Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.Ч. 2 / Под ред. Дибровой Е.И. (3-е изд., стер.) учебник М.: Академия, 2001. – С. 80-86.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. Морфология (часть 2 - глагол)»

Направление подготовки «Педагогическое образование»,

профиль «Русский язык и литература», 3 курс

Объем дисциплины (аудиторные занятия): 56 часов (26 л + 30пр)

Технологическая карта

№ п/п Виды учебной деятельности студентов Балл за конкретное задание Число заданий за семестр Баллы
Миним. Макс.
  Аудиторная работа    
  Практические занятия 1 б. – наличие домашнего задания (включая практические задания, выполненные письменно в рабочей тетради, и подготовленные теоретические вопросы) 2 б. – развернутый самостоятельный устный ответ по желанию        
  Проверочные работы        
  Самостоятельная работа студента    
  Составление конспекта (таблицы) по теме 1. Употребление личных форм глагола (5 б.) 2. Правописание Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных (5 б.) 3. Способы глагольного действия (таблица) (5 б.) 4. Правописание окончаний глагола и суффиксов причастий (5 б.) 5. Таблица «Способы глагольного действия»   (5 баллов ставится при условии своевременного представления работы, после истечения срока - 2 балла)        
  Всего        
  Итоговый контроль (экзамен) 1. Собеседование по терминам 2. Теоретическая часть (1 вопрос) 3. Практическая часть -морфологический разбор спрягаемой и неспрягаемой формы - построение парадигмы глагола -орфографическое задание      
1) Допуск к экзамену осуществляется только при достижении минимального порога баллов 2) Набранная сумма баллов учитывается при подведении итогов экзамена      

 

Содержание дисциплины:

Тема 1. Глагол.

Глагол как часть речи. Основы и классы глаголов. Формообразование. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Лексико-грамматические разряды глаголов. Система грамматических категорий глагола.

Тема 2. Причастие. Деепричастие. Вопрос о месте причастия и деепричастия в морфологической системе глагола. Семантика, морфологические признаки и синтаксические функции причастий и деепричастий. Их образование. Переход причастий в имена прилагательные. Переход деепричастий в наречия и служебные слова.

 

Лекционные занятия Количество часов
Глагол как часть речи. Основы и классы глаголов 4 часа
Категория вида 4 часа
Категория залога 4 часа
Категория наклонения 2 часа
Категория времени 4 часа
Категория лица. Спряжение 2 часа
Причастие. 4 часа
Деепричастие 2 часа
Итого: 26 часов

План практических занятий

Тема Что необходимо выполнить к занятию Формы контроля на занятии
  Глагол как часть речи. Разряды глагола. Инфинитив.    
  Формообразование и словоизменение глагола   Проверочная работа «Формообразование глагола»
  Категория вида    
  Категория вида    
  Способы глагольного действия Составить таблицу «Способы глагольного действия» Проверочная работа «Категория вида»
  Переходные и возвратные глаголы    
  Категория залога    
  Категория залога. Переходность. Возвратность (обобщающее занятие)   Проверочная работа «Категория залога»
  Категория наклонения    
  Категория времени    
  Категория лица. Безличные глаголы.   Подготовить конспект «Употребление форм глагола»  
  Спряжение. Правописание глагольных форм. Словообразование глагола   Подготовить конспект «Правописание личных окончаний глагола, суффиксов причастий», подобрать словарный диктант Проверочная работа «Словоизменительные категории глагола»
  Причастие Подготовить конспект (тезисы) «Правописание причастий и отглагольных прилагательных» Диктант «Правописание глаголов и причастий»
  Деепричастие    
  Морфологический разбор неспрягаемых форм глагола. Обобщающее занятие по теме «Глагол»   Зачетная работа по теме «Глагол»

Список основных понятий

(для собеседования на экзамене)

 

Акциональные/неакциональные глаголы Аспектуальность Безличный глагол Вербализация Вид глагола – совершенный – несовершенный Видовая корреляция – соотносительные (парные) по виду гл. – одновидовые (непарные) глаголы – двувидовые глаголы Видовая пара Время глагола – абсолютное – относительное Вторичная имперфективация Глагол Глагольное междометие Грамматема Грамматическая категория – словоизменительная – классифицирующая Грамматическое значение (ГЗ) – общекатегориальное значение – общее ГЗ – частное ГЗ Граммема Деепричастие Залог – действительный – страдательный – средневозвратный Зона синкретизма Изобилующий глагол Имперфективация Инфинитив Классы глагола – продуктивные – непродуктивные Компенсатор Компаративный глагол Косвенно-переходный глагол Лексико-грамматический разряд Лицо глагола Личная форма глагола Личное окончание глагола Модальность Модальный глагол Морфологическая парадигма слова Морфология   Наклонение – изъявительное – повелительное – сослагательное Начальная форма слова Недостаточные глаголы Непредикативные формы глагола Основы глагола Парадигма слова Партитивный глагол Переходность/непереходность Персональность Перфективация Полевая структура частей речи Полнознаменательные/неполнознам. глаголы Посессивный глагол Предлог Причастие – действительные П – страдательные П Разноспрягаемые глаголы Реляционный глагол Связка Словоформа Союз Способы глагольного действия Способы выражения ГЗ Спрягаемые глагольные формы Спряжение Статальный глагол Темпоральность Типы морфологической парадигмы слова – полная – неполная – избыточная Фазовый глагол Формальный класс Формообразование Функтивный глагол Функционально-семантическая категория Функционально-семантическое поле Части речи – знаменательные – служебные Экзистенциальный глагол  

 

 



ПЛАНЫПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Глагол как часть речи

Теоретические вопросы:

1. Глагол как часть речи. ОКЗ, морфологические категории, синтаксические функции.

2. Вопрос о границах глагола как части речи.

3. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.

4. Инфинитив как начальная форма глагола. Значение, образование, синтаксические функции.

5. Семантические разряды глагола.

6. Охарактеризуйте, как представлена тема «Глагол» в школьных учебниках 5-11 кл. Подготовьте сообщение (презентацию), составив сводную таблицу.

Критерий УМК под ред. С.И. Львовой УМК под ред. Т.А. Ладыженской УМК под ред. М.М. Разумовской УМК под ред. В.В. Бабайцевой УМК для старших классов
В каком классе изучается глагол и его формы?          
Как решается вопрос о границах глагола как части речи (как определен статус причастия и деепричастия?)          
Как представлен набор грамматических категорий? Какие ГК изучаются, в каком аспекте (значение, формообразование, функции в тексте и т.д.?).          
Как определяется статус -ТЬ (-ТИ) в инфинитиве?          

Учебно-методические комплексы для анализа:

1. Ладыженская Т.А. Русский язык, 5-7 классы

2. Разумовская М.М., Львова С.И. Русский язык, 5-7 классы

3. Львова С.И. Русский язык, 5-7 классы

4. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык, 6-7 классы

5. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 классы

6. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык.10-11 классы

7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык.10-11 классы

8. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык.10-11 классы

9. Хлебинская Г.Ф. Русский язык. Профильный уровень.11 класс

Практические задания:

1. Выпишите из текста спрягаемые и неспрягаемые формы глагола, определите их морфологические признаки и синтаксическую функцию. Определите частеречную принадлежность всех слов в тексте (повторение).

Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал:

– Барин, не прикажешь ли воротиться?

– Это зачем?

– Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу. (А.С. Пушкин)

2. а) Определите средства выражения грамматического значения глагольных форм в тексте. Выполните формообразовательный анализ подчеркнутых глагольных форм.

б) Пользуясь материалами таблицы, определите, к какой группе по значению относятся глаголы (полнознаменательные/неполнознаменательные, акциональные/неакциональные и т.д.)

Образец: Говорит – полнознаменательный, акциональный, глагол речевого действия.

Литература

1. Виноградов В.В. Русский язык. (любое издание). раздел «Глагол», п. 1, 3.

2. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол., Л., 1967. Введение.

3. Мейеров В.Ф. Инфинитив, его семантика и структура // Филологические науки, 1985, № 3.

Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.Ч. 2 / Под ред. Дибровой Е.И. (3-е изд., стер.) учебник М.: Академия, 2001. – С. 80-86.

5. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 150-162.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: