Актуальность разработки и использования стандартов по обеспечению питанием 1 глава




В первые годы жизни детский организм преодолевает сильнейшие изменения, связанные как с психическим и физическим развитием, так и с повышением нервно-психической нагрузки. Отсюда возникает важность в непрерывном поступлении заменимых и незаменимых питательных веществ через сбалансированное питание. Но добиться этого можно лишь при условии правильно организованного, рационального питания детей в дошкольных и школьных учреждениях, а также в домашних условиях.

Система организации питания в образовательных учреждениях предусматривает выполнение определенных требований:

– Энергетическая ценность рационов должна соответствовать суточной энергозатрате детей и подростков.

– Необходимо обеспечить сбалансированности рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, углеводы, витамины, минеральные вещества, соли и микроэлементы.

– Рацион питания должен состоять из всех групп продуктов, т. е. быть разнообразным.

– Необходимо создание оптимального режима питания.

– Обеспечение сохранности исходной пищевой ценности и высоких вкусовых качеств при технологической и кулинарной обработке продуктов и блюд.

– Учет индивидуальных особенностей детей (наличие прогрессирующих заболеваний, аллергии, непереносимости отдельных продуктов и блюд).

– Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, заключающейся в соблюдении всех санитарных требований к состоянию и использованию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд. Результаты социологического исследования по удовлетворенности обучающихся и их родителей организацией и качеством питания в образовательных организациях РФ, а также итоги мониторинга за состоянием школьного меню в течение нескольких лет (полученные в рамках ежегодного мониторинга Министерства просвещения РФ), обнаружили значительные отклонения от принципов рационального питания (https://iuorao.ru).

В общеобразовательных организациях зачастую не достигается 100%-й охват одноразовым и двухразовым горячим питанием обучающихся обычной категории, льготной категории, а также обучающихся, у которых есть установленный диагноз по таким заболеваниям, как диабет, целиакия, заболевания ЖКТ, аллергия и другие хронические заболевания. Основными причинами являются большие очереди, нехватка времени на подготовку к приему пищи и само потребление, нехватка мест, обусловленная несоответствием школьных столов проектной мощности. Нередко дети жалуются родителям, что еда в школьных столовых холодная, либо недостаточно подогретая.

Стоимость питания недоступна многим детям в силу достатка семьи, даже с учётом субсидий и компенсаций: более чем для 11 % родителей стоимость питания ребёнка в школьной столовой является ощутимой для семейного бюджета и, можно предположить, что в этих семьях дети либо вообще не питаются в школьной столовой, либо питаются там нерегулярно, и, соответственно, для них недоступно полноценное сбалансированное питание в течение дня. Значительная часть родителей (74,3 %) считает стоимость питания ребёнка в школьной столовой «средней», что также позволяет предположить нерегулярность питания (например, только завтрак или только обед, или покупка хлебобулочных изделий, перекус) у детей из этих семей. Частичное решение этой проблемы пришло с установлением муниципальных мер социальной поддержки, а также с внедрением во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации бесплатного одноразового питания для учащихся 1–4 классов.

Многие школы выполняют функцию общеобразовательного учреждения полного дня в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Таким образом, дети после уроков посещают занятия в рамках дополнительного образования, элективных курсов, кружков, спортивных секций и др. В этом случае задача школьных столовых — обеспечить правильное питание детей в соответствии с графиком их пребывания в школе.

Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды. Широкие эпидемиологические исследования, проведенные в последние годы специалистами ФГБУН «ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи» и других медицинских учреждений страны, выявили значительные нарушения в структуре питания и пищевом статусе детей и подростков. К их числу относятся: существенные отклонения от рекомендуемых норм потребления пищевых веществ детьми дошкольного и школьного возраста, снижение показателей физического развития. Отмеченные нарушения питания детей и подростков являются одной из главных причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы.

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, причём независимо от наличия или отсутствия у детей и подростков хронических заболеваний, которые сопровождаются ограничениями в питании. Полноценное питание является жизненно важным условием для нормального функционирования детского и подросткового организма, особенно в период роста и развития. Здоровое питание имеет большое значение для детей с хроническими заболеваниями.

В большинстве общеобразовательных организаций страны практически отсутствует разработанный системный подход обеспечения питанием детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, целиакия, аллергия, заболевания ЖКТ и др.), что связано со следующими причинами:

– отсутствие в общеобразовательных организациях специалистов необходимого уровня квалификации (диетологи, технологи и т. д.), способных разработать индивидуальное меню для детей с хроническими заболеваниями;

– невозможность приобрести специализированное питание из-за ограниченного ассортимента продукции или ее отсутствия на магазинных прилавках;

– высокая стоимость специальных продуктов;

– неготовность или отсутствие желания у отечественных предприятий вкладываться в специфическое и ответственное производство продукции для детей с различными диагнозами;

– отсутствие нормативно-правовой базы по соблюдению норм содержания отдельных веществ в пищевой продукции, а также специальной маркировки;

– особенности приготовления пищи для данной категории детей (наличие отдельной посуды, необходимость обеспечения чистоты приготовления продукции, что подразумевает отдельное оборудование и место приготовления и др.).

Указанные выше общие проблемы в образовательных организациях, по оценкам экспертов в области питания, возможно решить, применяя единые подходы и используя наиболее перспективные ключевые технологии (пищевые и социально ориентированные). С целью достижения более высокого качественного уровня системы питания необходима оптимизация, в т. ч.:

– обеспечение прозрачности ценообразования для потребителя, заказчика, контролирующих органов и плательщика;

– создание профессиональных стандартов для специалистов, осуществляющих производство продукции и организацию питания в учреждениях образования (возможно совместно со специалистами из системы здравоохранения и социальной защиты);

– создание специализированных структур (операторов питания), представляющих интересы заказчика, плательщика и потребителя, выполняющих функции обеспечения эффективности использования ресурсов;

– применение технологии замораживания, сублимационной (лиофильной) сушки (низкотемпературной (-50 °С…-70 °С), инфракрасной сушки (при невысоких температурах - 45 °С…65 °С) фруктов, ягод и овощей, мяса, рыбы;

– разработка новых безопасных технологий, сборников рецептур и методических рекомендаций по приготовлению блюд с высокой биологической ценностью (боулы, WOK, смузи, коктейли плодово-ягодные, молочные, овощные и др.) и их применение на местах, в школах, дошкольных учреждениях.

Особую значимость для формирования правильного рациона питания в дошкольных и общеобразовательных учреждениях имеют медицинские и гигиенические подходы. К ним относятся:

– повышение обеспеченности микронутриентами, про- и пребиотиками путем включения в рацион блюд, обогащенных этими элементами;

– факторы индивидуального потребления витаминно-минеральных комплексов в виде напитков и/или дополнительных препаратов.

Важным направлением в данной области является именно оптимизация режима питания, позволяющая составлять не просто вкусное и разнообразное меню, а создавать сбалансированные рационы, подходящие под разные категории учащихся.

Важно отметить необходимость внедрения принципов персонализированного и индивидуализированного питания школьников.

Обучающиеся общеобразовательных организаций представляют собой неоднородный по потребностям коллектив. При этом в большинстве случаев в школьном питании используется усредненное меню, которое не в состоянии покрыть потребности организма каждого ребенка. В связи с этим видится актуальным при организации питания учитывать особенности каждого ребенка и предоставлять им индивидуальные рационы.

Одним из востребованных вариантов расширения меню в общеобразовательных учреждениях является система «шведского стола», при которой существует возможность выбора одного из двух-трех вариантов завтрака или обеда. Тем не менее сделать такой подход массовым и максимально приближенным к персонализированному питанию мешают существующие условия организации питания. Значительное число пищеблоков работают на сырье, в том числе и те, которые по своим планировочным решениям относятся к пищеблокам-доготовочным с запретом работы на сырье.

Очевидно, что такой подход не позволяет значительно расширить ассортимент в меню, этого можно достичь только индустриальными методами, используя поставку полуфабрикатов высокой степени готовности с комбинатов школьного питания.

Более перспективной моделью является самостоятельное формирование рационов питания обучающимися и их родителями, предусматривающее создание рациона для каждого ученика с учетом его потребностей, особенностей. Для реализации такой модели необходимо использовать специальные программные комплексы, позволяющие формировать ежедневные рационы, а также использовать индустриальные подходы к организации питания.

Вместе с тем, рационализация питания детей и совершенствование системы организации питания в общеобразовательных организациях связана, в первую очередь, с решением социально-экономических и управленческих проблем.

Цель Стандарта

Настоящий Стандарт разработан с целью объединения практик, используемых на территории Белгородской области, выработки и применения единых подходов для совершенствования организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях и оказания методической помощи органам исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим управление в сфере образования, организациям, предоставляющим услуги общественного питания в общеобразовательных учреждениях, руководителям и ответственным специалистам общеобразовательных учреждений и предприятий в сфере организации качественного и доступного горячего школьного питания.

Настоящий Стандарт разработан для применения на территории Белгородской области и рекомендован для использования в практической деятельности органам исполнительной власти Белгородской области, органам местного самоуправления, муниципальным и государственным общеобразовательным организациям, предприятиям общественного питания независимо от формы собственности, осуществляющим организацию питания в общеобразовательных организациях Белгородской области.

 

Стандарт выполняет две основные функции:

– информационную, предлагающую возможность всем заинтересованным специалистам получить актуальную информацию о состоянии системы школьного питания в регионе, об эффективном опыте организации питания, типичных ошибках при организации системы школьного питания и путях их преодоления, о нормативных правовых документах, действующих в данной сфере;

– методическую, позволяющую привести к единообразию всю систему питания в регионе. В Стандарте приведены базовые варианты меню для проектирования рационов специализированного питания с учетом персонального физиологического статуса.

Использование описанных в Стандарте подходов положительно скажется на росте экономики за счет модернизации и создания новых региональных пищевых производств, привлечения частных инвестиций, как в сферу школьного питания, так и в региональное сельское хозяйство, позволит провести модернизацию инфраструктуры школьного питания до сентября 2023 года, как это указано в федеральном законе № 47-ФЗ от 01.03.2020 г. «О внесении изменений в федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В Белгородской области организация питания в общеобразовательных организациях осуществлялась разрозненными коммерческими организациями (ИП, ООО), либо образовательными организациями самостоятельно. Комбинаты школьного питания (КШП) выполняли исключительно функцию приготовления питания, в их обязанности не входила модернизация пищеблоков и технологического оборудования. Кроме того, КШП не осуществляли реализацию социальных программ и программ, направленных на пропаганду здорового питания и здорового образа жизни.

В настоящее время в Белгородской области к организации питания стали привлекаться специализированные организации, оказывающие услуги общественного питания — операторы питания. Текущий анализ их деятельности показал, что частные компании способны работать эффективнее муниципальных КШП и обеспечивать качественное питание при том же уровне цен на школьное питание.

Одновременно с этим в образовательных организациях существовала еще одна серьёзная проблема — это несоответствующее стандартам качества состояние пищеблоков, в т. ч. устаревшее оборудование, находящееся в собственности образовательных организаций. Эта ситуация создавала высокие риски в части обеспечения безопасности питания детей в общеобразовательных организациях. Для решения этой проблемы были разработаны соответствующие рекомендации по формированию системы развития материально-технической базы пищеблоков школьных столовых в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Белгородской области.

Для использования единых подходов и стандартов качества питания во Белгородской области разработан Региональный Стандарт предоставления услуги по обеспечению горячим питанием обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Белгородской области.

Ожидаемым результатом применения Стандарта станет внедрение обновленных моделей организации качественного и доступного горячего школьного питания на всей территории Белгородской области, созданных на основе лучших, доказавших свою эффективность, муниципальных практик Белгородской области. Таким образом, использование Стандарта на практике создаст условия для стопроцентного охвата обучающихся общеобразовательных организаций здоровым горячим школьным питанием.

 


 

1 Требования к безопасности, составу, пищевой ценности, объему, качеству содержимого «тарелки» и условиям приема пищи в общеобразовательной организации

 

1.1 Требования к безопасности и качеству содержимого «тарелки»

Качество и безопасность пищевых продуктов, используемых в питании обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза тот 09.12.2022 №880.

 

1.2 Требования к безопасности используемой посуды

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех обучающихся, воспитанников (при раздельном приготовлении пищи по группам — одновременное питание всех членов группы).

При организации питания в столовой школы используют фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду (тарелки, блюдца, чашки), отвечающую требованиям безопасности материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд должны быть изготовлены из нержавеющей стали или аналогичных по гигиеническим свойствам материалов.

Согласно требованиям и правилам СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в школьных столовых допускается использование одноразовых столовых приборов и посуды, отвечающих требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, и допущенными для использования под горячие и/или холодные блюда и напитки. Повторное использование одноразовой посуды не допускается.

 

1.3 Требования к удовлетворению физиологической потребности в основных пищевых веществах, энергии и биологических активных минорных веществах с учетом региональных особенностей и специфики образовательного процесса

Физиологическая потребность в энергии и пищевых веществах - необходимая совокупность качественных и количественных эссенциальных алиментарных факторов для поддержания динамического равновесия между человеком как сформировавшимся в процессе эволюции биологическим видом и окружающей средой, направленная на обеспечение жизнедеятельности, сохранение и воспроизводство вида и поддержание адаптационного потенциала.

Каждый обучающийся и воспитанник должен быть обеспечен пищевыми веществами, необходимыми ему для нормального роста, развития, обеспечения эффективного обучения и адекватного иммунного ответа, с учетом его возрастных и физиологических потребностей, а также времени пребывания в образовательном учреждении, что прописано в следующих нормативных документах: СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», МР 2.3.1.0253-21 «Гигиена питания. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации», МР 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания для обучающихся общеобразовательных организаций».

Меню для каждой возрастной группы детей должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации). Рекомендуемый образец приведен в Приложении № 8 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Питание детей должно осуществляться в соответствии с утвержденным меню.

Допускается замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на иные виды пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий в соответствии с таблицей замены пищевой продукции с учетом ее пищевой ценности (Приложение № 11 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Меню допускается корректировать с учетом климатогеографических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания детей основных пищевых веществ.

Для дополнительного обогащения рациона питания детей микронутриентами в эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах в меню должна использоваться специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенная витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска. Витаминные напитки должны готовиться в соответствии с прилагаемыми инструкциями непосредственно перед раздачей. Замена витаминизации блюд выдачей детям поливитаминных препаратов не допускается. В целях профилактики йододефицитных состояний у детей должна использоваться соль поваренная пищевая йодированная при приготовлении блюд и кулинарных изделий.

 

1.4 Требования к ассортименту продуктов; перечни разрешенных и запрещенных продуктов для организации питания обучающихся

Перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей, представлен в Приложении 6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (Приложение В настоящего Стандарта).

Среднесуточные наборы пищевой продукции для организации питания детей представлены в Приложении 7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (Приложение Б настоящего Стандарта).

 

1.5 Нормы обеспечения питанием детей в общеобразовательных организациях с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и местных особенностей питания населения; допустимые нормы замены одних продуктов другими

Оптимальное (здоровое) детское питание — это необходимое условие для обеспечения здоровья, способности к обучению (включая все возрастные группы), устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным факторам.

Среднесуточный рацион питания должен удовлетворять физиологические потребности в энергии и пищевых веществах детей всех возрастных групп (МР 2.3.1.0253-21 «Гигиена питания. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации»). Большинство детей посещают образовательные учреждения, где они получают с пищей значительную часть пищевых веществ и энергии. При этом организация питания в детских образовательных учреждениях регламентируется среднесуточными наборами продуктов питания, обеспечивающими детей необходимым количеством энергии и нутриентов, в зависимости от длительности пребывания в образовательных учреждениях.

При организации питания детей школьного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях, следует иметь в виду следующие основные медико-биологические требования (таблица 1):

а) рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 20–25 % и 30–35 % суточной потребности в энергии соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55–60 % рекомендуемых суточных физиологических норм потребности;

б) рационы должны быть дифференцированы по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов в зависимости от возраста детей (для 7–11 лет и 11–18 лет);

в) необходимо соблюдение режима питания — завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (в 10–11 ч), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе), полдник и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).

В примерном меню должно учитываться рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. Рекомендуемые нормы потребления белков, жиров, витаминов и минеральных веществ (завтрак, обед) для детей 7–18 лет в образовательных учреждениях составляют 55–60 % от суточной потребности.

 

Таблица 1 — Распределение в процентном отношении потребления энергии по приемам пищи детьми 7–18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях (Приложение № 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20)

Прием пищи Доля суточной потребности в энергии, %*
Завтрак 20–25
Обед 30–35
Полдник  
Ужин 25–30
* Рекомендуемое потребление белков, жиров, витаминов и минеральных веществ детьми (завтрак, обед) в образовательных учреждениях должно составлять 55–60 % от суточной потребности.

 

Среднесуточные наборы пищевой продукции для организации питания детей от 7 до 18 лет (в нетто г, мл, на 1 ребенка в сутки) представлены в таблице 2 настоящего Стандарта.

 

Таблица 2 — Масса порций для детей в зависимости от возраста (в граммах) (Приложение №9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20)

Блюдо Масса порций
от 1 года до 3 лет 3–7 лет 7–11 лет 12 лет и старше
Каша или овощное, или яичное, или творожное, или мясное блюдо (допускается комбинация разных блюд завтрака, при этом выход каждого блюда может быть уменьшен при условии соблюдения общей массы блюд завтрака) 130–150 150–200 150–200 200–250
Закуска (холодное блюдо) (салат, овощи и т. п.) 30–40 50–60 60–100 100–150
Первое блюдо 150–180 180–200 200–250 250–300
Второе блюдо (мясное, рыбное, блюдо из мяса птицы) 50–60 70–80 90–120 100–120
Гарнир 110–120 130–150 150–200 180–230
Третье блюдо (компот, кисель, чай, напиток кофейный, какао-напиток, напиток из шиповника, сок) 150–180 180–200 180–200 180–200
Фрукты        

 

 

1.6 Требования к разработке вариантов типового регионального меню и примерных меню на их основе; методика формирования меню на период не менее двух недель (10–14 дней) в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню, а также меню-раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд с учетом требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и регионального законодательства в области организации питания для государственных и муниципальных общеобразовательных организаций. Требования к формированию рациона питания обучающихся. Общие принципы формирования рациона питания детей и подростков. Типовые меню и варианты их реализации в примерных меню

Меню должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) (таблица 3), при этом необходимо учитывать следующее:

– при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;

– при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30 %.

Допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/-5 % при условии, что средний % пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 (Приложение № 10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

 

Таблица 3 — Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в организации

Тип организации Прием пищи Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии
Общеобразовательные организации и организации профессионального образования с односменным режимом работы (первая смена) завтрак 20–25 %
обед 30–35 %
полдник 10–15 %
Общеобразовательные организации и организации профессионального образования с двусменным режимом работы (вторая смена) обед 30–35 %
полдник 10–15 %
Организации с круглосуточным пребыванием детей завтрак 20 %
второй завтрак 5 %
обед 35 %
полдник 15 %
ужин 20 %
второй ужин 5 %

Организация, осуществляющая питание детей должна разработать меню, которое утверждает ее руководитель.

В случае привлечения предприятия общественного питания к организации питания детей в организованных детских коллективах меню должно утверждаться руководителем предприятия общественного питания, согласовываться с руководителем организации, в которой организуется питание детей.

В случае если в организации питания детей принимает участие индивидуальный предприниматель, меню должно утверждаться индивидуальным предпринимателем, согласовываться с руководителем организации, в которой осуществляется питание детей.

Меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей (рекомендуемый образец приведен в Приложении № 8 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Питание детей должно осуществляться в соответствии с утвержденным меню.

Допускается замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на иные виды пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий в соответствии с таблицей замены пищевой продукции с учетом ее пищевой ценности (таблица 4).

 

Таблица 4 — Таблица замены пищевой продукции в граммах (нетто) с учетом их пищевой ценности (Приложение №11 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20)

Вид пищевой продукции Масса, г Вид пищевой продукции — заменитель Масса, г
       
Говядина   Мясо кролика  
Печень говяжья  
Мясо птицы  
Рыба (треска)  
Творог с массовой долей жира 9 %  
Баранина II кат.  
Конина I кат.  
Мясо лося (мясо с ферм)  
Оленина (мясо с ферм)  
Консервы мясные  
Молоко питьевое с массовой долей жира 3,2 %   Молоко питьевое с массовой долей жира 2,5 %  
Молоко сгущенное (цельное и с сахаром)  
Сгущено-вареное молоко  
Творог с массовой долей жира 9 %  
Мясо (говядина I кат.)  
Мясо (говядина II кат.)  
Рыба (треска) 17,5
Сыр 12,5
Яйцо куриное  
Творог с массовой долей жира 9 %   Мясо говядина  
Рыба (треска)  
Продолжение таблицы 4
Яйцо куриное (1 шт.)   Творог с массовой долей жира 9 %  
Мясо (говядина)  
Рыба (треска)  
Молоко цельное  
Сыр  
Рыба (треска)   Мясо (говядина)  
Творог с массовой долей жира 9 %  
Картофель   Капуста белокочанная  
Капуста цветная  
Морковь  
Свекла  
Бобы (фасоль), в том числе консервированные  
Горошек зеленый  
Горошек зеленый консервированный  
Кабачки  
Фрукты свежие   Фрукты консервированные  
Соки фруктовые  
Соки фруктово-ягодные  
Сухофрукты:
Яблоки  
Чернослив  
Курага  
Изюм  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: