тян о Боге в те времена, когда они еще не умели возводить монументальные сооружения, которые, как мы знаем, они возводили, в те времена, когда еще не существовало той религии, той цивилизации, той сложной социальной систе­мы, о каких нам известно из позднейших их сочинений. Возможно, в далекие доисторические времена воззрения египтян на Бога и загробную жизнь мало чем отличались от представлений ныне существующих диких племен, с кото­рыми их сравнивают. Первобытный бог был неотъемлемым атрибутом семьи, и его судьба была связана с судьбой семьи. Бог города считался его правителем, и горожане не забыва­ли обеспечивать бога всем, что приличествовало его рангу и положению, точно так же, как они обеспечивали всем необходимым самих себя. Фактически бог города был центром общественных структур этого города, и каждый житель автоматически наследовал определенные обязанно­сти по отношению к нему, пренебрежение которыми влекло за собой установленные наказания и взыскания. Интересная особенность египетской религии заключается в том, что изначальная идея городского бога постоянно дает о себе знать, и поэтому полупримитивные представления о Боге соседствуют в ней с самыми возвышенными, что и лежит в основе легенд о богах, обладающих всеми атрибутами


Глава I. Вера во всемогущего бога

мужчин и женщин. На этом полупримитивном уровне египтянин был не лучше и не хуже, чем любой другой

[.человек той же стадии цивилизованности, но он выделяется Среди других народов своей способностью развиваться и создавать такие концепции Бога и будущей жизни, которые

^считаются специфическим достоянием культурных народов нашего времени.

Теперь рассмотрим, как слово нетер, обозначавшее Бога, употреблялось в религиозных текстах и сочинениях, содержащих моральные предписания. В тексте Унаса1*, фараона, правившего около 3300 г. до н.э., мы находим следующий отрывок:

Что послано твоим ка*, приходит к тебе; что послано твоим отцом, приходит к тебе; что послано Ра, приходит к тебе и входит в свиту твоего Ра. Ты чист, твои кости — боги и богини небес, ты существуешь рядом с Богом, ты не связан, ты идешь к своей душе, ибо всякое злое слово (или вещь), написанное во имя Упаса, уже стерлись.

В тексте Тета2*, в отрывках, относящихся к месту в восточной части неба, «где боги родили себя, где родилось порожденное ими и где они возобновляют свою молодость», об этом правителе говорится:

Тета поднимается в образе звезды... он взвешивает слова (или судит дела) и, смотри, Бог внимает тому, что он говорит.

В другом месте3 этого же текста читаем:

Pyramidcs dc Saqqarah / Ed. Maspcro. - Ibid. - P. 113. 3 Ibid. - P. HI. s Ладья, в которой Солнце путешествует утром. Ладья, в которой Солнце путешествует вечером.

Р. 25.

Смотри, Тета достиг небесных высот и существа хенмемет* увидели его; ладья Ссмкетет4 знает его, и Тета есть тот, кто плывет в ней. Ладья Манчет5* призывает его, и Тета есть тот, кто остановил ее. Тета увидел тело свое в ладье Семкетет, он


 


16 17

 

 

Египетская религия

знает урей*, находящийся в ладье Манчет, и Бог позвал его по имени... и взял его к Ра.

Еще один отрывок1:

Ты принял образ (или атрибут) Бога и в тот же час стал великим перед богами.

О Пепи I*, правившем около 3000 г. до н.э., говорится: Пепи есть Бог, сын Бога2.

В этих отрывках упоминается о верховном Существе иного мира, Существе, имеющем власть призывать Ра и добиваться того, чтобы умерший правитель был благо­склонно принят Ра, богом Солнца, являвшимся олице­творением и символом Бога. Можно, конечно, утверждать, что здесь слово нетер относится к Осирису, но в подобных текстах об этом боге не было принято говорить таким образом. Но даже если допустить, что речь идет об Осирисе, то это означает, что ему приписывались и сила Бога, и то положение по отношению к Ра и умершим, которое подобает высшему Существу. В двух последних цитатах слово «Бог» можно читать как «бог», но фараон, имеющий образ и атрибуты безымянного бога — это бессмыслица; и, пока Пепи не становится сыном Бога, то почтение, с каким пишет о нем автор текста, кажется просто нелепым.

Переходя от религиозных текстов к произведениям, содержащим моральные предписания, мы видим, что со­чинения древнеегипетских мудрецов в значительной мере проливают свет на их представления о Боге. Здесь прежде всего следует назвать «Поучения Какемна»* и «Поучения Птах-хетепа»*, записанные около 3000 г. до н.э. К сожале­нию, самые древние из имеющихся у нас копий датируются не ранее, чем 2500 г. до н.э., но это никоим образом не влияет на наши доводы. Цель этих «поучений» — вести и направлять

1 Pyramides de Saqqarah / Ed. Maspcro. - P. 150.

2 Ibid. - P. 222.


Глава I. Вера во всемогущего бога

молодых людей к исполнению долга по отношению к Богу и обществу, в котором они жили. Справедливости ради следует отметить, что читатель напрасно будет искать в них советы, даваемые в подобных книгах более позднего периода. Но как произведения, призванные указывать «все обязанности чело­века» молодым людям той эпохи, когда Большая пирамида была еще относительно новым сооружением, эти «поучения» очень интересны. Представления о Боге, которые имел Птах-хетеп, иллюстрируются следующими отрывками:

1. Ты не станешь пугать пи мужчину, ни женщину, ибо это
противно Богу; и, если какой-нибудь человек скажет, что
будет жить этим, Он заставит его желать хлеба.

2. Что же касается высокородных людей, обладающих богат­
ством богов, они могут действовать по своему разумению и
делать с собой все, что им нравится; и даже ничего не делать,
если такова их воля. Простым жестом руки высокородный
делает то, чего человечество (или человек) не может достичь;
но так как вкушение хлеба согласно Божественному замыслу,
этому нельзя противоречить.

3. Если ты имеешь землю для обработки — работай на поле,
которое Бог дал тебе; вместо того чтобы наполнять свой рот
тем, что принадлежит соседям твоим, лучше устраши того, кто
имеет владения [чтобы он отдал тебе сам].

4. Если ты унизил себя, служа достойному человеку, твой
поступок будет угоден Богу.

 

5. Если желаешь быть мудрым — сделай так, чтобы сын твой
был угоден Богу.

6. Удовлетвори зависящих от тебя настолько, насколько
сможешь; так должны делать те, к кому благосклонен Бог.

7. Если тебя не уважали, а ты стал великим; если ты был
беден, а стал богат; и если стал ты правителем города — не
будь жестокосерден из-за своего успеха, ибо ты стал лишь
хранителем того, что дано Богом.

°- То, что угодно Богу, — есть послушание; непослушание Бог ненавидит.


 

 

Египетская религия

9. Воистину, хороший сын — дар Бога.1

То же представление о Боге, но более развернутое, мы можем найти в «Афоризмах Хенсу-хетепа», составленных, вероятно, во времена XVIII династии. Это сочинение детально изучалось многими выдающимися египтологами, и, несмотря на значительные расхождения в трактовке некоторых деталей и грамматических тонкостей, общий смысл изречений вполне ясен. В качестве иллюстрации употребления слова нетер из этого сочинения выбраны следующие фрагменты2:

1. Бог возвеличивает имя свое.

2. Дом Божий ненавидит многословие. Возноси с любящим
сердцем все тайные молитвы. Он исполнит твои дела, и
услышит то, что ты говоришь, и примет твои подношения.

3. Бог рассудит правильно.

4. Когда делаешь подношения своему Богу, берегись того, что
пс угодно ему. Узри своим оком замыслы его и посвяти себя
прославлению имени его. Он дает души миллионам образов и
того, кто славит его, он возвеличивает.

5. Если мать твоя воздевает руки к Богу, он услышит мольбы
ее [и осудит тебя].

6. Предай себя Богу и блюди себя ежедневно для Бога.

Хотя эти отрывки доказывают существование у египтян возвышенной идеи о высшем Существе, мы все же не находим в них ни одного титула или эпитета, относящегося к нему. Поэтому обратимся к прекрасным гимнам и религи­озным размышлениям, составляющим очень важную часть

1 Текст был опубликован Prisse d'Avermes под названием «Facsimile
d'un papyrus Egyptien en caracteres hieratiques» в 1847 г. в Париже.
Полный перевод этого текста см.: Virey. Etudes sur lc Papyrus Prisse. —
Paris, 1887.

2 Подстрочная транслитерация и перевод даны в моей книге «Papyrus
of Ani», p. LXXXV ff., где также приводятся ссылки на более раппие
источники.


Глава I. Вера во всемогущего бога

Книги мертвых. Но прежде чем их привести, следует упомянуть о нетеру, то есть существах или сущностях, некоторым образом разделяющих природу и свойства Бога и обычно называвшихся «богами». Древние народы, имев­шие контакты с египтянами, неправильно понимали приро­ду этих существ, что можно также сказать и о ряде современ­ных западных авторов. Изучая этих «богов» более внима­тельно, мы приходим к выводу, что они представляют собой просто образы, проявления, периоды существования или атрибуты одного бога — бога, который, как следует помнить, будучи Ра, богом Солнца, является олицетворением и символом Бога. Тем не менее, именно поклонение нетеру стало основанием для обвинения египтян в «примитивном идолопоклонстве» и представления их как народа, находя­щегося на низком интеллектуальном уровне — уровне развития диких племен. Нет сомнений в том, что с самых ранних времен одной из важнейших тенденций египетской религии была направленность к монотеизму. Это стремле­ние прослеживается во всех значительных текстах, вплоть до самых поздних. Несомненно и то, что какая-то разновид­ность политеизма издревле существовала в Египте рядом с монотеизмом. И бесполезно сейчас, при нашем уровне знаний пытаться определить, что из них возникло раньше. По Тайлу*, религия Египта с самого начала была политеи­стической, но развивалась в двух противоположных направ­лениях: в одном количество богов увеличивалось за счет добавления местных богов, а в другом египтяне все больше и больше приближались к монотеизму.1 Доктор Видеман* считает, что в египетской религии можно различить три основных элемента:

1) солярный монотеизм, когда один Бог, творец Вселен­ной, проявляет свою силу в основном через солнце и его воздействие;

Liebl' -Geschiedcnis van den Godsdicnst. - Amsterdam, 1893. - P. 25. cm высказывает множество важных соображений по этому вопросу в «Egyptian Religion* (p. 10).


 


 

Египетская религия

2) культ возобновляющихся сил природы, выражаю­
щийся в поклонении итифаллическим богам, богиням пло­
дородия, животным и различным божествам растительно­
сти;

3) антропоморфные представления о божестве, чья жизнь
на том и этом свете была образцом идеальной человеческой
жизни1; таким божеством был, конечно, Осирис.

Но, к сожалению, все имеющиеся в нашем распоряжении тексты относятся к периоду более позднему, чем тот, когда зарождалась египетская религия. Поэтому, как утверждает доктор Видеман, все эти элементы там смешаны и дополнены многочисленными инородными вставками, так что невоз­можно установить, какой из них старше. Нельзя найти лучшего примера смешения различных идей о боге и Боге в одном тексте, чем Исповедь отрицания в главе CXXV Книги мертвых. В древнейших из известных нам копий умерший говорит:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: