Технологического процесса




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТА

Введение

 

Во введении излагаются общие положения о состоянии, пер­спективах и основных направлениях развития машиностроения вообще, а также отрасли, к которой относится заданная деталь в свете введения международных стандартов качества продукции. Необходимо указать объект проектирования, поставить задачи проектирования и указать пути их решения и ожидаемые резуль­таты.

 

 

Технологическая часть

Анализ исходных данных для разработки

технологического процесса

 

На данном этапе разработки технологического процесса решаются следующие задачи:

1) предварительное ознакомление с назначением и конструкцией детали и требованиями к её изготовлению и эксплуатации;

2) составление перечня дополнительной справочной информации, необходимой для разработки технологического процесса;

3) подбор справочной информации.

При ознакомлении с конструкцией детали по её рабочему чертежу проверяются достаточность изображений (видов, разрезов, сечений), правильность простановки размеров, требований точности и шероховатости поверхностей, другие технические требования, предъявляемые к детали.

Нередко конструкторы завышают требования к точности и шероховатости поверхностей, что приводит к усложнению и удорожанию технологического процесса изготовления детали. В других случаях, наоборот, для высоких квалитетов точности размеров поверхностей назначаются низкие параметры шероховатости этих поверхностей, не обеспечивающие получение требуемых посадок. В таких случаях технолог должен предложить соответствующие коррективы и на основе консультаций с конструктором найти правильные решения.

При анализе заданной детали необходимо определить, в ка­кую сборочную единицу она входит и какие функции в ней вы­полняет. Для этого необходимо изучить сборочный чертеж изделия.

Следует охарактеризовать общую конструкцию детали, фор­му всех ее элементов и поверхностей и установить функцио­нальную роль каждого элемента и поверхности. При этом следу­ет иметь в виду, что с конструкторской точки зрения различают­ся исполнительные поверхности, основные и вспомогательные ба­зы и свободные поверхности.

К исполнительным поверхностям, например, относятся рабочие поверх-ности зубьев зубчатых колес, поверхности резьбы в винтовых передачах и т.д. К ним, как правило, предъявляются жесткие требования по точности исполнения, шероховатости поверхности, свойствам по­верхностного слоя.

Базы по своему назначению делятся на конструкторские, технологические и измерительные. Конструкторские базы детали, согласно ГОСТ 21495-76, подразделяются на основные и вспомога­тельные. Основные базы определяют положение данной детали в сборочной единице, вспомогательные - положение сопрягаемых с данной деталью других деталей. Между основными и вспомога­тельными базами одной детали существуют размерные связи в виде линейных и угловых размеров, определяющие их взаимное расположение.

Свободные поверхности детали не выполняют никаких функций (служат для завершения формы детали) и в некоторых случаях не обрабатываются. Каждой поверхности присваивается свой номер, например отверстие 1 или плоскость 2.

При выявлении условий работы детали необходимо дать общую характеристику среды, в которой работает деталь, вы­явить лимитирующие с точки зрения долговечности поверхности.

На основании проведенного анализа необходимо определить, какие параметры качества должны быть обеспечены в процессе изготовления детали для достижения требуемого ресурса ее рабо­ты. К таким параметрам относятся: характеристики размерной и геометрической точности, качества поверхностей (шероховатость, твердость, остаточные напряжения), физико-механические свойст­ва материала детали.

В данном разделе также приводятся сведения о материале детали (химический состав, механические свойства) и делается за­ключение о том, в какой мере материал удовлетворяет служеб­ному назначению детали, или о целесообразности его замены. Химический состав и физико-механические свойства материала следует представлять в отдельных таблицах.

Пример представления в таблицах состава и свойств материала детали. Корпус, предназначенный для установки в нем подшипника качения, изготовлен из серого чугуна марки СЧ 15 ГОСТ 1412-89; твердость - НВ 130-241.

Химический состав чугуна СЧ15

 

  Массовая доля элементов, %
  Углерод Кремний Марганец Фосфор Сера
        Не более
СЧ15 3,5 - 3,7 2,0 - 2,4 0,5 - 0,8 0,2 0,15

Физические свойства чугуна СЧ15

 

Марка чугуна Плотность кг/м3 Линейная усадка, % Модуль упругости при растяжении, Ех102 Н/мм2 Удельная теплоемкость G, Дж(кгхК) Коэффициент линейного расширения a, 1/°С Теплопро-водность при 20°С, 1, Вт(мхК)
СЧ15 7,0 x 103 1,1 От 700 до 1100   9,0 x 10 -6  

Механические свойства для отливок из серого чугуна

 

Марка чугуна (ГОСТ 1412-89) Временное сопротивление σ в Предел прочности Предел выносливости
При изгибе   при изгибе СТШ при сжатии при кручении при изгибе при кручении
Н / мм 2
СЧ15            
               

 

Пример анализа условий работы и требований, предъявляемых к материалу детали.

Объект анализа - наружное кольцо 409 АК.01 шарикового однорядного подшипника. В наиболее распространённых конструкциях подшипниковых узлов вращается внутреннее кольцо подшипника, сопряжённое с валом, как правило, по посадке с натягом. Наружное кольцо, смонтированное в корпусе, под дей­ствием трения качения шариков о поверхность дорожки кольца очень медленно проворачивается в корпусе, «подставляя» под на­грузку новые участки дорожки качения.

Наружное кольцо подшипника имеет в качестве исполни­тельной поверхности сферическую дорожку качения. Эта же поверхность является вспомогательной конструкторской базой, так как на неё опираются шарики. Основными конструк­торскими базами являются наружная цилиндрическая поверхность и одна из торцевых поверхностей, так как они определяют положение подшипника в корпусе. Остальные поверхности - свобод­ные.

Дорожка качения работает при больших контактных напря­жениях вследствие точечного контакта шариков и является лими­тирующей с точки зрения долговечности кольца. Поверхность дорожки качения в зависимости от условий эксплуатации может подвергаться различным видам разрушения. Вследствие попада­ния в рабочую зону подшипника абразивных материалов в виде пыли может наблюдаться абразивный износ. Из-за некачествен­ной смазки или попадания влаги может возникать коррозия рабо­чей поверхности. Вследствие высоких циклических напряжений растяжения и сжатия в поверхностных слоях может происходить усталостное разрушение в виде выкрашивания рабочей поверхности.

Таким образом основными задачами при обработке кольца являются: обеспечение размерной точности, высокой твёрдости и усталостной износостойкости дорожки качения. С этой целью не­обходимо проведение термообработки до твёрдости не ниже HRCэ 60 и в качестве финишной обработки - полирование с целью создания в поверхностном слое остаточных напряжений сжатия.

В связи с неблагоприятным воздействием на кольцо силовых и других факторов к материалу предъявляются следующие тре­бования:

- высокий предел упругости;

- высокий предел усталости;

- пониженная хрупкость;

- однородность структуры и физических свойств.

Подшипниковая сталь ШХ15 удовлетворяет этим требовани­ям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: