Общественно-экономические расходы на применение транспортных средств можно разделить на внутренние и внешние расходы (Larsen, 1991). Внутренние расходы - это все расходы, которые пользователи транспортных средств покрывают сами и учитывают когда они решают вопрос о приобретении транспортного средства и как часто они будут использовать транспортные средства. Внешние расходы это все расходы, которые сами пользователи транспортных средств не покрывают и которые обременяют других в обществе, например, жителей, которые страдают от шума и загрязнения воздушной среды, вызываемых дорожным движением, или на общественный сектор, который покрывает расходы на содержание в больницах раненых в ДТП. Сделано ряд попыток рассчитать внешние расходы на использование транспортных средств в Норвегии. В связи с работой над сообщением 32 стортинга об основе для транспортной политики (Samferdselsdepartementet, 1996) был составлен обзор (Eriksen og Нovi, 1995). Наиболее важные результаты этого обзора представлены в табл. О.9.2.
Таблица О.9.2. Внешние расходы на применение транспортных средств в Норвегии. Источник: Eriksen og Нovi, 1995
Статья расходов | Сумма в млн. крон (в ценах 1993) | |
Лучшая оценка | Пределы колебания величин | |
Износ дороги | (1580; 1580) | |
ДТП | (8022; 8022) | |
Шум | (2857; 2857) | |
Загрязнение воздушной среды | (7708; 15990) | |
Итого | (22167; 28449) |
Внешние расходы за 1993 г. при применении транспортных средств в Норвегии составили 23,2 миллиарда крон. В 1993 г. доходы Норвежского государства от налогов (специальных) на транспортные средства составили 20,2 миллиарда крон (Opplysningsradet for veitrafikken, 1996). В расчет в табл. О.9.2 не входят расходы, связанные с заторами на дорогах. Вполне вероятно, что доходы норвежского государства от специальных налогов на транспортные средства не полностью покрывают внешние общественно-экономические расходы на применение таких транспортных средств в Норвегии.
|
Влияние на аварийность
Не найдено какихлибо исследований, которые показывали бы влияние на происшествия изменения налогов на транспортные средства. Влияние в большинстве случаев будет вероятно не прямым: налоги на транспортные средства влияют на количество транспортных средств и количество километров пробега, а это затем влияет на количество происшествий. Стимулирующие влияния альтернативных систем нало-гов
На основе национальной модели легкового ав-томобтля (Fridstrom og Rand,1993; Fridstroem, 1993) выполнили расчет ожидаемого влияния различных предполагаемых изменений в налогах на транспортные средства на количество поездок, совершаемых населением. В табл. О.9.3. приведены результаты расчетов.
Таблица О.9.3. Ожидаемые влияния на количество поездок (количествочел-км) различных предполагаемых изменений налогов на транспортные средства в Норвегии.
Источник: Fridstroem и Rand, 1993
Изменение налогов | Процентная величина количествачел-км | |||
Легковой автомобиль | Автобус | |||
краткосрочное | долгосрочное | краткосрочное | долгосрочное | |
Увеличение налога на 2000 крон | -8 | +6 | ||
Увеличение стоимости бензина на 5 крон | -10 | -26 | +6 | +24 |
Налоги на автомобиль отменяются, никакие другие налоги не увеличиваются | +27 | -4 | ||
Налоги на автомобиль отменяются, соответственно увеличивается подоходный налог | +25 | -4 | ||
На 50% ниже налог на покупку и приблизительно на 50% более высокий налог на бензин | +2 | -3 | ||
50%-ное увеличение расходов на содержание автомобиля | -17 | +16 | ||
50%-ное сокращение расходов на содержание автомобиля | +14 | -6 | ||
50%-ное увеличение расходов на пользование автомобилем | -8 | -20 | -2 | -8 |
50%-ное сокращение расходов на пользование автомобилем | +16 | +26 | -2 | -3 |
Под влияниями на краткосрочный период понимаются немедленные приспособления при данном составе транспортных средств. Влияния на долгосрочный период также включают приспособления в виде изменения содержания автомобиля. Расчеты показывают, что налоги на транспортные средства имеют большое значение для количества поездок. Если бы налоги на автомобиль отменили, количествочел-км увеличилось бы на 25-30%. Количество чел-км увеличилось бы еще больше, на 35-40%, поскольку пользование автомобилем стало бы более индивидуальным. Поэтому можно сказать, что существующие налоги на транспортные средства способствуют ограничению интенсивности движения приблизительно на 35-40%. Если дорожное движение увеличится на столько, количество происшествий с травматизмом возрастет на 25-30%.
|
Изменение налогов в пользу налогов на применение в меньшей степени, учитывая налог на покупки, при неизменной общей величине налогов, имеет небольшое влияние на количество поездок. Объяснением этому служит то, что налоги влияют и на количество транспортных средств, и на величину их использования. Снижение налогов на покупку и увеличение налогов на пользование приведет к тому, что больше транспортных средств будет приобретаться, но каждое из них будет ездить меньше. Эти влияния почти ликвидируют друг друга.
Цифры, представленные выше в разделе, описывающем мероприятие, показывают, что общие налоги на транспортные средства следует увеличить в Норвегии приблизительно на 25%, чтобы они покрывали общественно-экономические расходы на применение транспортных средств. Такое увеличение налогов сократит интенсивность движения на 10-15% в зависимости от того, как будет осуществляться увеличение налогов. Это приведет к сокращению количества происшествий с травматизмом на 5-10%.