4.2 Требования к дополнительным образовательным программам по формированию культуры здорового питания
Содержание программ учебных предметов, курсов, дисциплин, входящих в вариативную часть учебного плана образовательного учреждения, отдельных разделов, модулей программ учебных предметов инвариантной части учебного плана образовательного учреждения, программ дополнительного образования по формированию культуры здорового питания должно включать информацию о:
– принципах здорового питания, структурном составе пищи: белках, жирах, углеводах, микроэлементах и др.;
– свойствах и влиянии на здоровье человека продуктов питания и их компонентов;
– способах приготовления пищи с учётом сохранения полезных свойств продуктов питания;
– необходимости соблюдения санитарных и гигиенических требований, связанных с приемом и приготовлением пищи;
– эстетических подходах и требованиях этикета в сфере питания;
– рекомендуемом врачами режиме питания;
– негативных факторах, рисках для здоровья (сниженная двигательная активность, переедание, недоедание, употребление высокожировых рафинированных продуктов, газированных напитков, инфекционные заболевания);
– ценности здорового образа жизни, в том числе правильного питания;
– национальных традициях и социокультурных аспектах здорового питания.
Требования к результатам освоения программ формирования культуры здорового питания включают:
– личное убеждение в необходимости соблюдения принципов правильного питания и здорового образа жизни;
– развитые умения использовать полученные знания на практике;
– владение основами самоконтроля, оценки условий, принятия решений и осуществления осознанного выбора пищевого поведения.
|
Нормативный срок освоения образовательных программ составляет 17 ч на этапе каждого года обучения с 1 по 9 классы, с учетом принципа преемственности образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и последующих уровней образования.
Образовательным учреждением разрабатывается отдельная воспитательная программа (либо направление в рамках общей воспитательной программы), направленная на формирование культуры здорового питания обучающихся, предусматривающая мероприятия по работе с родителями по указанному направлению.
Программы должны отвечать требованиям разнообразия организационных форм и применяемых технологий, методов и приемов обучения и воспитания, с опорой на практикоорентированное обучение.
Требования к структуре образовательных и воспитательных программ по формированию культуры здорового питания в образовательном учреждении.Образовательная программа по формированию культуры здорового питания содержит обязательную (80 %) и вариативную (20 %) части и включает в себя следующие разделы: пояснительную записку с указанием цели программы, планируемые результаты освоения программы, учебный план, формы организации образовательного процесса, систему оценки достижения основных результатов освоения программы, межпредметные связи (предметные области: физическая культура, технология, ОБЖ, химия и другие), перечень необходимой для реализации программы учебно-методической, учебной и популярной литературы и наглядных пособий, в том числе на электронных носителях. Вариативная часть позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, региональный и этнокультурный компоненты. С учетом специфики программ необходимо предусмотреть практикоорентированное обучение, предусматривающее знания о питании (сведения о правильном питании, о безопасном приготовлении и хранении пищи, о принципах управления весом для здоровья и т. д.) и умения, связанные с питанием (планирование питания, оценка рекламы и ярлыков пищевых продуктов и т. д.) и с оценкой и корректировкой личных привычек в питании.
|
Воспитательная программа по формированию культуры здорового питания строится с применением максимально широкого набора форм работы: экскурсии, конференции, олимпиады, круглые столы, уроки здоровья, Дни национальной кухни, Дни качества школьной столовой и т. д., а также с учетом возможностей организации каникулярного времени детей (профильные смены, летние школы и т. д.). При составлении воспитательных программ указанной направленности необходимо учитывать мнение родительской общественности и привлекать специалистов в области медицины, кулинарии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др., развивать систему общественной оценки качества питания в образовательном учреждении.
4.3 Требования к профессиональной подготовке педагогов в сфере формирования культуры здорового питания
Педагогический работник, осуществляющий деятельность в сфере формирования культуры здорового питания, должен
знать:
– основы современной государственной политики в сфере питания;
|
– федеральные законы и подзаконные акты, региональные нормативные правовые акты, СанПиНы, другие документы, регулирующие деятельность в сфере питания;
– основы педагогики, психологии, социологии, возрастной физиологии, гигиены, этики;
владеть:
– умением разрабатывать образовательные программы, отдельные образовательные модули, элективные курсы по тематике формирования культуры питания у обучающихся, воспитанников, обеспечивая их интеграцию в образовательный процесс;
– современными средствами, формами и методами пропаганды здорового образа жизни, в том числе культуры здорового питания;
– здоровьесберегающими образовательными технологиями;
– информацией о принципах рационального питания, свойствах компонентов пищи, аспектах их влияния на здоровье человека;
– способами профилактики возникновения рисков для здоровья, связанных с неправильным питанием:
обладать навыками:
– организации массовых мероприятий, направленных на формирование культуры здорового питания;
– индивидуального консультирования обучающихся;
– проведения социологических исследований по данной тематике;
– организации наглядной агитации;
– организации взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников образовательных учреждений по вопросам формирования культуры здорового питания и здорового образа жизни;
– анализа результатов, полученных в ходе проведения данной работы.
Профессиональное поведение педагогов осуществляется в соответствии с принципами:
– приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся, воспитанников и педагогов (осуществление и оценка любой деятельности в образовательном учреждении с позиции влияния на здоровье);
– соответствия содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
– наглядности, научности, систематичности и последовательности;
– практикоориентированной направленности обучения (заключается в использовании активных форм и методов педагогической деятельности, воздействия собственным примером поведения);
– формирования позитивного имиджа здорового образа жизни и правильного питания;
– корректности, адекватности, гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
4.4 Требования к оформлению, содержанию и своевременному обновлению наглядной агитации о культуре здорового питания в общеобразовательной организации
Информационное обеспечение работы по формированию культуры здорового питания в образовательном учреждении реализуется через:
– оформление наглядной агитации — информационных стендов, уголков;
– размещение материалов на Web-сайте образовательного учреждения;
– создание образовательных ресурсов, в том числе медиаресурсов.
Информационные уголки и стенды о формляются по различным направлениям формирования культуры здорового питания. Наиболее удобное место для размещения уголков и стендов для обучающихся — торцовые и боковые стены, простенки коридоров, ведущих к столовой, а также стены обеденного зала, для родителей — стены главного холла, для педагогических работников — учительская. Материалы следует располагать в определенной последовательности и красочно оформлять их, выполняя в едином подборе сочетаний, размеров, шрифтов.
Специальные разделы на школьном сайте должны освещать все основные направления работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового питания, содержать актуальную информацию, адресованную всем участникам образовательного процесса: педагогам, обучающимся и их родителям, а также всем заинтересованным лицам. Необходимо размещение на школьном сайте непосредственных ссылок на другие ресурсы Интернет по вопросам здорового питания.
«Методические копилки» для учителей и классных руководителей аккумулируют наработанные педагогами материалы по данной проблематике: разработки классных часов, конспекты лекций, сценарии мероприятий, информация для проведения индивидуального консультирования обучающихся.
Медиатеки и специальные подборки литературы в библиотеке включают справочную, энциклопедическую, художественную литературу и периодические издания по вопросам здорового питания. Ресурсы должны быть систематизированы. Необходимо формировать каталоги имеющихся диафильмов, диапозитивов, изопродукции, аудио- и видеозаписей, компьютерных программ.
Образовательное учреждение обеспечивает своевременную подготовку и сбор, корректное использование, регулярное обновление, хранение, тиражирование, распространение вышеперечисленных информационных ресурсов.
5 Требования к результатам применения данного стандарта в организации питания в общеобразовательных организациях
5.1 Требования к организации и содержанию контроля за реализацией стандарта (в том числе общественного), методику и сроки представления данных в единую региональную информационную систему учета и мониторинга организации питания обучающихся; правила и формы размещения на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации об условиях организации питания детей, в том числе ежедневного меню
Государственный контроль за выполнением Стандарта осуществляется:
– в части выполнения требований к составу, пищевой ценности, объему, качеству питания и условиям приема пищи в образовательном учреждении, а также требований к технологическим условиям, обеспечивающим производство безопасного и качественного питания для образовательных учреждений — органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
– в части выполнения требований к экономическим условиям организации питания в образовательных учреждениях — органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля за финансово-экономической деятельностью;
– в части выполнения требований к условиям, обеспечивающим формирование у обучающихся, воспитанников мотивации к здоровому питанию — органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Контроль работы подразделений организаций школьного питания относится к компетенции образовательного учреждения, на территории которого они осуществляют свою деятельность.
Общественный контроль за выполнением Стандарта в образовательных учреждениях осуществляется органами самоуправления образовательного учреждения (родительская общественность).
5.2 Порядок обеспечения доступа и обоснования допустимых действий в столовых представителей общественного (родительского) контроля за организацией питания обучающихся
Повседневный контроль за работой школьной столовой должен осуществляться при взаимодействии с родителями обучающихся. Право родителей на осуществление контроля должно быть закреплено в договорах, заключаемых между родителями и организацией, осуществляющей питание (образовательная организация, оператор питания). Организация родительского контроля может осуществляться родителями индивидуально в ежедневном режиме в форме личного контроля процесса организации питания, в форме анкетирования родителей и детей, в участии в работе общешкольной родительской комиссии.
Порядок проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией питания обучающихся, в том числе регламентирующего порядок доступа законных представителей обучающихся в помещения для приема пищи, рекомендуется регламентировать локальным нормативным актом общеобразовательной организации, а также включать в договоры, заключаемые с родителями обучающихся на организацию питания. Результаты проверок должны отражаться в контрольных журналах. Рекомендуется использовать при организации контроля современные информационные технологии (публикация результатов контроля в сети интернет, возможность направлять информацию о результатах контроля с помощью интернет-сайтов, мобильных приложений и т. д.) Персональная ответственность за организацию ежедневного родительского контроля возлагается на директора школы.
При проведении мероприятий родительского контроля за организацией питания детей в организованных детских коллективах могут быть оценены:
– органолептические и вкусовые качества блюд, выдаваемых учащимся, в рамках ежедневных дегустаций;
– соответствие реализуемых блюд и масса порций утвержденному меню;
– санитарно-техническое содержание обеденного зала (помещения для приема пищи), состояние обеденной мебели, столовой посуды, наличие салфеток и т. п.;
– условия соблюдения правил личной гигиены обучающимися;
– наличие и состояние санитарной одежды у сотрудников, осуществляющих раздачу готовых блюд;
– наличие лабораторно-инструментальных исследований качества и безопасности поступающей пищевой продукции и готовых блюд;
– вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд по результатам выборочного опроса детей с согласия их родителей или иных законных представителей;
– информирование родителей и детей о здоровом питании;
– наличие в свободном доступе (в т. ч. на стендах) информации о двухнедельном цикличном меню, ежедневном меню, обоснование причин замены блюд (в случае наличия замен) по сравнению с двухнедельным цикличным меню, о поставщиках продуктов, сертификатах, результатов проводимых лабораторных исследований, информации о виде и типе пищеблока согласно проектно-планировочным решениям конкретной школы, информации об организаторе питания, контактная информация руководителей организации, осуществляющей питание, органов осуществляющих надзор за системой школьного питания;
– соответствие фактического использования пищеблока его типу и виду в соответствии с конструктивно-планировочными решениями и особенностей его использования согласно требованиям действующих СанПиНов;
– наличие в свободном доступе журналов дегустаций, специальных журналов по снятию бракеража, а также журналов, фиксирующих отзывы родителей о блюдах, получаемых школьниками, и замечания к блюдам или санитарному состоянию обеденного зала.
Рекомендуется обеспечить возможность представителям родительской общественности провести регулярную оценку (не реже 1 раза в месяц) санитарного состояния пищеблока и его фактического использования в соответствии с конструктивно-планировочными решениями. Для этого рекомендуется сформировать специальную группу родительского контроля, программу обучения групп родительского контроля основным требованиям СанПиН к состоянию и использованию пищеблока, обеспечить возможность ротации состава группы.
В рамках работы группы родительского контроля необходимо обеспечить возможность у представителей родительской общественности провести оценку организации приготовления кулинарной продукции, включая возможность проверки товаро-сопроводительных документов на продукты питания, условий хранения, маркировки продуктов питания, а также получить доступ на производство готовой кулинарной продукции (полуфабрикатов) в случае, если в образовательной организации пищеблок является буфет-раздаточной (доготовочной).
Порядок осуществления указанной оценки определяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации.
Итоги проверок обсуждаются на общеродительских собраниях и могут явиться основанием для обращений в адрес администрации образовательной организации, ее учредителя и/или оператора питания, органов контроля (надзора).
Информация о проведенных мероприятиях в рамках родительского контроля должна размещаться в открытом доступе на сайте образовательной организации и оператора питания не позднее трех дней с даты проведения контроля вместе с возражениями, сроками устранения замечаний от организации, осуществляющей организацию питания. Информация о проведённом родительском контроле вкусовых качеств готовых блюд (дегустации) должна отражаться в ежедневном журнале дегустации и на сайте образовательной организации и оператора питания.
Информация о ежедневном меню, а также о цикличном меню должна размещаться на видном месте в столовой образовательной организации, а также в сети интернет на сайте образовательной организации и организации общественного питания. В случае изменения меню, такая информация должна публиковаться в столовой образовательной организации и в сети интернет с указанием причины изменения.
Персональная ответственность за соблюдение требуемых санитарно-гигиенических норм и правил в школьной столовой, а также за организацию питания учащихся в целом возлагается на директора школы.
5.3 Требования к охвату питанием
Школьное питание — это залог здоровья подрастающего поколения. Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения.
В образовательной организации должны создаваться условия для организации питания 100 процентов, нуждающихся в нем обучающихся в соответствии с настоящим региональным стандартом.
Право на питание в школе закреплено в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также прием пищи школьниками регламентируется Федеральным законом № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Еще одним актом, регулирующим питание в школе, является Федеральный закон от 01.03.2020 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В Послании Федеральному собранию 15 января 2020 года Президент указал на необходимость обеспечения учеников младших классов бесплатным горячим питанием. На эти социально значимые цели финансирование направляется из трех источников: федерального, регионального и муниципального бюджетов. Данная мера поддержки распространяется на всех учащихся 1–4 классов образовательных учреждений без исключения. Но только один раз в течение учебного дня. Причем это может быть, как обед с супом, так и завтрак с горячей кашей.
Здоровое горячее питание в младшем школьном возрасте очень важно для формирования здоровых пищевых привычек. Чем старше дети, тем сложнее менять их пищевые привычки. Поэтому начали с младших школьников.
Родители не обязаны подавать специальное заявление на предоставление бесплатного питания их детям, обучающихся в начальной школе. Это право носит безусловный характер.
Родителям нужно сообщить в школу данные о состоянии здоровья детей, об их диагнозах, это носит рекомендательный характер: родители сами решают, какие сведения о здоровье ребенка предоставлять и нужно ли это делать.
Медицинские данные о ребенке можно передать в любом формате – бумажном или электронном. Это могут быть справки от врачей, из поликлиник, результаты анализов. Любая информация о здоровье школьника будет полезна школе и позволит ей корректировать меню с учетом индивидуальных потребностей.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему существует бесплатное двухразовое питание. Трёхкратно поесть могут те, кто посещает в этой же школе кружки, секции или продлённые занятия. Данный порядок осуществляется в общеобразовательных муниципальных учреждениях.
При этом дети–инвалиды, обучающиеся дома, получают сухой паек.
Если ограничения по здоровью значительны и ребёнку приходится обучаться дома, они тоже могут претендовать на привилегию в момент прохождения учебной программы. Едят эти льготники домашнюю еду, а рассматриваемую льготу получают как надбавку к социальной пенсии по своему особому статусу.
Дети из малоимущих семей тоже могут рассчитывать на двухразовое бесплатное питание. Такая мера поддержки малоимущих семей (статус определяется если совокупные доходы ниже прожиточного минимума в регионе проживания) называется государственной социальной помощью.
Отказаться от бесплатного питания можно. Если родители не желают получать льготу, школы должны брать заявление об отказе. Оно послужит доказательством для проверяющих, что питание ребенку предлагали.