Развитие лексико-грамматического строя речи




1. Игра «Один — много»: белка — белочек. т.д.

2. Образование сложных прилагательных: У лисы длинный хвост. Какая лиса? (Длиннохвостая.) Короткий хвост. Короткие лапы. Толстые лапы. Длинные уши. Острые уши. Короткие усы...

3. Образование притяжательных прилагательных: Нора лисы. Чья нора? (Лисья.) Берлога медведя. Дупло белки. Логово волка. Морда лисы. Хвост зайца.

4. Образование существительных с помощью суффикса -ищ-: нос — носище, лапы, хвост, усы, глаза, зубы.

5. Подбор слов-антонимов: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы...

6. Игра «Сосчитай».

7. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

8. Назовём детёныша: «У ежа детёныш – ежонок; у лисы …; у медведя …; у волка …;

у лося …; у барсука …; у белки …; у зайца …; у рыси …»

9. «Кто, где живёт?» Лиса живёт в норе; ёж живёт в … (норе); медведь в … (берлоге); заяц … (под кустом); волк в … (логове); белка живёт в … (дупле).

Развитие связной речи

 

1. Чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок о животных наших лесов.

2. Чтение художественных текстов: М. Пришвин «Еж», русских народных сказок в обработке Л.Н. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя».

И. Соколов-Ми китов «Листопадничек».

Е. Чарушин «Кабан-секач». «Рысь» (из книги «Моя первая зоология^).

И. Гурвич «Малька и Милька» (из книги «Задушевное слово»).

В.Сутеев «Палочка-выручалочка» (из книги «Сказки и картинки»).

3. Составление рассказа-описания «Лиса»:

«Лиса — это дикое животное. Она живет в лесу. Она очень хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост, быстрые лапы. Шерсть у лисы рыжая. Лиса живет в норе, у нее есть лисята. Лиса питается курятиной, зайчатиной».

 

 

Лексическая тема: «ТРАНСПОРТ. ВИДЫ, ПРОФЕССИИ»

 

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели,

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Дети садятся

Смотрят по сторонам

«Нажимают на педаль»

Убегают

  1. Развитие мелкой моторики

Шуршат по дорогам

Веселые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины.

А в кузове важные

Срочные грузы –

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Гладят по столу

Хлопают в ладоши

Берут в руки воображаемый руль, крутят его

Сжимают и разжимают пальцы

 

Загибают по одному пальцу

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти «Эскалатор»

 

Упражнение для губ «Паровоз»

 

Упражнение для языка «Гребём веслом»

 

Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот, кончик языка – за нижними зубами. Затем медленно закрыть рот.

Беззвучно произносить губами: «П – п – п …»

Рот открыт. Острым кончиком языка водить вправо – влево, касаясь уголков рта

Развитие лексико-грамматического строя

Кто управляет?»

Машиной – шофер, водитель; вертолетом –; кораблем –; ракетой –; поездом –; самолетом – летчик, пилот.

Подбери признак»

Железнодорожный – транспорт, перрон, вокзал, путь и т.д.

Железнодорожная – касса, платформа, форма.

Железнодорожное – полотно, расписание, движение.

Образуй признаки от действий»

Лететь – летевший, летающий; приземлиться – приземлившийся, приземляющийся; плыть – плывущий, плывший; перевозить; останавливаться; тормозить; сигналить.

«Подбери действие» (действие к видам транспорта)

4. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения:
Поезд длинный, а автобус —....

Самолет быстрый, а пароход —.... Трамвай тяжелый, а велосипед —....

5. Упражнение «Из чегокакой»: Закончи предложения.
Дверца из металла (какая?) — металлическая.

Руль из пластмассы (какой?) —.... Сиденье, обшитое кожей (какое?) —.... Колесо из резины (какое?) —...

Развитие связной речи

Чтение художественной литературы: А. Гайдар «Чук и Гек»; рус. нар. сказка «Семь Симеонов – семь работников»; В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок».

 

 

Лексическая тема: «ПРОФЕССИИ. ИНСТРУМЕНТЫ»

 

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

Мы пилили,

Мы рубили,

Целый день мы стул чинили,

Громко молотком стучали,

Свежей краской покрывали,

Мама очень нас хвалила

И печеньем угостила.

Пилящие движения

Рубящие движения

Стучат кулачками

 

Руками вверх-вниз

Хлопают в ладоши

Поглаживают живот ладонями

Развитие мелкой моторики

«Слесарь»

Не нужны такие вещи

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовки,

А всего нужней сноровка.

 

Сжимают, разжимают пальцы

Загибают пальцы

 

Сжимают, разжимают пальцы

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для языка «Маляр»

 

 

Упражнения для мимической мускулатуры:

«Серьёзный врач»

«Улыбающаяся балерина»

«Добродушный повар»

 

Водить кончиком языка по твёрдому нёбу: вперёд – назад, 5 раз.

 

Изображают мимикой

Развитие фонетико-фонематического восприятия

См. приложение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: