Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.Ч. 2 / Под ред. Дибровой Е.И. (3-е изд., стер.) учебник М., 2001.– С. 80-86.




2. Современный русский язык / Под ред. Л.А.Новикова. -СПб., 1999.– С.463-464, 542-554.

3. Виноградов В.В. Русский язык.– М., 1986.– С. 334-347

4. Русская грамматика. Т. 1.– М., 1980.– С. 582-583.

5. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 150-162.

Справочные материалы к занятию № 2

Словообразовательные продуктивные классы глаголов

 

Конечные фонемы основы инфинитива и прошедшего времени Конечные фонемы основы настоящего-будущего простого времени Показатели классов Классы
-а- чита-ть   -аj- чит[аj-у]т а/аj I
-э- беле-ть   -эj- бел[эj-у]т э/эj II
-ова- рисова-ть   -уj- рис[уj-у]т ова/уj III
-ну- толкну-ть   толкну-л   -н(ну)- толкн-ут ну/н IV
-и- краси-ть мягкий согласный или шипящий кра[с’-а]т и/ согласный V
Все остальные глаголы относятся к непродуктивным группам  

 


 

Алгоритм определения спряжения глагола

1. Поставьте глагол в личную форму, выделите окончание.
2. Личное окончание глагола ударное?
да     нет      
  3. Какое окончание в 3-м лице мн. числа наст. или будущего времени?   3. Поставьте глагол в неопределенную форму   4. Инфинитив на -ить?
    да нет  
-ут,-ют -ат,-ят 5. Входит ли глагол в исключения? 5. Входит ли глагол в исключения?  
             
I спр. II спр. да нет да нет  
             
    I спр. II спр. II спр. I спр.  
                       

 

Спряжение глаголов

 

Глаголы по отношению к спряжению  
Глаголы регулярной системой личных окончаний Глаголы с нерегулярной системой личных окончаний
II спряжение I спряжение с особым спряжением разноспрягаемые
1. Все глаголы с ударными личными окончаниями 3 лица множ. числа –ат, –ят 1. Все глаголы с ударными личными окончаниями 3 лица множ. числа –ут, –ют дать, есть (в значении «принимать пищу»), быть (в формах наст. времени) хотеть, бежать
2. Глаголы с безударными личными окончаниями, заканчивающиеся в инфинитиве на – ить 3. Глаголы – исключения: дышать, слышать, держать, гнать; терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть. 2. Все остальные глаголы и три глагола на –ить: брить, стелить, зиждиться.  

 


 

Образование форм глагола

 

Основа инфинитива Образец: чита-ть   Основа настоящего / будущего времени Образец: чита[j-у]т
1. Изъявительное наклонение: а) прошедшее время;     б) будущее сложное (несов. вид)   2. Сослагательное наклонение. 3. Причастия прошедшего времени а) действительные,   б) страдательные (только от переходных глаголов).   4. Деепричастия от глаголов совершенного вида. 1.   а) чита-л-, -а..     б) буду читать, будешьчитать...   2. чита-л- бы…   3.   а) чита-вш-ий, чита-вш-ая... б) чита-нн-ый, чита-нн-ая...   4. —   1. Изъявительное наклонение: а) настоящее время;   б) будущее простое (сов. вид). 2. Повелительное наклонение.   3. Причастия настоящего времени (только у глаголов несов. вида) а) действительные,   б) страдательные (только от переходных глаголов). 4. Деепричастия от глаголов несов. вида. 1. а) чита[j-у], чита[j-э]шь, чита[j-э]т... б) —   1. чита[j]^, чита[j]^-те, пусть (пускай) чита[j-у]т, чита[j-э]т   3.   а) чита[j-у]щ-ий, чита[j-у]щ- ая   б) чита[jэ]м ый...,     чита[j-а]

ЗАНЯТИЕ № 3-4

Тема: Категория вида глагола

Теоретические вопросы:

1. Вопрос о значении грамматической категории вида. Общие и частные значения совершенного и несовершенного вида.

2. Видовая корреляция и ее типы. Видовая пара, непарные и двувидовые глаголы.

3. Способы глагольного видообразования.

4. Тема «Вид глагола» в школьном учебнике (подготовить сообщение об объеме сведений по данному вопросу в учебниках, привести примеры заданий)

Практические задания:

1. Определите общее и частное значения совершенного и несовершенного вида. Укажите случаи, в которых возможна конкуренция видов:

1) Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Между тем черт крался к месяцу и уже протянул было руку схватить его. 2) Мы часто говорим о своих чувствах. 3) Издалека долго течет река Волга. 4) Он всегда все перепутает. Люди часто ошибаются. 5) Завтра встречаемся в шесть.6) Боюсь, что меня не поймут. 7) Он встает каждый день в шесть часов.

2. Пользуясь толковым словарем, определите, есть ли у глаголов видовая пара, укажите направление видообразования (обратите внимание на полисемию глаголов): подслушать,стирать, делить, икать, разрезать, ранить, закричать, зависеть.

3. Составьте предложения с двувидовыми глаголами, употребив их как глаголы совершенного и несовершенного вида: ранить, исследовать, асфальтировать, атаковать.

4. Заполните таблицу приведенными ниже глаголами. Сделайте вывод о том, как значение вида связано с семантикой глагола.

Семантический разряд Глаголы, их вид Видовая пара
Акциональные глаголы 1. Глаголы физического действия 2. Глаголы движения 3. Глаголы речевого действия 4. Глаголы изменения принадлежности 5. Глаголы социальных межличностных действий 6. Глаголы мысли 7. Глаголы восприятия 8. Глаголы эмоциональных действий 9. Физиологические действия 10. Глаголы деятельности/ занятия 11. Глаголы способа поведения Неакциональные глаголы 1. Статальные глаголы (состояния) 2. Глаголы функции, постоянного признака 3. Бытийные глаголы 4. Реляционные глаголы (отношения части/целого, принадлежности, пространственных отношений и т.д.)   Копать (несов.) Летать (несов.)   Выкопать ---

Судиться, разводиться, записывать, отогреть, отдавать, стукнуть, колотить, спрашивать, видеть, плакать, сострадать, столярничать, льстить, находиться на берегу, состоять, глотать, спать, болеть, думать, решать, принадлежать, хромать, гулять, лежать, бегать, убежать, булькать, владеть, существовать, солнце светит, лифт не работает.

Литература



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: