Гендерной воспитанности детей




 

 

Беседа с детьми №1. (Модифицированная диагностика Л. В. Коломийченко).

Цель: выявить знания:

– о внешнем виде, поведении, хобби, деятельности, профессиях и особенностях маскулинных и фемининных проявлений людей;

– о способах, правилах нравственных нормах поведения и особенностях взаимоотношений между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками;

– о половой принадлежности и возрастных проявлениях людей.

Для того чтобы у детей не возникло переутомление, беседа проходила в две серии с разницей в 2 дня.

Первая серия.

Материал: презентация с картинками, на которых изображены различные сюжеты жизнедеятельности людей: выполнение домашних обязанностей, профессии мужские и женские, отдых – общение с друзьями, поход в кино, театр, занятие спортом, чтение книг, прослушивание музыки.

Вопросы к детям:

1. Как ты думаешь, кому больше подходят эти изображения мужчинам или женщинам?

2. Назови внешние отличия мужчины от женщины/ женщины от мужчины.

3. Назови качества, которыми должен обладать «настоящий» мужчина и «настоящая» женщина?

4. Как ты считаешь, «настоящий» (хороший) мальчик, как себя ведет по отношению к ребятам из своего класса, к мальчикам, девочкам?

5. Как ты считаешь, «настоящая» (хорошая) девочка, как себя ведет по отношению к ребятам из своего класса, к мальчикам, девочкам?

6. На кого ты хочешь быть похож, когда вырастишь? Почему?

7. Как ты будешь вести себя, когда станешь взрослым/взрослой?

8. Расскажи, что ты знаешь о том, как мужчина и женщина заботятся друг о друге? Какие знаки внимания они друг другу оказывают? Почему?

9. Какие мужские и женские профессии ты знаешь (почему их разделяют)? Кем ты будешь работать?

10. Как ты думаешь, а зачем мужчина и женщина заботятся друг о друге?

11. У тебя есть друзья в классе? Назови их. Как ты относишься к своему другу?

12. Почему мальчики и девочки должны дружить друг с другом?

Вторая серия

Экспериментатор задает ребенку вопросы.

1. Что ты сделаешь, если твой друг/ подруга, незнакомая девочка/мальчик упадет?

2. Нужно ли делиться с девочками/мальчиками? Что сделаешь, если увидел у девочки/мальчика книжку, которую тебе очень хочется посмотреть, почитать?

3. Что ты сделаешь, если учительница похвалила девочку/мальчика из твоего класса, а не тебя?

4. Что ты сделаешь, если обидят твоего друга/подругу?

5. Что ты сделаешь, если ученик/ученица из твоего класса сидит одна и не с кем не общается, не играет?

6. Что ты сделаешь, если ты пришел(а) на день рожденье к девочке/мальчику из твоего класса, а больше никто не пришел?

7. Что ты сделаешь, если ты нарисовал(а) самый красивый рисунок, учительница хвалит тебя, а девочку/мальчика, с которой(ым) ты сидел(а) вместе, нет?

8. Что ты сделаешь, если вы читали книжку вместе с мальчиком/девочкой и случайно порвали страницы, а учительница подумала, что это сделал(а) только он/она, и наказала его/ее?

Метод «Социально-генеологическая цепочка» (модифицированная методика Н.Л. Белопольской).Цель – выявить наличие знаний детей об этапах полоролевого развития людей. Процедура диагностики: детям предложено два набора карточек, расположенных в случайном порядке, на которых изображены сказочные герои женского и мужского пола на разных этапах возрастного развития (от младенчества и до старости). Набор включает в себя 7 карточек, на которых изображенные персонаж демонстрирует черту типичную для мужчин или женщин, соответствующую определенной фазе жизни и половозрастной роли. Карточки с изображением мужских вариантов: мальчик-младенец, мальчик дошкольного возраста, мальчик ученик-школьник, юноша – студент, жених, мужчина – отец с ребенком, дедушка-старик. Карточки с изображением женских вариантов: девочка – младенец, девочка дошкольного возраста, девочка ученица - школьница, девушка - студентка, невеста, беременная женщина и бабушка-старушка.

Задание I. Внимательно рассмотри все картинки. Найди картинку, на которой, как ты думаешь, изображено то, какая (какой) ты сейчас? Найди картинку, на которой, как ты думаешь, изображено то, какая (какой) ты была (был) раньше? И картинку, на которой изображено то, какой (каким) станешь в будущем?» Когда ты вырастишь, и у тебя будут дети, кем ты будешь? Как они тебя будут называть? А когда у твоих детей будут дети, кем ты будешь? Как ты их будешь называть? А они тебя?

Задание 2. «Разложи карточки по порядку: с одной стороны – как изменяется девочка от младенца и до старости, а с другой - как мальчик». Прокомментируй получившуюся цепочку, объясни, от чего зависит именно такой выбор.

Социометрия. (Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М., 1995 (с. 201).

Цель: изучить эмоциональные предпочтения детей, выявить наличие интереса и потребности к общению со сверстниками своего и противоположного пола, определить статус ребенка в группе. Определить количество общих взаимных выборов между мальчиками и девочками.

Материал: Фотография класса.

Исследование проводится индивидуально. Дети отвечают на 4 вопроса.

Задание: «Внимательно посмотри на фотографию класса и дай ответы на следующие вопросы:

1. У тебя день рождения. Кого ты пригласишь из своего класса (одноклассников/одноклассниц) в гости в первую очередь? (покажи этого человека на фотографии и назови его имя)

2. А кого ты пригласишь в гости самым последним?

3. С кем из одноклассников/одноклассниц ты поделишься своей тайной?

4. Кому из одноклассников/одноклассниц никогда не доверишь своей тайны?

Спасибо за ответы!

Процедура диагностики: Диагност задает вопросы детям. Из четырех вопросов можно в целом определить результаты выбора детей. Данные вопросы являются критериями выбора (два из них поло­жительные и два отрицательные). Исследователь фиксирует ответы детей в бланке. На ос­новании полученных результатов составляется матрица (таблица) социометрических положительных и отрицательных выборов. В таблице по вертикали перечислены фамилии детей по алфавиту, список фамилий сгруппирован по половому признаку; по горизонтали перечислены номера, под которыми тот или иной респондент обозначен в списке. Напротив фамилии всех детей заносятся сведения о сделанном выборе.

Обработка результатов: по результатам ответов детей производится подсчет числа общих и взаимных выборов между учащимися (мальчиками и девочками). В результате можно определить статус ребенка в группе. Статус «Лидер», если ребенок набрал 6 и более выборов. Статус «Предпочитаемый», если ребенок набрал 3-5 голосов, то есть его выбрали 3 – 5 раз. Статус «Принятые» если ребенка выбрали 1 – 2 раза. Статус «Изолированные» если ребенка не выбрали ни разу. Выбор детей обозначают плюсом в пересечении фамилия выбирающего (в горизонтали) и номер выбранного в вертикале, взаимные выборы отмечаются плюсом в кружочке. Происходит анализ и сравнение критериев положительных и отрицательных выборов детей своего и противоположного пола.

Просмотр мультфильма и беседа по сюжету и содержанию. (м/ф «Мальчик и девочка» (© ЭКРАН, 1978 г. Режиссёр: Р.Зельма) Цель: определить личностную позицию детей и уровень эмпатии по отношению к героям своего и противоположного пола. Отмечаются реакции ребенка (вербальные, мимические, пантомимические).

Задание: Задается вопрос, как бы ты поступил на месте главного героя Мальчика? Девочки? Можно ли его поведение назвать достойным «настоящего мужчины»/ «настоящей женщины». Назовите, что Мальчик делал не верно, в отношении Девочки? Правильно ли реагировала на поведение Мальчика Девочка? Кто из Мальчиков достойно себя повел? Какими качествами он обладает? С кем стала дружить Девочка? Почему? Возможно, что Девочка вновь будет дружить с «плохим, не достойным» Мальчиком? Перечислите, какие возрастные этапа в этом мультфильме проходят Мальчик и Девочка?

Обработка результатов: Сравнивается полученный ответ и реакции, показанные ребенком во время просмотра мультфильма.

Разрешение проблемной ситуации «Дежурство в классе». Цель: выявить способность к оказанию помощи в зависимости и не в зависимости от половой роли детей проявлять ценностные ориентиры, способность к оказанию помощи, соучастию в реальной ситуации взаимодействия между детьми разного пола.

Инструкция для воспитателя: сформировать разнополые пары.

Проблемная ситуация создается в 3 этапа.

Первая этап: Детям предлагают протереть классную доску и подоконники, полить цветы. Задание для девочки – протереть классную доску, а мальчику – протереть подоконники и полить цветы. На двух детей дается один комплект приспособлений для мытья и поливки. После того, как они закончат работу, предлагается посмотреть новую интересную книгу, альбом с раскрасками, поиграть.

Второй этап: Детям предлагают то же задание, но роли распределены иначе. Девочке дается задание - протереть подоконники и полить цветы, а мальчику – протереть классную доску. На двух детей дается один комплект приспособлений для мытья и поливки. После того, как они закончат работу, предлагается посмотреть новую интересную книгу, альбом с раскрасками, поиграть.

Третий этап: детям предлагают вновь дежурство, даются два комплекта приспособлений. После того, как они закончат работу, предлагается посмотреть новую интересную книгу, альбом с раскрасками, поиграть. На этом этапе детям предложено самим решить, кто какую функцию будет выполнять.

Обработка результатов. Данные, полученные с помощью наблюдения за поведением детей, заносятся в таблицу.

Критерий Первая серия Вторая серия Треть серия.
  1-ый испытуемый 2-ой испытуемый        
Проявляет инициативность, креативность в решении ситуации            
Самостоятельность            
Выражает мнение, оценивает, руководит            
Оказывает помощь, просит о помощи            
Направленность на ситуацию, на сверстника, на самого себя            
Как распределялись обязанности в паре            
Речевые реакции детей в процессе взаимодействия            
Эмоциональные реакции детей            

 

Педагогическое наблюдение за игровой деятельностью и решением педагогических задач в гендерных мини-средах. (Модифицированная методика наблюдений Н. Е. Татаринцевой). Цель: выявить реальные действия детей в игровой ситуации, в выполнении предложенной задачи и определить их женские и мужские признаки и качества личности. Общую картину реального общения сверстников в микрообъединениях детей, которые возникают при свободном общении в заданной среде (в том числе наиболее устойчивые); определить численный и половой состав этих объединений, а также выявить детей, которые чаще остальных бывают одиноки

Программа наблюдения:

1. Использование в реальной жизнедеятельности представлений о нормах и правилах полоролевого поведения (быть взаимовежливыми, пропускать девочку вперед, предложить помощь сверстнику, взрослому, слабому и т.д.).

2. Наличие интереса у детей к сюжетно-ролевым играм, где они берут на себя мужские (женские), семейные роли, к народным, фольклорным играм (знание названий игр, желание играть в них, эмоционально положительное отношение (оценочное) к играм).

3. Использование знаний о полоролевых стереотипах, о традициях в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе тематики, обновление содержания традиций).

4. Задействование предметов гендерных мини-сред в решении поставленных задач (интерьер: посуда, мебель; одежда, украшения, оружие, профессиональные предметы и т.д.).

5. Проявление в «мужских» («женских») качеств и способов поведения в решении поставленных задач.

 


Приложение 3

Содержание программы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: