Оценка эффективности коррекционной работы





Имя ребенка Первый эксперимент Второй эксперимент
Вася Р. 8б. (низкий уровень) 9б. (низкий уровень)
Станислав Г. 9б. (низкий уровень) 9б. (низкий уровень)
Марина Л. 7б. (низкий уровень) 9б. (низкий уровень)
Оля Н. 12б. (средний уровень) 14б. (средний уровень)
Костя П. 10б. (средний уровень) 12б. (средний уровень)
Алена Р. 9б. (низкий уровень) 12б. (средний уровень)
Андрей П. 6б. (низкий уровень) 8б. (низкий уровень)
Анна А. 9б. (низкий уровень) 12б. (средний уровень)
Анастасия К. 9б. (низкий уровень) 9б. (низкий уровень)

 

Таким образом, была зафиксирована положительная динамика после проведённой коррекционной работы, разница полученных баллов представлена в таблице 2.

По указанным данным таблицы, мы видим разницу показаний, полученных баллов на стадии констатирующего и формирующего эксперимента. Каждый ребёнок увеличил количество баллов, что свидетельствует об эффективности проведённой коррекционно-логопедической работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития у старших дошкольников с задержкой психического развития. Так, например, Вася Р. увеличил результат на 1 балл, Марина Л. на 2 балла, разница показаний Оли Н. соответствует 2 баллам, Костя П. также на 2 балла увеличил результат, Алёна Р. показала разницу в 3 балла, Андрей П. повысил результат на 2 балла, Анна А. на 3 балла увеличила результат, а Анастасия К. и Станислав Г. не показали разницы полученных баллов на стадии констатирующего и формирующего эксперимента.

Рис.2. Разница показаний уровня сформированности фонетико-фонематической стороны у дошкольников с ФФНР на фоне ЗПР (в %).

Разница показаний на этапе первого и второго эксперимента, а именно уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ЗПР из таблицы 2 мы выразили в процентах и представили на рисунке 2.


Выводы по главе II

Для проверки гипотезы был проведён констатирующий эксперимент в МБДОУ д/с ДС КВ № 21 города Смоленска в октябре 2014 года. В эксперименте принимало участие 9 детей с ФФНР на фоне ЗПР. Средний физиологический возраст испытуемых 5-6 лет.

С целью исследованияуровня сформированности ФФН у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста было проведено обследование фонетико-фонематической стороны речи, для этого использовалась методика обследования О.Б. Иншаковой.

При исследовании состояния звукопроизношения, мы определяли характер нарушения произношения согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах – в начале, в конце, в середине, во фразах).

При исследовании фонематического восприятия, мы определяли способность детей с ФФН на фоне ЗПР к фонематическому анализу, фонематическому синтезу, фонематическим представлениям ( в открытых слогах, состоящих из разных групп звуков, в словах разной слоговой структуры).

Критерии оценевания были определены следующим образом: низкий уровень от 0 до 9 баллов, средний уровень от 10 до 21 баллов, высокий уровень от 22 до 33 баллов. Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех заданий, равно 33.

При обследовании фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников с ФФН на фоне ЗПР, было выявлено, что ни один из испытуемых не смог справится правильно со всеми заданиями диагностики. 10% испытуемых выполнили задания с тремя ошибками, 40% детей выполнили задания с 5-6 ошибками. 40 % дошкольников выполнили задания с 8-9 ошибками.

Обследование звукопроизношения показало, что наибольшее число ошибок связано со смешением звуков (чаще свистящих и шипящих: [с]- [ш]; [з]- [ж]; [с]- [ч]; [с]- [щ], а также сонорных [л]- [р]). Также встречалось искаженное произношение звуков (призубный и боковой сигматизм, увулярное произношение [р], двугубное [л]) смешение звуков.

С целью устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с ЗПР была разработана система коррекционно-логопедических занятий, включающая 20 занятий.

В основе предложенной нами коррекционной работы лежит анализ уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи дошкольника, а также учёт индивидуальных, интеллектуальных и возрастных особенностей дошкольников.

Коррекционная работа осуществлялась в двух направлениях:

1) формирование полноценных произносительных навыков;

2) развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

Для определения степени эффективности коррекционной работы после проведения цикла занятий была вновь проведена диагностика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ЗПР.

При проведении экспериментального исследования звукопроизношения мы опирались на методику Лопатиной Л.В.

Для исследования состояния фонематического восприятия нами были использованы методики разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.

В результате анализа данных, полученных при обследовании фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников с ФФН на фоне ЗПР, было выявлено, что ни один из испытуемых не смог справится правильно со всеми заданиями диагностики. 20% испытуемых выполнили задания с тремя ошибками, 40% детей выполнили задания с 5-6 ошибками. 30 % дошкольников выполнили задания с 8-9 ошибками.

Таким образом, была зафиксирована положительная динамика после коррекционной работы, каждый ребёнок увеличил количество баллов, что свидетельствует об эффективности проведённой коррекционно-логопедической работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития у старших дошкольников с задержкой психического развития.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели проблемы особенностей коррекционной помощи по устранению фонетико-фонематического нарушения у детей с задержкой психического развития, которые предстают перед учителем- логопедом при работе с детьми. Акцентировали внимание на исследовании фонетико-фонематического нарушения и путей её коррекции.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

ФФН– достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Чаще фонетико-фонематиченского нарушение речи являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной логопедической помощи. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи, не утратили своей актуальности и сегодня.

Написанная нами дипломная работа предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка звука определенным приемом, автоматизация звука изолированно, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи

Изучение теоретической и методической литературы позволило проанализировать особенности фонетико-фонематического нарушения у дошкольников с задержкой психического развития. Были рассмотрены и изучены работы по теме исследования таких учёных как М.В. Жигоревой, Г.Е. Сухаревой, В.В. Ковалева и другие.

В работе была достигнута следующая цель- изучить особенности фонетико-фонематических нарушений у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и определить направления коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений и решены все задачи:

- рассмотреть онтогенез развития фонетико-фонематической системы родного языка в норме;

- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР;

- выделить особенности формирования, диагностики и коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей с ЗПР;

- изучить особенности фонематических нарушений у дошкольников с ЗПР и наметить пути логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР.

Констатирующий эксперимент показал, что у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением на почве ЗПР преобладает низкий уровень развития фонетико-фонематической стороны речи, чем и обусловлена актуальность данной работы.

В ходе исследования, испытуемые неоднократно нарушали правила выполнения предъявляемых заданий. Была выявлена неаккуратность в выполнении заданий, несдержанность.

С целью коррекции фонетико-фонематического нарушения у дошкольников с задержкой психического развития была составлена и практически использована коррекционная работа, состоящая из 20 индивидуальных и подгрупповых занятий.

Постепенное развитие и совершенствование фонетических нарушений у детей с ЗПР, обеспечивается в ходе специально-разработанных занятий, в непринужденной обстановке при непосредственном общении со сверстниками.

В основе предложенной коррекционной работы лежит анализ уровня сформированности звукопроизношения, а также учёт индивидуальных, интеллектуальных и возрастных особенностей дошкольников с ЗПР.

В ходе формирующего эксперимента была подтверждена гипотеза данной работы: психолого-педагогическими условиями эффективной диагностики и коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с задержкой психического развития являются:

- осуществление индивидуального подхода к каждому учащемуся;

- избирательный подбор дидактического материала, направленного на коррекцию ФФН;

После проведения коррекционной работы у дошкольников с задержкой психического развития была зафиксирована динамика развития звукопроизношения, что свидетельствует об эффективности коррекционной работы.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович – СПб.: Детство – Пресс, 2000. – С. 21-25.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников./ М.М Алексеева, В.И. Яшина. – 1997. – С. 112-118.

3. Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. – М., 2002. – № 5. – С. 41-45.

4. Балобанова В.П., Богданова, Л.Г., Венедиктова, Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. / В.П. Балобанова, Л.Г Богданова, Л.В. Венедиктова и др. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. – С. 52-69.

5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие// Л.Н. Блинова / – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.

6. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие// Н.Ю. Борякова / – М.: Гном – Пресс, 2002. – 64 с.

7. Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студ. Дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. Владос, 2007. – 703 с.

8. Гадасина Л.Я., Ивановская, О.Г. Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр. / Л.Я Гадасина., О.Г Ивановская.- СПб.: Детство – Пресс, 1999. – С. 11-17.

9. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина 2-е изд., перераб. –.- М.: Академия, 2002. –… 272 с.

10. Деревянко Н.П. Формирование словарного запаса у младших школьников с ЗПР/ Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практическая психология и логопедия. – 2006.–№ 4. – С. 57-60.

11. Жукова Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия./Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. С. 25-58.

12. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – С. 63- 78.

13. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. / И.Р Калмыкова.- Ярославль: Академия развития, 1998. – С.112-115.

14. Карпова Г.А., Артемьева, Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития./ Г.А., Карпова, Т.П. Артемьева.- Екатеринбург, 1995. – С. 82- 96.

15. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. / Е.В. Колесникова М., 1999. – С. 2-45.

16. Коноваленко В.В., Коноваленко, С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В., Коноваленко, С.В Коноваленко.- М., 1998. – С. 47-48.

17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М., 2003. – С. 55-89.

18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.,/ В.В. Лебединский.- Издательство МГУ, 1985. – С. 63-75с.

19. Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2004

20. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция// Мастюкова Е.М./ - М.: Просвещение, 1992. – 95 с.

21. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов – М.: Феникс, 2006. - 382 с

22. Правдина О.В. Логопедия./ О.В. Правдина.- М.: Просвещение, 1969. – С. 12-7.

23. Репина З.А., Доросинская, А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста. / З.А., Репина А.В. Доросинская. – Екатеринбург, 1999. – С.12-19.

24. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии./ З.А., Репина, В.И. Буйко. – Екатеринбург: ЛИТУР, 1999. – С. 48-59.

25. Рогов Е.И. Психология познания./ Е.И Рогов.- М.: ВЛАДОС, 1998. – С. 27-58.

26. Психический инфантилизм // В.И. Гарбузов Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990. – С. 88-96, 96-105.

27. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников./ И.Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 89-96.

28. Садовникова Л.Г. Ваш ребёнок начинает говорить./ Л.Г. Садовникова.- СПб.: ТОО "Тригон", 1996. – С. 26-58.

29. Семаго Н.Я., Семаго, М.М. Исследование особенностей познавательной сферы детей./ Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М., 1999. – С. 63-78.

30. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя.// Е.С. Слепович/ - Мн.: Нар. асвета, 1989. – 64 с.

31. Стребелева Е. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей.// Дошкольное воспитание, 1998 № 1, – С. 70-73.

32. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. / Т.А. Ткаченко.- СПб.: детство – Пресс, 1999. – С. 26-58.

33. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит./ Т.А. Ткаченко.- СПб.: Детство – Пресс, Акцидент, 1998. – С. 5-15.

34. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа./ Т.А. Ткаченко.- СПб.: Детство – Пресс, 2000. – С. 6-15с.

35. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. / Т.В. Туманова – М.: Гном – Пресс, 1999. –С. 58-85.

36. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина – Балашов: «Николаев», 2004. – 68 с.

37. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение./ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова.- М.: Гном – Пресс, 1999. – С. 27-36.

38. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии./ Т.Б., Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989. – С. 73-96.

39. Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. – М., 2003.– № 1 .– С. 23-33.

40. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой - М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.

41. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2001.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1





Читайте также:
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.033 с.