Эмоционально-чувственная сфера




Социометрия. Цель: изучить эмоциональные предпочтения детей, выявить наличие интереса и потребности к общению со сверстниками своего и противоположного пола, определить статус ребенка в группе. Определить количество общих взаимных выборов между мальчиками и девочками [Урунтаева 1995].

Просмотр мультфильма и беседа по сюжету и содержанию. Цель: определить личностную позицию детей и уровень эмпатии по отношению к героям своего и противоположного пола. Отмечаются реакции ребенка (вербальные, мимические, пантомимические).

Поведенческая сфера

Разрешение проблемной ситуации «Дежурство в классе». Цель: выявить способность к оказанию помощи зависимое/независимое от половой роли детей проявлять ценностные ориентиры, способность к оказанию помощи, соучастию в реальной ситуации взаимодействия между детьми разного пола.

Педагогическое наблюдение за игровой деятельностью и решением педагогических задач в гендерных мини-средах. Модифицированная методика наблюдений Н. Е. Татаринцевой. Цель: выявить реальные действия детей в игровой ситуации, в выполнении предложенной задачи и определить их женские и мужские признаки и качества личности, общую картину реального общения сверстников в микрообъединениях детей, которые возникают при свободном общении в заданной среде (в том числе наиболее устойчивые). Определить численный и половой состав этих объединений, а также выявить детей, которые чаще остальных бывают, одиноки [Татаринцева 2011].

Статистическую обработку результатов исследований проводили с помощью пакета прикладных программ Excell for Windows 2003, StatSoft Statistica for Windows версии 6.0. Мы полагали, что для получения репрезентативных данных объем выборки должен составлять не менее 5% от генеральной совокупности. Для изучения уровня гендерной воспитанности во всех группах проведена оценка соотношения показателей и критериев, которая позволила определить уровни гендерной воспитанности с выделением градаций «высокий», «средний», «низкий». Определение уровня гендерной воспитанности осуществлялось в соответствии с общей суммой баллов, полученных в результате диагностики когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личности: 0 - низкий уровень, 1 – средний уровень, 2 – высокий.

Оценивание когнитивного компонента происходила по шкале от 0 до 2 баллов:

2 балла – по всей программе имеются обобщенные, аргументированные представления;

1 балл – по большей части программы имеются дифференцированные, аргументированные представления;

0 баллов – по части программы имеются недифференцированные представления.

Оценка эмоционально-чувственного компонента происходила по шкале по шкале от 0 до 2 баллов:

2 балла – интересуется и есть потребность в общении с другими людьми (близкими, сверстниками), испытывает ярко выраженную эмпатию по отношению к другим людям по широкому спектру взаимодействия; общается бесконфликтно, общение инициирует сам;

1 балл – интересуется и есть потребность в общении с другими людьми (близкими, сверстниками), испытывает эмпатию по отношению к другим людям ситуативно, ограничено; общение направлено на отдельных людей, допускаются конфликты в общении;

0 баллов – интересуется и есть потребность в общении с другими людьми (близкими, сверстниками) и эмпатия по отношению к ним отсутствуют, общение конфликтное, социальные эмоции негативны, толерантное отношение отсутствует.

Оценка поведенческого компонента происходила по шкале от 0 до 2 баллов:

2 балла – способы взаимодействия с другими людьми (взрослыми, сверстниками) соответствуют содержанию программы и реализуются самостоятельно, знания по программе отражаются в различных видах специально организованной, самостоятельной и творческой деятельности;

1 балл – способы взаимодействия с другими людьми (взрослыми, сверстниками) соответствуют содержанию программы, реализуются при напоминании взрослого, знания по программе отражаются в различных видах самостоятельной и организуемой взрослыми деятельности;

0 баллов – способы взаимодействия с другими людьми (взрослыми, сверстниками) частично соответствуют содержанию программы, не всегда адекватны, отдельные правила поведения выполняются по настоянию взрослого, знания по программе отражаются в отдельных видах деятельности, организуемых взрослыми.

Сравнение частот различных уровней гендерной воспитанности проводили с помощью непараметрического критерия χ2 Пирсона. Для их расчета оценивали 2-польные таблицы в модуле «Непараметрическая статистика» (Nonparametric Statistics) программы StatSoft Statistica for Windows версии 6.0 с учетом числа единиц наблюдения (N). При этом число степеней свободы составляло 1 (df=1). Критическое значение уровня значимости принималось равным 5%.

Диагностика уровня гендерной воспитанности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста должна отражать устойчивость измерения, которая проявляется в однозначности информации. Этому способствует повторное измерение, когда один и тот же показатель измеряется несколько раз с временным интервалом и с помощью одинаковой процедуры. Эта процедура проводится как на этапе констатирующего, так и в ходе формирующего этапа эксперимента.

Для обобщенного математического анализа полученной информации по уровням гендерной воспитанности рассчитан ряд показателей, в том числе показатель динамических рядов:

1) средний обобщенный показатель, вычисляемый по формуле (1), дающей представление об обобщенном уровне гендерной воспитанности в группе (%)

(1),

где х1; х2; х3 – процентно выраженное количество респондентов, имеющих соответственно уровни низкий, средний и высокий;

2) показатель темпа роста (Y), который отражает качественный рост исследуемого показателя и вычисляется по формуле (2)

(2)

где СПконец – процентно-выраженное количество респондентов (в %), имеющих соответственно уровни низкий, средний и высокий низкий, средний и высокий на конец эксперимента;

СПначало – количество респондентов (в %), имеющих соответственно уровни низкий, средний и высокий на начало эксперимента;

3) показатель абсолютного прироста (К), который отражает разность начального и конечного значения уровня развития исследуемого показателя и вычисляется по формуле (3)

(3),

где СПначало – начальное значение показателя;

СПконец – конечное значение показателя;

4) коэффициент эффективности (Кэф), который отражает отношение среднего показателя в экспериментальной группе к среднему показателю контрольной группы, вычисляемый по формуле (4)

(4).

Эти критерии позволяют не рассматривать статистическое распределение как функцию и не требуют предварительного вычисления параметров распределения, поэтому их применяют к порядковым показателям, которыми характеризуют выделенные нами уровни гендерной воспитанности участников образовательного процесса (Таблица 3, 4; рисунок № 1).

Таблица №3 – Результаты начальной диагностики уровня развития 3х сфер личности у детей старшего дошкольного возраста, %

Показатели сформированности когнитивной сферы на констатирующем этапе  
  Уровни сформированности ЭГ Уровни сформированности КГ  
В Ср Н В Ср Н  
Представление о своем внешнем виде, поведении, функциональных особенностях представителей своего и противоположного пола в различные возрастные периоды (в деятельности, профессии, общении, труде, досуге, интересах, хобби) 23,60 63,70 15,80 27,80 62,50 12,30  
Наличие представлений о способах, правилах нравственных норм поведения и особенностях взаимоотношений между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками 22,80 62,90 15,50 27,00 61,80 11,50  
Знание о своей родовой принадлежности и возрастных проявлениях людей, особенностях их поведения, взаимоотношений, о социальных функциях членов семьи 20,80 61,00 14,50 25,10 60,50 10,90  
Наличие представлений о способах оказания внимания, помощи и проявления симпатии к сверстникам своего и противоположного пола 21,90 62,50 15,00 26,30 62,00 12,50  
Знания о правах и обязанностях людей в соответствии с их возрастом и гендерной ролью 22,80 61,90 15,20 26,80 61,20 11,70  
Среднее значение 22,40 62,40 15,20 26,60 61,60 11,80  
Показатели сформированности эмоционально-чувственной сферы  
  Уровни сформированности ЭГ Уровни сформированности КГ  
В Ср Н В Ср Н
Потребности в самореализации в соответствии с половой принадлежностью 22,90 61,70 15,20 26,60 61,60 10,50  
Интерес и ценностное отношение к собственной и социально-заданной социальной роли 23,20 62,60 15,00 27,30 62,30 11,40  
Мотивы выбора партнера по общению 22,70 62,00 14,80 27,10 62,90 10,20  
Среднее значение 22,90 62,10 15,00 27,00 62,30 10,70  
Показатели сформированности поведенческой сферы  
  Уровни сформированности ЭГ Уровни сформированности КГ  
В Ср Н В Ср Н  
Владение способами взаимодействия и общения со сверстниками своего и противоположного пола 23,30 62,60 15,70 26,80 61,30 12,30  
Проявление ценностных эмоциональных, поведенческих, речевых реакций в процессе взаимодействия со сверстником противоположного пола, с родственниками 22,80 62,50 14,20 26,40 62,10 11,20  
Использование представлений о людях своего и противоположного пола (сверстниках, взрослых членов семьи) в различных видах деятельности 22,60 62,00 14,30 26,30 62,00 10,80  
Реакция на эмоциональное состояние сверстника своего и противоположного пола 22,90 61,30 15,80 27,10 61,40 12,10  
Среднее значение 22,90 62,10 15,00 26,70 61,70 11,60  
                               

 

Далее нами было проведена диагностика детей поступивших в школу (таблица №4). Сравнение результатов позволяет сделать вывод, что произошел некоторый спад в развитии детей, это может быть связано с тем, что дети были на каникулах и находились вне образовательного процесса.

 

Таблица №4 – Результаты начальной диагностики уровня развития 3х сфер личности у детей младшего школьного возраста, %

Показатели сформированности когнитивной сферы на констатирующем этапе  
  Уровни сформированности ЭГ Уровни сформированности КГ  
В Ср Н В Ср Н  
Представление о своем внешнем виде, поведении, функциональных особенностях представителей своего и противоположного пола в различные возрастные периоды (в деятельности, профессии, общении, труде, досуге, интересах, хобби) 13,60 73,70 15,80 17,80 72,0 12,80  
Наличие представлений о способах, правилах нравственных норм поведения и особенностях взаимоотношений между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками 22,80 62,90 15,50 27,00 61,80 11,50  
Знание о своей родовой принадлежности и возрастных проявлениях людей, особенностях их поведения, взаимоотношений, о социальных функциях членов семьи 20,80 61,00 14,50 25,10 60,50 10,90  
Наличие представлений о способах оказания внимания, помощи и проявления симпатии к сверстникам своего и противоположного пола 21,90 62,50 15,00 26,30 62,00 12,50  
Знания о правах и обязанностях людей в соответствии с их возрастом и гендерной ролью 22,80 61,90 15,20 26,80 61,20 11,70  
Среднее значение 22,40 62,40 15,20 26,60 61,60 11,80  
Показатели сформированности эмоционально-чувственной сферы  
  Уровни сформированности ЭГ Уровни сформированности КГ
В Ср Н В Ср Н
Потребности в самореализации в соответствии с половой принадлежностью 22,90 61,70 15,20 26,60 61,60 10,50
Интерес и ценностное отношение к собственной и социально-заданной социальной роли 23,20 62,60 15,00 27,30 62,30 11,40
Мотивы выбора партнера по общению 22,70 62,00 14,80 27,10 62,90 10,20
Среднее значение 22,90 62,10 15,00 27,00 62,30 10,70
Показатели сформированности поведенческой сферы
  Уровни сформированности ЭГ Уровни сформированности КГ
В Ср Н В Ср Н
Владение способами взаимодействия и общения со сверстниками своего и противоположного пола 23,30 62,60 15,70 26,80 61,30 12,30
Проявление ценностных эмоциональных, поведенческих, речевых реакций в процессе взаимодействия со сверстником противоположного пола, с родственниками 22,80 62,50 14,20 26,40 62,10 11,20
Использование представлений о людях своего и противоположного пола (сверстниках, взрослых членов семьи) в различных видах деятельности 22,60 62,00 14,30 26,30 62,00 10,80
Реакция на эмоциональное состояние сверстника своего и противоположного пола 22,90 61,30 15,80 27,10 61,40 12,10
Среднее значение 22,90 62,10 15,00 26,70 61,70 11,60
                   

Результаты констатирующего исследования уровня гендерной воспитанности детей представлены на рисунке.

Рисунок № 1 – Результаты начальной диагностики развития 3 сфер личности

 

Анализ результатов констатирующей диагностики позволяет сделать вывод о преобладании среднего уровня гендерной воспитанности детей и в контрольной и в экспериментальной группе. (Таблица № 5)

 

Таблица №5 – Результаты начальной диагностики уровня гендерной

воспитанности детей контрольной и экспериментальной группы

Группы Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
Высокий 27% 23%
Средний 61% 62%
Низкий 12% 15%

 

КГ ЭГ

Рисунок 2 – Результаты начальной диагностики уровня

гендерной воспитанности детей контрольной и экспериментальной группы

 

Отсутствие выраженных различий по высокому и низкому уровню мы связываем с тем, что изначально условия организации опытно-экспериментальной работы были одинаковы для всех, так как в педагогическом процессе всех задействованных в ней детских садов используется программа Л. В. Коломийченко. Так как констатирующее исследования проходило в начале учебного года (сентябрь), то преобладание среднего уровня можно объяснить еще и тем, что в начале учебного года показатели любого направления воспитания и развития личности отражает остаточные данные после летних каникул.

В соответствии с уточненными показателями гендерной воспитанности представленными в исследованиях Ю. С. Григорьевой, Л. В. Коломийченко, С. Б. Фадеева можно сказать, что основная часть детей владеет стереотипными представлениями и знаниями о возрастных проявлениях людей и о перспективах своего взросления в соответствии с половой ролью. Дети испытывают затруднения в определении представителей своего и противоположного пола по функциональным особенностям представителей своего и противоположного пола (труде, профессии, досуге, хобби); установлении взаимосвязи между своей половой ролью и различными проявлениями маскулинности и фемининности. Имеет представление о знаках и способах оказания внимания и проявления симпатии к сверстникам противоположного пола, их привлекательных личностных качествах; о нравственном характере взаимодействия между людьми разного пола, в соответствии с ситуацией. В качестве образца для подражания называют родственника своего пола, делают попытки аргументировать сделанный выбор, знают о правилах выполнения новой гендерной роли в соответствии с заданной ситуацией и некоторые способы проявления полоролевых отношений (сопереживание, забота, и др.) и маскулинные и фемининные качества людей (сила, дух соревновательности, понимание других и др.). Проявляет не устойчивый интерес к личностному взаимодействию и общению со сверстниками своего и противоположного пола, способность к установлению дружеских отношений со сверстниками чаще своего и реже противоположного пола, аргументирует выбор «друга» относительно своей «выгоды». Отрицательные и положительные выборы определяются половой принадлежностью ребенка. Выбор характера взаимодействия определен личными потребностями и удовлетворением личных интересов, проявляет инициативность. В соответствии с заданной ситуацией выбирает адекватные способы взаимодействие и эмоциональные и речевые реакции. Оказывает помощь сверстнику в решении задачи только по просьбе учителя. Развитие сфер личности происходит равномерно, это значит, что формируемые знания, далее проявляются у детей в соответствующем отношении и поведении. Полученные результаты подтверждают необходимость разработки и внедрения программы по гендерному воспитанию детей младшего школьного возраста.

 

 

2.2. Теоретические основания, организация и проведение формирующего этапа опытно-поисковой деятельности

 

Формирующий этап эксперимента состоял в организации работы по реализации принципа преемственности в гендерном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на основе разработанной модели. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1) Апробация модели по реализации принципа преемственности в гендерном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского сада и начальной школы;

2) Совместное планирование работы воспитателей и учителей;

3) Внедрение программы гендерного воспитания детей старшего дошкольного и разработка и внедрение программы гендерного воспитания детей младшего школьного возраста через обогащение ее содержания;

4) Создание и реализация педагогических условий, обеспечивающих преемственность гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, посредством внедрения содержания гендерной культуры в различные виды деятельности детей.

В соответствии с планом опытно-экспериментальной работы деятельность происходила в различных направлениях. Первоначальной задачей стало совершенствование профессиональной подготовки педагогов и их подготовка к реализации преемственности по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Данный этап решал задачи, связанные с развитием у педагогов мотивации, получением ими необходимых знаний, также установления между воспитателями и учителями делового и доброжелательного контакта.

Для организации сотрудничества разных ступеней, мы выбрали такие формы, как работа методических объединений, педагогических советов, мастер-классов, тематических круглых столов, совместные дискуссии, презентации и оформление информационных стендов. Методические объединения решали разные задачи, в зависимости от этапа опытно-поисковой работы: анализ и оценка программ ДОУ и начальной школы в решении задач по гендерному воспитанию детей; анализ полноты преемственных связей систем работы детского сада и школы; констатирующую диагностику понимания и заинтересованности родителей в предложенном исследовании, их активность и возможность участия в формировании гендерной воспитанности детей; диагностику состояния взаимодействия педагогов одной ступени и разных ступеней в предлагаемом исследовании; составление программы и планов сотрудничества по гендерному воспитанию детей на основе прогнозирования динамики развития компонентов гендерной воспитанности.

В целях обогащения знаний педагогов об особенностях реализации принципа преемственности в гендерном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста были проведены совместные педагогические советы («Педагогическая диагностика готовности детей к школе», «Информационные лекторий по вопросам гендерного воспитания», «Преемственность программ детский сад-начальная школа», «Целевые ориентиры образовательных программ», «Преемственность в содержании образовательных программ», «Подбор эффективных средств, форм, методов и приемов гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Фемининность и маскулинность», «Возрастная линия», «Этика гендерного воспитания» и пр.). Результатом такой работы стала выработка единых подходов и положений в работе по гендерному воспитанию образовательных учреждений.

Взаимопосещение педагогами уроков, мероприятий, совместная деятельность воспитателей и детей помогли в планировании согласованной и целенаправленной работы по гендерному воспитанию. Практические семинары, тренинги, консультации с воспитателями и учителями позволили расширить педагогический опыт разнообразными формами и методами работы. Методические кабинеты пополнились необходимой педагогической и художественной литературой. Были проведены совместные:

 

– мастер-классы по обмену педагогическим опытом («Формирование графомоторных навыков», «Уроки логоритмики», «Уроки здоровья» и пр.),

– круглые столы («Педагог-семья-ребенок», «Мальчики», «Девочки», «Создание и реализация научно-методического обеспечения процесса гендерного воспитания»),

– обсуждения и дискуссии (по результатам просмотра мультфильмов, диафильмов, прочтения научно-методической, публицистической и детской литературы, знакомство с научно-публицистическими трудами С. Бэм, Б. Хартли, И. С. Кона, С. Ушакова, Н. Ю. Ерофеевой и пр.).

Внимание было уделено и организации сотрудничества с семьей, в этом направлении были осуществлены:

– оформление информационных стендов для педагогов, воспитателей и родителей по вопросам гендерного воспитания и преемственности деятельности детского сада и школы: «Живая газета», «Папки передвижки», «Информационное зеркало»;

– открытые презентации («Гендерная среда», «Дополнительные образовательные программы», «Методическая копилка воспитателя/учителя», «Портфолио будущего первоклассника/первоклассницы» и пр.).

В результате такого сотрудничества воспитателей, учителей и родителей были составлены методические рекомендации, которые позволили обогатить содержание «Программы нравственно-полового воспитания детей старшего дошкольного возраста», в результате чего была создана программы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Мальчики и девочки» (Приложение 3).

Программно-целевой компонент основывается на преемственности содержания гендерной культуры, отражающей специфику гендерных ролей, стереотипов, проблематики, которые доступны возрастным возможностям детей. Операциональный компонент связан с выбором методов и форм организации детей в разных видах деятельности в соответствии с генезисом механизмов гендерной социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте. Контрольно-оценочный компонент связан с конкретизацией параметральных характеристик и диагностического инструментария по изучению гендерной воспитанности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель – гендерное воспитание детей младшего школьного возраста.

Задачи:

– формирование знаний и представлений об элементах гендерной культуры;

– развитие нравственно-половой направленности личности;

– приобретение и усвоение практических навыков и форм поведения в соответствии с гендерной культурой в различных видах деятельности.

Программа соответствует принципам, представленным в Концепции социального развития и воспитания детей дошкольного возраста, (Коломийченко Л. В.) и отвечает требованиям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А. Я., Кондакова А. М., Тишкова В. А.). Содержание и планирование соответствует ФГОС НОО. Реализация осуществлялась во внеурочной деятельности детей. По срокам реализации программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (по требованиям СанПиН).

Программа предполагает: реализацию деятельностного подхода для достижения цели и задачи программы; привлечение к совместной деятельности взрослых (родителей, старших братьев и сестер) и самих воспитанников. В связи с возрастными особенностями и актуальными потребностями детей занятия ориентированы на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности; связь предыдущего с последующим, использование и дальнейшее развитие старых связей; осмысление пройденного на более высоком уровне и пр.

 

Выбирая формы и методы организации деятельности детей, мы учитывали генезис оснований гендерной идентификации (от видовой – к родовой – к половой – к гендерной и т.д.) и логику освоения элементов гендерной культуры (от первоначального приобщения – к интериоризации ее ценностей в разных видах деятельности и далее – к культуротворчеству). Занятия проходили в соответствии с тремя блоками «Я – мальчик, Я - девочка», «Мужчины и женщины», «Моя семья», содержание которых было обогащено по сравнению с программой для детей старшего дошкольного возраста.

В тематическом блоке «Я – мальчик, Я - девочка» дети, основываясь на ранее известных сведениях, изучают все, что касается их Мира сегодня, все, что актуально для данного возраста мальчиков и девочек знакомятся: с новой социальной ролью, правами и обязанностями, правилами взаимодействия, сотрудничества детей в данный возрастной период, способами решения совместных задач в разных видах деятельности; усваивают ценности (дружба, взаимоуважение, эстетика, красота и пр.), определяющие дальнейшее становление личности учащихся и пр. Дети учатся проявлять симпатию и уважение к сверстникам своего и противоположного пола. Знакомятся со способами игрового и личностного взаимодействия, способами проявления эмоциональных, поведенческих, речевых реакции в процессе взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола, с родственниками.

Следующий раздел «Мужчины и женщины» дополнен сведениями о возрастной линии, о гендерных и социальных ролях людей: сын-дочь, ученик/ученица, студент-студентка, гражданин-гражданка, сотрудник-сотрудница, отец-мать, дедушка-бабушка и пр. Изучение данного раздела направлено на формирование у детей способности прогнозировать и предвидеть свою будущую роль. Дети знакомятся и с известными личностями, которые внесли важный вклад в развитие человечества. Они учатся оценивать качества, которыми обладали известные люди и которыми могут обладать сами ребята, чтобы достичь успеха. Происходит знакомство детей с ценностями для современного мужчины, женщины.

 

Заключительный блок занятий – «Моя семья» обогащен сведениями важными для выполнения социальной функции семьянина, родителя, матери, отца и актуальными для детей младшего школьного возраста. Содержание данного блока построено на сотрудничестве с семьями детей. Дети изучают мудрости семейного воспитания, выполняют функции родителей в соответствии с ситуаций, предложенной учителем. Занятия в данном учебно-тематическом блоке направлены на изучение семейных ценностей, традиций, обычаев. Данный блок дополняют комплекс занятий «Я+ТЫ», способствующих накоплению социального опыта активного взаимодействия детей одного и разного пола.

С целью актуализации всех сфер в процессе гендерного воспитания все блоки имеют четкую структуру. Так, на первых, вводных, занятиях происходит актуализация уже имеющихся знаний (когнитивная сфера) детей об элементах гендерной культуры. Далее, занятия направлены на формирование системы знаний, отношений и ценностей (эмоционально-чувственная сфера) актуальных новому социальному статусу («Я – первоклассник, Я - первоклассница», «Женщины и Мужчины в Мире», «Ты+Мы»), функциям («Что такое род, родня, родословная?»). Далее идет освоение базовых понятий гендерной культуры (культура, род, реликвия, наследство, мужчина, женщина, активность, взаимоуважение, мужественность, аккуратность, женственность, доброта) и формирование поведения (поведенческая сфера). В связи с этим педагогом создаются условия для социально-значимой деятельности, закрепления умений и навыков.

В опытно-экспериментальной работе мы учитывали, что в начальной школе деятельность детей (Д. Б. Эльконин и др.) носит предметно-практический характер. Поэтому освоение гендерных ролей происходит не только через освоение школьных дисциплин, а посредством понимания окружающего мира, такой его составляющей как взаимоотношения между людьми: педагогами и родителями, одноклассниками и одноклассницами, с которыми приходится соприкасаться по различным вопросам и решать конкретные проблемы. Окружающие люди определяют ежедневную жизнь, поэтому общение с ними в процессе предметно-практической деятельности является главным средством приспособления к этому миру. Гендерная социализация младших школьников характеризуется своеобразной системой взаимоотношения (взаимодействия) с различными людьми и с самим собой: дети-взрослые, дети-дети (однополые сверстники), дети-дети (взаимоотношения с представителями др. пола), становление образа «Я» (взаимоотношение с самим собой). В связи с этим в программе, ведущим методом воспитания выступает проблемно-ценностное общение. Данный метод затрагивает эмоциональный мир ребенка, его восприятие жизни, ее ценностей, смысла. Проблемно-ценностный метод занимал особое место в изучении темы «Искусство общения». Дети должны владеть способами взаимодействия и общения со сверстником своего и противоположного пола; уметь проявлять ценностные эмоциональные, поведенческие, речевые реакции в процессе взаимодействия со сверстником противоположного пола, с родственниками. Предвосхищало деятельность учеников – «встреча с социальной ситуацией, как проблемой», например, через просмотр мультфильма, прочтение произведения по результатам которого происходило обсуждение. Совместный просмотр мультфильма «Цветик семицветик» (В. П. Катаев) на первом этапе урока позволил обсудить с детьми ряд вопросов: Кто главный герой мультика? Как разговаривает девочка с другими людьми? Как она переживает, что сказать маме? Как общается с незнакомой бабушкой? Кто повлиял на последнее желание Жени? Что испытывала девочка, когда заговорила с мальчиком? Как вы думаете, можно ли Витю назвать тоже главным героем? Чтобы заговорить с Витей и с любым другим мальчиком/девочкой, что нужно сделать? Дети ответили, что Мальчик Витя – тоже главный герой, ведь именно он помог девочке осознать как себя нужно вести, что самое главное это не только свои желания, но это и помощь другим. Совместно с детьми надо прийти к выводу, что это основная задача любого общения – помощь, взаимовыручка и пр. Изучение данной темы позволило детям совместно с учителем составить план процесса общения детей в различных ситуациях: в магазине, на игровой площадке, дома с близкими, в школе на уроках и т.д. План включает: установление зрительного контакта (вы ищите глазами партнера для общения и оцениваете его состояние, хочет или нет/готов или нет, он для общения), затем, используя невербальные средства, привлекаете его внимание (взмахи рукой, кивок головой, подмигивания и пр.) и далее начинаете разговор, лучше всего с приветствия или вопросов. На этапе закрепления материала дети выбирают ту или иную роль, в которой должны проявлять способности к саморегуляции. В беседе с детьми уточняются особенности той или иной роли, повторяются или вновь устанавливаются правила той или иной игровой ситуации. Для закрепления вариантов разговора дети обыгрывают ситуации в гендерных мини-средах (магазин, автобус, школа и др.). Приобщение детей к основам гендерной культуры на подобных занятиях («Личность в истории», «Мы стали взрослыми!», «Мама – ты самая лучшая мама на свете! Папа – ты самый лучший папа на свете!») происходит посредством эмоционального вовлечения и обсуждения нравственной проблемы.

Активизация деятельности детей на заключительных этапах реализации занятий происходила посредством сотрудничества детей в проекте под рабочим названием «Клуб любителей». В рамках этого клуба детям были предложены разные темы для обсуждения (о прочтенных произведениях, о просмотренных видеофильмах). Своеобразие научно-поисковой работы («Найди в книгах», «Я расту: мои предки») заключалось в получении ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление, как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследования носили индивидуальный характер и способствовали вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, старших братьев, сестер, бабушек и дедушек) в сферу его интересов. Первоначально темы научно-поисковой работы дети обсуждали с учителем. Исходя из интересов и увлечений детей, учитель задавал вектор поиска. Так в поисковой работе «Нади в книгах» дети могли выбрать интересующую их книгу и ответить на вопросы. Например, какими качествами обладают герой/героиня? В решении, какой ситуации герой/героиня проявляют то или иное качество? Чему учит нас это произведение? Интересными получились работы детей, которые выбрали сказки. Например, в сказке «Гуси-лебеди» дети описывали главных героев: сестрица – была не внимательна, но потом она пыталась все исправить, стала внимательнее и стала заботиться о брате. Братец – маленький и ничего не понимал, для него все было игрой. Когда случилось, что братца похитили, сестрице пришлось проявить смелость, отвагу и отправиться в путь, где ее ждали серьезные испытания. Описанная в сказке ситуация учит нас вести себя хорошо, преодолевать трудности, быть внимательными по отношению друг к другу, особенно если это братья или сестры. Учитель совместно с детьми пришли к выводу, что в одной и той же ситуации мальчики и девочки совершают поступки по-разному. Кроме того сказки, выбранные детьми, решают еще одну важную задачу гендерного воспитания – это формированиеосознанной ответственности, осознание детьми социальной значимость старшего по отношению к младшему и понимание, что родителей надо слушаться и быть внимательным. Роль педагога заключалась в разъяснении мальчикам и девочкам,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: