Организация экспериментального исследования и оценка эффективности коррекционной работы по устранению ФФН у дошкольников с ЗПР




Для определения степени эффективности коррекционной работы после проведения цикла занятий была вновь проведена диагностика фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ЗПР. Повторная диагностика проводилась в МБДОУ д/с ДС КВ № 21 города Смоленска в марте 2015 года. Состав испытуемых остался прежним. Обследование проходило в двух направлениях: обследование звукопроизношения и обследование фонематического слуха.

Цель исследования: выявить уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ЗПР.

Задачи исследования: определить эффективность проведенной работы по развитию звукопроизношения и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

При проведении экспериментального исследования звукопроизношения мы опирались на методику Лопатиной Л.В.

Сначала поверяли звукопроизношение при изолированно произнесенном звуке. А затем обследовали состояние звукопроизношения в словах:

1) Гласные звуки:

[А] абрикос, рак, машина

[О] очки, рот, окно

[У] ухо, рука, кенгуру

[Ы] сыр, мыло, фрукты

[И] иголка, лиса, пироги;

2) Свистящие звуки:

[С] свинья, носорог, троллейбус

[СЬ] синица, велосипед, лось

[З] заяц, грузовик, арбуз

[ЗЬ] земляника, газета, грязь

[Ц] цветы, овца, палец;

3) Шипящие звуки:

[Ш] шуба, шишка, карандаш

[Ж] жук, ножницы, нож

[Ч] чайник, ручка, мяч

[Щ] щетка, овощи, плащ;

4) Сонорные звуки:

[Р] ракетки, дракон, тигр

[РЬ] репа, шарик, дверь

[Л] лапа, точилка, пенал

[ЛЬ] линейка, телефон, щель;

5) Йотированные звуки:

[Й] йод, ручей, попугай

[Е] ежик, самолет, ружье

[Я] ягода, лямка, змея;

При данном исследовании оценивался характер нарушения звукопроизношения, умения воспроизводить слова с заданным звуком.

Для исследования состояния фонематического восприятия нами были использованы методики разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г., Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.

1 задание. Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

Инструкция: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук с (ш, з, к) подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков:

Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф

Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т

Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

2 задание. Обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.

Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедом серии из двух - трех слогов.

Обследование проводится на материале серий из двух - трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха.

3 задание. Обследование дифференциации слов квазимонимов.

Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую называет логопед.

Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Обследование проводится на материале слов квазимонимов которые содержат: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки (крыша - крыса), артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак), артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса - лица): крыша - крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок - коробок, юла - Юра, лиса- лица, коза- коса, кочка -кошка, сабля - цапля, лужи - лучи, ужи - уши, бак-мак, ком-дом, козы- кожи, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава- дрова, бочка- почка, башня- пашня, корка - горка, тапки - тяпки, лук - люк, круг - крюк.

4 задание. Обследование дифференциации и восприятия звуков в словах.

Инструкция: перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те в которых ты слышишь звук с (ш,ч,б). Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.

Материалом обследования служат разнообразные картинки с изображениями предметов: собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, самолет; зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета; шапка, кошка, мышь, школа, камыш, шмель, груша, жук, ножик, пижама, абажур, пожарник, цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан, дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, нога, глаза, иголка, бумага, ива, сова, корова, дрова, лапа, пила, стол, палатка, бутылка; рука, топор, воробей, брови, провод, лимон, дом, малина, мухомор, нож, сани, баран, ванна, книга, кофта, фонарь, шкаф, муха, петух, туфли.

5 задание. Обследование способности к элементарному звуковому анализу.

Инструкция: сейчас я буду называть тебе слово, а ты ответь какой звук находится в начале (конце) слова. Ответь где находится звук (д, ж, и т.д) - предлагаются слова с искомым звуком в середине слова. Ребенку предлагается на слух определить какой звук находится в начале, середине и конце слова.

Для прослушивания предлагаются двух- и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова. С искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

6 задание. Обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.

Инструкция: давай поиграем в «телефон» я произношу слово, а ты скажи, правильно я их произношу или нет. Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова.

Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т.д) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками имитируя: а)произношение ребенка, б) дефекты которых нет в речи ребенка, в) правильное произношение.

Уровень выполнения каждого задания оценивался в отдельности, затем высчитывалась сумма баллов за весь раздел. Для оценивания заданий использовались те же критерии оценивания, что и на стадии констатирующего эксперимента.

Для количественного анализа уровня развития фонетико-фонематической стороны, был вычислен средний уровень успешности выполнения заданий дошкольником с ФФН на почве ЗПР по каждому разделу. Для этого были сложены результаты за каждое задание раздела, выполненное ребёнком, которое затем было поделено на максимально возможное количество баллов и умноженное на 100%.

Граница нижнего уровня определена от 0 до 9 баллов, среднему уровню соответствует показания от 10 до 21 баллов, высокий уровень от 22 до 33 баллов.

В результате анализа данных, полученных при обследовании фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников с ФФН на фоне ЗПР, было выявлено, что ни один из испытуемых не смог справится правильно со всеми заданиями диагностики. 20% испытуемых выполнили задания с тремя ошибками, 40% детей выполнили задания с 5-6 ошибками. 30 % дошкольников выполнили задания с 8 - 9 ошибками.

Второй эксперимент показал, что из 9 детей четверо со среднем уровнем развития, а 5 – с низким уровнем развития.

Качественный анализ проведённого эксперимента показал, что ошибки, которые допускались детьми на стадии констатирующего эксперимента, сократились, качество произношения улучшилось, задания на фонематический слух стали успешнее.

Так например, Вася Р. отвечал на вопросы не задумываясь, разговаривал на отвлеченные темы, проявлял активный интерес к заданиям. При обследовании звукопроизношения было выявлено сокращение дефектов в произношении групп свистящих, шипящих, сонорных. Изолированное произнесение [с], [с’], [з], [з’], [ш] нормативное, в открытых слогах правильное, но в словах более сложной слоговой структуры отмечались ошибки произношения. Обследовании фонематического восприятия показало, что ребёнок дифференцирует свистящие звуки, он верно поднимал флажок. Шипящие смешивались в рамках своей группы. При обследовании [р ] поднимал флажок на [р] и [л] (заменитель). Задания на место звука в слове выполнял с ошибками. Вася набрал 9 баллов.

У Станислава Г. неустойчивое внимание, проявлял интерес к заданиям, наблюдалась двигательная расторможенность. У ребёнка имеются изолированные заднеязычные звуки, группа свистящих звуков искажается. Фонематическое восприятие ребёнка показало, что заднеязычные звуки ребёнок дифференцирует, звук [л] по-прежнему не дифференцировался. Задания на звуковой анализ выполнял неуверенно, ждал помощи взрослого. Стас набрал 9 баллов.

Марина Л. быстро выполняла задания, в ответах была уверенна, если даже они не правильные. Звукопроизношение характеризуется дефектами шипящих, сонорных групп звуков. Свистящие звуки в речи присутствуют, девочка их легко дифференцировала. Шипящие имеются при изолированном произношении, дифференциация нарушена. Звуковой анализ, определение места звука в слове, вызвало затруднения. Марина набрала 9 баллов.

Оля Н. была неуверенна, скована, звукопроизношение улучшилось, присутствуют звуки [д], [р] в изолированном произношении и в открытых слогах, при обследовании фонематического слуха девочка дифференцировала указанные звуки. Губные звуки произносятся верно, и верно дифференцируются. Задания на определение места звука в слове выполняла неуверенно, но верно. Оля набрала 14 баллов.

Костя П. выполняя задания ждал помощи и подсказки от взрослого, делал все медленно, неохотно. Коррекционная работа привела к правильному изолированному произношению свистящих, ребёнок правильно дифференцировал изолированные свистящих, но в словах дифференциация была затруднена. Костя набрал 12 баллов.

Алёна Р. весёлая общительная девочка. Имеет нарушения звукопроизношения сонорных. Шипящие звуки произносит и дифференцирует верно в открытых слогах и несложных словах. В словах сложной слоговой структуры дифференциация была затруднена.Слоговые цепочки произносила частично верно. Алёна набрала 12 баллов.

Андрей П. имеет нарушение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Но свистящие звуки в речи появились, идёт стадия автоматизации. Дифференциация аффрикат по-прежнему затруднена. Слоговые цепочки произносил неверно, слоги менял местами. Губные звуки произносятся и дифференцируются верно. Андрей набрал 8 баллов.

Анна А. с трудом и неохотно выполняла все задания. Группа свистящих звуков произносится верно, но в спонтанной речи может допустить ошибки произношения. Шипящие звуки присутствуют, в рамках группы дифференцируются, но группы свистящих и шипящих по-прежнему могут взаимозаменятся в силу невнимания к собственной речи ребёнка. Задания на определение места звука в слове допускала неточности. Аня набрала 12 баллов.

Анастасия К. вела себя тихо, спокойно выполняла все задания. Имеет нарушения в произношении и дифференциации сонорных звуков. В изолированном произношении звуки присутствуют, но в словах сложной слоговой структуры имеются искажения, смешения. При воспроизведении слоговых цепочек были выявлены смешения свистящих и шипящих звуков. Задания на определение места звука в слове выполняла неверно. Настя набрала 9 баллов.

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: