ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ





Выпускная квалификационная работа бакалавра

на тему: «ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ПО УСТРАНЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 

Выполнила:

студентка группы № 41

очного отделения

направления подготовки

«Специальное (дефектологическое)

Образование»

профиля «Логопедия»

Куприянова Елена Сергеевна

 

Научный руководитель:

канд.псих.наук, доцент

Микфельд Яна Оттовна

 

Работа допущена к защите:

Завкафедрой____________

Колодовская Е.А.

 

 

Смоленск

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКО ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР…  
1.1. Онтогенез развития фонетико-фонематической системы родного языка в норме………………………………………...  
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР…
1.3. Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с ЗПР…………...……………..………  
1.4. Диагностика и коррекция ФФН у детей с ЗПР………..…….
Выводы по главе I……………………………………………………………
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР.........................................................................    
2.1. Организация и методика исследования особенностей ФФН у детей с ЗПР…………………………………………………  
2.2. Система коррекционной работы по устранению фонетико-фонематического нарушения у детей ЗПР………………….  
2.3. Организация экспериментального исследования и оценка эффективности коррекционной работы по устранению ФФН у дошкольников с ЗПР………………..………………..    
Выводы по главе II…………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………
Приложение 1. «Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Звук [ш]»……………………….....……………..  
Приложение 2. «Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Звук [р]»…………………………………………  
Приложение 3. «Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Звуки [С] и [Сь]»………………………………..  
Приложение 4. «Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Звуки [C] и [Сь]»………………………………..  
Приложение 5. «Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Звук [ш]»…………………………………….......  

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время проблема изучения фонетико-фонематических нарушений у детей с задержкой психического развития стала очень актуальной. В последние годы, как показывают статистические данные, в нашей стране стало рождаться намного больше детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является недостаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. В связи с этим, методологической основой изучения нарушений речи у детей с ЗПР являются современные представления о соотношении мышления и речи, что и освещается в первой главе данного пособия.

Большинство детей с ЗПР страдают дефектами звукопроизношения, наблюдается бедный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов они часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием смысла слов. Эти дети почти не используют в своей речи некоторые грамматические категории, испытывают трудности в понимании и употреблении сложных лексико-грамматических конструкций.

Своеобразно и поведение детей с ЗПР. Болезненное восприятие критики, ограниченный самоконтроль, странное или неуместное поведение, так же как агрессия или даже собственное членовредительство, наблюдаются у детей с задержкой развития. Учебная мотивация у них отсутствует или выражена крайне слабо, не наблюдается положительного отношения к обучению, к занятиям.

Ведущей деятельностью для них остаётся игра. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе. К началу систематического обучения у детей с ЗПР не формируется высшая форма игровой деятельности – сюжетно-ролевая игра, которая и готовит ребёнка к выполнению нового вида деятельности – учебной.

Во многих образовательных учреждениях уделяется недостаточное внимание созданию условий для освоения детьми позицией субъекта разнообразных видов познавательной деятельности. Модель субъектного взаимодействия педагогов с детьми остается только провозглашенной: учителя слабо используют весь арсенал педагогических приемов для постановки ребенка в позицию субъекта познавательной деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, уровня развития.

Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи: как на овладение семантикой речи, так и на усвоение языковых закономерностей, на формирование языковых обобщений.

Изучением вопроса недоразвития речи (НР) детей были посвящены исследования М.В. Жигоревой и др. (Жигорева М.В., 2009). Авторы исследований описали проявления разных форм речевой патологии в различных возрастных группах детей.

Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев и другие изучали симптомы интеллектуальной недостаточности, нарушения отдельных когнитивных функций, явления эмоционально-волевой незрелости (Н.М. Назарова, 2000).

В настоящее время отмечается большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития.

Нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Вследствие этого в данное пособие включены разделы, касающиеся как особенностей речевого развития в целом, так и особенностей фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи; нарушений как устной, так и письменной речи у детей с ЗПР.

Объект исследования – речевая деятельность у детей с ЗПР.

Предмет исследования –особенности фонетико-фонематических нарушений у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Гипотеза исследования:нарушения фонетико-фонематической стороны речи выражаются в искажениях, заменах, пропусках звуков в речи, а так же характеризуется невнятностью и смазанностью речи.

Цель исследования -изучить особенности фонетико-фонематических нарушений у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и определить направления коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:

1. Рассмотреть онтогенез развития фонетико-фонематической системы родного языка в норме.

2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР.

3. Выделить особенности формирования, диагностики и коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей с ЗПР.

4. Изучить особенности фонематических нарушений у дошкольников с ЗПР и наметить пути логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР.

Актуальность проблемы детей с ЗПР в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств отражается на общем снижении успеваемости, особенно с раннего возраста. Это говорит о том, что надо особое внимание уделять детям с ЗПР, подходить особенно внимательно и индивидуально подбирать дидактический и развивающий материал.

Важнейшие источники исследования:литература по вопросам логопедии, психолингвистики, лингвистики, клиники интеллектуальных нарушений; методики обследования фонетико-фонематической стороны речи у детей с ЗПР; пособия по логопедическому обследованию; статьи из научно-методических журналов.

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы:

-наблюдение за детьми с задержкой психического развития;

-беседа с учителями и родителями;

-изучение состояния проблемы;

-анализ, обобщение данных по проблеме исследования и выработка гипотезы;

-планирование и проведение эксперимента;

-сравнительно-сопоставительный анализ полученных экспериментальных данных;

-количественная и качественная оценка итогов эксперимента и ее соотнесение с гипотезой исследования.

Практическая значимость исследования:

-теоретические и практические результаты могут быть использованы на практических и семинарских занятиях;

- занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с задержкой психического развития могут быть использованы для деятельности школы VII вида и в классах коррекции.

Апробация результатов исследования –выступления с положениями работы и результатами исследования докладывались на практических занятиях студента.

Внедрение в практику: исследования проводились в МБДОУ д/c ДСКВ №21 г. Смоленск, логопедическая группа детей с фонетико-фонематическим нарушением на фоне задержки психического развития. В экспериментальном исследовании участвовало 9 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Коррекционная работа проводилась 2-3 раза в неделю во второй половине дня.

Положения, выносимые на защиту:коррекция фонетико-фонематических нарушений детей с задержкой психического развития у дошкольников будет эффективной в следующих условиях:

- осуществление индивидуального подхода к каждому учащемуся;

- избирательный подбор дидактического материала, направленного на коррекцию фонетико-фонематического нарушения.

Объем и структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 68 страниц. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка изученной литературы – 41 источников, приложения. Объём работы составляет 94 страницы, в работе представлены 2 таблицы и 2 рисунка.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ

У ДЕТЕЙ С ЗПР





Читайте также:
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.