Алгоритм определение залога (по теории трех залогов)
(Современный русский язык/ Под ред. Е.И. Дибровой.: М., 2001. – Ч.2. – С.92)
1. Возвратный ли глагол? | |||
Да | Нет | ||
2. Образован от переходного глагола? | 2. Переходный глагол? | ||
Да | Нет | Да | Нет |
3. Есть творительный субъекта? | Вне залога | Действительный залог | Вне залога |
Да | Нет | ||
Страдательный залог | Средне-возвратный залог |
Соотношение глаголов по теории двух и трех залогов
Теория двух залогов | Теория трех залогов | Пример |
Страдательный | Страдательный | Дом строится рабочими. |
Действительный | 1) действительный | Рабочие строят дом. |
2)средне-возвратный | Соседний дом строится очень быстро. | |
3) вне категории залога | Дом стоит недалеко от дороги. Сегодня дышится легко. |
Асимметрия грамматических оппозиций и грамматических форм
Глагол | Субъектно-объектные отношения | Залог |
Формы без постфикса –ся Переходные гл. Непереходные гл. | Им.п=Субъект= Подлежащее Ученикрешает задачу. На улице идетдождь. | Действительный |
Формы с постфиксом –ся Непереходные гл. | Им.п=Субъект= Подлежащее Ученик занимается математикой. | Действительный |
Им.п=Объект= Подлежащее Задачарешается учеником. | Страдательный | |
Им.п= Субъект/Объект= Подлежащее Задачарешается в два действия. | Возвратный |
ЗАНЯТИЕ №8
Тема: Категория залога. Переходность. Возвратность (обобщение)
Теоретические вопросы:
1. Понятие о залоговых отношениях. Связь переходных/непереходных, возвратных/невозвратных глаголов с категорией залога.
2. Изучение переходности, возвратности, категории залога в школе.
Подготовьтесь к проверочной работе по теме «Категория залога».
Выполните упражнения:
ЗАНЯТИЕ № 9
Тема: Категория наклонения русского глагола
Теоретические вопросы:
1. Общая характеристика морфологической категории наклонения глагола (семантика, способы выражения наклонения, тип грамматической категории).
2. Функционально-семантическая категория модальности и отношение к ней морфологической категории наклонения.
3. Изъявительное наклонение, его противопоставленность повелительному и сослагательному. Образование и значение форм изъявительного наклонения.
4. Образование, грамматические особенности и значение форм повелительного наклонения.
5. Образование, грамматические особенности и значение форм сослагательного наклонения.
6. Инфинитив в роли различных наклонений.
7. Категория наклонения в школьном учебнике (подготовить сообщение).
Практические задания:
1. Образуйте формы наклонений следующих глаголов, укажите формообразующее средство: находить, одеться, прилетать, грянуть, ехать, оставить.
2. Определите наклонение, укажите, как образована форма: спой, спойте, спою, давай спою, давай споем, всем петь!, пусть споют, давайте споем, споемте, попоем, давайте будем петь.
3. Определите форму наклонения и ее значение. Отграничьте морфологические формы наклонения от других средств выражения модальности в предложениях:
1)Едем домой, Лиза! 2) Он и не помнит. А я с ума сходи. 3) А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду! 4) Давайте будем здесь жить, пока не кончатся наши сухари. 5) Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты! 6) Пусть я и жил, не любя, Пусть я и клятвы нарушу, - Все ты волнуешь мне душу, Где бы ни встретил тебя! 7) Я бы в летчики пошел – Пусть меня научат! 8) «Да брось ты! – сказал Егор серьезно. – Ты гони от себя эти мысли!» 9) Кабы я плавать умел, купаться бы стал. 10) Из комнаты ее не выпускать!
Литература:
1. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 195-204.
2. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол.-Л., 1967. -С. 120-135.
3. Виноградов В.В.. Русский язык...– М..1986.– С.443-466.
4. Русская грамматика. М., 1980. Т. 1..–С.618-626\
5. Буланин Л.Л.. Трудные вопросы морфологии. -М., 1976. -С. 138-142.
ЗАНЯТИЕ №10
Тема: Категория времени русского глагола
Теоретические вопросы:
1. Категория времени, ее значение. Связь категории времени с функциональными категориями темпоральности, временной локализованности, временного порядка.
2. Частные значения форм времени. Прямые и переносные значения.
3. Понятие о таксисе. Абсолютное и относительное время.
4. Категория времени в школьном учебнике (подготовить сообщение, привести примеры заданий по теме).
Практические задания:
1. Определите, в форме какого времени употреблен глагол, сделайте его формообразовательный анализ:
Упустишь минуту – потеряешь часы. Я по первому снегу бреду. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Будет шторм реветь простудно. До моего слуха донесся чей-то крик.
2. Образуйте формы настоящего, будущего и прошедшего времени, учитывая вид глагола: сидеть – сесть, проститься-прощаться, надевать – надеть, развлекать – развлечь, идти – прийти, отставать – отстать, обессилеть-обессилить, запирать-запереть.
3. Укажите вид глаголов, определите форму и значение времени глагола, отметьте случаи относительного и абсолютного употребления форм времени, случаи употребления одного времени в значении другого.
1) Живем в одном городе почти рядом, а увидишься раз в неделю. 2) Сегодня, видишь ли, обедаю у купца Спичкина. 3) Только с матерью своей он отводил душу и по целым часам сиживал в ее низких покоях. 4) Подал ей Жилин назад кувшин – как она прыгнет прочь, как коза дикая. 5) Наступит лето, он возьмет, бывало, ружье и отправится будто на охоту. 6) Сила всегда свое возьмет. 7) Он засмеется – все хохочут. 8) «Меня на фронте-то вон как задело! Тоже думал – каюк. А доктор говорит: захочешь жить – будешь жить. А я и говорить-то не мог. Лежу и думаю: «Кто же жить не хочет, чудак-человек?»»
Литература:
1. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 188-195.
2. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол.-Л., 1967. -С. 76-118.
3. Виноградов В.В.. Русский язык...– М..1986.– С.416-442.
4. Русская грамматика. М., 1980. Т. 1. – С. 626-636.
5. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. -М., 1976. -С. 138-142.
6. Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. Л., 1990.