Как мы уже отмечали выше, система управления обучением Moodle является платформой, на базе которой создается электронная обучающая среда.
В педагогической науке понятие «среда» в общем смысле отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Специфика понятия «среда» состоит в том, что она не может быть понята вне отношений к кому-либо или чему-либо.
Ранние представления ученых о среде были связаны с представлением педагогического процесса в виде трехчленной системы: объект – среда – субъект. Представители традиционной педагогики отмечали, что во всяком педагогическом воздействии можно различать три момента: 1) того или тех, кто является организатором данного воздействия; 2) того или тех, кто находится под воздействием субъекта; 3) ту среду, в которой осуществляется педагогическое воздействие [33].
В рамках гуманистической педагогики этот процесс рассматривается как трехсторонне активный: активен обучающий субъект, активен обучающийся субъект и активна заключенная между ними среда. Такой процесс предполагает, что взаимодействуя со средой, человек развивается сам, изменяя при этом среду. Человек перестал рассматриваться как продукт среды. Более прочно утвердилось представление о личности как о продукте взаимодействия человека со средой.
Поэтому актуальными становятся вопросы организации среды, создания окружения, которое бы максимально способствовало развитию личности. Важным в этом отношении является положение о том, что особенности развития личности в среде определяются характером деятельности в этой среде. Исследователь Г.С. Костюк, например, указывает на существенное обстоятельство, связанное с организацией среды – то, как относится сама личность к средовым воздействиям, какова его внутренняя позиция, которая находит свое выражение в творческой преобразующей деятельности. Не все то, что окружает человека, является действенной средой его развития. Влияют на этот процесс только те условия, с которыми он вступает в ту или иную действенную связь. Среда воздействует на индивида через его деятельность [22].
|
Понятие «обучающая среда» предполагает наличие в такой среде двух взаимосвязанных процессов учения и преподавания. Такая среда не может возникать стихийно, в отличии, скажем, от образовательной среды, а всегда специально организуется и представляет собой комплекс взаимосвязанных материальных, коммуникационных и социальных условий обеспечивающих процессы преподавания и учения. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в среде, его взаимовлияние, взаимодействие окружения с окружением, где он выступает как субъект своей деятельности, и которое проводит к формированию у него определенных знаний, умений, опыта деятельности и профессионально-личностных качеств, если речь идет о студенте вуза.
С появлением электронных средств обучения, основным из которых является компьютер, мы можем говорить об электронных обучающих средах, которые реализуются с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Мы полагаем, что использование термина «электронная обучающая среда» в отношении Moodle наиболее полно передает авторскую концепцию, заложенную в названии системы («learning environment»). Кроме того, в центре семитического поля данной номинации стоит именно среда, специально созданная для процесса обучения с помощью электронных средств.
|
Наиболее эффективным, на наш взгляд, является использование Moodle в рамках очного обучения в вузе, так как главным преимуществом интеграции Moodle в традиционный учебный процесс является то, что она не нарушает его течение и заложенные в него принципы, а, наоборот, способствует его обогащению за счет своих богатых педагогических возможностей. Кроме того, именно сегодня остро стоит вопрос о необходимости внедрения в учебный процесс вузов новых технологий, позволяющих повысить его эффективность в меняющихся условиях.
Часто зарубежные авторы, когда говорят об использовании системы Moodle в традиционном учебном процессе, используют термин «blended learning», что в переводе на русский язык обозначает «смешанное обучение». В нашей стране это понятие также встречается, но не столь часто, как на западе. Под смешанным обучением понимается сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением, причем специфика такого сочетания заключается в том, что аудиторные занятия и дистанционно организованная внеаудиторная учебная деятельность студентов рассматриваются в единстве и взаимосвязи, когда самостоятельная внеаудиторная работа студента становится следствием правильно организованной его учебной деятельности на занятии и наоборот. Подобный подход мотивирует расширение самостоятельной работы студентов, ее системность, углубление и продолжение в свободное время.
|
Анализ зарубежных работ (C.J. Bonk, C.R. Graham, E. Masie, J. Hofmann, M. Driscoll) по проблеме смешанного обучения, а также работы наших исследователей, затрагивающие вопросы истории информатизации образования (И.Г. Захарова, В.А. Красильникова, Е.С. Полат, В.П. Тихомиров), показали, что сочетание традиционного и дистанционного видов обучения с использованием современных ИКТ как в вузах, так и в школах является очередной ступенью в процессе информатизации образования (таблица 1).
Таблица 1 – Этапы информатизации
Годы | Этап информатизации | Средства обучения | Технологии обучения |
60-70 гг. | Электронизация | Универсальные ЭВМ | Программированное обучение |
70-80 гг. | Компьютеризация | Персональные компьютеры (термин Apple – конец 1970 г.) | CBT (Computer-Based Training) |
80-90 гг. | Информатизация | Спутниковое ТВ (через наземную передающую сеть – 1977 г.) CD ROM | Дистанционное обучение |
1990- 2011гг. | Internet | Виртуальное (сетевое) обучение | |
с 2002 г. | Все доступные средства ИКТ | Смешанное обучение |
Понятие «смешанное обучение» стало широко обсуждаться в зарубежной педагогической литературе с 2002 года и изначально трактовалось и воспринималось исследователями по-разному. Главным вопросом было, является ли такое обучение концептуально новым или нововведенный термин обозначает лишь сочетание уже давно существующих форм, методов, технологий, средств обучения. Изучая данную проблему, американский исследователь C.R. Graham отмечает, что, в основном, все трактовки термина можно разделить на три основные группы. Смешанное обучение рассматривается:
– как сочетание различных способов подачи учебного материала;
– как сочетание различных методов обучения;
– как сочетание очного обучения с дистанционным обучением.
По мнению C.R. Graham, и в первом, и во втором случае определения не дают четкого представления о том, что такое смешанное обучение, и вводят нового понятия. Ведь в любой существующей ранее системе обучения преподаватель всегда мог сочетать разные методы и способы подачи учебного материала.
В третьем случае смешанное обучение определяется сочетанием двух совершенно разных и исторически разделенных систем обучения: традиционной «лицом-к-лицу» и дистанционной (distributed learning system). Исследователь C.R. Graham также подчеркивается значимость компьютерных технологий в смешанном обучении [51]. Особенностью системы смешанного обучения является создание новой интегративной среды за счет слияния двух сред: традиционной и компьютерной (рисунок 2).
В нашей стране исследователи, занимающиеся вопросом использования НИКТ в образовательном процессе, также подчеркивают большие возможности смешанного обучения (И.Г. Захарова Е.С. Полат, Ю.И. Капустин). Называя модель интеграции очной и дистанционной форм наиболее перспективной среди всех моделей дистанционного обучения, Е.С. Полат [34], в то же время, говорит о том, что в данном направлении сделано очень мало.
Исследователь Ю.И. Капустин, выделяя большие возможности смешанного обучения, отмечает, что в современных условиях обучающийся должен оптимально и в различных сочетаниях использовать все возможности, предоставляемые как классическим обучением, так и применением дистанционных технологий. При этом создаются условия для решения основной проблемы традиционного обучения, заключающейся в ограниченности возможностей для реализации и развития потенциальных способностей каждого обучающегося [19].
Рисунок 2 – Постепенная интеграция двух сред обучения (по C.R. Graham)
Итак, под смешанным обучением понимается оптимальный уровень интеграции традиционной и дистанционной технологий, при котором создается новая интегративная среда обучения, которая наиболее адекватно соответствует типу учебного заведения, целям, задачам и этапам обучения, уровню подготовки обучающихся. Реализация смешанного обучения предполагает сохранение общих принципов построения традиционного учебного процесса с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения.
При реализации смешанного обучения необходимо:
– четко определить цели обучения, выраженные в компетенциях;
– выделить задачи, которые необходимо решить в процессе обучения;
– определить нагрузку для аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
– определить исходный уровень обученности студентов и уровень их информационной компетенции;
– выбрать наиболее адекватные целям обучения и контингенту обучающихся образовательные технологии;
– обеспечить техническую и учебно-методическую поддержку самостоятельной работы студентов на основе ДОТ;
– определить эффективные формы контроля самостоятельной учебной деятельности студентов и единую систему оценивания результатов процесса обучения.
Таким образом, электронная обучающая среда Moodle может рассматриваться как интегративный компонент в системе смешанного обучения, отражающей новый подход к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе вуза. В этом случае интеграция электронной обучающей среды Moodle в учебный процесс предполагает системность, оптимальность, педагогическую целесообразность ее использования, единство с традиционной средой обучения, педагогический подход при ее проектировании и практической реализации.
Структура электронной обучающей среды является важным условием эффективной организации учебного процесса. Исследователи по-разному подходят к выделению структурных компонентов электронных обучающих сред (Ю.М. Насонова, И.В. Роберт).
Под компонентом электронной обучающей среды понимается составная часть этой среды, выполняющая определенную функцию.
Электронная обучающая среда как совокупность условий, обеспечивающих обучение, предполагает наличие (Ю.М. Насонова):
– системы средств «общения» с общечеловеческой культурой, которая служит как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения;
– наличие системы самостоятельных работ по работе с информацией;
– наличие интенсивных связей между участниками учебного процесса – как вертикальных, так и горизонтальных [28].
Анализ литературы по вопросам структуры электронной обучающей среды, а также собственный опыт работы с системой Moodle позволил нам в качестве основных выделить следующие компоненты среды Moodle: мотивационно-ценностный, программно-методический, информационно-деятельностный, коммуникационный, контрольно-оценочный и технологический.
Для реализации функции каждого выделенного нами компонента электронной обучающей среды LMS Moodle предоставляет ряд возможностей, комплексное использование которых позволяет создать все необходимые условия для организации учебной деятельности студентов (таблица 2).
Мотивационно-ценностный компонент электронной обучающей среды представляет наибольшую значимость, так как предполагает формирование и развитие мотивации изучения дисциплины, ценностного отношения к самостоятельной учебно-познавательной деятельности в условиях электронной среды. Данные задачи решаются с использованием различных средств и возможностей LMS Moodle.
Согласно концепции внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, на начальном этапе организации учебной деятельности в электронной обучающей среде Moodle рекомендуется проводить диагностирование уровня развития информационной компетенции студентов, изучить индивидуальные возможности и особенности обучающихся, определить исходный уровень их мотивации и структуру превалирующих мотивов. Полученные данные позволяют определить наиболее подходящие педагогические средства системы Moodle, обеспечивающие подкрепление потребностей обучающихся, а также подобрать структуру курса, способствующую более эффективной организации учебной деятельности в условиях электронной среды. Формирование устойчивой позитивной мотивации может осуществляться также и через информационно-деятельностный компонент посредством добавления эмоционально окрашенного и личностно значимого учебного материала.
Таблица 2 – Функциональная характеристика компонентов электронной обучающей среды Moodle
Компоненты среды Moodle | Задачи, которые реализуются в процессе организации учебной деятельности студентов |
1. Мотивационно-ценностный | Усиление мотивационных основ учебной деятельности, формирование ценностного отношения к познавательной деятельности, повышение уровня ответственности обучающихся за результат самостоятельной учебной деятельности |
2. Программно-методический | Информирование студентов о целях и задачах, структуре и содержании самостоятельной учебной деятельности, сроках выполнения самостоятельной работы, предоставление информации о возможных познавательных стратегиях, знакомство с рабочими программами по дисциплине, графиками учебного процесса |
3. Информационно-деятельностный | Организация самостоятельной учебной деятельности студентов, в процессе которой формируются и развиваются необходимые общекультурные и профессиональные компетенции |
3. Коммуникационный | Обеспечение коммуникаций всех участников учебного процесса |
4. Контрольно-оценочный | Организация контроля и самоконтроля за ходом самостоятельной работы студентов, сбор данных об интенсивности работы обучающихся, предоставление статистических данных по результатам учебно-познавательной деятельности, повышение уровня рефлексии обучающихся, формирование готовности учащихся проводить самооценку и самоконтроль |
5. Технологический | Обеспечение технической поддержки организации самостоятельной учебной деятельности студентов |
Реализация всех других компонентов электронной обучающей среды Moodle определяется спецификой изучаемой дисциплины, целями и задачами курса.
Курсом обучения в Moodle может называться часть электронной обучающей среды, содержащая систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний (дисциплине), процесс обучения в которой ведется по заранее определенной программе.
Система предлагает организацию курсов в нескольких форматах, определяющих способ представления содержания курса. Существуют форматы «календарь», «сообщество (форум)» и др. Наиболее удобным для организации обучения в условиях вуза является формат-структура, который предполагает деление курса на разделы или фрагменты (модули), расположенные в центральной его части между блоками (рисунок 3).
Рисунок 3 – Фрагмент структуры курса по иностранному языку
Блоки также являются структурными компонентами курса и представляют собой группы ссылок или другие средства работы с курсом, объединенные по общим признакам. Блоки увеличивают функциональность, интуитивность и простоту использования системы. Выбор тех или иных блоков определяется преподавателем (рисунок 4).
Модули выступают дитактическим средством учебного процесса в электронной обучающей среде Moodle и представляют собой автономные организационно-методические единицы содержания учебной дисциплины, целенаправленная работа с которыми обеспечивает формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций.
Содержание каждого модуля в Moodle может быть представлено следующими стандартными (установленными по умолчанию) учебными элементами, которые условно можно разделить на теоретические и практические:
– учебные ресурсы (могут быть в виде текстовой страницы, пояснения, веб-страницы, ссылки на файл или веб-страницу, ссылки на каталог; возможно использование аудио и видео в качестве ресурсов);
Рисунок 4 – Блоки системы Moodle в курсе иностранного языка
– деятельностные элементы (отличаются от ресурсов тем, что требуют от студентов активного участия. К ним относятся: задание (позволяет преподавателю ставить задачу, которая требует от обучающихся подготовки развернутого ответа); чат (позволяет студентам синхронно обмениваться сообщениями в реальном времени); форум (доска объявлений, обсуждение разных тем, в отличие от чата вход в форум возможен в любое время в течение нескольких дней); глоссарий (гибкий способ составить набор терминов и представить их определения); база данных (позволяет преподавателю и/или студентам создавать базу структурированных записей по заранее определенной тематике); wiki (поддерживает очень полезную функцию коллективного редактирования текстов); опрос-выбор (с двумя или более вариантами ответами); тесты (множественный выбор, на соответствие, короткий ответ, эссе, верно/неверно и др.).
Весь спектр инструментов LMS Moodle можно разделить на следующие основные группы:
1) информационные (пояснение, веб-страница, текстовая страница, база данных, блок «Mediacenter» и др.);
2) учебно-деятельностные (рабочая тетрадь, семинар, wiki, глоссарий, задание);
3) коммуникативные (форум, чат, личные сообщения, блог);
4) контролирующие (тесты, лекция с элементами контроля, журнал оценок, э-портфолио);
5) административные (блок администрирования).
Однако такое деление элементов курса в Moodle можно считать условным, так как педагогические возможности системы позволяют использовать ее средства с разными целями.