Теоретическая значимость исследования состоит в следующем.




1. На основе ретроспективного, феноменологического и системного анализа представлен опыт и анализ современного состояния проблемы реализации принципа преемственности в гендерном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Определены основные исследовательские позиции изучения гендерной воспитанности в генезисе научных изысканий по проблемам гендерной социализации.

2. Конкретизировано понятие «преемственность гендерного воспитания», рассматриваемое в нашем исследовании как принцип организации целостного педагогического процесса, исходное положение, обеспечивающее реализацию условий, способствующих его непрерывности в ходе приобщения детей к элементам гендерной культуры, интериоризации ее ценностей в разных видах деятельности на уровне дошкольного и начального школьного образования.

3. Уточнено понятие «гендерное воспитание», определены параметральные характеристики гендерной воспитанности детей младшего школьного возраста как интегративного личностного образования, проявляющегося в когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сферах.

4. Обоснованы программно-целевые, операциональные и контрольно-оценочные компоненты гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с учетом генезиса механизмов гендерной социализации (механизмы подражания, эмоциональной идентификации, нормативной регуляции, социального опыта) при доминирующем значении социального опыта в период младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в прикладной направленности полученных результатов, которые могут быть широко использованы в массовой практике образовательных учреждений:

– разработаны и внедрены в практику методические материалы, применяемые с целью реализации принципа преемственности в гендерном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (программа гендерного воспитания детей младшего школьного возраста «Мальчики и девочки», сценарии разных форм внеурочной деятельности, конспекты занятий, картотеки детской художественной литературы, коммуникативных игр, мультипликационных и видеофильмов);

– систематизирован и модифицирован диагностический инструментарий по изучению уровня гендерной воспитанности детей младшего школьного возраста, разработаны карты наблюдений, анкеты для педагогов и родителей;

– созданы программы спецкурсов для студентов, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», разработаны планы курсов повышения квалификации работников системы дошкольного и начального образования;

– практически подтверждена возможность реализации принципа преемственности в гендерном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Результаты исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций и групп продленного дня, учителями начальной школы во внеурочной деятельности с детьми, а также в программах профессиональной подготовки и переподготовки воспитателей и учителей в целях интеграции их воспитательного потенциала, в решении задач гендерного воспитания детей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гендерная социализация является одним из аспектов социально-личностного развития, обусловленным конкретными социальными условиями, в ходе которого происходит усвоение в соответствии с полом социальной роли мужчины (женщины), формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций, маскулинных (фемининных) качеств и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола в рамках гендерной культуры. Процесс гендерной социализации осуществляется под влиянием разных факторов (условий, обстоятельств, причин), одним из которых является гендерное воспитание.

2. Гендерное воспитание – целенаправленное, содержательно наполненное элементами гендерной культуры, технологически выстроенное и результативно диагностируемое взаимодействие педагога с детьми, результатом которого является гендерная воспитанность как сложное личностное образование, включающее знание основ гендерной культуры (когнитивный компонент), потребность в реализации себя как представителя определенного пола (эмоционально-чувственный компонент), способы поведения и взаимодействия с другими людьми в соответствии с генетически заданной половой принадлежностью и принятыми в социуме нормами гендерной культуры (поведенческий компонент).

3. Устойчивость проявления гендерной воспитанности детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста предопределяется учетом педагогических условий, способствующих реализации принципа преемственности: организация педагогического процесса гендерного воспитания детей в соответствии с культурологическим, средовым, деятельностным и системным подходами; достижение согласованности программно-целевых, операциональных и контрольно-оценочных компонентов педагогического процесса; включенность содержания гендерной культуры в разные виды и формы деятельности; взаимодействие педагогов ДОУ и учителей начальной школы.

4. Реализация принципа преемственности осуществляется в соответствии с системно-структурной моделью. Преемственность гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста осуществляется целенаправленно, в ходе специально организованного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в соответствии с обогащением содержания (программно-целевой компонент), изменением методов и форм организации деятельности субъектов образовательного процесса (операциональный компонент) и модификацией диагностического инструментария (контрольно-оценочный компонент). Программно-целевой компонент основывается на преемственности содержания гендерной культуры, отражающей специфику гендерных ролей, стереотипов, проблематики, которые доступны возрастным возможностям детей. Операциональный компонент связан с выбором методов и форм организации детей в разных видах деятельности в соответствии с генезисом механизмов гендерной социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте. Контрольно-оценочный компонент связан с конкретизацией параметральных характеристик и диагностического инструментария по изучению гендерной воспитанности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены методологическими подходами к решению избранной проблемы с опорой на данные гуманитарных наук, включением в опытно-экспериментальную работу комплекса теоретических и практических методов, адекватных предмету, задачам и логике научного исследования; практическими результатами, полученными автором в ходе педагогической и управленческой деятельности в течение ряда лет (2008 – 2013 гг.); высокой востребованностью результатов исследования в практике дошкольного и начального школьного образования в условиях региона; систематически проводимыми диагностическими срезами в экспериментальных и контрольных группах, сравнительным анализом на всех этапах исследования, личным участием автора, внедрением разработанных материалов в практику работы дошкольных и общеобразовательных учреждений, использованием для количественно-качественной обработки результатов методов математической статистики.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством:

– личного участия автора в проектировании и осуществлении опытно-экспериментальной работы в учреждениях, выступающих базой исследования, по программе «Мальчики и девочки»;

– создания и внедрения методического оснащения образовательной программы по гендерному воспитанию детей младшего школьного возраста (комплекс мультипликационных фильмов и диафильмов, конспекты уроков и занятий, мини-среды, диагностический инструментарий по изучению гендерной воспитанности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста), которое получило широкую апробацию в экспериментальных детских садах и школах;

– участия в педагогических советах, семинарах, конференциях, организуемых в учреждениях, выступающих базой исследования, и проведения обучающих семинаров и занятий для воспитателей МБОУ «Детский сад № 19» пос. Яйва Пермского края; отчетов на кафедре педагогики Соликамского государственного педагогического института; разработки и проведения спецкурсов для студентов СГПИ, слушателей курсов повышения квалификации;

– личного участия и публикаций автора в научно-практических и научно-методических конференциях различного уровня – международного, федерального и регионального – в таких городах, как Соликамск, Березники, Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Казань, Пенза, Новокузнецк, Москва, Донецк. Возможность распространения опыта и его практического внедрения обеспечивается публикациями автора в сборниках материалов конференций различного уровня. Всего по теме исследования опубликована 21 работа, в том числе одна глава в коллективной монографии и три работы в изданиях, включенных в перечень МОиН РФ.

Структура работы и ее объем. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения, иллюстрирована таблицами и рисунками.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: