Тема: Звуки [С] и [Сь].
Цель: дифференциация звуков [С, Сь]
Задачи:
- учить детей различать звуки [С] и [Сь];
- учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
- обучать детей звуковому анализу слов;
- развитие фонематического слуха;
- зрительной, слуховой памяти и внимания;
- развивать артикуляционную моторику.
- воспитывать внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: предметные картинки, зеркала, книга.
Ход занятия
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:
Самая болтливая птица (сорока).
Ночная птица (сова).
Число, следующее за числом шесть (семь)
Птица с желтой грудкой (синица)
Усатая рыба (сом)
Что видим, когда спим (сон)
Цвет моря (синий)
Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
- Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [С] и [Сь]).
- Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [С] и [Сь] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.
Артикуляционная гимнастика
-А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.
Упражнения: «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка», «Лошадка».
3. Характеристика звуков [С, Сь]
Игра «Гости»
- Посмотрите к нам пришли гости. А вы хотите узнать, как их зовут?
- Я вам подскажу. Имя девочки начинается со звука [С] Как ее могут звать? (Света, Соня Снежана)
-А имя мальчика начинается со звука [Сь]. Как зовут мальчика? (Сема, Сережа).
- Какой звук вы слышите в начале слова Соня? (звук [С])
- А в слове Сема? (звука [Сь])
- А в чем разница между ними? (Звук [С] – твердый, а звук [Сь]- мягкий).
4. Дифференциация звуков [С, Сь] в словах
Игра «Угостим гостей».
- Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.
|
- Соню угостим угощениями со звуком [С].
- Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).
Дети поднимают те картинки, в которых есть звук [С].
- А Сему угостим угощениями со звуком [Сь].
– Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).
- А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).
Гости наши теперь сыты.
Игра «Расселим животных».
- Посмотрите, Соня и Сема принесли нам книгу. Книга эта о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите в книге одна страница синяя, а другая зеленая. Если слышим звук [С] в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук [Сь] то на зеленую страничку.
– Кого мы поселили на синюю страничку? (собаку, свинью, лису, сорока, соболь)
– Кого мы поселили на зеленую страничку? (поросенка, лося, рысь)
- Соня с Семой немного устали давайте немного поиграем.
Физминутка
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
Развитие психических процессов
Игра «Назови детенышей».
Свинья- поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок.
Звуковой анализ слова
Игра «Магазин»
- Соню мама послала в магазин и попросила купить там все, что начинается со звука. Возьмите синий карандаш и закрасьте бантики около этих предметов.
Детям логопед раздает картинки со звуками [С, Сь]
- Какие предметы нашел Марина? (скакалку, самосвал, стул)
|
- А какие предметы увидела Андрей? (стол, самовар, сок)
Игра «Слово рассыпалось»
- А сейчас я буду называть вам звуки, а вы составите слово.
С, О, К - СОК
С, У, П- СУП
С, Л, О, Н- СЛОН
С, И, Т, О- СИТО
После каждого отгаданного слова, дети отвечают какой звук в слове, твердый или мягкий.
Итог занятия
- Пришла пора нам возвращаться в группу.
- С какими звуками мы произносили и искали слова сегодня? (звуками [С] и [Сь]).
Приложение 4
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Звуки [С, Сь]
Цель: учить ребенка различать звуки [С]-[Сь] изолированно, в слогах, в словах, на слух и правильно их использовать.
Задачи:
- развивать фонематическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику;
- учить правильно обозначать мягкость согласного кружком соответствующего цвета;
- формировать навыки звукового анализа.
Оборудование: картинки с изображением язычка, большого насоса и маленьких насосиков, лист бумаги с контурным изображением больших и маленьких насосов, карандаши, таблица из трех пустых окошечек, кружки зеленого и синего цветов, горка с санками.
Ход занятия
Организационный момент с пальчиковой гимнастикой.
Логопед:
- Здравствуй, Вася. Сегодня на занятии мы научимся различать звуки [С, Сь]. Отгадай, кто так кричит:
«Кря - кря – кря»?
Раз - два - шли утята.
Три - четыре - за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался _
Громко - громко запищал:
- Пи -пи -пи - не пищи!
- Мы тут рядом, поищи!
Поочередно сгибать и разгибать все пальцы правой (затем левой) руки. Начиная с большого, а со звуков «Пи - пи - пи» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.