Система коррекционной работы по устранению фонетико-фонематического нарушения у детей ЗПР




Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. «Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте» (Каше Г.А.,Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1978, 1974 г.).

В основе предложенной нами коррекционной работы лежит анализ уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи дошкольника, а также учёт индивидуальных, интеллектуальных и возрастных особенностей дошкольников.

Цель коррекционной работы: устранение фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с ЗПР.

Коррекционно-логопедическая работа состояла из 20 занятий, которые осуществлялись в форме индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Коррекционная работа осуществлялась в двух направлениях:

- формирование полноценных произносительных навыков;

-развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

В работе над произношением выделялось два этапа – собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале.

При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяли заданный звук:

• в открытых слогах (звук в ударном слоге): са – сани;

• в обратных слогах: оснос;

• в закрытых слогах: сассок;

• в стечении с согласными: скамиска.

Мягкий звук отрабатывался после твердого в той же по­следовательности. Использовались слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.

Дифференциация звуков осуществлялась с постепенным усложнением. Например: саша, шаса; сашаша-са; саш–сош; са–ша–са–ша–са. Так тренировалось быстрое и четкое переключение звуков, различных по месту артикуляции.

В период автоматизации большое значение придавалось неод­нократному повторению слов, включающих заданный звук.

Одновременно с постановкой звуков проводились упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучали узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может.

Для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков проводилась артикуляционная гимнастика.

С целью коррекции звукопроизношения использовались такие способы постановки звуков:

1) постановка в игре.

Например: мышка утащила фантик от конфетки и шуршит им – шшш (изображаете руками движение лапок и четко произносите звук ш), к ней прибежала другая мышка, и они стали играть вместе – шшш (ребенку предлагается изобразить другую мышку и пошуршать за нее).

Или использовались такие звукоподражания: прокололось колесо – шшш, подул сильный ветер – шшш, набегают волны на берег - шшш и т.д.

Аналогичные задания использовались для постановки других групп звуков.

2) постановка по подражанию, когда внимание ребенка фиксировалось на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный и слуховой контроль). Так создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно использовались тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту, проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука [ ч ] или вибрация голосовых связок при звонких звуках, при этом ладонь нужно положить на шею.

3) постановка с механической помощью. Он использовался, когда ребенку было недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходилось помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для звука ш) использовалась плоская узкая ручка чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка (для звука р) палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть и подстричь ногти).

Автоматизация и дифференциация осуществлялась в игровых ситуациях, например, для автоматизации и дифференциации звуков [с], [с’] использовались такие игры как:

ИГРА «Чьи следы?». Оформляется игровое поле под зимний лес, к деревьям проложены следы. Ребенок, проговаривая слова и слоги, передвигает игрушку по следам и узнает, кто прячется за деревом. Перед тем как фигурке (картинке) появиться, произносятся слова: «Кто за деревом сидит, покажись, появись?» Появляются фигурки (картинки), в названии которых присутствует отрабатываемый звук.

ИГРА «Починим кран». На игровом поле изображается КРАН и помещается рисунок в файл. По файлу нарисованные капли воды, «вытекающие» из крана. После правильно произносимых слов капли, нарисованные на файле, стираются.

Инструкция для игры. «В доме поломался кран. Из крана сильно бежит вода и скоро затопит квартиру: с-а, с-ы, с-о, с-у. Давай почим кран и остановим это «наводнение»!».

ИГРА «Саночки». На игровом поле изображается снежная горка. Вырезанные из синего и зеленого картона санки. Во время произношения ребенком слогов или слов саночки «скатываются» с горки. При дифференциации звуков С и Сь ребенок должен использовать санки нужного цвета. При произнесении слова со звуком С ребенок использует синие санки (синий цвет символизирует твердость согласного звука), а со звуком Сь –зеленные санки (зеленый цвет символизирует мягкость согласного звука).

Подобные игровые приемы использовались для автоматизации и дифференциации других звуков.

Развитие фонематического восприятия осуществлялась в 6 этапов:

I этап – узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивалась способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На протяжении данного этапа дошкольников учили различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

На первом этапе работы использовались такие игры как:

1.Игра «Что ты слышишь?». Предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

2.Игра «Угадай по звуку». Определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Демонстрируются для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

3.Игра: «Угадай что звучит». Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.

Ход игры: взрослый показывает ребёнку игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда ребёнок запомнит названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре,звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» — спрашивает он у ребёнка. Дошкольник отвечает, и логопед снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы ребёнок узнавал звучащий предмет, отчетливо произносил его название.

На втором этапе коррекционной работы по развитию фонематического восприятия использовались такие задания как:

1. Игра «Узнай по голосу». Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

2. Игра «Три медведя». Взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

3. Игра «Животные и их детёныши». Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

На третьем этапе применяли игры:

1. Игра «Хорошо послушай». Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван…).

Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.

2. Игра «Добавим и запомним». Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.

3. Игра «Найди пару». Взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

На четвёртом этапе работы применяли игры:

1.Игра «Цепочка». Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……..,ТО-ПУ-АХ…..

2. Игра «Запомни и повтори». Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.

3. Игра «Живые слоги». Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

Для реализации задач пятого этапа использовались такие игры как:

1.Игра «Покажи картинку». Взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:

1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.

2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Логопед объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

2. Игра «Найди одинаковый звук». Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос – С.

3. Игра «Выбери правильно». Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

На заключительном этапе использовались такие игры как:

1. Игра «Спой начало». Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.

2.Игра «Назови конец». Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т.

3.Игра «Назови по порядку». Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А, К.

4. Игра «Синий — красный». Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др.

5. Игра «Найди синий домик». Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох.

6. Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: