Примерная форма дневника практических занятий




И. С. Кружилина,

директор Санкт-петербургского медицинского училища № 9, преподаватель и администратор высшей категории.

Кошелев А. А.

Медицина катастроф. Теория и практика:Учеб. пособие. — СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2005. - 320 с.

ISBN 5-93979-152-2

Пособие составлено в соответствии с программой курса «Медицина катастроф» для учебных заведений среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело» и снабжено алго­ритмами действий, схемами, таблицами, планами проведения каждого занятия, тестами и ситуационными задачами с ответами для исходного, текущего и итогового контроля уровня знаний. Уделяется внимание се­стринскому процессу при оказании помощи пострадавшим.

Книга предназначена для студентов медицинских училищ, коллед­жей, слушателей курсов повышения квалификации средних медицин­ских работников, для средних медицинских работников практического здравоохранения, «скорой» и «неотложной помощи», преподавателей медицины катастроф, а также может быть использована при медицин­ской подготовке профессиональных спасателей.

О Кошелев А. А., 2005
ISBN 5-93979-152-2© ЭЛБИ-СПб, 2005


ОБ ЭТОМ ПОСОБИИ

Руководство к практическим занятиям по медицине ката­строф является вторым переработанным и дополненным изда­нием для подготовки средних медицинских работников к ра­боте в экстремальных ситуациях.

Учебный материал изложен в соответствии с программой курса «Медицина катастроф» для учебных заведений среднего профессионального образования по специальности «Сестрин­ское дело» (Москва, ВУНМЦ, 2002).

Основной акцент в практических занятиях делается на до­госпитальный этап и оказание доврачебной помощи в случа­ях, когда средний медицинский работник оказывается один на один с пострадавшим и должен принять самостоятельно единственно правильное решение для спасения жизни челове­ка в экстремальных условиях.

В каждом практическом занятии приводятся не только ба­зисные теоретические сведения, необходимые для обучения, но и алгоритмы действий, схемы, таблицы, которые значи­тельно облегчают усвоение учебного материала.

В руководстве приведены примеры тестовых задании раз­личной степени сложности, ситуационных задач с решения­ми, индивидуальные задания для студентов. Подробно описы­вается последовательность действий медицинской сестры при выполнении манипуляций по оказанию помощи и уходу за пострадавшим.

Много внимания уделяется сестринскому процессу и по­становке сестринского диагноза, который помогает в сложных практических ситуациях выделить приоритетные проблемы пострадавших и найти пути их решения.

Руководство может быть рекомендовано для медицинских училищ, колледжей, училищ повышения квалификации сред­них медицинских работников, средних медицинских работни­ков практического здравоохранения, «скорой» и «неотложной помощи», преподавателей медицины катастроф. Руководство можно использовать и при медицинской подготовке профес­сиональных спасателей.



ОБ ЭТОМ ПОСОБИИ


НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В настоящем руководстве отражены практически все темы, предусмотренные программой курса «Медицина катастроф». Руководство не является единственным и абсолютно правиль­ным образцом построения учебного процесса, а лишь дает возможность студентам получить систематизированные и сконцентрированные в одном блоке знания. Для преподавате­лей руководство представляет собой вариант создания мето­дического материала. Выбор последовательности изложения тем, построение занятия могут быть различными и зависят от целей, которых пытается достичь преподаватель. Местом про­ведения практического занятия может являться клиническая база, конкретно то лечебное отделение, где сосредоточены те­матические больные, или оборудованный доклинический ка­бинет.

Собственный опыт преподавания медицины катастроф по­казал: несмотря на то что студенты изучают курсы хирургии с основами реаниматологии, фармакологии, внутренних и дет­ских болезней, многие темы этих курсов, параллельно затра­гиваемые на наших занятиях, были недостаточно ими усвое­ны. Поэтому необходимо повторение и углубление знаний, умений и навыков, уже полученных при изучении смежных учебных дисциплин. На практических занятиях по медицине катастроф акцент делается на более углубленном освоении приемов оказания доврачебной помощи на догоспитальном этапе и в экстремальных условиях, когда средний медработ­ник оказывается один на один с пострадавшим или с боль­шим количеством пострадавших.

Главной целью практических занятий на курсе «Медицина катастроф» является обучение студентов распознаванию неот­ложных состояний, определению тяжести поражения и при­нятию самостоятельного и правильного решения по оказанию помощи. Даже в случае когда средний медработник не может


точно определить имеющееся поражение, он должен уметь, пользуясь схемой сестринского процесса, выделить приори­тетные проблемы пострадавшего (угрожающие жизни синдро­мы) и самостоятельно решить их в кратчайшие сроки.

На каждом практическом занятии целесообразно давать каждому студенту конкретное задание по сестринскому про­цессу в экстремальной ситуации и просить его обосновать свое решение.

При защите своего решения студент должен не только пе­речислить мероприятия по каждому пункту, но и объяснить, какими способами можно достичь цели.

Примерная схема сестринского процесса в экстремальной ситуации представлена на схеме 1.


 




МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ


ОБ ЭТОМ ПОСОБИИ


 


 


Схема 1.(Окончание)

На практическом занятии каждый студент ведет дневник, где подробно отражает тему и цели занятия, уровни усвоения, план занятия, отмечает все самостоятельно выполненные за­дания и манипуляции, заносит в дневник основные схемы и алгоритмы действий в конкретных условиях. Ведение такого дневника помогает студенту систематизировать и осмысливать полученные на занятии знания и лучше усваивать информа­цию. Преподаватель по дневнику студента может объективно оценить работу каждого на занятии и уровень освоения мате­риала.


Примерная форма дневника практических занятий

 

 

 

  Тема занятия и цели План занятия Оценки в ходе занятий Итоговая
Дата исходный контроль текущий контроль манипу­ляции оценка и подпись преподавателя
             

В дневнике студент должен отразить:

— содержание занятия;

— алгоритмы, схемы, индивидуальные задания и др.;

— выполненные манипуляции (какие и сколько раз). Вот как может выглядеть план занятия:

 

1. Контроль исходного уровня знаний, проверка домашне­го задания.

2. Объяснение преподавателем и отработка малыми груп­пами и индивидуально вопросов изучаемой темы.

3. Текущий контроль усвоения материала в ходе занятия.

4. Обобщение пройденного материала, итоговый контроль, выяснение типичных ошибок и их коррекция.

5. Составление отчета студентами о самостоятельной рабо­те, получение домашнего задания по следующей теме практи­ческого занятия, выставление итоговой оценки и подписание дневников преподавателем.

В ходе занятия студенты должны работать активно и твор­чески. Для этого необходимо привлекать их не только к прак­тической работе с пациентами и учебным материалом, но и к решению ситуационных задач и тестов, выполнению индиви­дуальных заданий с решением проблем пострадавших в про­цессе всего учебного времени. В руководстве предлагаются ва­рианты таких заданий по исходному, текущему и заключительному контролю знаний.

Итоговая оценка на практическом занятии складывается из результатов решения всех заданий, умения студента выпол­нять необходимые манипуляции, его активности, соответству­ющего профессии внешнего вида и деонтологического пове­дения, наличия и правильности ведения дневника.

При оценке решения тестовых заданий следует исходить из общепринятых критериев:

до 10% неправильных ответов — «5»;

до 20% неправильных ответов — «4»;

до 30% неправильных ответов — «3»;

более 30% неправильных ответов — «2».


 




МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ


При решении ситуационных задач в первую очередь оце­нивают способность студента определить неотложное состоя­ние или выделить приоритетные проблемы пациентов, то есть его знание сестринского процесса. Второе, что должен знать студент,— это мероприятия и последовательность их выпол­нения при оказании доврачебной помощи. В решении задачи должны быть четко изложены цели выполнения каждой мани­пуляции, каждого действия.

При успешном ответе на все поставленные вопросы ста­вится «5». Если студент не смог определить неотложное состо­яние или приоритетную проблему пострадавшего — «2».

Все остальные варианты ответов оцениваются индивидуа­льно 3—4 баллами.

При практической работе в отделениях с пациентами каж­дый студент должен получить индивидуальное задание и сде­лать по нему доклад в конце занятия. Цель индивидуального задания — активное изучение всех этапов лечения пациента и умение определить конкретные их особенности в базовом ле­чебном учреждении.

Студент должен уметь самостоятельно оценить, правильно ли поставлен сестринский процесс при уходе за пациентом, увидеть недостатки и обсудить свои замечания и предложения в учебной группе. При вручении студентам индивидуальных заданий преподаватель должен сделать акцент на необходимо­сти соблюдения деонтологических принципов при работе с пациентами и медицинским персоналом.

Во время работы студентов в отделениях, процедурных, пе­ревязочных преподаватель должен постоянно наблюдать за выполнением манипуляций, соблюдением санэпидрежима, деонтологии. В ходе работы необходимо объяснять студентам причины допущенных ошибок, вести опрос по смыслу и це­лям выполняемых ими манипуляций и других вмешательств. Наиболее серьезные проблемы следует обсуждать в учебной группе в конце занятия.

Занятия должны быть обеспечены дидактическим материа­лом, раздаточным материалом для каждого студента, с кото­рым он мог бы работать.

Хорошим подспорьем для преподавателя является техноло­гическая карта проведения занятия, которая позволяет полно­стью отслеживать ход занятия и ежеминутно владеть учебной ситуацией.


ГОСУДАРСТВ EH H Ы И





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!