Тема: Звук [Р]
Цель: автоматизация звука [Р] словах.
Задачи:
- автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, словосочетаниях;
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание, память, мышление;
- совершенствовать навык фонематического анализа;
- обогащать словарный запас.
Оборудование: картинки, кукла.
Речевой материал: слоги, слова, словосочетания.
План занятия:
1. Оргмомент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Произнесение звука [Р] в слогах.
4. Физминутка.
5. Произнесение звука [Р] в словах.
6. Произнесение звука [Р] в словосочетаниях.
7. Итог занятия.
Ход занятия
Оргмомент.
Логопед:
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Рада. Она очень хочет, чтобы ты помогла ей закрепить правильное произношение звука Р. Ты поможешь ей?
Ребенок:
- Да, помогу.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
- Рада придумала для тебя интересную игру про Веселый Язычок, который любит гулять, упражнения выполнять. А твой язычок сможет выполнить все эти упражнения. Будь внимательной и старательной. Повторяй за Радой:
- рот приоткрой;
- кончик языка подними к середине верхней губы;
- кончик языка опусти к середине нижней губы;
- кончиком языка прикоснись к правому уголку рта;
- кончиком языка прикоснись к левому уголку рта.
И дальше:
- кончиком языка прикоснись к середине верхних зубов;
- кончиком языка прикоснись к середине нижних зубов;
- язык упри в правую щеку (посмотри в зеркало – будто у тебя там орешек прячется, правда?);
- язык упри в левую щеку (и орешек переместился!);
- кончиком языка прикоснись к бугорочкам за верзними зубами и погладь их (язычок двигается из стороны в сторону);
- кончиком языка прикоснись к нижним бугорочкам и погладь их;
|
- кончик языка упри в правую щеку и поводи им (как будто орешек перекатывается за щекой);
- кончик языка упри в левую щеку и поводи им (как будто орешек перекатывается за этой щекой).
Молодец, ты все правильно выполнила.
3. Произнесение звука [Р] в слогах
Логопед:
- А теперь мы начнем выполнить задания, и Рада вместе с нами.
Игра: «Оркестр»
Логопед:
- Помнишь, вчера мы с тобой играли на разных музыкальных инструментах? У тебя так звонко, громко, весело и четко получалось. Давай мы с тобой научим Раду также замечательно играть на этих инструментах.
Барабан-его песня ТРА-ТРА-ТРА!
Тромбон-его песенка ТРО-ТРО-ТРО!
Труба – ее песенка ТРУ-ТРУ-ТРУ!
Контрабас-его песня ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ!
Игра: «Похлопаем»
Логопед:
- Сейчас я буду называть слова, ты внимательно слушай и, когда услышишь звук Р, хлопай в ладоши.
Слова: пол, мел, вата, сор, забор, стул, рак, лампа, вата, рама, рыба, лук, волк, сова, ракета, лопата, роза, павлин, ведро, молоток, пароход, арбуз, клоун,трамвай, платье, ворона, клад, клуб, врач, метр.
Игра: «Внимательно слушай и повторяй»
(Логопед произносит фразы, ребенок его внимательно слушает и повторяет).
Ар-ар-ар – у меня загар.
Ыр-ыр-ыр – мыши съели сыр.
Эр-эр-эр – смелый офицер.
Ир-ир-ир – я хочу увидеть мир.
Ор-ор-ор – на юге много гор.
Ур-ур-ур – покормите наших кур.
Ар-ар-ар – улетает яркий шар.
Ор-ор-ор – сели куры на забор.
Физминутка.
Мухомор
В яркой куртке мухомор
Гордо сел на косогор.
Мы на горку пойдем,
Мухомор мы там сорвем.
5. Произнесение звука [Р] в словах.
Логопед:
- А сейчас поможешь Раде разгадать интересные и увлекательные загадки?
|
Испугался кот собак,
Задом пятится, как … (рак).
Пришел домой художник наш
Он взял тетрадь и … (карандаш).
Береги нос
В сильный … (мороз).
Роет землю серый крот,
Разоряет … (огород).
В день рождения Петрушке
Купили новые … (игрушки).
Юра тащит вкусный груз
Замечательный … (арбуз).
Игра: «Цветик-семицветик»
Логопед:
- У Рады был красивый цветик. Но пока она к нам шла, она растеряла все лепестки. Я их нашла, но нам придется обратно собрать из этих лепесточков цветок Раде. Поможешь ей?
Игра: «Послушай, запомни и назови»
Логопед:
- Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.
Посадила баба Фекла в огороде лук да свеклу.
А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой,
И морковку, и капусту, чтобы борщ был летом вкусный.
Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора,
Огурцы, укроп, петрушку – чтоб любили все друг дружку.
Витаминный огород требует больших хлопот.
Баба Фекла в борщ кладет все, что у нее растет.
Игра: «Варим суп»
Логопед:
- Раде скоро уже нужно будет уходить, и за то, чему ты научила ее на занятию, она научит тебя варить очень вкусный суп. Вот посмотри, что изображено на этом плакате?
Ребенок:
- Овощи.
Логопед:
- Правильно, овощи. Все эти овощи растут на огороде. А огород – это наш плакат. Ну что пойдем искать овощи?! Но только Рада варит суп из овощей, в которых есть звук Р. Найдем их здесь?
Умница, ты правильно все нашла. Теперь нужно все эти овощи собрать в корзинку и отнести домой.
Игра: «Выбери правильно»
Логопед:
- А сейчас поиграем в игру. Я тебе покажу картинки, а ты посмотри их и выбери те, в которых есть звук [р].
|
Картинки: роза, окно, рюкзак, рука, полка, корона.
6. Произнесение звука [Р] в словосочетаниях.
Игра: «Послушай и повтори»
Красный помидор.
Оранжевая морковь.
Сахарная кукуруза.
Крупный картофель.
Круглый горох.
Логопед:
- А если нам с тобой захочется сварить много супа, то нам понадобится много красных помидор (далее ребенок называет по аналогии: много оранжевой моркови, много сахарной кукурузы, много крупного картофеля, много круглого гороха).
Итог
Логопед:
- Итак, правильное произношение какого звука мы с тобой сегодня закрепили? [Р]
- Молодец, ты справилась со всеми заданиями и помогла Раде. Она дарит тебе раскраску с изображением помидора, моркови и винограда.
Приложение 3