Царь Алексей Михайлович (1645-1676)




 

"Характером своим молодой государь во многом напоминал добродушного отца, и первое время своего царствования нуждался в руководителях. Воспитатель Алексея, боярин Морозов, пользуясь привязанностью и полной доверенностью своего воспитанника, не замедлил приобрести исключительное влияние на управление государством".

(Д.И.Иловайский)

Внутреннее состояние Российского государства все еще носило на себе следы Смутной эпохи. Бедствия, на которые жаловались выборные люди 1642 г., продолжались; народ страдал под тяжестью налогов и повинностей, которые все более и более возрастали. Многие посадские тяглецы уходили в белые слободы, принадлежавшие феодалам, спасаясь от государственных налогов. Доля налогов, приходившаяся на ушедших, распределялась на оставшееся население.
Потерпев неудачу со сбором недоимок прямых налогов в 1646 г., правительство боярина Б.И.Морозова установило косвенный налог на соль. Народ оказался не в состоянии покупать соль по новым ценам. Морозов попытался сократить денежные расходы за счет уменьшения жалования стрельцам, пушкарям, чиновникам приказов и т.д. Это привело к невиданному размаху взяточничества и казнокрадства. "...Особую ненависть народа навлекли на себя своим лихоимством начальник Пушкарского приказа Траханиотов и судья Земского приказа Леонтий Плещеев, действовавшие во имя одной и той же цели слишком уже явно и грубо".

(С.Ф.Платонов)

 


В начале июня 1648 г. народ пытался вручить царю челобитную, но был разогнан. Это вызвало всеобщий ропот среди посадских людей, перешедший в открытое восстание. Царь лично пытался успокоить народ, обещая ему правосудие. Алексей Михайлович отослал Морозова из Москвы в Кириллов монастырь, а Траханиотов и Плещеев были казнены. Восстания произошли также в Козлове, Воронеже, Курске, Ельце, Устюге Великом, Томске. В 1650 г. восстания произошли в Новгороде и Пскове. Характерная чёрта восстаний — верхушка горожан была на стороне правительства. Восстания эти обнаружили размежевание в среде самих горожан.
Соборное Уложение 1649 года. Земский собор принял название Соборное Уложение. Выборные люди всех чинов били челом от всей земли отобрать церковные земли, перешедшие во владение духовенства вопреки закону 1580 г. В главу XVIII Уложения о вотчинах внесена статья (42), которая гласит, "собором уложили" воспретить всякое отчуждение вотчин в пользу церкви. "...
Государь с думой и с челобитчиками собором уложил отменить "урочные лета", т.е. срок давности для возврата беглых крестьян" (В.О.Ключевский). Соборное Уложение 1649 г., прикрепляя крестьян к владельцам, завершило процесс оформления крепостного права в России.
Прикрепляя посадских людей к тяглым посадским общинам, Уложение распространило крепостничество и на города. Отныне поместья передавались по наследству, разрешалось обменивать их на вотчины. Появление царя на людях обставлялось торжественной церемонией. Обращаясь к царю, все должны были называть себя "царскими холопами" и уменьшительными именами. По отчеству называли лишь бояр и думных людей. За покушение на Жизнь феодала были предусмотрены суровые меры наказания.
XVII в. — это эпоха, когда в России пролегла глубокая пропасть между феодалом и народом. Царская власть стала приобретать черты абсолютизма.

 

Раскол церкви в XVII в.

 

До появления книгопечатания церковные книги переписывались от руки, и в них вкрались некоторые ошибки и описки. В церковных обрядах также наблюдались некоторые отклонения от греческих обрядов и текстов. Приезжавшие на Русь греческие архиереи и монахи обращали внимание русской высшей иерархии на эти отклонения. Уже до Никона (при патриархах Филарете и Иосифе) делались попытки исправления церковных книг и обрядов, но эти попытки остались безуспешными. В середине XVII в. патриарх Никон провел ряд церковных реформ, направленных на укрепление церкви.
Патриарх Никон. Патриарх Никон происходил из крестьян Нижегородского края. "... Он из крестьян поднялся до патриаршего престола. Огромное влияние имел на царя Алексея, который звал его своим "собинным другом".

(В. О.Ключевский)

В 1648 г. Никон стал митрополитом Новгородским, а в 1652 г., после смерти патриарха Иосифа, Никон, по желанию царя, стал патриархом Московским и всея России.
Царь почтил Никона титулом "великого государя", а уезжая на войну с Речью Посполитой (1654 г.), он дал патриарху все права на управление государством и попечение над царской семьей.
Патриарх Никон поручил исправление церковных книг приезжим грекам и киевским ученым монахам, чем вызвал недовольство московских консерваторов. Церковный собор 1654 г. одобрил предложенные греками исправления, и патриарх начал проводить их в жизнь.
Нововведения Никона были:
троеперстное (а не двуперстное, как раньше) сложение руки для крестного знамения;
тройная (а не сугубая) "аллилуйя",
хождение при освящении церквей и при крещении против солнца (а не "посолонь");
исключение из Символа веры и из некоторых молитв слов, которых не было в греческих подлинниках, слишком "плотский" стиль иконописания.

Никон налагал суровые кары на непослушных. Это усилило и озлобило национально-религиозную оппозицию, во главе которой стал ревнитель старого благочестия Аввакум. Он вел жестокую борьбу "с Никоном носатым и брюхатым, с борзым кобелем, отступником и еретиком", "предтечей Антихриста". Так Аввакум "честил" патриарха Никона в своих писаниях. Аввакум был сослан на 10 лет в Сибирь, затем расстрижен и сослан в Пустозерск, откуда продолжал обличать "никонианскую ересь", а в 1681 г. Аввакум был сожжен на костре с несколькими единомышленниками.
Никон успел осуществить свою знаменитую церковную реформу, но рассорился с царем. "Друзья рассорились, вследствие чего Никон в 1658 г. самовольно покинул патриарший престол, надеясь, что царь униженной мольбой воротит его, а царь этого не сделал" (В.О.Ключевский).
Никон более всего злился на учрежденный в 1649 г. Монастырский приказ, который судил духовенство по недуховным делам и заведовал обширными церковными вотчинами.
В 1666 г. в Москве состоялся великий церковный собор, который признал Никона виновным и лишил его патриаршего сана. Но собор одобрил церковные исправления, произведенные Никоном, и принял решение отлучить "еретиков и раскольников" и наказывать их гражданской властью.
В 1668 г, соловецкие монахи начали вооруженную борьбу с царскими стрельцами. Борьба продолжалась около 8-ми лет и закончилась в 1676 г. взятием монастыря и наказанием "церковных мятежников". Активные вожди раскола были сожжены, фанатичные староверы сами сжигали себя, чтобы не отдаться в руки "никониан".

По мнению части исследователей, духовный авторитет и идейное влияние православной церкви, привлекшей для борьбы с "ересью" светскую силу, были значительно подорваны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: