Порядок морфологического анализа




Деепричастий

 

I. Словоформа в тексте. Вопрос к ней.

  1. Общее категориальное значение.

2. Неопределенная форма глагола. Вопрос к ней.

II. Постоянные признаки:

  1. Переходность/ непереходность глагола, ее показатели.
  2. Возвратность/невозвратность глагола, ее показатели. Функция и значение постфикса –ся.
  3. Вид глагола. Наличие видовой пары. Способ видообразования.
  4. Словоизменительный класс глагола. Соотношение основ формообразования.
  5. Особенности формообразования деепричастия, значение формы, варианты формы (если есть)

III. Синтаксическая функция глагольной формы, ее синтаксические связи в предложении.

 


 

ЗАНЯТИЕ №15

Тема: Обобщающее занятие по теме «Глагол». Морфологический разбор форм глагола.

1. Постройте парадигму глагола, учитывая при этом необходимые признаки: резать, висеть, вернуться, рассмотреть.

2. Выполните морфологический разбор подчеркнутых слов.

Решась кокетку ненавидеть, кипящий Ленский не хотел пред поединком Ольгу видеть. И мы плывем пылающею бездной со всех сторон окружены.

3. Повторите основные понятия раздела, значения терминов по теме «Глагол».

Проверяются следующие умения:

1. Различать спрягаемые и неспрягаемые формы глагола, находить их признаки.

2. Определять словоизменительный класс глагола и спряжение.

3. Определять наличие у глагола видовой пары, направление и средства видообразования.

4. Определять значения форм наклонения, времени и лица (если есть), в том числе случаи переносного употребления этих форм.

5. Определять переходность/непереходность глагола глаголы, значение постфикса –СЯ в производных глаголах.

6. Определять залог в соответствии с разными подходами.

7. Определять грамматические признаки причастий, отличать их от отглагольных прилагательных.

8. Выполнять морфологический разбор глагольных форм.

 

Порядок морфологического анализа

Спрягаемых форм глагола и инфинитива

I. Словоформа в тексте. Вопрос к ней.

1. Часть речи. Категориальное значение глагола.

2. Спрягаемая или неспрягаемая форма, ее образование.

3. Неопределенная форма глагола. Вопрос к ней.

II. Постоянные признаки:

4. Семантический разряд глагола (полнознаменательный / неполнознаменательный, акциональный / неакциональный).

5. Аспектуальный разряд глагола (предельный / непредельный). Способ глагольного действия, его показатели.

6. Переходность/ непереходность глагола, ее показатели.

7. Возвратность/невозвратность глагола, ее показатели. Функция и значение постфикса –ся.

8. Вид глагола. Общее и частное видовое значение. Наличие видовой пары. Способ видообразования.

9. Залог, его значение и показатели. Образование формы залога.

III. Парадигма

10. Словоизменительный класс глагола. Соотношение основ формообразования.

11. Тип спряжения, его показатели.

12. Общая характеристика парадигмы спрягаемых форм (наличие частных парадигм). Избыточность/недостаточность необходимых форм лица.

13. Акцентные особенности парадигмы спрягаемых форм.

IV. Непостоянные признаки:

14. Форма наклонения, ее образование и значение.

15. Форма времени, ее образование и значение. Абсолютное или относительное время.

16. Форма числа, ее образование и значение.

17. Форма лица, ее образование и значение.

18. Форма рода, ее образование и значение.

V. Синтаксическая функция глагольной формы, ее синтаксические связи в предложении.

Вопросы к экзамену

1. Охарактеризуйте глагол как часть речи: его категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства. Объясните отличие спрягаемых форм глагола от неспрягаемых. Опишите признаки инфинитива как начальной формы глагола. Как тема «Глагол» представлена в школьном учебнике?

2. На чем основано деление глаголов на лексико-грамматические разряды? Раскройте понятия полнознаменательные/неполнознаменательные, акциональные/неакциональные глаголы. Приведите примеры. Как семантика глагола влияет на его грамматические признаки?

3. Опишите особенности формообразования глагола: две основы глагола, их роль в образовании глагольных форм. На чем основано деление глаголов на продуктивные и непродуктивные классы? Покажите влияние глаголов продуктивных классов на образование форм непродуктивных классов: появление изобилующих глаголов, функционирование их вариантных форм в различных сферах речи.

4. Охарактеризуйте категорию вида глагола. Покажите ее связь с функционально-семантической категорией аспектуальности. Сравните семантические и грамматические особенности глаголов совершенного и несовершенного вида. Раскройте понятие видовая пара глаголов, одновидовые глаголы, двувидовые глаголы. Покажите вариантные образования видовых форм, их стилистические различия. Какие аспекты категории вида (в т.ч. орфографические правила) изучаются в школьном учебнике?

5. Раскройте понятие способы глагольного действия. Охарактеризуйте их, приведите примеры и покажите связь с категорией вида.

6. Сопоставьте глаголы переходные и непереходные. Как решается вопрос сущности переходности? Приведите примеры различных показателей переходности. Как тема «Переходные глаголы» представлена в школьном учебнике?

7. Дайте понятие о возвратности. Охарактеризуйте возвратные глаголы с точки зрения их происхождения, покажите основные значения постфикса СЯ.

8. Раскройте сущность категории залога глагола. Как в лингвистике решается вопрос о ее грамматическом значении и способах выражения? Сравните теории двух и трех залогов, назовите ученых, представляющих противоположные точки зрения.

9. Охарактеризуйте категорию наклонения глагола. модальности. Опишите способы образования различных наклонений, их грамматические особенности. Приведите примеры употребления форм одного наклонения в значении другого.

10. Охарактеризуйте категорию времени глагола. темпоральности. Как категория времени связана с категориями вида и наклонения? Опишите систему времен русского языка: их значение и образование форм времени. Приведите примеры употребления форм одного времени в значении другого.

11. Охарактеризуйте категорию лица глагола. Покажите ее связь с функционально-семантической категорией персональности. Как категория лица связана с категориями наклонения и времени? Опишите систему личных форм. Приведите примеры употребления форм одного лица в значении другого.

12. Сравните недостаточные глаголы и изобилующие глаголы. Назовите причины избыточности парадигмы или ее дефектности. Как решается вопрос о безличных глаголах? Какова их семантика и грамматические особенности? Как категория лица изучается в школьном курсе русского языка? Какие орфографические правила связаны с категорией лица глагола?

13. Дайте понятие о спряжении глаголов. Охарактеризуйте типы спряжения. Продемонстрируйте на конкретных примерах способы определения спряжения. На правописание каких форм глагола влияет принадлежность к тому или иному спряжению? Приведите примеры.

14. Охарактеризуйте причастие как особую форму глагола. Сравните признаки глагола и прилагательного у причастий. Назовите особенности причастий действительных и страдательных, настоящего и прошедшего времени, опишите их образование. На примерах покажите, как образуются вариантные причастные формы, каковы их стилистические различия.

15. Расскажите, как разграничить причастия и отглагольные прилагательные. Назовите причины адъективации причастий, приведите примеры наиболее продуктивных моделей. Расскажите о правописании суффиксов причастий, о правописании Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Приведите примеры.

16. Охарактеризуйте деепричастие как особую форму глагола. Выделите признаки глагола и наречия у деепричастий. Опишите образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. На примерах покажите, как образуются вариантные формы деепричастий, каковы их стилистические различия.

17. Охарактеризуйте словообразование глагола: наиболее продуктивные словообразовательные типы, способы словообразования. Раскройте понятие «вербализация», приведите примеры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: