№ | Имя ребенка | Первый эксперимент | Второй эксперимент |
Вася Р. | 8б. (низкий уровень) | 9б. (низкий уровень) | |
Станислав Г. | 9б. (низкий уровень) | 9б. (низкий уровень) | |
Марина Л. | 7б. (низкий уровень) | 9б. (низкий уровень) | |
Оля Н. | 12б. (средний уровень) | 14б. (средний уровень) | |
Костя П. | 10б. (средний уровень) | 12б. (средний уровень) | |
Алена Р. | 9б. (низкий уровень) | 12б. (средний уровень) | |
Андрей П. | 6б. (низкий уровень) | 8б. (низкий уровень) | |
Анна А. | 9б. (низкий уровень) | 12б. (средний уровень) | |
Анастасия К. | 9б. (низкий уровень) | 9б. (низкий уровень) |
Таким образом, была зафиксирована положительная динамика после проведённой коррекционной работы, разница полученных баллов представлена в таблице 2.
По указанным данным таблицы, мы видим разницу показаний, полученных баллов на стадии констатирующего и формирующего эксперимента. Каждый ребёнок увеличил количество баллов, что свидетельствует об эффективности проведённой коррекционно-логопедической работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития у старших дошкольников с задержкой психического развития. Так, например, Вася Р. увеличил результат на 1 балл, Марина Л. на 2 балла, разница показаний Оли Н. соответствует 2 баллам, Костя П. также на 2 балла увеличил результат, Алёна Р. показала разницу в 3 балла, Андрей П. повысил результат на 2 балла, Анна А. на 3 балла увеличила результат, а Анастасия К. и Станислав Г. не показали разницы полученных баллов на стадии констатирующего и формирующего эксперимента.
Рис.2. Разница показаний уровня сформированности фонетико-фонематической стороны у дошкольников с ФФНР на фоне ЗПР (в %).
Разница показаний на этапе первого и второго эксперимента, а именно уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ЗПР из таблицы 2 мы выразили в процентах и представили на рисунке 2.
|
Выводы по главе II
Для проверки гипотезы был проведён констатирующий эксперимент в МБДОУ д/с ДС КВ № 21 города Смоленска в октябре 2014 года. В эксперименте принимало участие 9 детей с ФФНР на фоне ЗПР. Средний физиологический возраст испытуемых 5-6 лет.
С целью исследованияуровня сформированности ФФН у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста было проведено обследование фонетико-фонематической стороны речи, для этого использовалась методика обследования О.Б. Иншаковой.
При исследовании состояния звукопроизношения, мы определяли характер нарушения произношения согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах – в начале, в конце, в середине, во фразах).
При исследовании фонематического восприятия, мы определяли способность детей с ФФН на фоне ЗПР к фонематическому анализу, фонематическому синтезу, фонематическим представлениям (в открытых слогах, состоящих из разных групп звуков, в словах разной слоговой структуры).
Критерии оценевания были определены следующим образом: низкий уровень от 0 до 9 баллов, средний уровень от 10 до 21 баллов, высокий уровень от 22 до 33 баллов. Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех заданий, равно 33.
|
При обследовании фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников с ФФН на фоне ЗПР, было выявлено, что ни один из испытуемых не смог справится правильно со всеми заданиями диагностики. 10% испытуемых выполнили задания с тремя ошибками, 40% детей выполнили задания с 5-6 ошибками. 40 % дошкольников выполнили задания с 8-9 ошибками.
Обследование звукопроизношения показало, что наибольшее число ошибок связано со смешением звуков (чаще свистящих и шипящих: [с]- [ш]; [з]- [ж]; [с]- [ч]; [с]- [щ], а также сонорных [л]- [р]). Также встречалось искаженное произношение звуков (призубный и боковой сигматизм, увулярное произношение [р], двугубное [л]) смешение звуков.
С целью устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с ЗПР была разработана система коррекционно-логопедических занятий, включающая 20 занятий.
В основе предложенной нами коррекционной работы лежит анализ уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи дошкольника, а также учёт индивидуальных, интеллектуальных и возрастных особенностей дошкольников.
Коррекционная работа осуществлялась в двух направлениях:
1) формирование полноценных произносительных навыков;
2) развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
Для определения степени эффективности коррекционной работы после проведения цикла занятий была вновь проведена диагностика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ЗПР.
|
При проведении экспериментального исследования звукопроизношения мы опирались на методику Лопатиной Л.В.
Для исследования состояния фонематического восприятия нами были использованы методики разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.
В результате анализа данных, полученных при обследовании фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников с ФФН на фоне ЗПР, было выявлено, что ни один из испытуемых не смог справится правильно со всеми заданиями диагностики. 20% испытуемых выполнили задания с тремя ошибками, 40% детей выполнили задания с 5-6 ошибками. 30 % дошкольников выполнили задания с 8-9 ошибками.
Таким образом, была зафиксирована положительная динамика после коррекционной работы, каждый ребёнок увеличил количество баллов, что свидетельствует об эффективности проведённой коррекционно-логопедической работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития у старших дошкольников с задержкой психического развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели проблемы особенностей коррекционной помощи по устранению фонетико-фонематического нарушения у детей с задержкой психического развития, которые предстают перед учителем- логопедом при работе с детьми. Акцентировали внимание на исследовании фонетико-фонематического нарушения и путей её коррекции.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
ФФН – достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Чаще фонетико-фонематиченского нарушение речи являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной логопедической помощи. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи, не утратили своей актуальности и сегодня.
Написанная нами дипломная работа предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка звука определенным приемом, автоматизация звука изолированно, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи
Изучение теоретической и методической литературы позволило проанализировать особенности фонетико-фонематического нарушения у дошкольников с задержкой психического развития. Были рассмотрены и изучены работы по теме исследования таких учёных как М.В. Жигоревой, Г.Е. Сухаревой, В.В. Ковалева и другие.
В работе была достигнута следующая цель - изучить особенности фонетико-фонематических нарушений у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и определить направления коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений и решены все задачи:
- рассмотреть онтогенез развития фонетико-фонематической системы родного языка в норме;
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР;
- выделить особенности формирования, диагностики и коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей с ЗПР;
- изучить особенности фонематических нарушений у дошкольников с ЗПР и наметить пути логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР.
Констатирующий эксперимент показал, что у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением на почве ЗПР преобладает низкий уровень развития фонетико-фонематической стороны речи, чем и обусловлена актуальность данной работы.
В ходе исследования, испытуемые неоднократно нарушали правила выполнения предъявляемых заданий. Была выявлена неаккуратность в выполнении заданий, несдержанность.
С целью коррекции фонетико-фонематического нарушения у дошкольников с задержкой психического развития была составлена и практически использована коррекционная работа, состоящая из 20 индивидуальных и подгрупповых занятий.
Постепенное развитие и совершенствование фонетических нарушений у детей с ЗПР, обеспечивается в ходе специально-разработанных занятий, в непринужденной обстановке при непосредственном общении со сверстниками.
В основе предложенной коррекционной работы лежит анализ уровня сформированности звукопроизношения, а также учёт индивидуальных, интеллектуальных и возрастных особенностей дошкольников с ЗПР.
В ходе формирующего эксперимента была подтверждена гипотеза данной работы: психолого-педагогическими условиями эффективной диагностики и коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с задержкой психического развития являются:
- осуществление индивидуального подхода к каждому учащемуся;
- избирательный подбор дидактического материала, направленного на коррекцию ФФН;
После проведения коррекционной работы у дошкольников с задержкой психического развития была зафиксирована динамика развития звукопроизношения, что свидетельствует об эффективности коррекционной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович – СПб.: Детство – Пресс, 2000. – С. 21-25.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников./ М.М Алексеева, В.И. Яшина. – 1997. – С. 112-118.
3. Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. – М., 2002. – № 5. – С. 41-45.
4. Балобанова В.П., Богданова, Л.Г., Венедиктова, Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. / В.П. Балобанова, Л.Г Богданова, Л.В. Венедиктова и др. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. – С. 52-69.
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие// Л.Н. Блинова / – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
6. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие// Н.Ю. Борякова / – М.: Гном – Пресс, 2002. – 64 с.
7. Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студ. Дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. Владос, 2007. – 703 с.
8. Гадасина Л.Я., Ивановская, О.Г. Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр. / Л.Я Гадасина., О.Г Ивановская.- СПб.: Детство – Пресс, 1999. – С. 11-17.
9. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина 2-е изд., перераб. –.- М.: Академия, 2002. –… 272 с.
10. Деревянко Н.П. Формирование словарного запаса у младших школьников с ЗПР/ Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практическая психология и логопедия. – 2006.–№ 4. – С. 57-60.
11. Жукова Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия./Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. С. 25-58.
12. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – С. 63- 78.
13. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. / И.Р Калмыкова.- Ярославль: Академия развития, 1998. – С.112-115.
14. Карпова Г.А., Артемьева, Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития./ Г.А., Карпова, Т.П. Артемьева.- Екатеринбург, 1995. – С. 82- 96.
15. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. / Е.В. Колесникова М., 1999. – С. 2-45.
16. Коноваленко В.В., Коноваленко, С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В., Коноваленко, С.В Коноваленко.- М., 1998. – С. 47-48.
17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М., 2003. – С. 55-89.
18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.,/ В.В. Лебединский.- Издательство МГУ, 1985. – С. 63-75с.
19. Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2004
20. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция// Мастюкова Е.М./ - М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
21. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов – М.: Феникс, 2006. - 382 с
22. Правдина О.В. Логопедия./ О.В. Правдина.- М.: Просвещение, 1969. – С. 12-7.
23. Репина З.А., Доросинская, А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста. / З.А., Репина А.В. Доросинская. – Екатеринбург, 1999. – С.12-19.
24. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии./ З.А., Репина, В.И. Буйко. – Екатеринбург: ЛИТУР, 1999. – С. 48-59.
25. Рогов Е.И. Психология познания./ Е.И Рогов.- М.: ВЛАДОС, 1998. – С. 27-58.
26. Психический инфантилизм // В.И. Гарбузов Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990. – С. 88-96, 96-105.
27. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников./ И.Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 89-96.
28. Садовникова Л.Г. Ваш ребёнок начинает говорить./ Л.Г. Садовникова.- СПб.: ТОО "Тригон", 1996. – С. 26-58.
29. Семаго Н.Я., Семаго, М.М. Исследование особенностей познавательной сферы детей./ Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М., 1999. – С. 63-78.
30. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя.// Е.С. Слепович/ - Мн.: Нар. асвета, 1989. – 64 с.
31. Стребелева Е. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей.// Дошкольное воспитание, 1998 № 1, – С. 70-73.
32. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. / Т.А. Ткаченко.- СПб.: детство – Пресс, 1999. – С. 26-58.
33. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит./ Т.А. Ткаченко.- СПб.: Детство – Пресс, Акцидент, 1998. – С. 5-15.
34. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа./ Т.А. Ткаченко.- СПб.: Детство – Пресс, 2000. – С. 6-15с.
35. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. / Т.В. Туманова – М.: Гном – Пресс, 1999. –С. 58-85.
36. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина – Балашов: «Николаев», 2004. – 68 с.
37. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение./ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова.- М.: Гном – Пресс, 1999. – С. 27-36.
38. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии./ Т.Б., Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989. – С. 73-96.
39. Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. – М., 2003.– № 1.– С. 23-33.
40. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой - М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.
41. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2001.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1