Справочные материалы к занятию № 10




ЗНАЧЕНИЕ ФОРМ ВРЕМЕНИ РУССКОГО ГЛАГОЛА

Формы времени и их значения Характеристика временного значения Примеры
I. Настоящее время Прямые значения:
Актуальное конкретное, актуальное расширенное Конкретное время момента речи     Вот идет Иван.   Я живу в Вологде. Я учусь в университете.
Неактуальное:    
а) постоянное;   Действие происходит всегда, постоянно, постоянное свойство предмета. Реки опоясывают тайгу. Волга впадает в Каспийское море.
б) абстрактное (обычное или обобщенное);   Повторяющееся действие, обычное, типичное, не связанное с моментом речи. Девушки часто плачут без причины. Что имеем - не храним.
в) изобразительное;   Художественно обобщенное, не прикрепленное к моменту речи изображение действия как «картинки перед взором автора». В художественной речи время действия всегда не совпадает с моментом речи. Выхожу один я на дорогу…
г) комментирующее В сценариях, ремарках – действие, одновременное не с моментом речи, а со временем существования и восприятия ситуации, которая комментируется. Лопухин оборачивается к ним (сценарий). Черные начинают и выигрывают (спорт. комментарий).
Перен. значения: 1. Историческое (в знач. прош. вр.)   «Повествовательное». Действие уже произошло в прошлом.   Выхожу вчера, гляжу – лошади мои стоят.
2. В знач.буд. вр. Действие должно осуществиться в ближайшем будущем Я завтра уезжаю.
II. Прошедшее время Совершенный вид Прямые значения:
Перфектное Результат действия сохранился до настоящего времени. Ты озяб, промок.
Аористное (повествовательное) Действие, осуществившееся в определенные моменты прошлого, сменившие друг друга Он уперся, дернул слегу и сунул в окно.
Переносные: В значении буд вр.   Действие, которое должно произойти в будущем, представляется так, как будто уже совершилось.   Если помощь не придет, мы погибли.
В знач. абстрактного настоящего Единичный факт представлен так, как будто уже свершился, но контекст относит его к широкому плану настоящего. Бывает ведь так: уехал человек – и все забыли.
Несовершенный вид Прямые значения:
Описательное Действие или состояние, осуществлявшееся в прошлом и отдаленное от настоящего. Он говорил, а я слушал.
Многократное Прошедшее, отделенное временем от настоящего и повторявшееся нерегулярно. Она когда-то певала ему песни.
III. Будущее время Совершенный вид Прямые значения
Результативное Конкретное единичное действие, которое произойдет после момента речи как результат настоящего. Сейчас хозяин приедет.
Переносные: В знач. наст. вр.   Повторяющееся действие на фоне длительного. Наглядно-примерный тип употребления сов. вида.   Если судьба обрушится на кого, то ударам ее конца не бывает.
В знач. прош. вр. То же значение, но контекст относит действие к плану прошедшего. Денег давал, когда приедет.
(с частицей как) Внезапное наступление действия, отличающегося особой интенсивностью.   Что-то как полыхнет.
Настоящее потенциальное (возможное) Имеет модальные оттенки долженствования, возможности, побуждения к действию. Последнюю рубашку отдаст.
(при отрицании) Невозможность осуществления действия. В сочетании с отрицанием – действие не может осуществиться в момент речи. Книгу никак не найду. Смотрю, не насмотрюсь.
Несовершенный вид Прямые значения:  
Конкретное единичное Действие будет производиться после момента речи. Ты работай, а мы будем обедать.
Обычное (повторяющееся) Повторяющееся действие в будущем. Теперь я буду писать тебе письма.
Обобщенное Действие как обобщенный факт в отвлечении от характера его протекания. Кто будет возмущаться в такой ситуации!? Пить будем, гулять будем, а время придет, умирать будем.
Переносные знач.:    
В знач. абстрактного настоящего Повторяющееся или возможное действие. Выражается значение готовности, уверенности. Деревенский человек не будет беспокоить доктора по пустякам (уверенность) Такой человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что говорит много лишнего (готовность).
В знач. прошедшего Обычное действие в прошлом Такая была тихая: весь день будет молчать и слушать, что говорят другие.
         

 

.


ЗАНЯТИЕ №11

Тема: Категория лица глагола. Безличные глаголы

Теоретические вопросы:

1. Категория лица глагола, ее значение и способы выражения. Связь категории лица с другими глагольными категориями.

2. Персональность и способы ее выражения в русском языке.

3. Вопрос о категории лица форм прошедшего времени и сослагательного наклонения.

4. Образование и значение форм 1, 2, 3 лица.

5. Недостаточные и изобилующие глаголы.

6. Безличные глаголы, их семантика и грамматические особенности.

7. Как представлена тема «Категория лица глагола» в школьном учебнике? (подготовить сообщение, привести примеры заданий по теме).

Практические задания:

1. Определите отношение субъекта действия к лицу. Определите способ выражения персональности: На-ка книгу; пусть расскажет; отдохнуть бы им; в дверь стучат; ну, пошли; не тебе об этом судить; помогли бы вы нам; мне не спится; туман стелется.

2. Образуйте возможные личные формы глагола, укажите глаголы с избыточной и недостаточной парадигмой. Назовите причину отсутствия тех или иных форм у недостаточных глаголов. Укажите варианты форм: идти (пешком), дерзить, мяукать, вечереть, полоскать, горчить, толпиться, нормировать, понять.

3. Определите, в форме какого лица употреблен глагол, укажите частные значения категории лица: а) отнесенность действия к говорящему, б) отнесенность действия к собеседнику, в) отнесенность действия к лицу, не участвующему в разговоре, или предмету, г) отнесенность действия к говорящему совместно с другими лицами, д) отнесенность действия к собеседнику совместно с другими лицами, е) отнесенность действия к лицам, не участвующим в разговоре, ж) обобщенно-личное значение, з) неопределенно-личное значение и др.

1) В теснине Кавказа я знаю скалу. 2) Прожитого не воротишь. 3) Здесь вологжане отдыхают. 4) Мы прощаемся с теплым летом. 5) Расскажи мне о своей поездке в Москву.6) День гаснет, и камин трещит передо мной. 7) Покупайте скорее билеты, поезд отходит. 8) Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно.9) Мы почти всегда извиняем то, что понимаем. 10) Вам, может быть, нужно с братом поговорить? Они в должности, раньше пяти часов не приходят.11) –В город едешь, молодец?– спросил Салакин, подходя к угольщику. Тот посмотрел на него и глухим голосом ответил: – Мы в город порожними не ездим.

4. Объясните различия в написании глагольных форм, выполните их формообразовательный анализ:

Свистните – свистнете, стукните – стукнете.

5. Выпишите безличные глаголы, определите, являются ли они а) собственно безличными; б) безличными, образованными от личных; в) личными в безличном употреблении. Укажите их лексическое значение: состояние природы, действие стихийной силы, состояние живых существ, модальное значение.

Мело, мело по всей земле во все пределы. Мнится мне ночью: меж белых берез бродит в туманном сиянье мороз. С тобой нас нынче затесало в толпу глазеющих зевак. Как живется вам, здоровится, можется, поется как? Ах, в самом деле рассвело! Там русский дух, там русью пахнет. Мне нравится, что вы больны не мною.

Конспект: Употребление форм глагола (образование личных форм, варианты видовых форм, возвратные/невозвратные глаголы)

Конспект можно выполнить по одному из пособий:

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.- М.: Книга, 1989.-С. 221-228 (или соответствующий раздел в других изданиях).

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977.

Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка.– М., 2007

Литература:

1. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 184-188.

2. Русская грамматика. М., 1980. Т. 1. – С. 636-640.

3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. -М., 1976. -С. 149-151.


ЗАНЯТИЕ №12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: