ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




 

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(дошкольное образование)

 

 

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Коломийченко Людмила Владимировна

 

Екатеринбург, 2014
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..  
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………...  
1.1. Исследование проблемы гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………….  
1.2. Преемственность как принцип и педагогическое условие гендерного воспитания детей…………………………………………..  
1.3. Особенности гендерной социализации детей Старшего дошкольного и младшего школьного возраста………........  
1.4. Модель гендерного воспитания детей Старшего дошкольного и младшего школьного возраста………........  
Выводы по главе 1…………………………………………………………..  
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА........  
2.1. Организация опытно-поисковой работы. Анализ и интерпретация результатов начальной диагностики по определению уровня гендерной воспитанности у детей контрольной и экспериментальной групп……………………………..  
2.2. Теоретические основания, организация и проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы…………………….  
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации принципа преемственности в гендерном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……..  
Выводы по главе 2…………………………………………………………..  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………  
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..  


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы исследования. Современная государственная политика, направленная на повышение качества образования, идею о непрерывности определяет как одну из приоритетных. Это подтверждается действующими российскими законами, федеральными образовательными стандартами, нормативно-правовыми актами и положениями (Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., Национальная доктрина развития образования РФ до 2025 г., федеральные государственные требования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) и приоритетными национальными проектами. В Национальной стратегии действий в интересах детей (2012 – 2017 гг.) модернизация образования представлена как важнейшее стратегическое направление развития детства. В этом контексте актуальность приобретают проблемы, связанные с реализацией принципа преемственности во всех звеньях образовательной системы, особое место среди которых отводится взаимодействию детского сада и начальной школы.

Реализация принципа преемственности осуществляется по всем линиям личностного развития, в том числе социально-коммуникативного, одним из направлений которого является гендерное воспитание, рассматриваемое в нашем исследовании как целенаправленное, содержательно наполненное элементами гендерной культуры, технологически выстроенное и результативно диагностируемое взаимодействие педагога с детьми, способствующее своевременной (соответствующей возрасту) и качественной (соответствующей программным требованиям) гендерной социализации. По мнению ряда исследователей (Л. И. Градусова, Ю. С. Григорьева, И. Н. Евтушенко), результатом гендерного воспитания является гендерная воспитанность как интегративное личностное образование, проявляющееся в единстве когнитивной, эмоционально-чувственной и операционально-деятельностной сфер и обусловливающее поведение человека в соответствии с нормами гендерной культуры.

Результативность гендерного воспитания детей в разные возрастные периоды предопределяется наличием определенных условий, одним из которых в нашем исследовании рассматривается реализация принципа преемственности в его программно-целевых, технологических и контрольно-оценочных компонентах. Для становления преемственной системы гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста существуют объективные предпосылки: создана Концепция содержания непрерывного образования, существует база нормативно-правовых актов, доказана сенситивность обозначенных возрастных периодов в процессе гендерной социализации, ведутся исследования, рассматривающие гендерное воспитание как один из ее ведущих факторов. В практике реализации принципа преемственности определились наиболее перспективные учреждения (комплексы «ДОУ – начальная школа»), авторские образовательные программы, реализуемые в детском саду и требующие доработки для начальной общеобразовательной школы.

Терминологическая неопределенность основных категорий, характерная для современного полипарадигмального образовательного пространства, требует конкретизации понятия «преемственность» в контексте нашего исследования. Под принципом преемственности гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста мы понимаем исходное положение, обеспечивающее реализацию условий, способствующих непрерывности данного направления личностного развития. Реализация принципа преемственности в гендерном воспитании может быть осуществлена по основным компонентам педагогического процесса: программно-целевому (цели, задачи и содержание), технологическому (средства, методы и формы организации) и контрольно-оценочному (основные параметры и диагностический инструментарий по изучению уровня гендерной воспитанности).

 

Анализ научно-педагогической литературы и практического состояния изучаемой проблемы, результатов опроса, экспериментальных оценок педагогов ДОУ и учителей начальной общеобразовательной школы позволяют судить о значительных трудностях в реализации принципа преемственности на уровне дошкольного и начального образования в организации целенаправленного, интегрированного, поступательного взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей по гендерному воспитанию детей.

Проанализировав нормативные и концептуальные документы, социально-психологическую, педагогическую литературу, изучив опыт деятельности дошкольных образовательных учреждений и начальных школ, работу воспитателей и учителей в области гендерного воспитания, мы определили противоречия различного уровня.

На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между потребностью общества в непрерывном образовании, сохранении ценностей гендерной культуры и отсутствием преемственности в гендерном воспитании детей в современной образовательной практике.

На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между нарастающим фундаментальным потенциалом исследований в области наук, изучающих гендер, гендерную культуру, гендерную социализацию как непрерывный процесс развития личности (философия, социология, культурология, психология), и недостаточным использованием данных знаний в педагогике.

На научно-методическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между полиаспектным теоретическим обоснованием организации гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста и отсутствием прикладных материалов (программ, технологий) по реализации принципа преемственности в данном направлении личностного развития в системе дошкольного и начального образования.

Проблема исследования состоит в поиске условий реализации принципа преемственности в гендерном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Актуальность представленной проблемы, практическая востребованность ее изучения, а также недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Преемственность гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальное изучение условий реализации принципа преемственности в гендерном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Объект исследования – процесс гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия реализации принципа преемственности в гендерном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Контингент исследования – дети 6,5 – 8 лет

Гипотеза исследования: реализация принципа преемственности в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста будет возможна, если:

– конкретизированы сущностные характеристики понятий «гендерное воспитание» и «гендерная воспитанность» как его результата;

– теоретически обоснована и практически апробирована системно-структурная модель гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

– уточнены основные параметры гендерной воспитанности (показатели, критерии, уровни) детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

– разработан и реализован комплекс педагогических условий (организация педагогического процесса гендерного воспитания детей в соответствии с культурологическим, средовым, деятельностным и системным подходами; достижение согласованности программно-целевых, операциональных и контрольно-оценочных компонентов педагогического процесса; включенность содержания гендерной культуры в разные виды и формы деятельности; взаимодействие педагогов ДОУ и учителей начальной школы).

Проверка положений гипотезы и решение поставленных задач осуществлялись посредством комплекса теоретических и эмпирических методов исследования: феноменологического анализа социологической, психологической, педагогической литературы; классификации параметров гендерной воспитанности; моделирования реализации принципа преемственности в гендерном воспитании детей в условиях ДОУ и начальной школы; изучения и анализа методических пособий, документации педагогов; анкетирования воспитателей, родителей; беседы; педагогического наблюдения за деятельностью детей; опытно-поисковой работы; методов математической статистики (непараметрический критерий χ2 Пирсона).

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические и прикладные аспекты проблемы, обосновать ее актуальность, определить сущность гендерной социализации как социокультурного феномена, гендерного воспитания как педагогического процесса, гендерной воспитанности как его результата.

2. Разработать системно-структурную модель реализации принципа преемственности в гендерном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Конкретизировать и выделить основные параметры (компоненты, показатели, критерии, уровни) гендерной воспитанности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста; осуществить подбор, модификацию и разработку диагностического инструментария.

4. Выявить педагогические условия реализации принципа преемственности в процессе гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

 

5. Определить эффективность проведенной работы посредством изучения динамики гендерной воспитанности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

– исследования, раскрывающие диалектическую сущность преемственности (Э. А. Баллер, Б. С. Батурин, А. И. Зеленков, Г. Н. Исаенко, Ф. Ю. Исмаилов, З. А. Макушев, В. Г. Рубанов, О. О. Яхот);

– исследования проблемы философского понимания ценности гендерной культуры как источника образования личности в условиях дошкольного и начального общего образования (В. С. Библер, С. И. Гессен, Л. В. Коломийченко, М. С. Каган, Р. М. Чумичева, О. Вайнингер, А. Клизовский и др.);

– теоретические положения, определяющие гендерную особенность личности как самоценность и необходимость обеспечения условий для ее саморазвития в культурологическом пространстве образования (Е. В. Бондаревская, М. С. Каган, И. С. Кон, Н. Е. Татаринцева, Д. И. Фельдштейн, и др.);

– подходы: системный (В. Г. Афанасьев, А. М. Волков, Ю. А. Конаржевский, В. В. Краевский и др.); культурологический (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Л. В. Коломийченко, И. С. Кон и др.); деятельностный (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.); средовой (В. Г. Бочарова, В. А. Караковский, М. В. Крупенина, А. С. Макаренко, Ю. С. Мануйлов, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В. Д. Семенов, В. А. Сухомлинский, Ю. В. Сычев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий);

концепции социально-личностного развития (С. А. Козлова, А. А. Майер, Р. М. Чумичева), преемственности в образовании детей (А. В. Белошистая, Н. Ф. Виноградова, Т. А. Ерахтина, С. Л. Новосельцева, Л. А. Парамонова, Л. Н. Рубинштейн, Я. С. Турбовской, и др.);

теории гендера (И. С. Клёцина, И. С. Кон, И. Н. Тартаковская, А. А. Тёмкина, К. Уэст и Д. Зиммерманн, Е. Р. Ярская-Смирнова), гендерного воспитания (И. С. Кон, Е. А. Кудрявцева, Т. А. Репина, Н. Е. Татаринцева Л. И. Градусова, Ю. С. Григорьева, И. Н. Евтушенко), образования (Е. В. Васильева, Л. Г. Ша лаева, Н. Ю. Ерофеева);

теоретические идеи полоролевой социализации как условия интеграции личности и социума (Л. В. Коломийченко, М. А. Радзивилова, Л. И. Столярчук); педагогические идеи о реализации принципа преемственности в процессе обучения (А. В. Батаршев, Ш. И. Ганелин, С. М. Годник, А. П. Сманцер), воспитания (Е. Н. Водовозова, Е. В. Коротаева, Н. К. Крупская, В. Я. Лыкова, Л. В. Моисеева, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий), образования (Т. Н. Богуславская, Н. Ф. Виноградова, Л. Н. Галигузова, Л. М. Денякина, Р. А. Должикова, Е. Кудрявцева, О. П. Миронова, М. М, Пашковская), в работах психологов (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Нормативно-правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., «Концепция дошкольного воспитания», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

Основные этапы опытно-экспериментальной работы и база исследования. Опытно-экспериментальная работа проходила на базе дошкольных образовательных учреждений и учреждений начального уровня общего образования Пермского края: МБДОУ Д/С № 7, 18, 29 пос. Яйва, Александровского р-на, МАОУ СОШ № 33, № 3 пос. Яйва Александровского р-на. В эксперименте принимали участие 118 детей, 20 педагогов.

На первом этапе (2008 – 2009 гг.), проблемно-поисковом, происходило изучение современного состояния проблемы реализации принципа преемственности в гендерном воспитании детей младшего школьного возраста в контексте проблем непрерывного, преемственного дошкольного и начального основного образования, гендерных исследований; были проанализированы философские, психолого-педагогические, нормативно-правовые и психолого-педагогические научно-исследовательские материалы по проблеме исследования, программно-методическая документация и результаты опроса воспитателей, учителей, родителей; определялись ведущие аспекты, план исследования и основные научные понятия; осуществлялось выявление основных параметров и методов диагностики гендерной воспитанности.

На втором этапе (2010 – 2011 гг.), опытно-экспериментальном, проводились начальная диагностика гендерной воспитанности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, разработка модели реализации принципа преемственности, плана проведения формирующего этапа эксперимента, опытно-поисковая работа, реализация программы и модели по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

На третьем этапе (2012 – 2013 гг.), рефлексивно-обобщающем, была проведена итоговая диагностика и интерпретация результатов опытно-поисковой работы, сформулированы выводы об особенностях реализации принципов преемственности дошкольного и начального уровней образования детей в процессе гендерного воспитания, подготавливались методические рекомендации и указания по теме исследования; обобщались и оформлялись его результаты, проводилась научная редакция работы.

Научная новизна работы состоит в следующем:

– в определении теоретико-методологической базы реализации принципа преемственности гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, основу которой составляет синтез культурологического, деятельностного, средового и системного подходов;

– в обосновании системно-структурной модели реализации принципа преемственности в гендерном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, включающей программно-целевой, операциональный и контрольно-оценочный компоненты;

– в конкретизации параметральных характеристик (показатели, критерии оценки, уровни) гендерной воспитанности детей младшего школьного возраста;

– в доказательстве педагогических условий реализации принципа преемственности гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (достижение согласованности программно-целевых, операциональных и контрольно-оценочных компонентов педагогического процесса; включенность содержания гендерной культуры в разные виды и формы деятельности; организация педагогического процесса гендерного воспитания детей в соответствии с культурологическим, средовым, деятельностным и системным подходами; взаимодействие педагогов ДОУ и учителей начальной школы);

– в разработке и апробации методического сопровождения процесса гендерного воспитания детей младшего школьного возраста, взаимодействия воспитателей и учителей по данному направлению социально-личностного развития, формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: