История возникновения и основные характеристики системы управления обучением Moodle




Система управления обучением Moodle как средство реализации электронной обучающей среды

История возникновения и основные характеристики системы управления обучением Moodle

В поиске новых, интенсивных форм, повышающих эффективность процесса обучения в вузе, все большая роль отводится дистанционным образовательным технологиям (А.А. Ахаян, А.А. Андреев, И.В. Роберт, В.А. Красильникова, А.В. Хуторской, В.И. Солдаткин, В.П. Тихомиров, Е.С. Полат и др.).

Внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный процесс вузов позволяет решить те новые задачи в области информатизации учебного процесса, которые возникли в связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО) третьего поколения [12]. К ним относятся:

– обеспечение возможности ежегодного обновления образовательных программ;

– формирование информационной компетентности по всем направлениям подготовки бакалавров и магистров;

– создание электронных сред обучения для обеспечения самостоятельной работы студентов.

Во ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки внесены следующие положения:

– основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой их таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения;

– вуз должен обеспечить возможность индивидуального доступа к электронным образовательным ресурсам для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

В соответствии с законом «Об образовании» дистанционные образовательные технологии представляют собой образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Выделяют три основных вида дистанционных образовательных технологий:

– «кейс-технология»;

– ТВ-технология;

– сетевая технология.

Возрастающее значение дистанционных технологий обучения на основе средств новых информационно-коммуникационных технологий (НИКТ) эволюционно знаменует переход от ТВ- и «кейс-технологий» к сетевым технологиям. Подобная замена обусловлена, прежде всего, большей эффективностью сетевых технологий, а также наметившейся тенденцией к использованию компьютеров, глобальных и локальных сетей, систем мультимедиа как в «кейс-технологии» (для пересылки «кейсов» и дистанционного консультирования), так и в ТВ-технологии (для трансляции лекций и семинаров).

Одной из разновидностей сетевых технологий являются интернет-технологии в обучении. Сегодня именно интернет-технологии являются наиболее приоритетным и активно развивающимся видом дистанционных образовательных технологий.

Интернет-технологии представляет собой способ организации обучения (независимо от его формы) с активным использованием средств компьютерной сети для обеспечения обучающихся учебно-методическим материалом и для интерактивного взаимодействия между преподавателями и обучающимися.

Внедрение интернет-технологий в обучение – это создание для студентов и преподавателей дружественной электронной обучающей среды, позволяющей упростить доступ к образовательным ресурсам и обеспечивающей возможности регистрации обучающихся, поддержки самостоятельной учебной работы, передачи результатов обучения руководителю, организации индивидуального и группового взаимодействия обучающихся и преподавателей, промежуточное и итоговое тестирование и ряд других функций.

Использовать интернет-технологии позволяют системы управления обучением (Learning Management System, LMS). Одной из таких систем является LMS Moodle (https://www.moodle.org) как технологическая платформа создания электронной обучающей среды.

Слово «Moodle» – это аббревиатура слов «M odular O bject- O riented D ynamic L earning E nvironment », что при переводе на русский язык обозначает «м одульная о бъектно- о риентированная д инамическая у чебная с реда». В русскоязычной среде наряду с названием «Мудл» употребляется также аббревиатура «Моодус».

Сами пользователи ассоциируют систему с глаголом «moodle», который с английского языка переводится как «мастерить, делать что-то самому увлеченно, при этом приобретая опыт и знания»,а такжесо словом «mood» – настроение, расположение духа.

LMS Moodle относится к классу свободно распространяемого программного обеспечения с лицензией GNU GPL. Система управления обучением Moodle позволяет обеспечить дистанционную поддержку учебного процесса.

Автором и идеологом LMS Moodle является австралиец Martin Dougiamas. Идея создания платформы поддержки обучения с использованием информационных технологий пришла к нему в 1999 году после продолжительного опыта администрирования коммерческой платформы WebCT в одном из крупных университетов Австралии. Изначально Moodle задумывался как инструментарий расширения возможностей преподавания. Однако архитектура Moodle и заложенные в эту платформу принципы оказались настолько удачными, что система Moodle завоевала признание мирового сообщества в качестве аналога известных коммерческих систем поддержки обучения, с которыми она успешно конкурирует, являясь бесплатно распространяемым программным комплексом.

Начиная с 2003 года и по сей день, число пользователей системы стремительно растет. К началу 2010 года число организаций, использующих LMS Moodle, составило более 50 000 (рисунок 1).

Система Moodle широко используется в ведущих университетах мира и с успехом внедряется в образовательный процесс отечественных вузов. Так, на официальном сайте https://www.moodle.org зарегистрировано 647 российских сайтов системы «Moodle».

Отечественные вузы используют платформу Moodle для различных целей образовательного процесса. Например, в Белгородском государственном университете система электронного обучения «Пегас» на базе LMS Moodle (https://pegas.bsu.edu.ru) применяется преимущественно для поддержки очной, очно-заочной, заочной форм обучения, компьютерного тестирования студентов, в качестве консультационных форумов для магистратуры и аспирантуры. В Байкальском государственном университете экономики и права (Центр дистанционного обучения – https://moodle.isea.ru) используют систему для проведения курсов повышения квалификации и олимпиад. В Саратовском государственном университете (Центр непрерывной подготовки IT-специалистов – https://school.sgu.ru) применяют систему Moodle для обучения школьников посредством создания проведения элективных курсов, курсов по подготовке к ЕГЭ, заочных школ и др.

 

Рисунок 1 – Число организаций, использующих Moodle в разных странах

Система управления обучением Moodle реализует философию «педагогики социального конструкционизма», объединяющей идеи конструктивизма и социального конструкцианизма, которые получили свое развитие благодаря работам Л.С. Выготского, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Э. Глазерсфельда. Данные направления отражают основные идеи и принципы гуманистической педагогики, у истоков которой стояли, наряду с вышеуказанными учеными, С.Л. Рубеншнейн, К. Роджерс и др. В центре учебного процесса при таком подходе находится познавательная деятельность студента, личность студента, его задатки, способности, особенности развития. Преподаватель приобретает новый статус – статус наставника, организатора и партнера в познавательной деятельности студентов.

Главной идеей конструктивизма является положение о том, что основа любого обучения есть интерпретация получаемой информации сквозь призму ранее приобретенных знаний. В рамках конструкционизма утверждается то, что обучение намного эффективнее, если ученик создает что-то для других, передает свои знания и опыт. Социальный конструктивизм расширяет вышеописанное до уровня взаимодействия в группах. Участники совместно создают малую культуру общих объектов и смыслов, тем самым погружаясь в нее.

На основании этих направлений Martin Dougiamas [53] сформулировал 5 принципов, положенных в основу LMS Moodle, объединив их под общим названием «социальный конструкционизм» [1, с. 16].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: