Онтогенез развития фонетико-фонематической системы родного языка в норме




Фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждая единица характеризуется совокупностью смыслоразличительных признаков.

В русском языке этими признаками являются твёрдость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются один от другого несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далёких, не сходных между собой. Если фонемы отличаются лишь одним смыслоразличительным признаком, тогда они являются близкими, оппозиционными.

В.К. Орфинская выделила следующие функции фонематической системы:

1) смыслоразличительная.

2) слухопроизносительная дифференциация фонем.

3) фонематический анализ.

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению структуры слова [34, с. 8].

Чёткое восприятие фонем в речи окружающих является одним из важнейших условий формирования правильного звукопроизношения. Чтобы научиться правильно произносить звук, надо уметь отличать его от всех других, в том числе и близких, оппозиционных звуков. Если же у ребенка нет чёткого слухового образа звуков, то он не имеет образца для подражания и не может контролировать своё произношение.

В ходе формирования фонематического восприятия происходит перестройка первичного речевого слуха, овладение им и использование в целях решения новых задач. Фонематический слух превращается под влиянием специального процесса формирования в сложную систему действий субъекта, составляющих фонематическое восприятие. Обучение детей чтению и письму требует умения детей производить звуковой анализ слова, умения расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове, то есть анализа звуковой структуры слова.

Это умение приходится специально формировать. Высокий уровень развития первичного фонематического слуха не приводит автоматически к этому действию, хотя является предпосылкой его формирования. Речеслуховой сенсорной функции достаточно для практики речевого общения. Однако, этого недостаточно для овладения чтением и письмом. Процесс речевого общения не ставит задач, которые развивали бы функции фонематического анализа.

При звуковом анализе слова существует противоречие, между звуковой единицей языка и единицей речи. Звуковой единицей языка является фонема, а произносительной единицей речи является слог. Речь при произнесении квантована слоговым образом, а анализировать её надо не со стороны составляющих её артикуляторных единиц (слогов), а со стороны составляющих звуковых единиц (фонем). Ребёнку также необходимо анализировать свою собственную деятельность. Это достаточно трудно для ребёнка и такому анализу надо специально учить.

Итак, четкое восприятие фонем в речи окружающих, является одним из важнейших условий формирования правильного звукопроизношения [18, с. 74].

Рядом авторов (Д.Б. Элькониным, Л.Е. Журовой, 1963; Э.И. Труве, 1976; Н.Х. Швачкиным, 1948.) были проведены исследования развития фонематического восприятия в онтогенезе, результатом которого было выявление закономерностей в развитии фонематического восприятия.

Данные авторы сделали вывод о том, что различение звуков на слух происходит с учётом их акустической близости.

Как показали исследования Н.Х. Швачкина (1948), первичный фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения очень рано. Уже к двум годам дети хорошо дифференцируют слова, различающиеся друг от друга только одной какой-либо фонемой. Например, слова, отличающиеся друг от друга только одной звонкой и глухой согласной или твёрдой и мягкой согласной, дифференцируются детьми. Рядом исследований доказано, что первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. К специальному его формированию приходится прибегать только в случаях нарушений в развитии речи.

Фонематическое восприятие формируется на основе семантики. Ребёнок начинает различать звуки, которые ещё не произносит. На этот процесс оказывает влияние речеслуховой и речедвигательный анализаторы.

В процессе онтогенеза фонематическое восприятие проходит определённые стадии своего развития.

Р.И. Лалаевой было предложено в развитии фонематической стороны речи ребёнка выделять следующие этапы:

1. Стадия дофонемного восприятия.

2. Этап фонематического восприятия [17, с. 56].

Стадия дофонемного восприятия характеризуется тем, что ребёнок вычленяет отдельные фонемы из общего потока речи и, следовательно, не имеет возможности различать их. Восприятие речи осуществляется с опорой на просодические компоненты речи: интонацию обращённого к ребёнку речевого высказывания, его темп, ритмическую структуру. Ребёнок в возрасте 1 год способен различать вопросительную, утвердительную, восклицательную окраску предложения.

К концу 1 года жизни ребёнок способен различать отдельные слова, их звукослоговой рисунок, место ударения в слове. Однако он не способен различать слова с одинаковой слоговой и похожей звуковой структурой, что говорит о ещё несформированном фонематическом восприятии.

К концу стадии фонематического восприятия ребёнок уже способен различать слова с похожей звукослоговой структурой, в том числе и слова-квазиомонимы. Таким образом, развитие фонематического слуха опережает формирование артикуляторных навыков.

Р.Е. Левина (1961) выделила следующие стадии:

1 стадия – дофонематическая (от рождения до шести месяцев). Характеризуется полным отсутствием дифференциации звуков речи. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Ребёнок речь пока не понимает.

2 стадия (от шести месяцев до двух лет) – характеризуется различением акустически далёких фонем. Акустически близкие фонемы не дифференцируются. Дифференцируются контрастные фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная сторона речи искажена.

3 стадия (от двух до четырех лет) – характеризуется дифференцированием звуков в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Неправильно произнесённое слово ребёнок с предметом соотносит. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечает различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно.

4 стадия (к возрасту четырех лет) – характеризуется тем, что в процессе восприятия речи у ребёнка преобладают новые образы. Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация ещё не стойкая. В норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.

На 5 стадии (пяти годам) восприятие и экспрессивная речь правильны. Ребёнок различает правильное и неправильное произношение. Завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.

В своих экспериментальных исследованиях Н.Х. Швачкин (1948) так определил последовательность различения фонем речи [29, с. 90].

На 1 этапе развития фонематического восприятия происходит различение гласных и согласных. Согласные звуки пока ещё не различаются. Сначала ребёнок отличает фонему – [А] от всех остальных. Затем происходит постепенная дифференциация других гласных. В последнюю очередь дифференцируются акустически близкие звуки как [О-У, Э-И].

На 2 этапе происходит определение в слове наличие или отсутствие согласного как широко обобщённого звука.

На 3 этапе развития фонематического восприятия начинают различаться сонорные и шумные согласные. Вначале ребёнок дифференцирует в речи сонорные, а среди шумных согласных раньше других начинает выделять артикулируемые шумные звуки.

На 4 этапе начинают различаться твёрдые и мягкие согласные. Раньше дифференцируются артикулируемые звуки, позже те, которые появляются в речи.

На 5 этапе происходит различение между собой сонорных согласных.

Вначале усваивается дифференциация между группами назальных и плавных. Причём назальные сонорные ребёнок начинает выделять раньше, чем плавные, так как назальные сонорные ([М, Н]) по артикуляции более просты, чем плавные ([Л, Р]). Позже формируется способность различения звуков внутри групп.

На 6 этапе происходит различение сонорных и не артикулируемых шумных согласных ([Н- Ж, Л-Х]). Внутри группы шумных согласных раньше начинают различаться звуки, отличающиеся по месту образования.

На 7 этапе развития фонематического восприятия происходит различение губных и язычных согласных ([Б-Д, П-Т] и т.д.).

На 8 этапе начинают различаться звуки, отличающиеся способом образования. В первую очередь различаются взрывные и фрикативные звуки. Взрывные согласные различаются и артикулируются раньше остальных. Этому способствуют особенности артикуляции, а именно наличие смычки вызывает усиление кинестетических ощущений.

На 9 этапе происходит различение переднеязычных и заднеязычных звуков.

Дифференциация глухих и звонких согласных [Д-Т, Б-П, В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш] усваивается ребёнком позже, т.к. эти звуки являются очень близкими, артикуляторными и акустическими.

На 11 этапе происходит различение шипящих и свистящих согласных звуков.

На 12 этапе развития фонематического восприятия происходит различение плавных и j.

В норме процесс фонематической и произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте.

Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.

Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Современная фонетика различает в звуке речи четыре аспекта: функциональный (или лингвистический), артикуляторный, акустический и перцептивный [15,с. 10].

Выделяют общую и частную фонетику.

Общая фонетика изучает общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека (например, различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные), а также анализирует акустические особенности звуковых единиц, их спектральные характеристики, например наличие или отсутствие основного тона голоса (нулевой форманты) при произнесении разных типов согласных, разное положение формант при образовании гласных.

В частной фонетике все указанные проблемы рассматриваются применительно к данному конкретному языку и сквозь призму функций, которые то или иное фонетическое явление или единица выполняют. Она может быть описательной или синхронной, исторической или диахронической, изучающей эволюцию звукового строя данного языка или группы языков [34, с. 8].

Фонетика имеет прикладное значение в разных областях: для рационализации письма (графики и орфографии), обучения правильному произношению, особенно на неродном языке, для диагностики исправления недостатков речи (логопедия и сурдопедагогика). Данные фонетики используются для проверки средств связи и для повышения их эффективности, а также для автоматического распознавания речи.

Таким образом, лучше всего различаются сонорные и шумные согласные. Сравнительно рано дифференцируются взрывные и фрикативные согласные звуки, в особенности губные и заднеязычные. Шипящие и свистящие согласные звуки, которые являются акустически далёкими, различаются в процессе развития фонематического восприятия в последнюю очередь. В дифференциации гласных звуков наблюдается соответствие между последовательностью их усвоения в произношении и развитии фонематического восприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: