Состав основных помещений судна и их характеристики




Служебные помещения (группа 1):

1) Ходовая (рулевая) рубка.

2) Машинное помещение.

3) Помещение дизельгенераторов.

4) Насосное помещение.

5) Помещение рулевого привода и подруливающего устройства.

Помещения для отдыха (группа 2) - кубрики и салоны для команды, камбузы и помещения жизнеобеспечения экипажа.

Помещения для приема пострадавших (группа 3) - одно или несколько помещений, предназначенных для размещения посторонних людей, внезапно оказавшихся на пожарном судне.

Примечание - Каждое из указанных в группах помещений может само состоять из нескольких более мелких помещений и даже отдельных выгородок в других помещениях и не иметь индивидуальных входных дверей.

5.9.2.1 Расположение помещений

Помещения группы 1

Ходовой мостик и рулевая рубка

Ходовая рубка должна быть расположена в отдельном помещении, находящемся в наиболее высоком месте на судне (на верхней палубе или на палубе верхней надстройки судна) в носовой части. В ней располагаются все органы управления судном и поэтому из нее должен обеспечиваться обзор акватории, находящейся вокруг судна на углах от 0 до 180 ° левого и правого бортов

В рулевой рубке или рядом с ней располагается штурманское отделение, в котором сосредотачивается все навигационное оборудование, необходимое для осуществления правильного движения судна.

На палубе рубки в носовой части располагается ходовой мостик, который обеспечивает:

- возможность постоянного наблюдения за движением судна;

- хорошую видимость в зоне полушаровой сферы радиусом R ≈ 2,08 (hн)1/2, где hн – высота глаза наблюдателя над водой, м; расстояние R – в морских милях;

- хорошую слышимость сигналов других судов;

- наблюдение за положением и состоянием буксира при буксировке спасаемого плавающего предмета или судна.

Насосное помещение

Насосное помещение на больших судах и выгородка на малых судах служит для расположения насосов, с помощью которых осуществляется тушение пожаров и откачка воды из поврежденных корпусов спасаемых судов.

Обычно насосное помещение располагается в непосредственной близости от МО судна, если вал привода крыльчатки насоса (обычно используется центробежный насос) механически связан с главным двигателем судна, или в специальном помещении, располагающемся обычно в средней части корпуса судна, если насос (сы) имеет (ют) электропривод. Исполнительный механизм пожарных судов(брандспойт) обычно располагается на палубе надстройки судна в районе расположения ходовой рубки.

Помещения рулевого привода

Привод перьев рулей судов обычно располагается в ахтерпике судна.

Помещение с носовым подруливающим устройством располагается в носовой части судна рядом с таранной переборкой.

В обоих помещениях расположение людей запрещается.

Помещения группы 2

Жилые помещения должны быть оборудованы с учетом размеров и назначения судна, числа членов экипажа, а также сложностей районов эксплуатации. Внутри жилых помещений должно быть предусмотрено достаточное количество шкафов, рундуков, полок и стеллажей для обеспечения размещения личных вещей людей, располагающихся в этих помещениях. Помимо коек и столиков для выполнения мелких письменных работ в этих помещениях должно предусматриваться достаточное количество поручней, ограждений и закладных досок (обвесов), чтобы обеспечить безопасное передвижение и отдых людей внутри судна, особенно при больших волнениях на акваториях их деятельности. Для тяжелых предметов должна предусматриваться возможность их надежного закрепления, исключающая их перемещение при любых кренах и дифферентах судна. Если проектом судна предусматривается хранение тяжелых предметов в рундуках, то эти рундуки должны быть обеспечены закрывающимися крышками и дверцами.

Каждое жилое помещение, которое используется для сна, должно иметь или два выхода или иметь незакрывающийся широкий проход (выход) из помещения. Ширина прохода должна быть не менее 0,7 м, а высота не менее 1,9 м. Помещения, в которых предполагается постоянное пребывание людей, должны располагаться только на верхней главной палубе судна.

Общее требование к расположению и устройствам дверей, коридоров, наклонных и вертикальных трапов: их планировка должна обеспечивать возможность быстрого доступа из помещений к местам расположения судовых спасательных средств.

Каждому человеку из экипажа судна должно быть предоставлено закрывающееся место (рундук или шкаф) или несколько мест для хранения одежды и личных вещей. Объемы рундуков и их количество, выделяемых на одного человека, определяются размерами судна и его конструктивными особенностями, численностью членов экипажа и т.п. признаками. Максимально допустимые удельные объемы на одного человека на судне в зависимости от допустимого для этого судна района эксплуатации представлены в таблице 5.9.1.

Таблица 5.9.1 – Зависимость удельных объемов рундуков от допустимого района эксплуатации

Удаление от места убежища, км, мили Минимальные жилые объемы Рундуки, м3 / чел
Каюты, м3 Общ. места, салоны, м3 / чел Обувь Сумки, чемоданы Пальто, плащи, костюмы, платья
1 -местн. 2 -местн. 3 -местн. 4 -местн.
до 5 км - - - - 0,70 0,10 0.30 -
до 12 миль 3,60 6,70 9,30 11,50 0,90 0,10 0,40 0,40
свыше 12 миль 4,00 7,30 10,00 12,20 1,20 0,10 0,40 0,40
до одних суток 4,50 8,10 10,80 12,90 1,50 0,10 0,40 0,45

 

Для помещений, расположенных ниже палубы переборок, должны предусматриваться, по возможности, два выхода, один из которых должен быть независимым от двери в переборке деления корпуса на отсеки.

Рулевая рубка должна иметь два выхода – по одному на каждый борт и свободное пространство внутри рубки для перехода через нее с борта на борт по кратчайшему направлению.

Размеры палубных люков, ведущих из внутренних помещений судна, должны быть не менее 0,6 х 0,6 м.

Кроме того, сами люки и их крышки должны отвечать следующим основным требованиям:

Люки, ведущие во внутренние подпалубные или надстроечные помещения судна должны быть снабжены крышками водозащищенного исполнения в закрытом положении. Крышки люков должны быть откидывающимися на петлях и шарнирах и при этом они должны быть надежно прикреплены к комингсам высотой не менее 200 мм над палубой. Каждый люк должен иметь запирающее крышку люка в закрытом положении устройство, способное удерживать крышку в закрытом положении при любых кренах и дифферентах. Люки с откидными крышками, располагающиеся на баке перед ходовым мостиком, должны иметь петли, установленные только на передней кромке крышки люка, а на задней и боковых кромках крышки люка должны располагаться запорные устройства, если это необходимо. Аналогичное требование относится к люку, располагающемуся в кормовой части юта. Но петли у крышек кормовых люков должны располагаться на кормовой кромке крышки. Размеры и внутренние стенки комингсов люков, предназначенных для проходов людей, должны быть такими, чтобы обеспечивался беспрепятственный проход людей в тепло- и водозащищенной одежде с надетыми на них индивидуальными спасательными средствами (жилеты, страховочные сбруи).

Если конструкция судна такая, что позволяет установить только менее трех входных в подпалубное пространство люков, то на основной палубе судна или палубе надстройки должны предусматриваться закрывающиеся аварийные люки с минимальной площадью вертикального просвета в плане не менее 0,25 м2. И вообще площади вертикальных просветов в плане стандартных «выходных – входных» люков могут колебаться от 1 м2 с базовым линейным размером 1 м – люк максимально допустимых размеров, до 0,36 м2 с базовым линейным размером 0,6 м.

Для судов с длиной L ≤ 7 м, рассчитанных на эксплуатацию в акваториях прибрежных озерно-речных, допускается установка одного стандартного входного люка и одного аварийного с минимальной площадью вертикального просвета в плане не менее 0,25 м2.

В соответствии с требованиями хорошей морской практики все люки при выходе судна с базы или отхода от места стоянки должны быть закрыты. Однако, бывают ситуации, когда на палубе судна, вышедшего на любую акваторию, должен быть открытый люк. Тогда этот люк должен быть минимально допустимых размеров (площадь вертикального просвета в плане не более 0,36 м2), он должен располагаться в ДП судна, а для районов прибрежных морских, озерных и речных с большими волнениями этот люк должен быть установлен таким образом, что его крышка и петли находились бы не менее, чем на 300 мм высоте над прилегаюшей к нему верхней палубой судна.

Дверные проемы, расположенные выше верхней палубы, ведущие в подпалубное пространство или внутрь надстройки, должны быть снабжены дверьми брызгозащищенного исполнения. Эти двери по прочности должны быть не менее прочными, чем прочность переборки, к которой они прикрепляются, открываться наружу и иметь эффективное двустороннее средство запора, действующее с обоих сторон двери, если дверь не раздвижная.

Дверной проем должен быть расположен так близко к ДП, как это конструктивно выполнимо. Дверной проем должен быть снабжен комингсами в водозащищенном исполнении высотой не менее 300 мм над уровнем верхней палубы.

Если пространство верхней палубы перед основным входом, ведущим в подпалубное пространство, ограждено с кормы и обоих бортов водонепроницаемым комингсом, соединяющимся с задней стенкой рубки, то нижний край дверного проема входа должен быть расположен не менее, чем на 100 мм выше самого нижнего верхнего края комингсного ограждения палубы, но не менее 300 мм над уровнем верхней палубы.

Дверные проемы, располагающиеся выше палубы рубки, должны быть снабжены комингсами в водозащищенном исполнении высотой не менее 100 мм над уровнем палубы рубки. При этом нижний край дверного проема должен находиться на высоте не менее 300 мм над уровнем верхней палубы.

Устройства для закрывания выходных дверей должны управляться с обеих сторон.

Двери должны открываться следующим образом:

1) двери жилых и служебных помещений, выходящие в коридор – внутрь помещений;

2) двери общественных помещений – наружу или в обе стороны;

3) двери в концевых переборках надстроек и во внешних поперечных переборках рубок и надстроек – наружу, в направлении ближайшего борта;

4) двери во внешних продольных переборках рубок и надстроек – наружу, в направлении в нос.

Примечания

1) Двери, указанные в п.1, допускается открывать наружу (в коридор), если они расположены в конце тупиков и не препятствуют выходам из других помещений.

2) Раздвижные двери у выходов и путей эвакуации не допускаются за исключением дверей рулевой рубки.

3) Двери, указанные в п.1, не должны иметь крючков для удержания их в открытом положении. Допускается оборудование таких дверей буферами с пружинными ловителями, фиксирующими дверь в открытом положении и позволяющими закрывание ее, не заходя в помещение.

Двери жилых помещений должны иметь в нижней половине выбивные филенки размером 0,4 х 0,5 м.

Все коридоры должны обеспечивать беспрепятственный проход по ним. Допускаются тупиковые коридоры длиной не более 2 м.

Ширина магистральных коридоров в районе жилых помещений должна быть не менее 0,8 м, а ответвляющихся – 0,65 м.

Ширина проходов с борта на борт на мостике и в рулевой рубке должна быть не менее 0,6 м.

Ширина палубных проходов, ведущих к местам расположения спасательных средств судна должна быть не менее 0,85 м.

Все палубные наклонные трапы должны быть из стали и иметь рамную конструкцию. Ширина трапов на судах длиной более 15 м должна быть не менее 55,0 см. На судах длиной менее 15 м ширина трапов может быть уменьшена, но не менее 50,0 см. Расстояние между ступенями трапов должно быть не менее 16 см, но не более 25 см. Глубина ступеней трапа должна быть не менее 15 см. Ступени трапов должны иметь вертикальные буртики, на стороне постановки ноги, высотой от 5 до 12 мм. Минимальное расстояние между левым и правым поручнями трапов должно быть не менее ширины самого трапа. По прочности один перегон трапа (сверху до низу) должен выдерживать вес не менее 320 кг, причем указанная нагрузка может прилагаться не только вниз, но и в сторону с углом крена, равным от 45 до 50° в зависимости от конструктивного типа судна. Поэтому по всем длинам каждого перегона по обоим боковым сторонам ступеней должны быть установлены прочные вертикальные буртики высотой не менее 100 мм, мешающие соскальзыванию ступней ног в боковых направлениях при кренах судна.

Ширина вертикальных трапов, устанавливаемых на вертикальных стенках надстроек, если это необходимо для обеспечения нормальной работы экипажа судна, между тетивами должна быть не менее 300 мм, а расстояние между блясинами – от 280 до 320 мм. Отстояния вертикальных трапов от стенок надстроек или корпуса судна должно быть не менее 150 мм, а расстояние между поручнями (при их наличии) – не менее 500 мм.

Скобы у скоб-трапов должны иметь слегка прогнутую вниз опорную для ног поверхность и быть шириной не менее 250 мм. Расстояние между скобами не должно превышать 350 мм, а отстояние опорной поверхности скобы от плоскости крепления скоб – не менее 150 мм.

Общее максимально возможное количество людей, которое должны пропустить штатные трапы одного борта в течение четверти часа должно приниматься равным двум третям величины экипажа и полного числа посторонних (спасенных) людей из помещений, где они находились до возникновения срочной необходимости покидания судна.

Все трапы должны ориентироваться вдоль ДП судна. Вертикальное расстояние подъема по трапу без промежуточной площадки не должно превышать 2,5 м. Угол наклона трапов к вертикали должен находиться в зоне от 40° до 45°.

На судах, имеющих многоярусные надстройки, площади промежуточных площадок между ярусами должны быть не менее 1,2 м2.

Дополнительно к аварийному освещению пожарные суда должны иметь низкорасположенное освещение (НРО) на путях эвакуации и приема пострадавших, на трапах и при «выходах-входах» внутрисудовых помещений. Система НРО должна состоять из электрических ламп накаливания, питающихся от судовой электросети, световых диодов, электролюминесцентных полос или ламп и тому подобных устройств.

Система НРО должна работать непрерывно в течение времени, необходимого для выполнения спасательных работ.

Источником питания системы НРО должны быть основная и аварийная электросистемы. Включение системы должно осуществляться с основного приборного пульта судна.

НРО должно быть непрерывным во всех проходах для обеспечения визуального очертания и направления пути «прохода-выхода», исключая ее разрывы на коридорных переходах и входах в каюты. Элементы НРО должны устанавливаться на одной стороне коридоров и переборок на высоте 200 мм от палубного покрытия. В районах тупиков НРО должна иметь стрелки, размещаемые на расстоянии не более 1 м (или равноценные указатели), обозначающие выход из тупика.

На трапах НРО должно быть расположено на той же высоте (200 мм от каждой ступеньки) по всей длине трапа с одной его стороны, причем на верхней и нижней ступеньках трапа должны быть знаки начала и конца трапа.

При нахождении в помещении нескольких дверей НРО должны указывать, которая из этих дверей ведет к выходу на палубу. Другие двери не должны выделяться.

Все знаки путей эвакуации или загрузки, и дверей «выходов-входов» должны быть освещены.

Вдоль всего пути эвакуации или загрузки судна должны проходить жесткие леера, выдерживающие распределенную нагрузку в 750 н/м, особенно при больших кренах судна. Пути эвакуации людей должны быть, по возможности, с минимальным количеством поворотов и изгибов как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.

Помещения группы 3

Эта группа состоит из помещений, предназначенных для размещения людей с пострадавших судов. В этих помещениях должны предусматриваться койки-лежанки размером 1,9 х 0,6 м с обносами. Эти койки могут быть стационарными или временно устанавливаемыми. Располагаться койки должны в два яруса (одна над другой), с вертикальным расстоянием между ними или между верхней койкой и подволоком не менее 600 мм.

Общее количество людей, которое может принять пожарно-спасательное судно, определяется величиной отношения объема вытесненной воды от действующей ватерлинии до максимально допустимой ватерлинии загрузки судна Δ W / Gч, где Gч – условно принимаемый вес одного одетого человека с вещами, обычно принимается равным 100 кг. Тогда количество принимаемых N = 0,01 Δ W.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: