Справочные материалы к занятию № 1




 

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫГЛАГОЛА

К лексико-грамматическим разрядам глагола разными исследователями относятся следующие группы:

1. Полнознаменательные – неполнознаменательные (семантико-синтаксические разряды).

2. Акциональные – неакциональные.

3. Предельные – непредельные (аспектуальные разряды)

4. Способы глагольного действия (семантико-словообразовательные разряды)

5. Переходные – непереходные.

6. Возвратные – невозвратные.

7. Личные – безличные.

Акциональные глаголы Обозначают активное, целенаправленное, наблюдаемое действие. Обладают максимальным количеством грамматических признаков Неакциональные глаголы Обозначают неактивное, нецеленаправленное действие, испытываемое состояние, отношение и т.д. Часто одновидовые, иногда не имеют форм страдательного залога, повелительного наклонения, 1 и 2 лица и др.
Полнознаменательные глаголы Признаки: полнота лексического значения, способность самостоятельно без помощи других слов выполнять функцию сказуемого Неполнознаменательные глаголы
Глаголы физического действия (мыть, чистить, копать, шить, писать) Глаголы движения (ходить, идти, ехать) Глаголы речевого действия (спрашивать, шептать) Глаголы изменения принадлежности (донативного действия) (давать, брать, купить, посылать, дарить, обмениваться) Глаголы социальных межличностных действий (ссориться, воевать, драться, разводиться, прощаться) НА ПЕРИФЕРИИ (отсутствуют те или иные признаки акциональности) Глаголы мысли (ментального действия)анализировать, думать, решать Глаголы восприятия (ощущать, слушать, осязать, смотреть) Глаголы эмоционального действия (сердиться, нервничать, жалеть) Глаголы физиологического действия (есть, пить, плакать, жевать, дышать) Глаголы деятельности/занятия (работать, учиться, плотничать) Глаголы способа поведения (модничать, обманывать, лебезить, важничать) Глаголы состояния (статальные)страдать, тосковать, болеть (о живом существе), сохнуть, цвести, таять, кипеть (о неодушевленном предмете) Глаголы функции (постоянного признака) Солнце светит. Телевизор работает (=исправен). Нож не режет (=тупой). Глаголы отношения (реляционные) Цветы стоят в вазе. Ключи висят на гвозде (пространственные отношения). Соседи имеют дачу. У Пети есть (=имеется) мотоцикл (отношения принадлежности). Относится к…, принадлежит к …, входит в…, состоит из…, содержит… (отношения части/целого). Превосходит кого в чем, уступает кому в чем (отношения сравнения). Бытийные глаголы Кругом стоит (=есть, существует) тишина. В ваших словах есть смысл. 1. Глаголы-связки а) незнаменательные (выражают только модально-временное значение в составе составного именного сказуемого) Он был учителем. б) полузнаменательные (стану старше, является причиной, числится пропавшим) 2. Вспомогательные глаголы (выражают модально-временное значение в составе составного глагольного сказуемого, вносят в представление о действии дополнительную характеристику, дают ему оценку) а) Модальные глаголы (хотеть, желать, мочь, намереваться и др.) Они не могут есть. Они не хотят быть бедными. б) Фазисные глаголы (начать, продолжать, закончить) Он продолжает говорить. Он может продолжить говорить. 3. Глаголы-компенсаторы (в сочетании с именем действия, состояния, качества образуют простое глагольное сказуемое) Совершать посадку (=садиться), оказать помощь (=помочь), проявлять нерешительность (=не решаться).

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Формообразование и словоизменение глагола.

Теоретические вопросы:

1. Способы образования глагольных форм. Простые (синтетические) и аналитические формы.

2. Две основы глагола и их роль в образовании глагольных форм.

3. Классы глагола, их отношение к словообразованию и формообразованию глагола.

4. Парадигма глагола.

5. Спряжение глагола.

Практические задания:

1. Укажите две основы формообразования, определите класс глагола. Назовите показатели продуктивности-непродуктивности класса: знать, грести, жалеть, вертеть, прожить, косить, продавать, треснуть, мокнуть, диктовать, помалкивать, съесть, убежать.

Образец: реш а -ть –реш а j ут - 1 продуктивный класс

2. Образуйте от данных глаголов все возможные спрягаемые и неспрягаемые формы, объясните ограничения в образовании форм: приносить, принести. Чем отличаются парадигмы данных глаголов?

3. Постройте парадигму глаголов. Охарактеризуйте их с точки зрения полноты. Отметьте формы, в которых происходят морфонологические преобразования основ: разжечь, мучить.

4. Определите спряжение, укажите способ определения спряжения (при выполнении задания пользуйтесь справочными материалами): купить, продать, задержать, тащить, чтить, идти, вертеться, разглядеть, жать, побриться, клеить, разогнаться, убежать, расколоть.

 

Литература



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: