Развитие лексико-грамматического строя речи




1. «Кто это делает?» Образование существительных от глаголов: «Учит – учитель; строит – строитель; воспитывает – воспитатель; водит – водитель; грузит – грузчик; летает – лётчик; продаёт – продавец; варит – повар; убирает – уборщица; танцует – танцовщица; поёт – певица»

2 .«Подбери пару»

Иголка – нитка; доска; гвоздь; кисть.

3 .«Назови ласково»

Молоток; пила; лопата; грабли; гвоздь; дрель; отвертки; плоскогубцы; тиски.

4 .«Один-много»

Гвоздь – гвозди – гвоздей; топор; молоток; кисть; лопата.

5 .«Сосчитай 1-5»

Ведро, кисточка, топор, лопата.

6 .«Исправь ошибку»

Сапожник шьет одежду, а портной шьет обувь. Продавец выдает книги, а библиотекарь продает книги. Садовник выращивает цыплят, а птичница выращивает цветы. Учитель лечит больного, а врач учит учеников. Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.

Упражнение «Угадай профессию».

Лечит людей (кто?) —... Воспитывает детей в детском саду (кто?) —...

Водит машины, автобусы (кто?) —... Продает товары (кто?) —...
Учит детей в школе (кто?) —... Строит дома (кто?) — …

Развитие связной речи

Чтение художественных текстов, рассказов, стихотворений; отгадывание загадок по лексической теме.

С. Маршак «Как рубанок, сделал рубанок»

Заучивание стихотворения: Е. Благининой «Про дворников»

Лексическая тема: «НАША АРМИЯ»

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

На горах высоких,

На степном просторе,

Охраняет нашу Родину солдат!

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

 

Руки поднять вверх.

Руки развести в стороны.

Рукой «отдать честь».

Руки поднять вверх.

Круговые движения руками - «плыть».

Стоять, руки вдоль туловища.

Развитие мелкой моторики

«Защитники Отечества»

Сегодня праздник всех отцов,

Всех сыновей, всех, кто готов

Свой дом и маму защитить,

Все нас от бед отгородить!

 

 

Летит самолёт высоко, высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

 

Лётчик за кругом делает круг…

 

Ему самолёт и товарищ, и друг.

 

Сжимают и разжимают пальцы

Хлопают в ладоши

Из ладоней делают «домик», руки прикладывают к сердцу

Сжимают и разжимают пальцы

 

Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи.

Соединить ладони, плавно выдвигая их вперёд.

Руки вытянуты вперёд, круговые движения кулачками.

Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для губ «Забор»

 

Упражнение для языка «Качели»

Рот закрыт, растянуть губы в улыбке, чтобы виднелись и верхние, и нижние зубы, 10 сек.

Рот широко открыт. Острым языком вверх, за верхние зубы, затем вниз – за нижние зубы.

Повторить 5 раз.

 

Развитие лексико-грамматического строя речи

Сосчитай 1-5»

Танк, пулемет, вертолет, сабля, парашют.

Один-много»

Корабль – корабли – кораблей; парашют; граната; патрон; ракета; пулемет; танк; самолет.

Назови, кто где служит?»

На границе – пограничник; в артиллерии; в войсках связи, на подводной лодке; в разведке; в танковых войсках; прыгают с парашютом.

Что не так?»

Танкист управляет самолетом.

Подводная лодка взлетела в небеса.

Подбери слово признак»

Защитник Отечества какой? – храбрый, …

Служебная собака какая? – верная, …

6. Игра «Что делает?» Лётчик – летает; танкист – едет в танке; парашютист – прыгает с парашютом; снайпер - …; сапёр - …; пограничник - …

«Кто лишний и почему?» Снайпер – сапёр – артист – танкист;

«Что лишнее и почему?» Пистолет – винтовка – ружьё – поварёшка.

Развитие связной речи

Составление рассказов о защитниках нашей Родины по представлению.

 

 

Лексическая тема: «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

 

Выполняемые действия

 

Развитие общей моторики

Мы по кругу все пойдём

И животных назовём:

Пантера, слон, леопард,

Лев, крокодил, гепард,

Жираф, обезьяна, джейран –

Это животные жарких стран!

 

Взявшись за руки, идут по кругу.

 

Руки на поясе, на первое слово садятся, на следующее встают и т.д.

 

Стоя на месте, хлопают в ладоши 4 раза.

Развитие мелкой моторики

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы зверей считать:

Слон, слониха и слонёнок,

Тигр, тигрица и тигрёнок.

Загибают по одному пальцу, начиная с мизинца, одновременно на обеих руках.

Хлопают в ладоши 4 раза (на каждое слово).

Загибают пальчики на левой руке.

Загибают пальчики на правой руке.

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для мышц шеи

«Жираф достаёт ветки высокого дерева»

Упражнение для губ и нижней челюсти

«Бегемот»

Упражнение для щёк

«Обезьянки прячут банан»

Упражнения для губ и языка

«Слонёнок показывает хобот»

 

Поднять голову вверх (шея напряжена),

опустить голову вниз (расслабление).

Широко открыть рот, подержать под счёт от 1 до 10.

Надувать по очереди правую и левую щёки.

 

Вытянуть губы вперёд, подержать под счёт от 1 до 10.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: