Ясность цели выполняемой учебной деятельности студентами при их участии в форумах крайне важна, однако, цели, которые ставит преподаватель, не всегда соотносятся с целями самих обучающихся. В мотивационной сфере студентов чаще доминирую внешние мотивы, поэтому правильно выбранной подход к оцениванию учебных дискуссий студентов в форумах может в значительной степени повысить результативность этой деятельности. Здесь преподавателю необходимо учитывать следующее:
1) студенты должны хорошо понимать, что вы оцениваете и как вы оцениваете, то есть до начала работы на форуме необходимо их познакомить с критериями оценивания;
2) при оценивании соблюдать баланс между количеством посылаемых сообщений и их качеством. В этом случае можно посоветовать оценивать количество сообщений некоторыми дополнительными баллами, но полноценную оценку выставлять только за полный аргументированный ответ;
3) убедитесь, что студенты понимают разницу между социальными и учебными форумами. Объясните им, что в рамках учебной дискуссии им необходимо уметь аргументировать свою точку зрения, поддерживать точку зрения других людей или высказывать критические замечания в их адрес, опираясь на факты и приводя доказательства из авторитетных источников.
Некоторые варианты заданий с использованием элемента «Форум»
1) Оценивание учебных дискуссий самими студентами. Форумы редко используются для взаимного оценивания высказанных в них идей самими студентами. Однако такая практика может эффективно применяться в проектной деятельности. Например, студенты Andy Diament (Великобритания) в течение нескольких недель совместно выполняли задание по проектированию базы данных. Каждую неделю студенты в парах представляли часть выполненного ими проекта. На форуме обсуждалось и оценивалось, какая пара выполнила данную часть проекта лучше других. В итоге лучший вариант брался за основу для выполнения следующей части проекта.
|
2) Интервью с экспертами. Для этого вида работы в форуме преподавателю необходимо пригласить и зарегистрировать на курсе эксперта, который будет периодически отвечать на вопросы студентов. Студенты могут готовить вопросы заранее, затем путем голосования могут отбираться самые лучшие вопросы, которые и будут заданы эксперту.
3) Дебаты. Не всегда студенты готовы начать и продолжать активное обсуждение спорных вопросов. Поэтому иногда можно разделять студентов на группы и предлагать им поддержать ту или иную точку зрения. Важно предупредить студентов, чтобы в дебатах на форуме их ответы были аргументированными и имели обоснованные доказательства.
Чат
Если форум предназначен для организации асинхронного общения, то чат служит средством Moodle, обеспечивающим общение в реальном времени. Это значит, что в отличие от форума, где каждый участник может посылать и читать сообщение в удобное для себя время, все участники чата собираются за своими компьютерами одновременно, поэтому время ответа на каждое сообщение измеряется не часами и не днями (как в форуме), а секундами. Чаты можно использовать для проведения онлайновых консультаций студентов с преподавателями. При этом нужно помнить, что о проведении чата студенты оповещаются заранее.
Использую чат в учебном процессе, преподавателю необходимо помнить, что ограниченные временные рамки работы в чате не позволяют допускать отклонение от обсуждаемых со студентами тем. Поэтому важно уметь направлять диалог со студентами в соответствие с целевыми установками, которые преподавателю необходимо задавать заранее.
|
Некоторые варианты заданий с использованием элемента «Чат»
1) Обсуждение организационных и учебных вопросов. За счет оперативной обратной связи участие в чате позволяет студентам быстро выяснить интересующие их проблемы.
2) Групповые чаты. Студенты делятся на группы при работе в чате и проводят обсуждение между собой без участия преподавателя.
3.2.3 Обмен личными сообщениями
Обмен личными сообщениями выступает средством организации межличностной коммуникации через систему внутренней почты Moodle.
Система обмена сообщениями предоставляет участникам возможность обмениваться личными сообщениями. Получить доступ к страницам обмена сообщениями можно разными способами, например:
– из блока «Обмен сообщениями», воспользовавшись одноименной ссылкой;
– со страницы своего профиля, воспользовавшись кнопкой «Обмен сообщениями».
В отличие от форума и чата личные сообщения могут быть отправлены любому участнику курса независимо от его принадлежности к какой-либо группе.
Блог
Блог (англ. blog, от «web log» – сетевой журнал или дневник событий) – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху).
|
Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментариях к блогозаписи или своих блогах).
Блог в Moodle – собственный дневник пользователя, куда он заносит свои мысли, суждения, но комментировать их другие пользователи не могут.
Записи в блоге могут быть личные (доступные только автору) и общественные (открытые всем пользователям системы).
Блог часто оказывается наименее востребованным элементом курса в Moodle. Чаще всего его используют как «учебный дневник» студента, где он может в свободной форме записывать свои размышления по поводу того, что он изучает и как он изучает. Поддерживать работу студента в блоге бывает очень сложно из-за низкого уровня мотивации данной вида учебной деятельности.
Для того чтобы учебная работа студентов в блоге имела положительный результат, преподавателю необходимо, прежде всего, четко определить, с какой целью будет использоваться данный элемент в курсе, и как эта цель будет соотноситься с целями всего процесса обучения.
Чтобы лучше понять педагогические возможности использования блога на курсе, преподавателю рекомендуется первому начать делать записи в своем дневнике. Во-первых, такая практика дает преподавателю еще одну возможность пообщаться со своими студентами или со своими коллегами, поделиться с ними своими мыслями и суждениям. Во-вторых, на собственном опыте преподавателю будет легче определить на какие темы делать записи легче, а какие вызывают наибольшие затруднения. Писать в блоге постоянно и каждый раз подходить к этому процессу творчески крайне сложно, поэтому хороший пример в лице преподавателя может стать для студентов существенным стимулом.
В начале обучения также рекомендуется провести опрос среди студентов с целью определения степени участия студентов в блогах на общественных сайтах. Если у студентов уже имеется такой опыт необходимо подчеркнуть разницу между такими блогами и блогами в обучающей среде.