Тема: Спряжение. Правописание глагольных форм. Словообразование глагола




Теоретические вопросы:

1. Алгоритм определения спряжения.

2. Правописание личных окончаний глагола.

3. Основные способы образования глагола. Вербализация.

 

Практические задания

1. Составьте диктант (15-20 словосочетаний) на правописание личных окончаний глагола

2. Выполните упражнения школьного учебника.

 


ЗАНЯТИЕ №13

Тема: Причастие

Теоретические вопросы:

1. Вопрос о статусе причастия в системе частей речи.

2. Грамматические категории причастий их особенности.

3. Формообразование причастий

4. Переход причастий в другие части речи. Адъективация и ее разновидности. Способы разграничения омонимичных причастий и прилагательных.

5. Правописание причастий.

6. Тема «Причастие» в школьном учебнике (подготовить сообщения: 1) как рассматривается данный класс слов, на какие признаки причастий школьные учебники обращают особое внимание: грамматические признаки, особенности формообразования, употребления, правописания; 2) как изучается правописание причастий в 6-7 классах и 10-11 классах – оценить упражнения по теме «Правописание причастий», предложить группе словарный диктант из 15 слов).

 

Практические задания:

1. Охарактеризуйте причастие как особую глагольную форму. Определите общие и отличительные черты в значении и грамматических свойствах выделенных слов: красные яблоки – краснеющие яблоки, летящая птица – летучая мышь, открытый характер – открытая дверь.

2. Сделайте формообразовательный анализ глагольных форм: раскрытый, просыпающийся, доносившийся, прочитанный, предлагаемый.

3. Образуйте все возможные причастия от глаголов: поднять, запрещать, позолотить, жить, держаться, управлять, пить, продать, сохнуть, умываться, мыть, похолодеть, присылать.

4. Определите, какие из приведенных словоформ можно отнести к причастиям, адъективированным причастиям, отглагольным прилагательным. Мотивируйте ответ (переносное значение, невозможность образования причастия от данного глагола, отсутствие производящего глагола, составная часть термина и т.д.).

Плачущий ребенок, шагающий экскаватор, лежачий больной, несгораемый шкаф, врожденный порок, цветущая женщина, запоминающее устройство, угнетенный вид, неопровержимый довод, копченая рыба, сушенные в печке грибы, жаропонижающее средство.

5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните правописание слов.

Груже…ные машины скатывались с наезже…ного крутого берега на лед. Дети дисциплинирова…ны, хорошо воспита…ны, (не) распуще…ны. На завтрак подали (свеже)испече…ные булочки и растворимый кофе. (Не) проницаемый для взгляда черни дикой, в молчаньи шел один ты с мыслию великой. В доме грязно, (не) прибра…но, холодно. та...щий снег. Волк, чу..вший добычу, бежал по следу. Человек, замеш..нный в преступлении, был задержан. Каждый наде…щийся на лучшее будет вознагражден. Это событие, ове…нное тайной, стало предметом сплетен.

Конспект (тезисы): «Правописание причастий и отглагольных прилагательных»

Можно выполнять по одному из пособий

1) Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке (любое издание)

2) Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник.– М., 2007

3) Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография.– М., 1983

 

Порядок морфологического анализа

Причастий

I. Словоформа в тексте. Вопрос к ней.

1. Общее категориальное значение.

2. Неопределенная форма глагола. Вопрос к ней.

II. Постоянные признаки:

3. Переходность/ непереходность глагола, ее показатели.

4. Возвратность/невозвратность глагола, ее показатели. Функция и значение постфикса –ся.

5. Вид глагола. Наличие видовой пары. Способ видообразования.

6. Словоизменительный класс глагола. Соотношение основ формообразования.

III. Непостоянные признаки:

7. Форма залога причастия, ее показатели и значение.

8. Форма времени причастия, ее показатели и значение.

9. Характеристика парадигмы причастия. Тип и вариант склонения.

10. Полная или краткая форма (у страдательных причастий), ее образование.

11. Форма числа, ее образование.

12. Форма рода, ее образование.

13. Форма падежа, ее образование.

IV. Синтаксическая функция глагольной формы, ее синтаксические связи в предложении.

Литература:

1. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 204-214.

2. Русская грамматика. М., 1980. Т. 1. – §1579.

3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. -М., 1976. -С. 151-167.

4. Распопов И.П., Ломов А.М. Основы русской грамматики. Морфология и синтаксис.–Воронеж, 1984.– С. 138-145.

5. Хазанова А.С. Отграничение причастий от сходных с ними форм прилагательных. РЯШ, 1972, №4.

6. Демьянова Е.М. О переходе действительных причастий прошедшего времени в прилагательные /РЯШ, 1973, №5.

7. Войнова А.В. Суффиксы Н и НН в причастиях и отпричастных прилагательных. РЯШ, 1982, №2.


ЗАНЯТИЕ №14

Тема: Деепричастие

Теоретические вопросы:

1. Двойственная природа деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Вопрос о статусе деепричастия в системе частей речи. Специфика глагольных признаков у деепричастий. Темпоральность и персональность деепричастия.

2. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование, вариантные формы, ограничения в образовании.

3. Употребление деепричастий, типичные ошибки.

4. Переход деепричастий в другие части речи.

Практические задания:

1. Образуйте от данных глаголов деепричастия:

строить, забить, бить, рвать, упасть, забивать, вянуть, помыть, есть, выпить, быть, бежать.

2. Определите относительное значение времени у деепричастий: 1) одновременное; 2) последующее; 3) предшествующее.

1) Он закрыл дверь на засов, войдя в дом, погасил лампу вначале в прихожей, затем у себя в кабинете. (Г. Марков) 2) Бардин вышел на тропу, ведущую к станции, и, взглянув на небо, подивился тишине... (С. Дангулов) 3) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго, внимательно прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (Д. Лихачев) 4) Через час скорый поезд, ревя и разбрасывая облака пара, вырвался из последнего туннеля. (К. Паустовский) 5) Хаджи-Мурат остановился, засвистал и потом затих, прислушиваясь. (Л.Н. Толстой)

3. Исправьте ошибки в употреблении деепричастия.

1) Прибыв в ближайший порт, пароходу с берега передали приказ причалить немедленно. 2) Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, не приукрашивая её. 3) Увидев Марину в новом платье, у него дух захватило от радости. 4) Чуть свет мне приходилось вставать и, наскоро напившись чаю, пускаться в путь. 5) Думая о ней, мне становится грустно.

4. Определите, какой частью речи является подчеркнутое слово.

Начиная с сентября шли дожди. Начиная каждый день с зарядки, вы сможете укрепить свое здоровье. Собственно говоря, никто не собирался уходить. В машине пришлось ехать согнувшись.

Литература:

1. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 214-218.

2. Современный русский язык. Под ред. Е.И. Дибровой.– М., 2001.– С.170-174.

3. Распопов И.П., Ломов А.М. Основы русской грамматики. Морфология и синтаксис.–Воронеж, 1984.– С. 145-149.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: