Приняв во внимание приведенные выше соображения, а также отрывки религиозных текстов различных периодов и процитированные гимны, читатель может сам судить о взглядах древних египтян на Всемогущего Бога и о его зримом образе и символе Ра, боге Солнца. Египтологи по-разному трактуют отдельные отрывки, но согласны в главном. Изучая факты, нельзя до конца понять, отличались ли религиозные представления доисторических египтян от идей образованного жреца из Мемфиса эпохи II династии или от взглядов почитателей Тему, или Атума, бога Заходящего Солнца, во времена IV династии. Составители религиозных текстов всех периодов сохранили в них множество суеверий и примитивных верований, хорошо зная, что те были продуктом воображения их первобытных или полупервобытных предков. Но они делали это не потому, что сами верили в них или думали, что другие будут верить, а потому, что уважали унаследованную ими традицию. Последователи всех великих мировых религий никогда полностью не отказывались от предрассудков своих предков. То, что было истиной для людей прошлого, является, хотя бы отчасти, истиной и для ныне живущих. На Востоке идеи, верования и традиции считаются тем священнее, чем они древнее, но это не мешает развитию высоких моральных и духовных концепций, и среди них необходимо упомянуть древнеегипетскую идею Единого, самопорожденного и самосущего Бога.
Глава II
ОСИРИС, БОГ ВОСКРЕСЕНИЯ
Jjo все известные нам периоды истории Египта жители этой страны верили в божественное происхождение Осириса, в то, что он был изувечен силами зла и претерпел смерть, после долгой борьбы с этими силами восстал из мертвых, сделавшись царем подземного мира и судьей умерших. Но, раз он победил смерть, значит, и другие праведные тоже могут победить ее. Египтяне вознесли Осириса на небеса так высоко, что он стал равен Ра, богу Солнца (а иногда и выше его) и приписывали ему атрибуты Бога. Как бы далеко мы ни углублялись в прошлое, мы находим, что подобный взгляд на Осириса был, по-видимому, общепринят и известен всем читателям религиозных текстов. В древнейших погребальных текстах Осирису приписывается то же положение среди других богов, что и в позднейших копиях Книги мертвых. Первые авторы древних иероглифических погребальных текстов и их поздние редакторы были уверены в том, что история об Осирисе известна всем, и никто из них, насколько мы знаем, не счел нужным записать связный рассказ о жизни и земных страданиях этого бога. Если когда-либо они и делали это, то до нас эти рассказы не дошли. Уже во времена V династии Осирис и боги его цикла или группы занимали особое место в сочинениях, призванных помочь умершим. Каменные монументы и другие
|
Глава П. Осирис, бог воскресения
памятники, принадлежащие еще более ранним периодам истории Египта, свидетельствуют о наличии у египтян той эпохи обрядов, связанных с историей Осириса, известной нам из источников более позднего времени. В нашем распоряжении имеется связное изложение рассказа об Осирисе, хотя и написанное не в Египте, но содержащее множество фактов, свидетельствующих о том, что автор черпал информацию из египетских источников. Я имею в виду сочинение «Об Исиде и Осирисе» греческого писателя Плутарха*, жившего в середине первого века нашей эры. К сожалению, Плутарх отождествляет некоторых египетских богов с греческими и вводит в текст многочисленные утверждения, являющиеся плодом его собственного воображения или следствием неточной информации. Перевод1 этого текста, выполненный С. Сквайром, гласит:
|
«Рея2, говорят, вступила в тайную связь с Сатурном3, но связь эта была открыта Солнцем4, который проклял ее, объявив, что „ни в одном из месяцев года не будет она разрешена от бремени". Однако Меркурий*, тоже влюбленный в богиню, в награду за ее благосклонность к нему стал играть в шашки с Луной и каждый раз выигрывал одну семидесятую часть ее света. Эти части, сложенные вместе, составили пять дней, которые он и добавил к тремстам шестидесяти дням прежнего года. Дни эти египтяне до сих пор называют эпактом (эпагоменой), или „дополнительными", и считают днями рождения богов. Говорят, что в первый из тех дней родился ОСИРИС и в момент его прихода в мир некий голос возвестил, что „родился властелин всей земли". Иногда об этом рассказывают иначе: будто бы некий Памилес, неся воду из храма Юпитера в Фивах, услышал голос, повелевший ему провозглашать повсюду, что „родился добрый и великий царь Осирис". Сатурн, узнав
к S.?Uire S' Plutarchi de Iside et Osiride liler: Grace et Anglice. -bridge, 1744.
2 To есть Нут. To есть Себом. Го есть Ра.
Египетская религия
об этом, вверил ему воспитание ребенка, и в память об этом событии впоследствии был учрежден праздник Памилий, очень похожий на Фаллифории или Приапеи* греков. На второй день родился АРОУЭРИС1, которого некоторые зовут Аполлоном, а другие — Ором Старшим. На третий день пришел в мир ТИФОН2, но он не родился как положено, в свое время, а вышел из бока матери, через рану, которую нанес ей. На четвертый день в болотах Египта родилась ИСИДА, а в последний — НЕФТИДА, которую одни зовут Телевте, или Афродита, а другие — Нике. Что же касается их отцов, то говорят, что первые двое были зачаты Солнцем, Исида — Меркурием, а Тифон и Нефтида — Сатурном. В связи с этим третий из „дополнительных дней", считавшийся днем рождения Тифона, цари Египта считали неудачным и потому не занимались в этот день делами и не принимали воды и пищи до наступления вечера. Говорят еще, что Тифон взял в жены Нефтиду, а Исида и Осирис, влекомые взаимной привязанностью, любили друг друга во чреве матери еще до рождения, и от их связи родился Ароуэрис, которого египтяне называют также Ором Старшим, а греки — Аполлоном.
|
Осирис, став царем Египта, просвещал и наставлял свой народ, выведя его из нищеты и варварства. Он научил египтян выращивать и улучшать плоды земли, дал им основной свод законов, управлявший их жизнью, и обучил почтительности к богам и культовому служению. Позднее с той же благородной целью он странствовал по всему миру, призывая людей принять установленный им порядок, но не принуждал их к этому силой оружия, а убеждал своими доводами, выраженными в гимнах и песнях, под звуки музыкальных инструментов. Именно поэтому греки считают, что он был подобен их Дионису, или Бахусу. Пока Осирис отсутствовал, Тифон так и не нашел подходящего случая, чтобы совершить переворот в государстве, ибо
1 То есть Херу-ур, «Хор Старший».
2 То есть Сет.
Глава И. Осирис, бог воскресения
Исида всегда была настороже и не теряла бдительности. Однако после возвращения Осириса Тифону удалось склонить семьдесят два человека войти в заговор. Вместе с некоей эфиопской королевой по имени Асо, которой довелось в то время быть в Египте, он придумал хитроумный план для исполнения своего замысла. Узнав тайком размеры тела Осириса, он в соответствии с ними изготовил очень красивый сундук и пышно украсил его. Этот сундук Тифон принес в пиршественную залу и, после того как все присутствующие высказали свое восхищение им, как бы в шутку пообещал отдать его тому, кому он подойдет по размеру. После этого все собравшиеся по очереди подходили к сундуку, но он не годился ни для кого из них. Последним в сундук лег Осирис, и тут все заговорщики сбежались к нему, захлопнули крышку, прибили ее гвоздями и залили расплавленным свинцом. Затем они вынесли его на берег реки и спустили в море через Танисское устье Нила. Египтяне до сих пор относятся к этому устью с крайней неприязнью и никогда не упоминают о нем, кроме как для того, чтобы выразить свое отвращение и ненависть. Эти события, как говорят, произошли в 17-й1 день месяца атир, когда солнце было в созвездии Скорпиона, в 28-й год правления Осириса; другие утверждают, что тогда ему было не более двадцати восьми лет.
Первыми, кто узнал о несчастии, постигшем их царя, были паны и сатиры, жившие неподалеку от Чеммиса (Панополя. — У.Б.); они немедленно сообщили людям новость, и это послужило поводом для возникновения выражения „панический ужас", которое с тех пор употребляется для обозначения внезапного испуга или всеобщего замешательства. Что касается Исиды, то она, узнав о несчастии, немедленно остригла волосы2 и облачилась в
несча египетском календаре этот день был отмечен как трижды Уерше ЫЧН0 остРиженные волосы как знак траура клались в гробницу
Египетская религия
траурные одежды. Место, где ей случилось в тот момент быть, с тех пор зовется Коптос, или „город траура", хотя некоторые полагают, что это слово скорее означает „потеря". Исида скиталась по всей стране в поисках сундука, встревоженная и растерянная, расспрашивая каждого встречного, даже детей, не знают ли они, что стало с ним. Случилось так, что дети видели, как соучастники Тифона обошлись с телом, и сообщили ей, в каком из устий Нила сундук был брошен в море.1 Исида тем временем узнала, что Осирис, обманутый ее сестрой Нефтидой, влюбленной в него, сам того не желая, вступил с ней в связь, доказательством чему служил венок из мелилота2, который он оставил ей. Исида задалась целью найти ребенка, плод этой незаконной связи (ибо ее сестра, боясь гнева своего мужа Тифона, бросила младенца на произвол судьбы как только он родился). После долгих мучений и многих трудностей она нашла его с помощью собак, приведших ее на нужное место, и выкормила; со временем он стал ее постоянным стражем и спутником и получил имя Анубис. Считается, что он сторожит и охраняет богов, как собаки охраняют людей.
Наконец она получила более подробные сведения о сундуке. Он был выброшен морскими волнами на берег Библа3 и там застрял в кусте тамариска, который вскоре вырос в большое, красивое дерево. Ветви его обвились вокруг сундука, укрыв со всех сторон так, что его не было видно. Царь этой страны, изумленный необычными размерами дерева, срубил его, а из той части ствола, где находился сундук, сделал колонну для своего дворца. Все это, как говорят, стало известно Исиде от демонов. Она немедленно отправилась в Библ и сидела там у источника, отказываясь говорить с кем бы то ни было, пока не увидела служанок
1 Поэтому египтяне считают, что все дети наделены даром пророчест
ва, и очень внимательно прислушиваются к тому, что они лепечут ДРУГ
другу во время игр (особенно если это происходит в священном месте),
извлекая из случайных фраз знаки и предсказания.
2 То есть из клевера.
3 Не сирийский Библ (Гебал), а тростниковые топи Дельты.
Глава И. Осирис, бог воскресения
царицы, которым случилось быть там. Их она, напротив, приветствовала ласково и по-дружески и даже заплела им волосы, передав частично чудесный аромат, исходивший от ее собственного тела. Царице, их хозяйке, тоже захотелось увидеть чужестранку, способную придавать столь приятный запах волосам и коже других людей. Она послала за ней и пригласила ко двору, а познакомившись поближе, сделала няней одного из своих сыновей. Имя царя, правившего тогда в Библе, было Мелькарт. Его жену звали Астарта или, согласно другим источникам, Саосис*, хотя некоторые называют ее Неманун, что соответствует греческому имени Атенис.
Исида кормила ребенка, давая ему сосать свой палец вместо груди, и опускала каждую ночь в огонь, сжигая постепенно смертные части его существа, а сама тем временем превращалась в ласточку и летала вокруг колонны, оплакивая свою печальную судьбу. Так продолжалось какое-то время, но однажды царица, вставшая, чтобы проследить за няней, увидела ребенка, объятого пламенем, закричала и этим лишила его бессмертия, которое, не случись этого, было бы даровано ему. Тогда богиня открылась ей и попросила отдать ей колонну, поддерживавшую свод дворца. После этого она повалила колонну и с легкостью разломала ее на части. Вытащив то, что ей было нужно, она завернула остатки ствола в тонкое полотно, пропитанное благовонным маслом, и передала их в руки Царя и его жены (эти куски дерева до сих пор хранятся в храме Исиды, и жители Библа поклоняются им). После этого она бросилась на сундук и зарыдала так громко и страшно, что младший сын царя, услышав этот плач, умер °т страха. Исида, взяв с собой старшего сына царя, отплыла с сундуком в Египет. В тот рассветный час с реки Федр дул Резкий и пронзительный ветер, и Исида в гневе своем иссушила ее течение.
два добравшись до места, как ей показалось, достаточ-
Vm ДИненного' °на открыла сундук и упала на тело его мужа, обнимая его и горько плача. Мальчик тихо 43
Египетская религия
подошел к ней сзади, но она, почувствовав это и найдя повод излить свой гнев, внезапно обернулась и посмотрела на него таким свирепым и строгим взглядом, что он немедленно умер от испуга. Другие, правда, говорят, что смерть его была не такой, что он упал в море и впоследствии заслужил великие почести со стороны богини, ибо Манерос1, к которому египтяне столь часто взывают на своих пирах, есть не кто иной, как тот самый мальчик. Эту версию, в свою очередь, оспаривают те, кто утверждают, что настоящее имя ребенка было Палестинус или Пелусиус и что город, названный этим именем, был построен богиней в память о нем, добавляя, что вышеупомянутого Манероса египтяне чествовали на пирах за то, что он изобрел музыку. Наконец, некоторые заявляют, что Манерос — вовсе не имя конкретного человека, а просто общепринятая форма приветствия, с которым египтяне обращались друг к другу во время празднеств и пиров, не означающая ничего, кроме пожелания счастья и удачи, что и является истинным смыслом слова. Точно так же и человеческий скелет, который во время этих празднеств возили по кругу в ящике, показывая всем гостям, вовсе не должен был, как представляют себе некоторые, символизировать несчастную судьбу Осириса, но напоминал гостям об их смертности и побуждал пользоваться в свое удовольствие всеми благами, что представали их взору, поскольку скоро и они станут такими же скелетами, как тот, что они только что увидели; именно это и есть истинная причина появления его на пиру... — но продолжим
наш рассказ.
Оставив сундук в уединенном и безлюдном месте, Исида отправилась к своему сыну Ору*, который воспитывался в Буто. Но Тифон, охотясь как-то при свете луны, случайно наткнулся на сундук. Узнав тело, лежащее в нем,
1 Сын первого египетского правителя, умерший в ранней молодости-См.: Herodotus, 2.79. (Русский перевод см. в книге: Геродот. История в девяти книгах / Пер. и прим. Г.А. Стратановского. — Л., 1972. — Прим-ред.)
Глава II. Осирис, бог воскресения
он разорвал его на куски (их было четырнадцать) и разбросал в разных частях страны. Узнав об этом, Исида вновь отправилась в странствие в поисках разбросанных частей тела своего мужа. Для путешествия в низинах и болотистых местах она использовала ладью, сделанную из тростникового папируса. Поэтому, говорят, крокодилы никогда не тронут того, кто плывет в такой ладье, боясь гнева Исиды, а может быть — из уважения к лодке, которая когда-то везла саму богиню. Находя части тела своего мужа, Исида хоронила их, и потому, наверное, в Египте так много гробниц Осириса. Впрочем, некоторые возражают против такого объяснения и утверждают, что многочисленные гробницы возникли в результате хитрости богини, которая, пообещав городам настоящее тело, вместо этого преподносила им просто изображение мужа. Она делала это не только для того, чтобы повсеместно почтить его память, но и рассчитывая таким образом избежать злобных происков Тифона, который, даже взяв верх над Ором в начавшейся войне, был бы сбит с толку множеством гробниц и потерял всякую надежду найти настоящую. Рассказывают также, что, несмотря на все свои поиски, Исида не смогла обнаружить фаллос Осириса, съеденный лепидотом, фаг-ром и оксиринхом — рыбами, к которым египтяне испытывали по этой причине особую неприязнь. Чтобы как-то возместить потерю, Исида сделала Фаллос священным, создав его имитацию и учредив торжественный праздник в память о нем, который даже в наши дни отмечается египтянами.
После этого Осирис вернулся из мира иного и явился своему сыну Ору, чтобы вдохновить его на битву и научить владеть оружием. Он спросил Ора, какое, по его мнению, самое славное деяние может совершить человек, на что Ор ответил: „Отомстить за зло, причиненное своему отцу и
тери. Затем Осирис спросил, какое животное он считает самым полезным для воина, и получил ответ: „Коня". Это
ивило Осириса, и он переспросил сына, почему тот Предпочитает коня, а не льва. „Потому, - пояснил Ор, - что
Египетская религия
лев очень полезен тем, кто нуждается в помощи, но конь1 нужнее тому, кто будет настигать и убивать убегающего противника". Эти ответы очень порадовали Осириса, показав ему, что сын хорошо подготовлен к встрече с врагом. Рассказывают еще, что среди огромного числа сообщников Тифона, отрекшихся от него, была его наложница Туэрис. Змея, преследовавшая ее, когда она пришла к Ору, была убита воинами. В память об этом событии во время праздников египтяне бросают в центр зала веревку и затем разрубают ее на куски. Потом подошло время битвы между Ором и Тифоном, которая длилась много дней, но победу наконец одержал Ор, а Тифон попал в плен. Однако Исида, в чьи руки он был отдан, вовсе не собиралась предавать его смерти, а сняла с него оковы и отпустила на свободу. Поступок матери так рассердил Ора, что он схватил ее и сорвал с нее корону (знак королевского достоинства), а Гермес вместо короны надел на нее шлем в форме головы коровы. Тифон во всеуслышанье обвинил Ора в том, что он рожден незаконно, но с помощью Гермеса (Тота. — У.Б.) Ор был полностью оправдан судом богов. После этого между ними произошли еще две битвы, и в обеих Тифон потерпел неудачу. К тому же Исида, как говорят, вступила в связь с Осирисом после его смерти и в результате этого родила Харпократа*, который пришел в мир до срока и был
хромым».
Сравнивая этот рассказ со сведениями, полученными в результате расшифровки иероглифов, мы видим, что большая часть его опирается на египетские тексты: например, Осирис был сыном Себа и Нут; эпакта (эпагомена) известна в календарях как «пять дополнительных дней года»; пять богов — Осирис, Хор, Сет, Исида и Нефтида — были рождены в дни, указанные Плутархом; 17-й день атира (хатхора) обозначен в календарях как трижды неудачный.
1 Лошадь стала известна египтянам не ранее чем при XVIII династии. Следовательно, эта часть плутарховой версии истории Осириса относится к периоду после 1500 г. до н.э. 46
Глава II. Осирис, бог воскресения
В текстах описаны скитания и беды Исиды и обнаружены «плачи», которые, как предполагается, принадлежат ей. Списки святилищ Осириса присутствуют в нескольких текстах; отмщение Хора за своего отца часто упоминается в папирусах и других документах, столкновение между Сетом и Хором полностью описано в папирусе из Британского музея (№ 10184); гимн из папируса Хунефера повествует обо всем, что Тот сделал для Осириса, а зачатие Осирисом Хора после смерти упоминается в гимне Осирису, относящемуся к XVIII династии:
Сестра твоя собрала все свои силы, чтобы защитить тебя, она разогнала всех своих врагов, она победила злой рок, она произнесла могущественные слова силы, она сделала язык ловким, и слова ее достигли цели. Великолепная Исида была совершенной в велениях и речах, и она отомстила за брата. Она искала его беспрерывно и скиталась по всей земле, крича от боли, и не отдыхала (или: не прекращала поиски. — У.Б.), пока не нашла его. Она укрыла его своими перьями, она создала дуновение воздуха (или: ветра. — У.Б.) своими крыльями и причитала, хороня брата своего. И она пробудила его, распростертого, чье сердце было недвижно, и взяла от существа его, и зачала, и родила от него ребенка. Она вскормила его тайно, и никто не знал, где он, и рука его обрела силу в великом доме Себа. Сонм богов ликует и радуется приходу Хора, сына Осириса; тверд сердцем и победоносен сын Исиды, наследник Осириса.1
Трудно сказать, какую форму имела история Осириса при ранних династиях и был ли Осирис богом воскресения в Додинастические или доисторические времена, или же эта роль была приписана ему после начала правления в Египте Мена. Однако у нас есть все основания полагать, что во времена ранних династий он занимал положение бога и сУДьи тех, кто с его помощью восстал из мертвых. Уже при
(Chab ^°Т замечательныи гимн впервые стал известен благодаря Шаба* АлЬ 1 К0Т0Рый опубликовал его перевод с примечаниями в «Revue ^hlgique» (T. 14, р. 65 ff. - Paris, 1857).
Глава П. Осирис, бог воскресения
IV династии, около 3800 г. до н.э., царь Мен-кау-Ра* (Ми-керин греков) отождествляется с ним, и надписи на его гробнице не только величают его «Осирисом, царем Юга и Севера, Мен-кау-Ра, живущим во веки веков», но и приписывают ему генеалогию Осириса, и он провозглашается «рожденным небом, потомком Нут, плотью и костями Себа». Жрецы Гелиополя, очевидно, редактировали религиозные тексты, которые переписывались и копировались в Коллегии1, и приспосабливали их к своим взглядам, но в древние времена, когда они только начинали свою работу, поклонение Осирису было столь широко распространено и вера в него как в бога воскресения столь глубоко укоренилась в сердцах египтян, что даже в гелиопольской системе теологии Осирису и богам его цикла отводилось особое место. Во все эпохи он воплощал в глазах египтян идею существа, бывшего одновременно и богом и человеком, испытавшего во время жизни на земле страдания и смерть и потому способного сочувствовать им в их болезнях и смерти. Идея о человеческой сущности Осириса отвечала потребности людей в общении с существом, которое, будучи отчасти божественным, имело бы, тем не менее, больше сходства с ними. Изначально египтяне воспринимали Осириса как человека, который жил, подобно им, на земле, нуждался в воде и пище, претерпел жестокую смерть, но с помощью богов победил ее и достиг вечной жизни. Но то, что совершил Осирис, могли совершить и другие люди, ведь боги, оказавшие помощь Осирису, должны помочь им; и если, воскресив Осириса, они сделали его правителем подземного мира, значит, воскресив людей, они должны позволить им войти в его царство и жить там так же долго, как и сами боги. В некоторых своих ипостасях Осирис отождествлялся с Нилом, Ра и другими «богами», известны-и египтянину. Но именно как бог воскресения и вечной зни он был наиболее близок жителям долины Нила. °го тысячелетий мужчины и женщины умирали, веря в
меется в виду Коллегия жрецов Дома Жизни. - Прим. ред.
Египетская религия
то, что все, сделанное для Осириса, будет символически отнесено и к ним и, подобно ему, они восстанут из мертвых и унаследуют вечную жизнь. Даже проследив религиозные воззрения египтян вплоть до самой глубокой древности, мы не достигнем времен, о которых с уверенностью могли бы сказать, что тогда не существовало идеи воскресения, поскольку во всех известных нам источниках утверждается, что Осирис восстал из мертвых. Наверняка существовали и скептики, спрашивавшие своих жрецов, как спрашивали коринфяне святого Павла: «Как воскреснут мертвые и в каком теле придут?»1 Но, вне всякого сомнения, вера в воскресение была принята господствовавшими классами Египта. Церемонии, совершавшиеся египтянами для того, чтобы помочь умершим пройти испытания суда и победить врагов в мире ином, а также форма, в которой они восставали из мертвых, будут описаны ниже, мы же вернемся к теологической истории Осириса.
Родиной культа Осириса и центром поклонения ему при ранних династиях был Абидос*, где, как говорят, похоронена голова бога. Со временем культ этот распространился на север и на юг, и многие крупные города претендовали на обладание какой-либо частью тела Осириса. Многие эпизоды из жизни бога легли в основу праздничных представлений в храмах, и постепенно исполнение обязательных и необязательных обрядов, связанных с ними, заняло в некоторых храмах большую часть времени жрецов. Первоначальные идеи, относящиеся к Осирису, забылись, и появились новые. Из примера человека, восставшего из мертвых и достигшего вечной жизни, он превратился в причину воскресения, и право даровать смертным вечную жизнь перешло от богов к нему. Историю о расчленении Осириса забыли, поскольку в подземном мире его тело было целым, и, независимо от того, был он расчленен или нет, после своей смерти он стал отцом Хора, родившегося у Исиды. Уже во времена XII династии (около 2500 г. до н.э.)* поклонение
1 Кор. 15:35. - Прим. ред.
Глава П. Осирис, бог воскресения
Осирису стало почти всеобщим, а спустя тысячу лет он стал чем-то вроде национального бога. Ему приписали атрибуты великих космических богов, и он считался теперь не только богом и судьей умерших, но также и создателем мира и всего сущего. Он, бывший сыном Ра, оказался равным своему отцу и занял место рядом с ним на небесах.
Интересное доказательство отождествления Осириса и Ра мы находим в XVII главе Книги мертвых. Следует напомнить, что эта глава состоит из ряда утверждений, которые, пожалуй, могут быть названы кодексом веры. При этом каждое из утверждений сопровождается одним или несколькими пояснениями, представляющими различные мнения по данному вопросу. Глава содержит также серию иллюстраций. В сто десятой строке говорится:
Я есть душа, которая обитает в двух чафи1. Что это? Это Осирис, когда он идет в Татту (т. е. Бусирис. — У.Б.) и встречает там душу Ра, там один бог объемлет другого, и души приходят в жизнь в двух чафи.
На рисунке, иллюстрирующем этот отрывок, души Ра и Осириса в Татту изображены в виде соколов, стоящих на постаменте и обращенных лицами друг к другу. На голове первого находится диск, второй же, имея голову человека, увенчан белой короной. Интересно, что даже при встрече с душой Ра душа Осириса сохраняет лицо человека — знак его родства с людьми.
Итак, Осирис становится богом не только равным Ра, но и во многих отношениях более великим. Согласно преданию, из ноздрей головы Осириса, погребенной в Абидосе, вышел скарабей2, бывший в свое время символом и олицетворением бога Хепера, создателя всего сущего, и символом воскресения. Таким образом, Осириса начали считать ис-очником и началом богов, людей и вещей, и человеческое Р исхождение его было забыто. На следующем этапе ему
2 1° есть Души Осириса и Ра. *-м.: von Bergmann // Aeg. Zeitschrift. - 1880. - P. 88 ff.
Египетская религия
стали приписывать атрибуты Бога, и при XVIII и XIX династиях он, по-видимому, спорил за главенство над тремя Эннеадами богов (так называемыми тремя триадами троек)1, с Аменом-Ра, который к тому времени обычно именовался «царем богов». О воззрениях на Осириса, бытовавших тогда, можно судить по гимнам:
Слава тебе, о Осирис, Ун-нефер*, великий бог в Абту (Абидосе. — У.Б.), царь вечности, владыка постоянства, проходящий через миллионы лет в своем существовании. Старший сын лона Нут, зачатый Себом, Предком [богов], владыка Корон Юга и Севера, владыка величественной Белой Короны; как правитель богов и людей он получил крюк и кнут* и сап его божественных отцов. Да будет довольно сердце твое, что пребывает в горах Амента*, ибо твой сын Хор воссел на твоем троне. Ты — коронованный владыка Татту (Бусириса. — У.Б.) и правитель в Абидосе...2
Хвала тебе, о Осирис, владыка вечности, Ун-нефер, Херу-хути (Хармачис), чьи обличья разнообразны, чьи свойства величественны, кто есть Птах-Сскер-Тем* в Анну (Гелиополе. — У.Б.), владыка сокрытых земель и создатель Хет-ка-Птаха (Мемфиса*. — У.Б.) и богов [в нем]; правитель подземного мира, прославляемый [богами], когда ты входишь в Нут. Исида обнимает тебя в мире и изгоняет демонов с твоего пути. Ты обращаешь свой лик к Аментету и заставляешь землю сиять чистой медью. Мертвые пробуждаются, чтобы увидеть тебя, они вдыхают воздух и смотрят на твой лик, когда диск поднимается над горизонтом. Их сердца пребывают в мире, поскольку они видят тебя, о ты, кто есть вечность и постоянство.3
В последнем отрывке Осирис отождествляется с великими богами Гелиополя и Мемфиса, где святилища бога Солнца существовали почти с додииастических времен, и в конце провозглашается «вечностью и постоянством». Таким
1 Каждая Эннеада богов состоит из трех троек, или триад.
2 См.: Chapters of Coming Forth by Day (translation). — P. 11.