ЗНАЧЕНИЕ ФОРМ ВРЕМЕНИ РУССКОГО ГЛАГОЛА
Формы времени и их значения | Характеристика временного значения | Примеры | ||
I. Настоящее время Прямые значения: | ||||
Актуальное конкретное, актуальное расширенное | Конкретное время момента речи | Вот идет Иван. Я живу в Вологде. Я учусь в университете. | ||
Неактуальное: | ||||
а) постоянное; | Действие происходит всегда, постоянно, постоянное свойство предмета. | Реки опоясывают тайгу. Волга впадает в Каспийское море. | ||
б) абстрактное (обычное или обобщенное); | Повторяющееся действие, обычное, типичное, не связанное с моментом речи. | Девушки часто плачут без причины. Что имеем - не храним. | ||
в) изобразительное; | Художественно обобщенное, не прикрепленное к моменту речи изображение действия как «картинки перед взором автора». В художественной речи время действия всегда не совпадает с моментом речи. | Выхожу один я на дорогу… | ||
г) комментирующее | В сценариях, ремарках – действие, одновременное не с моментом речи, а со временем существования и восприятия ситуации, которая комментируется. | Лопухин оборачивается к ним (сценарий). Черные начинают и выигрывают (спорт. комментарий). | ||
Перен. значения: 1. Историческое (в знач. прош. вр.) | «Повествовательное». Действие уже произошло в прошлом. | Выхожу вчера, гляжу – лошади мои стоят. | ||
2. В знач.буд. вр. | Действие должно осуществиться в ближайшем будущем | Я завтра уезжаю. | ||
II. Прошедшее время Совершенный вид Прямые значения: | ||||
Перфектное | Результат действия сохранился до настоящего времени. | Ты озяб, промок. | ||
Аористное (повествовательное) | Действие, осуществившееся в определенные моменты прошлого, сменившие друг друга | Он уперся, дернул слегу и сунул в окно. | ||
Переносные: В значении буд вр. | Действие, которое должно произойти в будущем, представляется так, как будто уже совершилось. | Если помощь не придет, мы погибли. | ||
В знач. абстрактного настоящего | Единичный факт представлен так, как будто уже свершился, но контекст относит его к широкому плану настоящего. | Бывает ведь так: уехал человек – и все забыли. | ||
Несовершенный вид Прямые значения: | ||||
Описательное | Действие или состояние, осуществлявшееся в прошлом и отдаленное от настоящего. | Он говорил, а я слушал. | ||
Многократное | Прошедшее, отделенное временем от настоящего и повторявшееся нерегулярно. | Она когда-то певала ему песни. | ||
III. Будущее время Совершенный вид Прямые значения | ||||
Результативное | Конкретное единичное действие, которое произойдет после момента речи как результат настоящего. | Сейчас хозяин приедет. | ||
Переносные: В знач. наст. вр. | Повторяющееся действие на фоне длительного. Наглядно-примерный тип употребления сов. вида. | Если судьба обрушится на кого, то ударам ее конца не бывает. | ||
В знач. прош. вр. | То же значение, но контекст относит действие к плану прошедшего. | Денег давал, когда приедет. | ||
(с частицей как) | Внезапное наступление действия, отличающегося особой интенсивностью. | Что-то как полыхнет. | ||
Настоящее потенциальное (возможное) | Имеет модальные оттенки долженствования, возможности, побуждения к действию. | Последнюю рубашку отдаст. | ||
(при отрицании) | Невозможность осуществления действия. В сочетании с отрицанием – действие не может осуществиться в момент речи. | Книгу никак не найду. Смотрю, не насмотрюсь. | ||
Несовершенный вид Прямые значения: | ||||
Конкретное единичное | Действие будет производиться после момента речи. | Ты работай, а мы будем обедать. | ||
Обычное (повторяющееся) | Повторяющееся действие в будущем. | Теперь я буду писать тебе письма. | ||
Обобщенное | Действие как обобщенный факт в отвлечении от характера его протекания. | Кто будет возмущаться в такой ситуации!? Пить будем, гулять будем, а время придет, умирать будем. | ||
Переносные знач.: | ||||
В знач. абстрактного настоящего | Повторяющееся или возможное действие. Выражается значение готовности, уверенности. | Деревенский человек не будет беспокоить доктора по пустякам (уверенность) Такой человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что говорит много лишнего (готовность). | ||
В знач. прошедшего | Обычное действие в прошлом | Такая была тихая: весь день будет молчать и слушать, что говорят другие. | ||
.
ЗАНЯТИЕ №11
Тема: Категория лица глагола. Безличные глаголы
Теоретические вопросы:
1. Категория лица глагола, ее значение и способы выражения. Связь категории лица с другими глагольными категориями.
2. Персональность и способы ее выражения в русском языке.
3. Вопрос о категории лица форм прошедшего времени и сослагательного наклонения.
4. Образование и значение форм 1, 2, 3 лица.
5. Недостаточные и изобилующие глаголы.
6. Безличные глаголы, их семантика и грамматические особенности.
7. Как представлена тема «Категория лица глагола» в школьном учебнике? (подготовить сообщение, привести примеры заданий по теме).
Практические задания:
1. Определите отношение субъекта действия к лицу. Определите способ выражения персональности: На-ка книгу; пусть расскажет; отдохнуть бы им; в дверь стучат; ну, пошли; не тебе об этом судить; помогли бы вы нам; мне не спится; туман стелется.
2. Образуйте возможные личные формы глагола, укажите глаголы с избыточной и недостаточной парадигмой. Назовите причину отсутствия тех или иных форм у недостаточных глаголов. Укажите варианты форм: идти (пешком), дерзить, мяукать, вечереть, полоскать, горчить, толпиться, нормировать, понять.
3. Определите, в форме какого лица употреблен глагол, укажите частные значения категории лица: а) отнесенность действия к говорящему, б) отнесенность действия к собеседнику, в) отнесенность действия к лицу, не участвующему в разговоре, или предмету, г) отнесенность действия к говорящему совместно с другими лицами, д) отнесенность действия к собеседнику совместно с другими лицами, е) отнесенность действия к лицам, не участвующим в разговоре, ж) обобщенно-личное значение, з) неопределенно-личное значение и др.
1) В теснине Кавказа я знаю скалу. 2) Прожитого не воротишь. 3) Здесь вологжане отдыхают. 4) Мы прощаемся с теплым летом. 5) Расскажи мне о своей поездке в Москву.6) День гаснет, и камин трещит передо мной. 7) Покупайте скорее билеты, поезд отходит. 8) Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно.9) Мы почти всегда извиняем то, что понимаем. 10) Вам, может быть, нужно с братом поговорить? Они в должности, раньше пяти часов не приходят.11) –В город едешь, молодец?– спросил Салакин, подходя к угольщику. Тот посмотрел на него и глухим голосом ответил: – Мы в город порожними не ездим.
4. Объясните различия в написании глагольных форм, выполните их формообразовательный анализ:
Свистните – свистнете, стукните – стукнете.
5. Выпишите безличные глаголы, определите, являются ли они а) собственно безличными; б) безличными, образованными от личных; в) личными в безличном употреблении. Укажите их лексическое значение: состояние природы, действие стихийной силы, состояние живых существ, модальное значение.
Мело, мело по всей земле во все пределы. Мнится мне ночью: меж белых берез бродит в туманном сиянье мороз. С тобой нас нынче затесало в толпу глазеющих зевак. Как живется вам, здоровится, можется, поется как? Ах, в самом деле рассвело! Там русский дух, там русью пахнет. Мне нравится, что вы больны не мною.
Конспект: Употребление форм глагола (образование личных форм, варианты видовых форм, возвратные/невозвратные глаголы)
Конспект можно выполнить по одному из пособий:
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.- М.: Книга, 1989.-С. 221-228 (или соответствующий раздел в других изданиях).
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977.
Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка.– М., 2007
Литература:
1. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 184-188.
2. Русская грамматика. М., 1980. Т. 1. – С. 636-640.
3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. -М., 1976. -С. 149-151.
ЗАНЯТИЕ №12