1.1. План семинарского занятия:
1. Античная культура – «греческое чудо», начало европейской культуры и философии.
2. Натурфилософия Древней Греции. Фалес. Анаксимандр, Анаксимен.
3. Гераклит. Начало диалектики.
4. Пифагор.
5. Атомизм Левкиппа и Демокрита.
2. Формы работы:
подготовка к семинарскому занятию:
изучение лекционного материала;
написание реферата, аннотации на журнальную статью;
материалы по УИРС:
Темы рефератов:
1. Античная культура – «детство человечества».
2. Культура и цивилизация Древней Греции.
3. Мифология как один из источников рождения философского знания.
4. Натурфилософия. Возникновение зачатков наук.
5. Природа и Космос в философии древних греков.
6. Первоначала мира в представлениях философов милетской школы.
7. Древнегреческая диалектика.
8. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» (Гераклит).
9. Атомистика Демокрита и ее историческое значение.
10. Пифагор: «Я не мудрец, я любитель мудрости».
Тематика докладов:
1. Космические мифы древних греков.
2. Парменид: открытие бытия.
3. Эмпедокл: выдающийся медик и философ.
4. Анаксагор: учение об уме.
5. Апории Зенона Элейского.
3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:
1. Раскройте особенности становления античной философии и выделите основные этапы ее развития.
2. Сопоставьте мифологическое и философское мышление. В чем различие между ними?
3. Проблема первоначала в философских учениях Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксимандра.
4. Учение пифагорейцев о числах как основе мира.
5. Взгляды на движение Парменида и Зенона.
6. Атомизм Демокрита.
7. В чем выражался космологизм древнегреческой философии?
8. Историческое значение античной философии.
|
9. Раскройте содержание понятия «диалектика» и выделите основные диалектические идеи античности.
4. Перечень практических умений:
Студент должен уметь:
написать реферат, изложить его в форме доклада;
написать аннотацию на научную статью из журнала;
применять полученные знания;
идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.
4.1. Знать понятия:
античность, полис, гражданин, агон, логос, натурфилософия, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, майевтика, космос.
5. Рекомендации по УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.
6. Самоконтроль по тестовым заданиям:
1. В чем прослеживается связь с мифологией у первых греческих философов?
А. Они принимали традиционные формы знания, но давали им рациональное истолкование;
Б. Они опирались в понимании мира на представление о судьбе;
В. Они ставили развитие мира в зависимость от воли богов;
Г. Они обожествляли мировое первоначал.
2. В чем состоит отличие первых теоретических построений древней Греции от знаний Древнего Востока?
А. В разных предметах исследования;
Б. В древней Греции впервые появляется систематическая связь доказательств;
В. В мифологических корнях изысканий Древнего Востока.
3. Как называют первых греческих философов?
А. «Математиками»;
Б. «Филологами»;
В. «Физиками»;
Г. «Политиками».
4. Первой философской школой Древней Греции считается
|
А. Элейская;
Б. Пифагорейская;
В. Аристотелевская;
Г. Милетская.
5. Натурфилософия – это
А. Философия природы;
Б. Синоним материализма;
В. Одна из философских категорий;
Г. Способ познания объективного мира.
6. Каким образом первые философы понимали природное первоначало?
А. Как физическое вещество;
Б. Как определенную стихию;
В. Как тело первожертвы;
Г. Как овеществление первоначальной идеи.
7. Какой тезис принадлежит философу Фалесу?
А. «Познай себя»;
Б. «Все – из воды»;
В. «Все течет».
8. Анаксимен считал первоосновой всего сущего
А. Число;
Б. Огонь;
В. Воду;
Г. Воздух.
9. Первоначалом всего сущего в мире философ Гераклит признавал:
А. Огонь;
Б. Воду;
В. Число.
10. Кому из мыслителей принадлежит утверждение, что «все сущее есть число»?
А. 3енон;
Б. Пифагор;
В. Гераклит.
11. Кто первым сформулировал диалектические принципы развития мира?
а) Гераклит;
б) Сократ;
в) Анаксимандр.
12. Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты?
а) Сократ;
б) Аристотель;
В) Демокрит.
13. В чем сущностная специфика понимания числа Пифагором?
А. Пифагор видел в числе средство для математических построений;
Б. Пифагор употребил число для исследования музыкальной гармонии;
В. Пифагор опирался на эзотерические восточные источники;